рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Учебное пособие по экономической теории

Кооперация, выступая системообразующим фактором предприятия, оформляет его не только в виде технологического и организационного единства, но и ведет к обособлению кругооборота экономических ресурсов, позволяет реализовать экономический интерес.

Отсюда, с точки зрения технико-организационного единства предприятие - это экономически обособленный субъект хозяйствования, выступающий звеном обобществленного производства и представляющий кооперацию во внутреннем (единичном) разделении труда.

Однако с точки зрения функционирования и места предприятия в рыночной экономике, удобнее следующее определение предприятия. Это такой хозяйствующий субъект, который: I) основан в соответствии с действующим законодательством страны (юридическое лицо); 2) занимается предпринимательской деятельностью (субъект хозяйственно обособлен); 3) функционирует на принципах коммерческого расчета (субъект экономически обособлен).

В этом определении акцент сделан на обособленность предприятия, где подчеркивается, что все предприятия, независимо от форм собственности, их размеров обладают рядом общих родовых: признаков. Формы проявления экономической обособленности предприятий: обособление экономических ресурсов; осуществление воспроизводства за счет результатов хозяйственного оборота; наличие специфических экономических интересов и их реализация.

Это определение подходит и для фирмы, хотя, строго говоря, понятие «фирма» и «предприятие» не синонимы. Официальная статистика большинства развитых стран различает эти понятия (число предприятий значительно превышает число фирм). Так, современный концерн объединяет предприятия различных отраслей промышленности, связанных между собой технологически (кроме того, в концерн могут входить предприятия торговли, сферы услуг, финансового бизнеса, научных: разработок и т.д.). Цель такого объединения - исследование преимуществ вертикальной и горизонтальной интеграции, стремление не зависеть oт конъюнктурных колебаний рынка. И наоборот, конгломерат объединяет совершенно не связанные друг с другом предприятия, что позволяет использовать (находить) преимущества на рынке на основе диверсификации.

В этом примере в термин «предприятие» вкладывается технико-организационная сторона обособленности, а в качества фирм будут выступать концерн, конгломерат, для которых xapaктерна экономическая обособленность. Но любое предприятие может выступать не только в роли технико-организационного обособленного эвена, но и экономического. В этом случае в традиции западной экономической мысли это первичное звено народного хозяйства называют фирмой, в российских условиях сохраняется термин предприятие.

Рассмотрим взаимосвязь понятий «фирма и рынок».

Фирма трактуется как система, альтернативная рынку. Внутри фирмы отношения регулируются не рыночными сигналами, а командами в условиях иерархической системы. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма обеспечивает их концентрацию. На рынке господствуют косвенные методы контроля, внутри фирмы - прямы». Рынок исключает диктат, он основан на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, она основана нa административных формах управления. А если это так, то граница развития фирмы (ее оптимальный размер) определяется чертой, на которой уравновешиваются (соизмеряются) рыночные издержки и издержки административного механизма (Р.Коуз).

Фирма нуждается в объективном контролере - рынке, который дополняет административный механизм. Но и рынок нуждается в фирмах, именно они дают необходимый для развития рыночной экономики достаточный набор товаров и тот излишек, который покрывает издержки по вовлечению в рыночный оборот производств, сохраняющих конкурентную среду.

Предприятие - субъект рыночных отношений. Для предприятия рынок - система конкурентно-состязательных отношений, определяющая характер хозяйственного поведения предприятия, формы и методы организации осуществляемого производства, реализацию его целей.

С одной стороны, рыночная среда оказывает самое активное воздействие на хозяйственное поведение предприятий, а с другой - предприятие оказывает воздействие на рынок. Хозяйственное поведение предприятий формируется под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. К внешним факторам отнесем рынок, к внутренним - размер, структурная организация, распределение прав собственности и контроля.

Экономическое поведение первичного звена народного хозяйства определяется условиями, в которые его поставило общество.

Признаки классификации предприятий.

В экономике любой страны функционирует множество различных предприятий. Все они могут быть разделить на определенные группы по нескольким признакам.

1.Отраслевая принадлежность фирмы.

2.Специализация предприятий.

3.Номенклатура продукции фирмы.

4.Тип организации производства на предприятии.

5.Территориальная  принадлежность.

6.Размеры фирм или степень концентрации производства.

Наиболее простым и удобным измерителем масштабов производства является количество выпущенной продукции (услуг). Этот показатель подходит для сравнения размеров предприятий, выпускающих однородную продукцию, например: угольные шахты или атомные электростанции.

Определенные трудности возникают при оценке объемов продукции многопродуктовых фирм. В этом случае возникает необходимость использовать стоимостные показатели. Однако даже при равной численности работников и одинаковой их технической вооруженности масштабы производства ювелирной фабрики в десятки раз превысят объемы продукции хлебозавода. Тем не менее, такой способ классификации фирм на малые, средние и крупные применяется достаточно часто. Так, в Германии к предприятиям малого бизнеса относят фирмы с годовым объемом производства (оборотом) до 25 млн. марок.

Наиболее распространенным признаком группировки фирм по их размерам является численность работников.

Однако численность персонала, так же как и показатель объема продукции, не позволяет дать исчерпывающей характеристики величины предприятия. Эти два показателя не отражают техническую вооруженность труда, а, следовательно, и производственный потенциал фирмы. Для более полной оценки размеров фирмы необходимо также использовать показатель стоимости основного капитала предприятия.

Размеры фирмы оказывают существенное влияние на результаты ее работы, уровень эффективности производства и перспективы дальнейшего развития.

Крупный и малый бизнес.

В ряде стран мира на крупных фирмах сконцентрирована значительная часть капитала и производства. В обрабатывающей промышленности США на долю 200 крупнейших фирм приходится около 50% всего капитала и примерно 60% объема продукции. В России 2% крупных предприятий (на каждом из которых занятость составляется более 5 тыс. чел.) производят 40% всей промышленной продукции и получают половину прибыли этой отрасли.

Укажем на основные преимущества крупного предпринимательства:

1. Специализация, утилизация отходов, преимущества в использовании научно-технических достижений и сокращение управленческих расходов приносят крупной фирме дополнительную прибыль. Эта дополнительная прибыль возникает как за счет расширения масштабов производства продукции, так и в результате снижения издержек на изготовление и реализацию каждого изделия.

2. Крупное предпринимательство обладает определенными преимуществами на товарном рынке, рынках финансовом и транспортных услуг. Обычно крупная фирма занимает более выгодные позиции в конкурентной борьбе. Она заполняет значительную часть рынка товарами своего профиля, ей более доступны кредиты и транспортные услуги. Кроме того, крупные фирмы имеют широкие возможности для маневрирования ценами и использования всего арсенала маркетинговых инструментов: исследование рынка, цен, конкурентов, реклама, организация сбыта.

Преимущества крупного производства не являются универсальными и постоянными. Причем они проявляются неодинаково на фирмах разных отраслей экономики. Со временем действие некоторых из них затухает, и необоснованное расширение производства может привести к отрицательным последствиям. Бюрократизация, многоступенчатость управленческой лестницы, ослабление координации и контроля работы фирмы приводят, в конечном счете, к снижению эффективности производства, которое выражается в росте издержек производства единицы продукции.

Известно, что размеры любою предприятия имеют две границы: верхнюю и нижнюю. Верхний уровень достигается тогда, когда дальнейшее увеличение размеров фирмы приводит к росту затрат в расчете на единицу продукции. Нижняя граница характеризует минимальный эффективный размер фирмы. Он представляет собой такой объем продукции, при котором предприятие может в долгосрочном периоде добиться самых низких издержек на единицу продукции (услуги).

Для предприятий различных отраслей производства расположение этих границ неодинаково. Так, в мясной и мебельной промышленности расстояние между фазами производства настолько велико, что здесь могут длительное время сосуществовать крупные и малые фирмы.

Совершенно иная ситуация складывается в машиностроении, автомобилестроении, металлургии и других отраслях. Издержки производства одного автомобиля или одной тонны металла в течение длительного времени снижаются одновременно с ростом объема производства продукции. Поэтому в этих отраслях промышленности преобладает крупный бизнес.

В розничной торговле, сфере услуг, пищевой, текстильной, обувной промышленности верхняя и нижняя границы размеров предприятий близки друг к другу. Отрицательный эффект масштаба - рост издержек производства единицы продукции вследствие увеличения объема производства достигается здесь быстро. Поэтому в этих отраслях малые фирмы оказываются порой даже более эффективными, чем крупные.

Следовательно, в условиях развивающейся экономики крупные предприятия должны обязательно сосуществовать с малым бизнесом. Мировой опыт показывает, что развитие малого предпринимательства позволяет успешно решать целый ряд важных народнохозяйственных задач.

Основные преимущества малого бизнеса заключаются в следующем:

Во-первых, малые предприятия могут гибко и оперативно приспосабливаться к изменяющемуся спросу населения, учитывать индивидуальные вкусы и запросы потребителей.

Во-вторых, малый бизнес вносит существенный вклад в ускорение научно-технического прогресса. В США и европейских развитых странах малые предприятия выполняют 50-60% всех научно-технических разработок. Известно, что они играют важную роль в развитии электроники, кибернетики и информатики.

В-третьих, малое предпринимательство позволяет решать проблемы занятости населения. В России оно заметно смягчило последствия структурной перестройки.

В-четвертых, малые предприятия служат развитию крупного бизнеса. Автомобильные, электротехнические и авиакосмические крупные фирмы обычно окружены сотнями малых предприятий. Они поставляют своим партнерам комплектующие узлы, детали полуфабрикаты, оперативно приспосабливают их ассортимент к потребностям своих заказчиков.

Эффективной формой сотрудничества крупного и милого бизнеса выступает франчайзинг. При данной системе крупная головная фирма предоставляет малому предприятию за плачу исключительное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет малому бизнесу кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает  ему в аренду оборудование и т.д. Подобная система оказывается выгодной как головной фирме, так и малым предприятиям.

В-пятых, малый бизнес развивается как одно из основных направлений разгосударствления экономики. Это частные, индивидуальные фирмы, товарищества и общества, производственные кооперативы, участниками (членами) которых являются негосударственные организации и физические лица.

В-шестых, малые предприятия выступают в качестве самостоятельных участников рыночных отношений. Они служат формированию конкурентной среды, преодолению монопольного положения крупных государственных предприятий и объединений.

Общее количество малых предприятий в российской экономике по сравнению с другими странами явно недостаточно.

Определенный недостаток российского малого предпринимательства заключается также в том, что несовершенна его отраслевая структура. Основная часть малых предприятий оказалась сконцентрированной в торговле и общественном питании (40,5%). Непосредственно в сфере материального производства (промышленность и строительство) занято менее 20% малых фирм.

Существует много причин, которые порождают трудности в работе малых предприятий. К ним относятся отсутствие постоянного законодательства и механизма его реализации, опыта, традиций, специалистов и т.п. Но основная причина заключается в том, что зарождающееся в России малое предпринимательство не получает до сих нор достаточной государственной поддержки.

Важным средством реализации программ поддержки малого бизнеса являются федеральные и муниципальные фонды его поддержки.

 Местоположение фирмы.

Уровень эффективной работы фирмы находится в непосредственной зависимости не только от специализации производства, его организации и масштабов предприятия. Существенное влияние на результативность деятельности фирмы оказывает место ее размещения.

Выбор места размещения предприятия не всегда является совершенно свободным и независимым решением. При постройке электростанции, угольной шахты или кирпичного завода учредитель фирмы заранее определяет место, где имеются природные источники энергии или сырья. При окончательном выборе места размещения фирмы необходимо, прежде всего, опираться на экономические факторы и обоснования. Так фирмы, производящие продукцию оборонного назначения обычно располагают подальше от государственных границ. При создании предприятий легкой и текстильной промышленности важно учитывать социальную структуру трудоспособного населения. В некоторых случаях при выборе местоположения фирмы решающую роль играют местный патриотизм и другие мотивы.

В системе экономических факторов выбора местоположения фирмы в качестве основных выступают:

- во первых, масштабы спроса на продукцию предприятия. Они зависят от насыщенности местного рынка данным видом товара, численности, половозрастного состава населения, его доходов, климата, уровня культуры, национальных традиций и религиозной принадлежности жителей региона;

- во вторых, обеспеченность материальными ресурсами. Деревообрабатывающий комбинат строится вблизи лесозаготовительных предприятий, кирпичный завод возводится рядом с местом добычи глины, а тепловая электростанция - недалеко от месторождения каменного угля;

- в третьих, наличие трудовых ресурсов, состояние рынка рабочей силы. Это предполагает оценку уровня занятости населения, общего образования и квалификационной подготовки работников, трудовых традиций и состояния дисциплины, влияния профсоюзов и криминагенной обстановки;

- в четвертых, сформировавшийся уровень оплат труда работников в месте размещения фирмы. Известно, что свободный капитал, прежде всего, устремляется в те регионы, где имеемся дешевая рабочая сила. Но такой подход может оказаться ошибочным. Опыт отдельных фирм показывает, что затраты на обучение и переподготовку низко квалифицированной рабочей силы часто превышает величину экономии заработной платы. Особенно важно учитывать этот фактор при выборе местоположения предприятия за пределами своей страны;

- в пятых, состояние инфраструктуры - уровень развития вспомогательных и обслуживающих производств - энерго-, газо- и водоснабжения, коммунально-бытовых служб, информационных систем, средств связи, медицинских и образовательных учреждений. Особое значение имеют транспортные условия - состояние дорожной сети, возможности использования автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.