рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Учетная политика предприятия (rtf)

8.                     Требование рациональности. Рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия.

Подводя итоги, хочется еще раз обратить внимание собственников, руководителей и бухгалтеров организаций на богатство выбора элементов учетной политики и возросшие требования к документированию хозяйственных операций.

Формальное отношение к подготовке ежегодного приказа по учетной политике организации может привести к убыточности ее деятельности и негативным налоговым последствиям.

ГЛАВА 2. Принципы формирования учетной политики предприятия.

2.1.  Влияние на учетную политику условий хозяйствования  предприятия.


При общей методологической основе бухгалтерского учета при реорганизации учета на каждом отдельном предприятии учитываются различные факторы, влияющие на организацию бухгалтерского учета на данном предприятии:

·                 формы собственности на средства производства и другое имущество предприятия,

·                 разнообразие видов предпринимательской деятельности,

·                 отраслевая специфика,

·                 структура предприятия и др.

В условиях многообразных форм собственности и различных организационно-правовых форм на предприятиях по-разному формируются финансовые ресурсы. Так, на государственных предприятиях основным источником средств являются средства, полученные от государства; кроме того, такие предприятия для увеличения своего имущества могут использовать прибыль, амортизационные отчисления, кредиты банков.

У предприятий других форм собственности (негосударственных) источником финансовых ресурсов кроме прибыли, амортизации, кредитов банков являются средства, полученные от продажи ценных бумаг, взносы акционеров в АО, паевые взносы учредителей и другие поступления, не противоречащие законодательству.

Все это вызывает особенности бухгалтерского учета  формирования уставного капитала, расчетов с учредителями, акционерами и инвесторами.

Создание совместных предприятий потребовало переход российских предприятий на унифицированные стандарты, так как отношения между предприятием с участием иностранного капитала, иностранными инвестициями и его финансовыми кредиторами существенно меняются с выходом его на международные рынки. В этом случае при организации учета на предприятии возникает необходимость удовлетворять информационные запросы не только российских, но и внешних кредиторов за рубежом.

Налоговое законодательство выдвигает требование ведения раздельного учета затрат по разным видам деятельности или видам продукции (работ, услуг), но собственно методология распределения накладных (косвенных) расходов нормативным порядком законодательно не закреплена, и каждая организация имеет свою методику, которая является одним из элементов учетной политики.

В соответствии с п.3 ст.5 Закона о бухгалтерском учете организации самостоятельно формируют учетную политику. Учетная политика – это выбранная ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения; стоимостного измерения, текущей  группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

При формировании учетной политики по конкретному направлению (вопросу) организации и ведении бухгалтерского учета выбирают один способ из нескольких, допускаемых нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Если способ ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу таким образом не установлен, то организация сама разрабатывает соответствующий способ исходя из иных Положений по бухгалтерскому учету.

На организацию учета на предприятии оказывает влияние и отраслевая специфика. В зависимости от  отраслевой специфики в организации бухгалтерского учета следует обращать внимание на объекты бухгалтерского учета, определяющиеся хозяйственной деятельностью предприятия.

На организацию учета на предприятии оказывает влияние структура самого предприятия, то есть наличие филиалов, представительств, дочерних предприятий и др., выделенных на отдельный (самостоятельный) баланс. В этих условиях необходимо организовать учет расчетов с этими подразделениями, составлять сводную консолидированную отчетность.

При формировании учетной политики головного подразделения организации, имеющей филиалы или представительства, одновременно происходит формирование учетной политики всех обособленных структурных подразделений; другими словами, они идентичны.

При составлении сводной бухгалтерской отчетности организации, имеющей дочерные или зависимые общества, должна применяться единая учетная политика в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности головной организации и дочерных обществ. Если при составлении бухгалтерской отчетности какого-либо дочерного общества применялась учетная политика, отличная от применяемой  для составления сводной бухгалтерской отчетности, то до объединения отчетность дочерного общества приводится в соответствие с учетной политикой, используемой для составления сводной бухгалтерской отчетности.

Предприятию предоставлено право осуществлять внешнеэкономическую деятельность. В этом случае должен быть организован учет экспортно-импортных и валютных операций.

Кроме производственных подразделений, на предприятии могут быть непромышленные производства и хозяйства. Их наличие требует разделения учета промышленных и непромышленных хозяйств. Это необходимо для определения себестоимости промышленной продукции и продукции и услуг непромышленных хозяйств, а также для  контроля за сметами расходов.

В зависимости от величины предприятия по-разному организуется структура бухгалтерской службы.

2.2. Организационно-технические и методические аспекты учетной политики.

          Организационно-технический раздел приказа об учетной политике может включать в себя решение следующих вопросов.

 

Организация учетной работы

          Согласно статье 6 Закона о бухгалтерском учете, в зависимости от объема учетной работы бухгалтерский учет в организации может осуществляться: бухгалтерией как самостоятельным структурным подразделением; бухгалтером, принятым по трудовому договору и состоящим в штате организации; специальной профессиональной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером специалистом, ведущим бухгалтерский учет, иные аналогичные документы.

          В качестве приложения 1 «Организация учетной работы» к приказу об учетной политике могут приводиться: Положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции работников бухгалтерии, форма договора (контракта) с организацией или бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет, иные аналогичные документы.

          Положение о бухгалтерской службе, а также должностные инструкции работников бухгалтерии оформляются по общей схеме и, как правило, включают в себя шесть разделов: общие положения; функции; права и обязанности; ответственность; взаимоотношения (служебные связи); организация работы.


Вопросы функционирования филиалов (структурных подразделений)

          Возможность выделения филиалов и иных обособленных структурных подразделений на отдельный баланс вытекает из содержания  пункта 33 Положения по ведению бухгалтерского учета. Выделение целесообразно в случае территориальной обособленности структурных подразделений или обособленности их производственного и коммерческого процессов.

          При наличии у организации обособленных подразделений необходимо также определиться относительно уровня централизации учетных работ: при централизованной форме вся учетная работа проводится централизованной бухгалтерией, при децентрализованной форме на местах функционируют свои учетные подразделения.

          В качестве приложения 2 к приказу об учетной политике могут приводиться Положения о филиалах (обособленных подразделениях) или выписки из них по вопросам, касающимся организации учета.

          Очень часто допускается ошибка, когда организация, имеющая филиалы и практикующая распределение расходов между головной организацией и филиалами, не оговаривает в учетной политике порядок документального подтверждения такого перераспределения. Например, если расходы произведены головной организацией, но часть их относится к деятельности филиала, последнему необходимо иметь комплект документов, исключающий вопросы со стороны территориального налогового органа, где фактически расположен и осуществляет деятельность филиал, относительно подтверждения этих расходов. Такой комплект наряду с распорядительным документом головной организации об отнесении части затрат на филиал должен содержать надлежащим образом заверенные копии оправдательных документов (договоров, счетов в адрес головной организации), подтверждающих первоначальные расходы головной организации, и экономически обоснованный расчет по их распределению.

         Также необходимо учесть, что с вступлением в силу с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса РФ филиалы и представительства российских юридических лиц исключаются из состава налогоплательщиков. С 1 января 1999 года обязанность по уплате налогов и сборов возлагается на юридические лица, создавшие данные филиалы и представительства (Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

          Таким образом, число налоговых споров, возникающих в результате перераспределения между головной организацией и ее филиалами затрат, прибыли, имущества и иных объектов налогообложения в пределах одного юридического лица, по объективным причинам должно уменьшиться.

 

Разработка рабочего плана счетов

          В соответствии со статьей 6 Закона о бухгалтерском учете, а также пунктом 9 Положения по ведению бухгалтерского учета каждая организация должна на основе утвержденного Минфином России Плана счетов бухгалтерского учета разработать собственный рабочий план, в котором следует предусмотреть счета, необходимые для ведения в организации синтетического и аналитического учета. При этом следует иметь в виду, что дополнительные счета первого порядка, не предусмотренные в утвержденном Плане счетов, могут вводиться только по согласованию с Минфином России. Основанием для введения таких счетов может служить появление новых видов имущества, обязательств и т.п.

          Разработанный организацией рабочий план счетов целесообразно привести в приложении 3 к приказу об учетной политике.


Примерные формы первичных учетных документов

          В соответствии с Законом о бухгалтерском учете организации обязаны оформлять хозяйственные операции только с помощью первичных учетных документов, утвержденных в установленном порядке. С 1 января 1999 года в действие вводятся новые унифицированные формы первичных учетных документов:

-                     по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве (утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 года № 71а);

-                     по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте (утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 года № 78);

-                     по учету кассовых операций (утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 года № 88) и т.д.

          Согласно пунктам 8 и 13 Положения по ведению бухгалтерского учета, приказом об учетной политике должны быть утверждены формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые (унифицированные) формы. Такие формы первичных документов должны содержать следующие реквизиты: наименование документа; код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составляется документ; содержание хозяйственной операции; измеритель хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

В зависимости от характера операции и требований нормативных актов в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

Разработанные организацией формы первичных учетных документов с краткими указаниями по их заполнению рекомендуется привести в приложении 4 к приказу об учетной политике.


Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов

Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете и пункту 14 Положения по ведению бухгалтерского учета, перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

 Данный перечень целесообразно разработать применительно к должностям, а не к определенным фамилиям (лицам) и привести его в приложении 5 к приказу об учетной политике.


Разработка порядка организации документооборота

Пунктом 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете и пунктом 8 Положения по ведению бухгалтерского учета предусмотрено, что организация должна утвердить правила документооборота.

 Документооборот в организации регламентируется графиком, составляемым в виде схемы или перечня работ, выполняемых каждым структурным подразделение, а также всеми исполнителями  с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

График документооборота с необходимыми пояснениями рекомендуется привести в приложении 6 к приказу об учетной политике.


Выбор формы бухгалтерского учета и технологии обработки учетной информации

 В соответствии с пунктом 8 и 19 Положения по ведению бухгалтерского учета организация самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, то есть совокупность учетных регистров, используемых для отражения хозяйственных операций.

Формы регистров бухгалтерского учета, самостоятельно разработанные организацией, целесообразно привести в приложении 7 к приказу об учетной политике.

Использование форм стандартных регистров, разработанных Минфином или иными уполномоченными органами, подкрепляется ссылкой на номер и дату соответствующего документа: письмо Минфина СССР от 8 марта 1960 года № 63 «Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства» (с учетом Рекомендаций по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях, приведенных в письме Минфина России от 24 июля 1992 года № 59); приказ Минфина России от 3 ноября 1993 года № 122 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете» и т.д.


Разработка номенклатуры учета материально-производственных запасов

Необходимость разработки такой номенклатуры в разрезе наименований и (или) однородных групп (видов) для последующей организации учета материально-производственных запасов следует из пункта 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98), утвержденного приказом Минфина России от 15 июля 1998 года № 25н.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.