3) учетная политика, принятая вновь созданной организацией,
утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается
применяемой со дня создания организацией;
4) решение о внесении изменений в учетную политику при изменении
применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при
изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента
вступления в силу изменений норм указанного законодательства;
5) в случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды
деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике принципы
и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
Следует заметить, что в системе сложных налоговых взаимоотношений
высших учебных заведений с государством с 1 января 2002 г. одно из основных
мест принадлежит налогу на прибыль организаций.
Как отмечалось выше, только в Инструкции N 25н, регулирующей правила
бюджетного учета, есть упоминание об учетной политике бюджетных организаций.
Что касается учетной политики для целей налогообложения, бюджетные организации
применяют общие правила налогового учета доходов и расходов, установленных в
гл. 25 Налогового кодекса РФ.
Следует также учесть, что рассматриваемые нами государственные
образовательные учреждения, применяя общие правила налогового законодательства,
имеют свои особенности: организационно-правовую форму бюджетного учреждения,
имущество в оперативном управлении; смешанное финансирование.
Ситуацию усложняют действующие новые правила бюджетного учета с 1
января 2005 г., которые существенно отличаются от правил налогового учета, так
как в бухгалтерском учете применяется одновременно кассовый метод учета
бюджетных средств, метод начислений по операциям бюджетной и коммерческой
деятельности при условии применения единого плана счетов бюджетного учета.
Отражение
доходов для целей налогообложения
Прежде чем описывать правила учетной политики для целей
налогообложения, рассмотрим правила налогового учета доходов и расходов
бюджетных учреждений.
Доходы, получаемые коммерческими организациями и бюджетными
учреждениями от их предпринимательской деятельности, делятся на доходы,
полученные от реализации товаров, работ и услуг, и внереализационные доходы.
Например, к группе доходов государственных образовательных учреждений
от предпринимательской деятельности относятся следующие внереализационные
доходы: доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита,
банковского вклада, а также по ценным бумагам в виде грантов, целевых
поступлений, пожертвований, средств, поступивших в рамках благотворительной
деятельности, и др.
Кроме того, в состав внереализационных доходов образовательных
учреждений включаются средства, которые совсем не связаны с их
предпринимательской деятельностью, но они также подлежат налогообложению. Так,
по действующему законодательству, вузы не являются собственниками имущества,
представленного им учредителями. По различным причинам какая-то часть имущества
может стать излишней и ненужной для учреждения, и с разрешения учредителя оно
может быть продано другой организации. Полученные от продажи имущества средства
как внереализационные доходы облагаются налогом на прибыль организаций, а
оставшаяся часть доходов после уплаты налога на прибыль используется по
согласованию с собственником этого имущества (учредителем).
Аналогичный порядок налогообложения и использования средств, оставшихся
после уплаты налогов, имеет место и в случае сдачи в аренду помещений и
государственного имущества, находящегося в ведении вузов.
Подлежат налогообложению при использовании не по целевому назначению
гранты, предоставленные на безвозмездной и безвозвратной основе физическими
лицами, организациями, в том числе иностранными организациями по перечню,
утвержденному Правительством РФ.
Облагаются налогом на прибыль при нецелевом использовании и
пожертвования, признаваемые в соответствии со ст. 582 ГК РФ.
Облагаются налогом на прибыль не использованные по назначению средства,
поступившие в государственное образовательное учреждение в качестве
благотворительной деятельности.
При этом следует иметь в виду, что поступившие в порядке выше указанной
помощи средства, работы и услуги должны иметь документальное подтверждение их
принадлежности к безвозмездной, технической или гуманитарной помощи, которая
оформляется и выдается в порядке и по форме, установленным Постановлением
Правительства РФ [4].
Получение доходов государственными образовательными учреждениями от
предпринимательской деятельности невозможно без необходимых для этих целей
затрат.
Отражение
расходов для целей налогообложения
К расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся
расходы, сгруппированные по элементам затрат:
материальные расходы;
расходы на оплату труда;
суммы начисленной амортизации;
прочие расходы.
Что касается материальных расходов и расходов на оплату труда, то учет
этих расходов при формировании налоговой базы бюджетных учреждений практически
ничем не отличается от порядка, установленного для коммерческих организаций.
Амортизируемое
имущество
В то же время требует серьезного внимания со стороны бюджетных
учреждений правомерность начисления амортизации по отдельным объектам, так как
имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в
связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для
такой деятельности, не подлежит амортизации (пп. 1 п. 2 ст. 256 НК РФ). Поэтому
для отнесения основных средств к амортизируемому имуществу необходимо соблюдать
следующие условия:
находиться на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК
РФ);
использоваться для извлечения дохода;
стоимость имущества должна погашаться путем начисления амортизации;
срок полезного использования составляет более 12 месяцев;
первоначальная стоимость амортизируемого имущества составляет более 10
000 руб.
При этом для целей бюджетного учета амортизация по основным средствам
начисляется следующим образом:
на объекты основных средств стоимостью до 1000 руб. включительно, а
также на драгоценности, ювелирные изделия, библиотечный фонд независимо от
стоимости амортизация не начисляется;
на объекты основных средств стоимостью от 1000 до 10 000 руб.
включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при
выдаче объекта в эксплуатацию;
на объекты основных средств стоимостью свыше 10 000 руб. амортизация
начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.
С 1 января 2005 г. в целях бюджетного учета начисление амортизации на
основные средства и нематериальные активы рекомендуется осуществлять в
соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные
группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января
2002 г. N 1, в следующем порядке.
Расчет суммы амортизации основных средств и нематериальных активов,
входящих в первые девять амортизационных групп указанной Классификации,
осуществляется в соответствии с максимальными сроками полезного использования
имущества, установленными для этих групп.
Письмом Минфина России от 13.04.2005 N 02-14-10а/721 внесено дополнение
для основных средств, входящих в десятую амортизационную группу Классификации.
Расчет суммы амортизации по этим основным средствам осуществляется в
соответствии со сроками полезного использования имущества, рассчитанными
согласно Годовым нормам износа по основным фондам учреждений и организаций,
состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденным Госпланом СССР,
Министерством финансов СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР 28 июня 1974 г. в
соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 11 ноября 1973 г. N 824.
Таким образом, несмотря на то, что авторы Инструкции по бюджетному
учету установили правило отнесения основных средств к амортизационным группам
аналогично правилам налогообложения, последующими Письмами Минфина России
внесены уточнения для основных средств, входящих в десятую амортизационную
группу указанной Классификации.
Вместе с тем следует согласиться с Чемерицким Л.К. [13] в том, что
требует своего решения сложившаяся практика использования для
предпринимательской деятельности имущества, приобретенного за счет бюджетных
средств. С одной стороны, если оно используется одновременно для коммерческих и
некоммерческих целей, происходит ускоренный износ такого имущества, с другой
стороны, в коммерческой деятельности возникает дополнительная прибыль.
Из вышеизложенного следует, что бухгалтерской службе высшего учебного
заведения необходимо организовать аналитический учет объектов основных средств,
приобретенных за счет бюджетных средств и коммерческой деятельности, а также
используемых для коммерческой деятельности с целью организации бюджетного и
налогового учета их первоначальной стоимости, сроков полезного использования,
начисления амортизации.
Распределение
расходов
Следующий вопрос, требующий отражения в учетной политике, - порядок
распределения накладных расходов. Как правило, государственные образовательные
учреждения предоставляют платные услуги в рамках образовательной деятельности.
В случае смешанного финансирования бюджетной и внебюджетной деятельности все
общехозяйственные расходы, связанные с выполнением управленческих функций, в
том числе заработная плата административно-управленческого персонала, расходы
по содержанию административного здания, являются накладными расходами. Эти
расходы должны распределяться одним из способов, принятым учетной политикой
учреждения.
Так, в соответствии с требованиями п. 3 ст. 321.1 НК РФ расходы по
оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию
административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта
основных средств, предусмотренных в сметах доходов и расходов за счет двух
источников, в целях налогообложения должны распределяться пропорционально
объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме
доходов (включая средства целевого финансирования).
Практика проверок целевого использования бюджетных средств
образовательными учреждениями показывает, что специалисты контрольно-ревизионных
управлений, как правило, применяют свои методики распределения вышеуказанных
расходов. Так, например, распределение косвенных расходов может производиться
пропорционально количеству студентов, обучающихся за счет бюджетных средств и
по договорам платного обучения. Следует отметить, что Инструкцией по бюджетному
учету не установлены правила распределения вышеуказанных расходов. Очевидно,
что в данном случае имеет место существенное различие положений бюджетного
учета доходов и расходов с правилами ст. 321.1 гл. 25 НК РФ.
В этой ситуации специалистам бухгалтерских служб необходимо выбрать два
варианта решения проблемы:
- либо устанавливать две методики: для целей бюджетного учета и
налогового учета;
- либо установить одну методику в соответствии с положениями ст. 321.1
НК РФ для целей бюджетного учета и налогового учета (табл. 1).
Таблица
1
Распределение
косвенных расходов
по
определенному перечню ст. 321.1 НК РФ
(у.
е.)
|