рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Учебное пособие по экономической теории

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы, например, изменение доходов потребителя, их вкусов и предпочтений, распределение дохода между потребителями, цена товара, взаимосвязанного с рассматриваемым товаром. Факторный анализ предполагает выявления влияние каждого из факторов, а затем оценкой их общего результата. В лекции мы зафиксируем конечный вывод: под влиянием ценовых факторов происходит движение вдоль кривой спроса, что отражает изменение величины спроса. Под влиянием неценовых факторов происходит сдвиг (влево или вправо) всей кривой спроса.

Р

 
 




Рис.Зависимость величины спроса от цены и от других, неценовых факторов


Из индивидуальных кривых спроса формируется рыночный спрос (путем суммирования по горизонтали по данной цене величины спроса нескольких потребителей, затем счет идет по другой цене и т.д.), аналогичная логика присутствует в формировании рыночного предложения.

2.4 ЦЕНА И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Кривая предложения – кривая, показывающая, какое количество блага при прочих равных условиях готовы продать производители по разным ценам в данный период времени. Кривая предложения обозначается S (supply). Она имеет положительный наклон – прямую зависимость, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене (рис. 2). Это подталкивает к расширению производства.

На предложение блага влияют не только цены на единицу блага, но и цены ресурсов, характер применяемой технологии,  налоги и субсидии, ожидаемая прибыль. Под влиянием цены блага происходит движение вдоль кривой предложения, что говорит об изменении величины предложения. Под влиянием неценовых факторов кривая предложения сдвигается влево или вправо вся кривая предложения.

 







Рис.2  Зависимость величины предложения от цены

 Равновесная цена. Дефицит и избыток

Интересы продавцов и покупателей диаметрально противоположны, однако в результате действия конкурентных сил происходит взаимодействие спроса и предложения, что приводит рынок в состояние равновесия, устанавливается равновесная цена в точке пересечения кривых спроса и предложения Qe = Qd = Qs.

Равновесный метод анализа в микроэкономике предполагает поиск ситуации, в которой экономическая система находится в состоянии «идеального покоя». Здесь нет стимулов к изменению своего экономического поведения, в точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того, чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия – уровень цен, технология, доходы и предпочтения и т.д. Так рассуждает Экономикс.

Вмешательство государства в рыночный процесс ценообразования путем установления нижнего или верхнего предела цен приводит к дефициту или избытку товаров.


S

 
Избыток





Равновесная цена и вмешательство государства в рыночный механизм ценообразования


 
     P


D

 
 




Q              QE              Q

Q

 
 



На сколько может быть велик дефицит? Это зависит от крутизны наклона кривых Д-Д и S-S.  Угол наклона определяется соотношением ΔQ и ΔP, = показателем эластичности спроса и предложения. Числовое значение коэффициента эластичности спроса по цене можно определить по следующей формуле:

                 %  изменение объема спроса товаров

    Э  =  ------------------------------------------------------

                                  %  изменения в цене

но размерность этого показателя столь неудобна, что используют безразмерный показатель (ΔQ / Q) : (ΔP / P). Коэффициент эластичности отвечает на вопрос, насколько изменяется спрос при изменении цены на один процент.

Возможны три варианта расположения кривой спроса ΔQ и ΔP (рис.), когда


ΔQ > ΔP                              ΔQ = ΔP                           ΔQ < ΔP

 





Э > 1                                    Э = 1                               Э < 1


В данном случае мы сопоставляем абсолютные приросты, дающие разные углы наклона кривой спроса, а надо бы сравнивать относительные величины, т.к. внешний вид графика (угол наклона) не может служить надежным ориентиром для суждения об эластичности (на одной и той же кривой могут участки с разными значениями эластичности).

Обратимся к оценке эластичности с учетом динамики общей выручки. Рисунок 3 и таблица к нему объясняют значение показателя эластичности спроса по цене в реальной практике хозяйствования.

Р

Q

Э

Р*Q

22,5

10

9,01

225

20

20

4

400

15

40

1,5

600

12,5

50

1

625

10

60

0,67

600

5

80

0,25

400

2,5

90

0,17

225

1

96

0,04

96


 
 














Рис.3  Эластичность и выручка

Различают три участка кривой спроса с различной эластичностью (верхний рисунок). Эластичность ( Э > 1) или неэластичность ( Э < 1) спроса на товар по цене с учетом показателя общей выручки – РQ (нижний рисунок, позволяет дать ряд рекомендаций хозяйствующим субъектам: 1) если спрос эластичен, то снижение цены увеличивает общую выручку, поскольку снижение цены на единицу блага обеспечивает прирост продаж, более чем достаточный для компенсации потерь от снижения цены; 2) когда эластичность равна единице, снижение цены не изменяет общей выручки; 3) если спрос неэластичен, то снижение цены вызовет сокращение общей выручки, т.е. увеличение продаж окажется недостаточным, чтобы компенсировать уменьшение выручки, происшедшей в результате снижения цены на единицу продукции.

Рационально мыслящий производитель старается избегать неэластичного участка кривой спроса: чем больше продукции производится, тем меньше будет возможная цена реализации. Выгоднее двигаться вверх на эластичном участке. Мы это увидим при объяснении механизма поведения монополиста.

Следует также знать, что возможны два предельных значения эластичности спроса по цене (рис.4):







Р

 
 









А) Левый график означает, что при любом изменении цены количество товара, на которое предъявляется спрос, остается постоянным. Кривая спроса в этом случае вертикальна и спрос абсолютно неэластичен по цене (если ΔQ=0, то Э=0 согласно формуле ΔQ : ΔР). Это означает, что потребитель готов покупать тот или иной товар почти при любой цене (соль, спички, инсулин, наркотики).

Б) На правом графике кривая спроса горизонтальна, а спрос абсолютно эластичен. Эта кривая характерна для фирмы, находящейся в условиях совершенной конкуренции, когда фирма, выходящая на рынок, своим объемом производства не может повлиять на уровень цен. Цена для фирмы задана рынком.

Примечание 1. Как известно, спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. с увеличением цены спрос падает. Отсюда очевидно, что Э спроса по цене всегда будет отрицательной величиной, абсолютные приращения ΔQ и ΔР всегда имеют разные знаки. Однако экономисты при расчете эластичности договорилась брать модуль числа.

Примечание 2. Эластичность предложения всегда положительна, в отличие от эластичности спроса. Но темпы роста дохода зависят от значения эластичности. Если Эs>1, то доход с повышением равновесной цены растет быстрее, чем в случае неэластичного предложения. Эту мысль подтверждает рис.7, где показаны три линия предложения  разной эластичностью.

Р

 

(Для характеристики эластичности предложения особое значение имеет фактор времени)


 
 






Примечание 3. Различают эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность спроса. Последняя характеризует взаимодополняющие и взаимозаменяющие товары.

 

ГЛАВА 3. СУЩНОСТЬ РЫНКА

В экономической литературе нет однозначного определения рынка. Рынок часто воспринимается как синоним хозяйственного механизма, всего воспроизводственного процесса. Экономика, общественное хозяйство, рынок – это в известной мере синонимы с общей причинной основой – ограниченностью ресурсов, разделением труда и обменом продуктами труда. Рынок сегодня рассматривается как тип хозяйственных связей между субъектами рынка, для которого важную роль играют не только прямые, но и обратные связи.

Выделим следующие, значимые для нашего курса, подходы в трактовке сущности рынка:

- общественная форма организации и  функционирования экономики, при которой обеспечиваются противоречивое взаимодействие производства и потребления;

- экономический процесс, который через предложение и спрос приводит к образованию цены;

- система экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения, реального и номинального потоков  в экономике. В характеристике моделей макроэкономики взаимодействию номинальных и реальных потоков мы уделим особое внимание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.