рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Учебное пособие по экономической теории

1). Производитель своим объемом производства может повлиять на уровень цен, но общество уравнивает всех в их возможностях присвоения прибыли (межотраслевая и внутриотраслевая конкуренция, К.Маркс). Причем его модели позволяли показать, что монополия – неизбежный спутник этой конкуренции, следствие естественного процесса концентрации и централизации капитала.

2). Производитель своим объемом производства не может повлиять на уровень цен, хотя может получить дополнительную прибыль путем снижения индивидуальных издержек производства (совершенная конкуренция).

3). Производитель своим объемом производства может повлиять на уровень цен, а общество не может экономическими методами усреднить ситуацию (несовершенная конкуренция, и прежде всего чистая монополия).

Обратимся к неоклассическим моделям механизма функционирования рынка. На поведение бизнеса существенное влияние оказывают различные характеристики рынка и, прежде всего, количество фирм в отрасли, свойства продукта (например, наличие заменителей) и возможность вхождения в отрасль других фирм. Указанные характеристики являются критериями классификации типов рынка (рыночных структур). Различают совершенную (чистую) конкуренцию и несовершенную конкуренцию.

Для фирмы в условиях совершенной конкуренции характерно отсутствие ценовой политики, так как доля каждой отдельной фирмы составляет незначительную часть в общем объеме предложения. Чем меньше отдельные фирмы оказывают влияние на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным считается рынок в экономике. Фирма лишь приспосабливается к рыночной цене как заданной величине, но может получать экономическую прибыль путем снижения издержек производства.

Любое производство связано с издержками на него. Задача предпринимателя с этой точки зрения состоит в минимизации издержек и максимизации доходов фирмы. Издержки производства в наиболее общем виде разделяют на постоянные (FC – затраты, не зависящие от количества производимой продукции: – оплата административно-управленческого аппарата, содержание зданий, сооружений, оборудования), переменные (VC – затраты, непосредственно зависящие от количества производимой продукции: покупка сырья, материалов, электроэнергии, рабочей силы). Общие (валовые) издержки (ТС) представляют собой сумму постоянных и переменных издержек.

CD

 

C

 
 








Важно в динамике знать средние издержки фирмы – АС, они исчисляются делением общих издержек на всю произведенную продукцию. Предельные (маржинальные) издержки представляют собой дополнительные издержки, необходимые для обеспечения прироста продукции, они важны, так как предприниматель обязан знать, с каким приростом издержек будет связан желаемый прирост продукции. Их сочетание дает ему в конечном счете сигнал, где необходимо остановить расширение производства. Трансакционные издержки – это издержки фирмы на поиск информации, ведение переговоров, представительские расходы и т.д. Они не имеют отношения к непосредственному производству, но без них трудно обойтись, они мощное средство в конкурентной борьбе. Подразделяют издержки и в другом ракурсе, например, различают фактические и вмененные издержки. Вмененные издержки – это затраты, связанные с упущенными возможностями.

Разграничение видов издержек позволяет использовать два метода анализа максимизации прибыли и определения объема производства: первый метод сопоставляет валовую выручку и валовые издержки, второй метод сопоставляет средние и предельные издержки по отношению к цене (рис.4).



TC,

TR

 
 




                                                                                D

 


                                                                   B

                                     

 
A                  C

                                                                 


Q

 

а) через

общий доход (TR) и общие издержки (ТС)

 
Q1                Q*                  Q2

Р

 

МС

 

АТС

 

 

Р с

 

Q

 









Q1

 

Q2

 

Q*

 
        

б) через предельные (МС)  и средние (АТС) издержки

 
 




Рис.4 Определение точки максимизации прибыли

конкурентной фирмой [варианты а) и б)]


Максимальную прибыль дает объем производства в точке Q* (отрезок ВС на верхнем графике). Однако производство имеет смыл продолжить до Q2, т.к. несмотря на убывающий характер прибыли, она  растет по совокупности продукции  (до Q2). Минусами обозначены области убытка, плюсами – прибыли.

В точке А (точке безубыточности) достигается сбалансированность между издержками и объемом реализации. Экономическая прибыль в точке А и D равна нулю, однако это не означает наличие нулевого дохода предпринимателя, т.к. издержки производства содержат «заработную плату» предпринимателя, так называемую нормальную прибыль. Находясь правее точки А, предприниматель получает прибыль, превышающую нормальную.

Количественно прибыль равна разнице между ценой и издержек производства. Но предпринимателя интересует не только абсолютная величина прибыли, но и относительная – норма прибыли. В условиях свободного перелива капитала из отрасли в отрасль норма прибыли выравнивается и превращается в среднюю прибыль. Тем самым в процессе конкуренции вырабатывается «естественная» (средняя) норма прибыли – размер прибыли, при котором предприниматель не будет постоянно стремиться в любую другую отрасль, поскольку в ней в среднем устанавливается такая же норма прибыли. Монополия вносит свои коррективы в механизм образования и получения прибыли, причем такие, которые  противопоставляют себя всему немонополизированному предпринимательству, так как монопольная прибыль в основном есть результат перераспределения общей прибыли в пользу монополий.

Если подойти к такому рынку с позиции хозяйственного механизма, то совершенная конкуренция представляет собой диктат общества над производством (рыночная цена на рынке молока сформировалась, эта величина для фирмы задана и она ее изменить не может, если не является монополистом). Говорят, что власть такой фирмы над рынком равна нулю. Но если хотя бы один из призраков совершенной (чистой) конкуренции не срабатывает, мы имеем дело с несовершенной конкуренцией и тремя ее формами: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией. Масштабы контроля над ценой зависят от формы несовершенной конкуренции.

В оценке монополистического поведения фирмы имеются неоднозначные подходы. Различают «плюсы» и «минусы» монополии как таковой. Главный минус - подрыв рыночной конкуренции. Плюс – прорыв в НТП. В современной экономике конкуренция и монополия сосуществуют и сложно переплетаются.

Для иллюстрации последствий монополизации экономики (и объяснения причин антимонопольного законодательства) рекомендуем использовать такие понятия, как так называемый «излишек потребителя» и общие представления об эластичности спроса по цене. Используя нижеследующий рисунок, покажите, что возможность монополиста оказаться на участке, где спрос эластичен, уменьшает потребительский излишек и представляет собой потери для общества.


P*Q = выручка.

Рис.5 Графическая модель иллюстрации последствий монополизации экономики

Левый график – исходный. Излишек потребителя – разность между суммой денег, которую покупатели были готовы заплатить за определенный объем благ, приобретая их  по ценам спроса, и теми расходами, которые они понесут, приобретая эти блага по равновесной цене. P*Q  -  выручка, которая включает две составные части – издержки производителя и «излишек производителя», или экономическую прибыль. Работая со всей кривой спроса (правый график), монополист стремиться оказаться на эластичной ее части, что увеличивает  излишек производителя за счет уменьшения излишка потребителя (заштрихованная область). Реализуя свое монопольное положение на рынке, монополист идет на установление монопольно высоких цен при устойчивом ограничении масштабов производства.

В условиях «чистой монополии» цена не является заданной величиной. Производитель, сталкиваясь с совокупным рыночным спросом, осознает, что чем больше продукции он произведет, тем меньшей будет возможная цена реализации. Таким образом:

1)Фирма, максимизирующая прибыль в условиях совершенной конкуренции, может контролировать лишь один параметр - объем выпуска продукции.

2)Фирма, максимизирующая прибыль в условиях чистой монополии определяет одновременно значение двух параметров - объема выпуска и цены. Фирма-монополист производит меньше продукции и продает ее по более высокой цене.

Следует разобраться и с иным объяснением монополистического поведения, оно позволяет показать, что цена монополистического товара – единственная точка в пространстве возможностей:  на рис.6 – в точке В.

 


Р



Рм                                В                       MC = S


Рс                                                А

                      А1




                                                                                    D

 


                                                        MR                                           Q

Рис.6



MR – предельный доход,

MC – предельные издержки

В точке А:     MR = MC = Pс для совершенной конкуренции,

В точке А1 – в точке пересечения кривых МС и МR   MR = MC для монополии. Точке А1  соответствует цена монополиста Рм, расположенная на уровне точки В.

Гелбрейт Дж.К. «Экономические теории и цели общества». М., 1978, с.96: Монополии «безопаснее контролировать с самого начала не объем производства, но саму цену. Производство же затем устанавливается на уровне, обеспечивающем выпуск продукции по этой цене».

Помимо совершенной конкуренции и монополии нам следует обратиться к анализу и таких рыночных структур, как ОЛИГОПОЛИЯ и МОНОПСОНИЯ.

Монополия на стороне спроса называется МОНОПСОНИЕЙ. Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется ДВУСТОРОННЕЙ МОНОПОЛИЕЙ.

Олигополия - в отрасли имеется незначительное количество производителей. В этой ситуации производители могут нести себя различными способами:

а) не учитывать поведение других производителей, как и при совершенной конкуренции;

б) пытаться в сговор с другими производителями.

Частный случай олигополии - ОЛИГОПСОНИЯ, ДУОПОЛИЯ. Дуополия имеет место, когда на рынке есть два продавца. Рыночная структура с несколькими покупателями называемся олигопсонией.

Монополистическая конкуренция связана с дифференциацией продукта. В отрасли может быть много продавцов, но предлагаемые ими товары неоднородны с точки зрения покупателя.


ГЛАВА 5. РЫНКИ РЕСУРСОВ

5.1 ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СПРОСА НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Особенности и факторы спроса на ресурсы. Действие закона убывающей отдачи (производительности) от переменного ресурса. Предельный продукт в натуральной и денежной форме, их графики. Предельные издержки на переменный ресурс. Правило равенства предельного продукта в денежной форме и предельных издержек на ресурс (MRP = MRC) как способ определения оптимального спроса на данный ресурс. Оптимальные пропорции использования разных ресурсов: правило равенства предельного денежного продукта каждого ресурса его цене (MRPL=PL и т.п.) как правило максимизации прибыли при использовании комбинации различных ресурсов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.