- применения, в случае продажи объектов основных средств, разных правил
признания для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения остаточной
стоимости объектов основных средств и расходов, связанных с их продажей;
- наличия кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы,
услуги) при использовании кассового метода определения доходов и расходов в
целях налогообложения, а в целях бухгалтерского учета - исходя из допущения
временной определенности фактов хозяйственной деятельности;
- прочих аналогичных различий.
Налогооблагаемые временные разницы образуются в результате:
- применения разных способов расчета амортизации для целей
бухгалтерского учета и целей определения налога на прибыль;
- признания выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) в виде
доходов от обычных видов деятельности отчетного периода, а также признания
процентных доходов для целей бухгалтерского учета исходя из допущения временной
определенности фактов хозяйственной деятельности, а для целей налогообложения -
по кассовому методу;
- отсрочки или рассрочки по уплате налога на прибыль;
- применения различных правил отражения процентов, уплачиваемых
организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов,
займов) для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения;
- прочих аналогичных различий.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г.
N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная
политика организации" ПБУ 1/98" (в ред. Приказа Минфина России от
30.12.1999 N 107н)
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 29 апреля 2002 г.
N 16-00-13/03 "О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета
затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ,
услуг)"
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г. N
180 <Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в
Российской Федерации на среднесрочную перспективу>
Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена
Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов
Российской Федерации, Президентским советом Института профессиональных
бухгалтеров 29 декабря 1997 г.)
Томских
С.А.
Соискатель
кафедры
"Бухгалтерского
учета и аудита"
Сочинского
государственного
университета
туризма
и
курортного дела
г.
Сочи
Особенности
формирования учетной политики
государственного
высшего учебного заведения
в
рамках реформирования бюджетного учета
Настоящая статья предполагает раскрытие проблемы нормативно-правового и
методического регулирования вопросов учетной политики государственных учебных
заведений в сфере высшего образования.
Государственные высшие учебные заведения России, являясь бюджетными
учреждениями, имеют многолетний опыт ведения строго регламентированного и
жестко контролируемого бухгалтерского учета. До реформирования бухгалтерского
учета в бюджетных учреждениях основной задачей учета считалось обеспечение
полноты записей, отражающих операции учреждения в процессе получения бюджетных
средств и их расходования в соответствии с утвержденными сметами доходов и
расходов.
Таким образом, традиционная государственная система учета на кассовой
основе не позволяла отражать операции по всем осуществляемым расходам бюджетных
учреждений и как следствие по продолжающимся и непредвиденным финансовым
обязательствам.
В связи с реформированием бюджетной системы в России изменились
требования к отчетности органов государственного управления, возросла
ответственность не только за разумное управление финансами, но и за
эффективность бюджетной политики.
Следовательно, возник важный вопрос о необходимости внедрения отдельных
элементов коммерческого учета, в частности метода начисления, методов оценки
активов, процедур контроля за хозяйственными операциями, элементов учетной
политики и др.
Следует заметить, что в ранее действовавшей Инструкции Минфина России
по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях N 107н [7] не были установлены
положения о формировании учетной политики для бюджетных учреждений. Такая
ситуация обуславливалась достаточно жестким нормативным регулированием
бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
Термин "учетная политика" впервые введен вступившей в действие
с 1 января 2005 г. Инструкцией по бюджетному учету [8].
Согласно п. 2 ч. I действующей Инструкции по бюджетному учету [9],
государственная учетная политика реализуется через:
план счетов бюджетного учета;
порядок отражения операций по исполнению бюджетной системы РФ на счетах
бюджетного учета;
порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание
исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на
счетах бюджетного учета;
корреспонденцию счетов бюджетного учета;
иные вопросы организации бюджетного учета.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что бюджетный учет
организуется и ведется в соответствии с государственной учетной политикой
посредством прямого установления ее основных элементов, поэтому учетная
политика в каждом конкретном бюджетном учреждении может не разрабатываться и не
утверждаться - это сделано централизованно в самой Инструкции N 25н [9].
Однако практика показывает, что в процессе внедрения бюджетного учета в
бюджетных учреждениях нормативной и методологической базы по формированию и
осуществлению учетной политики недостаточно. Например, в настоящее время не
исполнен План мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного
процесса в РФ в 2004 - 2006 годах [6], согласно которому предусмотрено
мероприятие по разработке и утверждению стандартов учета и финансовой
отчетности единиц сектора государственного управления.
В свете изложенного, необходимо придти к выводу об отсутствии
необходимой нормативно-правовой и методологической базы по бюджетному учету.
Вместе с тем следует отметить, что положениями ст. 7 проекта федерального
закона "Об официальном бухгалтерском учете" предусмотрен
отличительный порядок формирования учетной политики для экономических субъектов
в бюджетной сфере. Формирование учетной политики для бюджетных организаций
возложено на Министерство финансов РФ.
В связи с этим большинство специалистов в области бюджетного учета
полагают, что бюджетным учреждениям целесообразно формировать учетную политику
только для целей налогообложения.
Тем не менее, принимая решение о целесообразности формирования учетной
политики для целей бюджетного учета и налогообложения, следует учитывать
организационно-правовые формы, отраслевые особенности и виды деятельности,
осуществляемые бюджетными учреждениями.
Так, например, государственные высшие учебные заведения, осуществляя
предпринимательскую деятельность, обязаны установить порядок: раздельного учета
доходов и расходов по видам предоставляемых платных услуг, работ; учета
накладных расходов и начисленной амортизации; оценки материальных запасов;
распределения прямых расходов и т.п. При этом следует иметь в виду
принципиальные различия бюджетного и налогового учета.
Следует отметить, что в так называемом "коммерческом учете"
уже сложилась нормативно-правовая и методологическая база, регулирующая
формирование и исполнение учетной политики, как для целей бухгалтерского учета,
так и для целей налогообложения.
В первую очередь, следует обратиться к Федеральному закону "О
бухгалтерском учете", положения которого являются нормами прямого действия
и обязательны для организаций всех организационно-правовых форм (включая
учреждения) и форм собственности (включая государственную и муниципальную).
Рассмотрим отдельные положения законодательства РФ, касающиеся учетной
политики. Так, например, п. 4 ст. 6 Федерального закона установлено:
"Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из
года в год. Изменения учетной политики может производиться в случаях изменения
законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов,
осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией
новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий
ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета
изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года".
В развитие норм Федерального закона Положением по бухгалтерскому учету
"Учетная политика организации" (далее ПБУ 1/98) установлены основы
формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной
политики организаций.
Для целей ПБУ 1/98 [10] под учетной политикой организации понимается
принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного
наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения
фактов хозяйственной деятельности.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что согласно п. 7 ПБУ 1/98
учетная политика учреждения должна отвечать ряду требований (своевременность,
осмотрительность, рациональность, непротиворечивость, приоритет содержания
перед формой).
Следует заметить, что в специальных периодических изданиях по вопросам
бюджетного учета в образовательных учреждениях [12] нередко встречается тезис о
том, что в положение по учетной политике можно включать элементы, не
относящиеся к учетной политике, а относящиеся к операциям
финансово-хозяйственной деятельности, по которым целесообразно оформлять
организационно-распорядительную документацию.
В таких случаях, как следствие, может возникнуть необходимость внести
изменения в положение по учетной политике (изменение штатного расписания,
объемов финансирования и др.), но при этом необходимо учесть, что согласно
Закону РФ "О бухгалтерском учете" и ПБУ 1/98 изменения учетной
политики организации производятся в случаях:
изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому
учету;
разработки организаций новых способов ведения бухгалтерского учета (с
целью более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности в
учете и отчетности или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения
степени достоверности информации);
существенного изменения условий деятельности (реорганизация, смена
собственников, изменение видов деятельности и др.).
Следовательно, если исходить из требований, которые содержатся в Законе
о бухгалтерском учете, Инструкции по бюджетному учету и ПБУ 1/98, структуру
учетной политики высшего учебного заведения можно представить тремя разделами:
1) организационный;
2) технический;
3) методический.
В разделах учетной политики необходимо отразить следующую информацию.
Во вводной части положения:
1) основные разделы устава образовательного учреждения, касающиеся
вопросов финансово-хозяйственной деятельности, в том числе перечень видов
деятельности, относящихся к бюджетной и коммерческой деятельности.
В организационном разделе положения:
1) организационную структуру бухгалтерской службы учреждения;
2) порядок организации бухгалтерского учета в филиалах
(подразделениях).
В техническом разделе положения:
1) технология обработки учетной информации (указать название и
характеристики программного продукта) (п. 8 Приказа Минфина N 25);
2) порядок формирования структуры инвентарного порядкового номера
основного средства (п. 18 Приказа Минфина N 25);
3) порядок и сроки проведения инвентаризации (п. 7 Приказа Минфина N
25);
4) порядок выдачи денежных средств под отчет, а также срок, на который
выдаются денежные средства на хозяйственные расходы (либо утвердить этот
порядок приказом по учебному заведению);
5) утверждение форм первичных документов, применяемых для оформления
хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных
учетных документов. Данные формы первичных учетных документов утверждаются в
виде приложения к учетной политике вуза;
6) утверждение рабочего Плана счетов учреждения;
7) утверждение графика документооборота;
8) в качестве приложения к учетной политике утверждаются формы учетных
документов.
В перечень методических вопросов включаются методы оценки объектов
бюджетного учета, распределения накладных и расходов, осуществляемых за счет
различных источников финансирования:
1) порядок оценки стоимости основных средств (при приобретении,
сооружении и изготовлении) (п. 12 Приказа Минфина N 25);
2) порядок оценки нематериальных активов (при приобретении, изготовлении)
(п. 24 Приказа Минфина N 25);
3) порядок оценки непроизведенных активов, вовлекаемых в экономический
(хозяйственный) оборот (п. 29 Приказа Минфина N 25);
4) классификация основных средств (п. 22 Приказа Минфина N 25);
5) выбор метода амортизации основных средств (п. 38 Приказа Минфина N
25);
6) порядок оценки материальных запасов и готовой продукции (п. 49
Приказа Минфина N 25);
7) метод списания (отпуска) материальных запасов (п. 55 Приказа Минфина
N 25);
8) порядок оценки финансовых активов (п. п. 111, 132, 135 Приказа
Минфина N 25);
9) порядок учета расходов бюджетной и коммерческой деятельности;
10) порядок распределения накладных расходов.
11) порядок распределения сумм начисленной амортизации по объектам
основных средств, приобретенных за счет средств от коммерческой деятельности и
используемых в коммерческой и основной (бюджетной) деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что диапазон применения учетной
политики образовательного учреждения достаточно широк, тем более, если речь
идет о раскрытии данных бюджетного учета для внешних пользователей.
Сложившаяся практика формирования учетной политики предприятиями и
организациями, а также рекомендации специалистов в области налогообложения [11]
подтверждают правомерность оформления Положения об учетной политике в виде двух
самостоятельных распорядительных документов. Первый документ - положение по
учетной политике организации в области бухгалтерского учета. Второй документ -
по учетной политике в области налогообложения.
Основное правило, которым должны руководствоваться организации при
формировании для целей налогообложения, содержится в п. 2 ст. 11 НК РФ.
"Учетная политика для целей налогообложения - выбранная
налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов
(методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и
распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения
показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика". При
этом следует иметь в виду, что установленное Кодексом новое понятие
"учетная политика" вводится в действие с 1 января 2007 г. [2].
Кроме того, отдельными статьями Налогового кодекса РФ (п. 12 ст. 167 и
ст. 313 НК РФ) [1] определены правила учетной политики, касающиеся налогового
учета налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.
Итак, под учетной политикой для целей налогообложения следует понимать
совокупность выбранных организацией методов ведения налогового учета и порядка
исчисления налогов и сборов при соблюдении следующих условий:
1) организация осуществляет выбор одного из нескольких способов,
допускаемых Налоговым кодексом, регулирующим порядок определения налоговой базы
налогов и сборов в Российской Федерации;
2) учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом
утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации
и является обязательной для всех обособленных подразделений организации;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|