Простейшая модель рынка представляется как модель
народнохозяйственного оборота, в которой участвуют два объекта и два (три)
субъекта. Субъектами рыночной экономики выступают домашние хозяйства
(потребители), бизнес (предприниматели) и государство. Взаимодействия субъектов
рынка обеспечивают кругооборот их доходов и расходов, а также рыночное равновесие
на рынках благ, факторов производства и денег.
3.1 МОДЕЛЬ
КРУГОВЫХ ПОТОКОВ
На схеме видно, что потоки реальных товаров и услуг
направлены против часовой стрелки, они сбалансированы потоками денежных
платежей, направленных по часовой стрелки. Реальный поток - валовой
национальный продукт (ВНП, или Y = C + I + G + Х n), денежный поток -
валовой национальный доход (ВПД, или Y = C + S + T). Согласно основным
макроэкономическим тождествам ВНП = ВНД. В этих формулах: C – товары
конечного назначение (потребление), I – инвестиционные товары (инвестиции), S
– сбережения, G – государственные расходы, T – налоги, Х n - чистый
экспорт. Модель рынка для обеспечения своего равновесия предполагает соблюдение
равенства S = I.
Деньги необходимы не сами по себе, а для обеспечения
обмена. Это означает, что в экономике необходимо соблюдение равенства между
объемами товарной и денежной массы. Закон денежного обращения гласит:
количество денег в обращении должно соответствовать сумме цен всех реализуемых
товаров, или M*V = P*Q, где М - масса денег, V - скорость оборота денег, Р
- цены товаров, Q - количество товаров. Нарушение данного закона
отрицательно сказывается на всей экономике. В частности, избыток денег вызывает
их обесценивание - инфляцию, дефицит денег усиливает бартерный
обмен, развивает «черный рынок».
Каждая система – биологическая, физическая,
экономическая - стремится к равновесию. Механизмом обеспечения
экономического равновесия выступает конкуренция. Теоретическая модель рынка
исходит из полной обособленности хозяйственных единиц, а в реальной жизни
индивидуальные предприниматели связаны. Так, если в некоторой отрасли часть
фирм начинает использовать новую технологию и сокращает потребление сырья, то
это приведет к падению цен на сырье. В этом случае все фирмы данной отрасли окажутся
в выигрыше, в том числе и те, которые ровным счетом ничего не сделали для
этого. Другой пример: разведение пчел способствует повышению урожая на близлежащих
участках, где пчел не разводят.
Но теорию рыночного хозяйства не следует считать
универсальной теорией общественных отношений. Более того, рынок имеет и
негативные последствия для общества:
- рынок не гарантирует право на труд и отдых, не
обеспечивает перераспределение дохода (рынок ориентирован на удовлетворение
запросов тех, кто имеет деньги; слабым и беззащитным он может дать не больше,
чем свободу умереть от голода);
- рынок не способствует сохранению невоспроизводимых
ресурсов, не дает экономического механизма защиты окружающей среды;
- рыночный механизм не способен справиться с
монополией;
- рынок не создает стимулов для производства благ
коллективного пользования (образование, здравоохранение, общественный
транспорт); не обеспечивает фундаментальные исследования в науке;
- кроме того, рынок подвержен нестабильному развитию,
кризисам и инфляционным процессам.
Решение перечисленных проблем берет на себя
государство. Смешанную экономику стран Запада сейчас регулируют два
противоположных по своему характеру регулятора: рынок и государственное
вмешательство в рыночные отношения.
Для модели США свойственен товарно-капиталистический
рынок с ярко выраженной борьбой за выживание (индивидуализация отношений) и
слабой развитостью надэкономических факторов (процветает девиз: "Мое благополучие
результат моей деятельности, а не государства"). Немецкая модель
называется социально-рыночной экономикой. В ней развиты принципы коллективизма,
взаимная требовательность и поиск компромисса, высок уровень государственного
воздействия на экономику. Шведская модель является социально регулируемой, это
модель с высоким уровнем обеспечения социальных гарантий, ориентацией на
устранение существенных различий в доходах. Во французской модели высока
регулирующая роль государства (составляются пятилетние планы развития),
государство вмешивается в процесс накопления капитала.
В качестве особенностей перехода к рынку в России
можно отнести следующие моменты: 1) признание потенциала и возможностей
товарного производства и роли предпринимательства во всех его различных формах;
2) признание объективной тенденции к сознательному государственному регулированию,
поскольку велика роль надэкономических факторов; 3) реализация социальной
устойчивости общества.
Сущность бухгалтерских издержек. Внешние и внутренние
издержки. Соотношение явных, неявных, бухгалтерских и альтернативных
(экономических) издержек.
Сущность бухгалтерской и экономической прибыли.
Нормальная прибыль как часть неявных (внутренних) издержек. Соотношение
нормальной, экономической и бухгалтерской прибыли.
Деление ресурсов на постоянные и переменные. Отличия
краткосрочного и долгосрочного периодов. Понятия постоянных, переменных и
валовых издержек. Компоненты постоянных издержек (аренда
земли, выплата процентов по ссудам, минимальные расходы на содержание оборудования,
оплата костяка персонала, расходы на НИОКР, часть амортизационных отчислений) и
их график. Компоненты переменных издержек (сырье и материалы, полуфабрикаты,
энергия, основная часть заработной платы производственных рабочих, физический
износ первого рода, транспортные расходы, налог на добавленную стоимость и
другие платежи, определяемые в виде процента от объема продаж) и графики переменных и валовых (общих)
издержек. Три периода в динамике переменных и валовых издержек в зависимости от
отдачи переменного ресурса (возрастающей, постоянной или убывающей).
Износ: физический (первого и второго рода) и моральный
(первого и второго рода). Амортизация и норма амортизации. Проблема обновления
основного капитала в России. Государственная политика ускоренной амортизации.
Средние и предельные издержки в краткосрочном периоде
и долгосрочном периоде
Понятие средних издержек. Средние постоянные, средние
переменные, средние общие издержки и их графики. Объяснение U-образной
формы кривых средних переменных и средних общих издержек. Закон убывающей отдачи,
причины и условия его существования.
Сущность предельных издержек, их график. Взаимосвязь
предельных издержек со средними переменными и средними общими издержками, их
графическая интерпретация. Точка технологического оптимума.
Проблема издержек на российских предприятиях. Высокая
материалоемкость производства. Рост сырьевых цен. Влияние курса рубля на
издержки. Издержки и налоги. Недогрузка мощностей и средние постоянные
издержки. Способы снижения издержек в России.
Особенности издержек в долгосрочном периоде.
Долгосрочная кривая средних издержек. Три периода в динамике долгосрочных
средних издержек в зависимости от эффекта масштаба производства (положительного
или отрицательного — экономии или дезэкономии на масштабах производства, или от
действия эффекта постоянной отдачи).
Оптимальный размер предприятия и структура отраслей
Минимальный эффективный размер предприятия. Кривая
долгосрочных издержек и структура отраслевых рынков. Отрасли с господством
мелких производителей. Отрасли с широким спектром оптимальных размеров
предприятия. Отрасли с господством крупных предприятий. Сущность и объективные
факторы существования естественных монополий. Государственная политика в
отношении естественных монополий.
Понятие конкуренции. Условия конкуренции и тип рынка.
Полиполистические и олигополистические рынки.
Сущность и условия совершенной конкуренции: однородность
продукции; малые размеры и многочисленность субъектов рынка; отсутствие барьеров;
совершенная информация; невозможность диктовать цену рынку.
Критерий совершенной конкуренции (наличие абсолютно
эластичного спроса на продукцию фирмы). График спроса для отдельной фирмы в
условиях совершенной конкуренции. Понятия среднего, предельного и общего дохода
фирмы, их графики.
Идеальный характер условий совершенной конкуренции.
Методологическое и практическое значение теории совершенной конкуренции.
Максимизация прибыли как основной мотив поведения
фирмы. Критерий целесообразности производства в долгосрочном периоде (наличие
неотрицательной экономической прибыли). Проблема банкротства.
Критерий целесообразности производства в краткосрочном
периоде: не превышение убытками размера постоянных издержек. Три принципиальных
варианта поведения фирмы в краткосрочном периоде: 1. Производство ради
максимизации прибыли. 2. Производство ради минимизации убытков. 3. Прекращение
производства. Два способа анализа выбора оптимального объема производства:
1) через сравнение валового дохода и валовых издержек; 2) через сравнение
средних издержек и цены. Критические точки деятельности фирмы.
Максимизация прибыли (или минимизация убытков) и
правило MC-MR для всех типов рынка. Сравнение предельных издержек и предельных доходов как
способ поиска оптимального объема производства. Уточнение правила: MC=MR=P для совершенной конкуренции. Ограничения в действии
этого правила.
Равновесие фирмы и отрасли в краткосрочном и
долгосрочном периоде. Равновесие
фирмы в краткосрочном периоде: пересечение линии спроса и кривой предельных издержек
как кривой предложения фирмы.
Суммарное предложение нескольких фирм. Особенности
кривой предложения отрасли (восходящая) и кривой отраслевого спроса
(нисходящая). Равновесие конкурентной отрасли в краткосрочном периоде. Значение
равновесной цены в конкурентной отрасли (для ценополучателей).
Особенности долгосрочного периода в конкурентной
отрасли: уровень прибыли как регулятор привлечения ресурсов и процесс
формирования долгосрочной нулевой экономической прибыли.
Условие долговременного равновесия в конкурентной
отрасли и его следствия: оптимальное распределение ресурсов и наиболее
эффективное производство. Позитивные стороны совершенной конкуренции:
минимальный уровень издержек, эффективное распределение ресурсов, отсутствие
дефицитов и избытков, отсутствие сверхприбылей. Недостатки рынка совершенной
конкуренции: оптимальна только для сложившейся структуры доходов в обществе
(действует в пользу богатых), не помогает решению некоммерческих задач
(окружающая среда и т.п.), не приспособлена к условиям научно-технического
прогресса.
Понятие и общие черты рынков несовершенной
конкуренции
Предпосылки несовершенной конкуренции. Критерий
несовершенной конкуренции (отрицательный наклон кривой спроса на продукцию
фирмы). Наличие предела роста валового дохода и пределы монополистического
завышения цен. Ускоренное падение предельного дохода фирмы. Изменение условий
равновесия по сравнению с рынком совершенной конкуренции: 1. Недопроизводство
товаров. 2. Завышение цен. 3. Тенденция к получению экономической прибыли.
Причины недопроизводства, завышения цен и экономических прибылей.
Монополистическая конкуренция. Основные черты монополистической конкуренции: множество
производителей, низкая рыночная доля, разнородность продукции, низкие барьеры
(дифференциация продукта), несовершенная информация.
Дифференциация продукта: сегментация рынка,
качественные различия, различия в сервисе, в рекламе. Дифференциация продукта
как барьер проникновения на рынок и основной фактор ограничения конкуренции в
условиях монополистической конкуренции.
Ограниченное влияние на цены. Преобладание неценовой конкуренции в современных
условиях.
Оптимизация выпуска фирмой монополистическим
конкурентом в краткосрочном периоде, график. Равновесие в долгосрочном периоде:
тенденция безубыточности в статическом варианте и к получению экономической
прибыли в динамическом варианте (при дальнейшей дифференциации своего
продукта).
Экономические последствия монополистической
конкуренции (занижение выпуска и завышение цен). Теорема «избыточной мощности».
Относительно небольшая степень несовершенства рынка.
Общеэкономическое значение рекламы: ее принципы,
позитивные и негативные стороны.
Особенности олигополистического рынка: немногочисленность и крупные размеры фирм;
однородность или дифференциция продукта; финансовый барьер и барьер емкости
рынка; несовершенство информации (субъективный фактор — политика конкурентов),
большая рыночная доля. Рыночная власть фирм-олигополистов.
Дуополия. Модель Курно: олигополистический объем
производства, цены и прибыли, кривая спроса на продукцию олигополиста,
равновесие Курно. Важнейшие выводы из модели Курно:
1. Особое значение поведения любого из конкурентов для
общего состояния дел в отрасли.
2. Олигополия завышает цены и занижает производство
слабее, чем монополия, но сильнее, чем монополистическая конкуренция.
З.Олигополистическая сверхприбыль ниже монополистической. Три разновидности
олигополии: 1) нескоординированная олигополия, 2) картель, 3) картелеподобная
структура рынка (лидерство в ценах, ценообразование по схеме «издержки плюс»).
Основные черты монополии: единственная фирма-гигант, уникальность продукции,
непреодолимые барьеры, полная информация. Значение барьеров на пути вхождения в
монополистическую отрасль: преимущества крупного производства, легальные
барьеры, нечестная конкуренция.
Особенности рыночного равновесия (установление
оптимального объема производства) в условиях монополии: фирма-отрасль,
неэластичный спрос.
Экономические последствия монополии: значительное
недопроизводство, завышение цен, монопольные сверхприбыли. Сущность и
разновидности ценовой дискриминации. Х-неэффективность.
Принципы антимонопольной политики. Необходимость антимонопольной политики и ее объективные
трудности. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий:
государственный контроль за ценообразованием и объемом производства,
максимизация добровольно поддерживаемого уровня производства или обеспечение самоокупаемости
(нулевой экономической прибыли). Особенности реформирования естественных
монополий в России.
Антимонопольная политика в отношении искусственных
монополий. Признаки монополизации и степень концентрации отрасли (индекс
Херфиндаля-Хиршмана). Два подхода к регулированию степени концентрации:
поведенческий и структурный критерии. Особенности антимонопольной политики в
России.
ПОЯСНЕНИЯ К ТЕМЕ
Эволюция конкуренции
Рынок – система, позволяющая сообществу, члены
которого преследуют собственные интересы, достичь максимальных при данных
обстоятельствах совокупных результатов. Каждая система – биологическая,
физическая, экономическая - стремится к равновесию. Механизмом обеспечения
экономического равновесия выступает конкуренция. Рынок и конкуренция связаны
неразрывными нитями. Ценовая конкуренция с давних времен была ключевым методом
конкуренции, а все подходы к трактовке видов и форм конкуренции опираются на
роль ценового фактора. Логику конкурентных начал в теории можно
обозначить следующим образом:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|