-
иного существенного
изменения условий деятельности организации.
Согласно вышеуказанному закону, в целях
сопоставимости данных бухгалтерского учета все изменения в учетной политике
должны вводиться с начала финансового года.
Исключения из этого правила возможны в случаях, если
нормативными актами по бухгалтерскому учету вводятся новые нормы, которым
придается обратная сила.
Во всех остальных случаях учетная политика
организации должна быть неизменна в течение года. При этом, формируя учетную
политику, необходимо предусмотреть возможные изменения условий хозяйствования и
учетные последствия таких изменений. Например, малому предприятию, принимающему
решение о начислении ускоренной амортизации, в приказе об учетной политике
следует оговорить последствия выбытия организации из состава субъектов малого
предпринимательства в случае изменения численности работников.
Согласно пункту 4 статьи 13 Закона о бухгалтерском
учете, об изменениях в учетной политике на следующий отчетный год организация
должна сообщать в пояснительной записке, представляемой в составе годовой бухгалтерской
отчетности.
Следует особо оговорить, что действующим
законодательством не запрещено внесение дополнений в учетную политику в течение
отчетного года в случае, если организация упустила какие-то моменты при ее
первоначальном формировании, изменила виды осуществляемой деятельности, а
также в случаях, когда у организации появляются новые участки бухгалтерского
учета. Например:
-
открывается филиал, и
необходимо решить вопросы отражения внутрихозяйственных вопросов;
-
появляются наряду с
нельготируемыми также льготируемые обороты по НДС, и организации необходимо
определить методику ведения раздельного учета затрат и т.п.
В этих случаях внесение дополнений в учетную политику
в течение отчетного года вполне законно и обоснованно.
ГЛАВА 3. Взаимосвязь учетной
политики с бухгалтерской отчетностью.
3.1. Бухгалтерская отчетность: состав, содержание,
принципы формирования.
Бухгалтерская отчетность – это совокупность форм
отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью представления
внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении
организации в форме удобной и понятной для принятия этими пользователями
определенных деловых решений.
В соответствии со статьей 13 III
главы Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» все организации «… обязаны
составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую
отчетность. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением бюджетных
организаций, состоит из:
-
бухгалтерского баланса;
-
отчета о прибылях и
убытках;
-
приложений к ним,
предусмотренных нормативными активами;
-
аудиторского заключения,
подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в
соответствии с Федеральным законом подлежит обязательному аудиту;
-
пояснительной записки».
В этом же законе отмечено, что пояснительная записка
к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об
организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и
предшествующий ему год и т.д.
Эта статья российского закона соответствует
международному стандарту бухгалтерского учета № 5 «Данные финансовых отчетов» (IAS
–5-77). В нем сказано, что финансовые отчеты составляются помимо прочего, и для
удобства оценок и принятия финансовых решений. Если в отчете нет ясности и
четкости, на его основе невозможно выносить ответственные решения и суждения.
Это в полной мере должно относиться и к сведениям, содержащимся в российской
бухгалтерской отчетности.
В стандарте № 5 в п.9 указано, что в финансовых
отчетах должны содержаться соответствующие цифры за предшествующий период. Это
несомненно повышает аналитичность отчетов. Однако в российской бухгалтерской
отчетности этому пункту соответствуют только формы № 1 и 2, а формы № 3,4,5 не
содержат сведений прошлого периода, что затрудняет проведение анализа
финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Бухгалтерская отчетность в России представляет
интерес для двух групп внешних пользователей:
1)
непосредственно
заинтересованных в деятельности организации: существующие и потенциальные
собственники организации; кредиторы; поставщики и покупатели; государство (в
лице налоговых органов); служащие на данном предприятии.
2)
Непосредственно
незаинтересованные в деятельности организации: аудиторские службы; консультанты
по финансовым вопросам; биржи ценных бумаг; законодательные органы; юристы;
пресса и информационные агентства; торгово-производственные ассоциации;
профсоюзы.
К внутренним пользователям отчетности относятся
высшее руководство организации, а также менеджеры соответствующих уровней,
которые по данным отчетности определяют правильность принятых инвестиционных
решений и эффективность структуры капитала, составляют прогнозные формы
отчетности, оценивают возможности структурной реорганизации.
В состав бухгалтерской отчетности включаются:
a)
бухгалтерский баланс –
форма № 1;
б) отчет о прибылях и убытках – форма № 2;
в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о
прибылях и убытках:
-
отчет о движении капитала
– форма № 3 (годовая)
-
отчет о движении денежных
средств – форма № 4 (годовая);
-
приложение к
бухгалтерскому балансу – форма № 5 (годовая)
-
пояснительная записка
г) специализированные формы, установленные в
соответствии с пунктом 30 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в
Российской Федерации;
д) отчет об использовании бюджетных ассигнований
организацией – форма 2-2, утвержденная письмом Минфина России.
е) итоговая часть аудиторского заключения,
выданного по результатам обязательного по законодательству Российской Федерации
аудита бухгалтерской отчетности.
Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в
соответствии с законодательством упрощенную систему налогообложения, учета и
отчетности, имеют право не представлять составляющие годовой бухгалтерской
отчетности, предусмотренные пунктами в) и г) настоящего пункта.
Общие указания о порядке заполнения форм
бухгалтерской отчетности включают следующее.
В формах бухгалтерской отчетности приводятся все
предусмотренные в них показатели.
В случае не заполнения той или иной статьи (строки,
графы) типовой формы бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия у организации
соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа)
прочеркивается.
Если при составлении типовых форм бухгалтерской
отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования
полного представления об имущественном и финансовом положении организации, а
также о финансовых результатах ее деятельности, в бухгалтерскую отчетность
включаются соответствующие дополнительные показатели.
При этом организация имеет право представлять формы
бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом
случае организация должна соблюдать требования, предусмотренные Положением по
бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99),
утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. № 43н. В
представленных формах бухгалтерской отчетности организации могут не приводиться
статьи ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов,
хозяйственных операций, для раскрытия информации могут включаться
дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по
показателям, предусмотренным в типовых формах и сохраняемым организацией при
заполнении, а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей
бухгалтерского баланса.
Составление и представление бухгалтерской отчетности
производится в рублях без десятичных знаков. Организациям, имеющим существенные
объемы оборотов товаров, обязательств и т.п., разрешается представлять бухгалтерскую
отчетность в тысячах рублей без десятичных знаков.
При заполнении форм бухгалтерской отчетности в них
должны включаться показатели деятельности филиалов и представительств, в том
числе выделенных на отдельные балансы.
Организация, подлежащая ликвидации или реорганизации,
изменяющая государственную форму собственности на иную в отчетном году,
представляет отчет по типовым формам годовой бухгалтерской отчетности за период
с начала года до момента ликвидации (реорганизации).
Вновь созданная организация показывает в отчетности
средства (по стоимости приобретения, получения) и их источники со дня ее
государственной регистрации в установленном порядке по 31 декабря включительно
отчетного года, а для организаций, созданных после 1 октября отчетного года –
по 31 декабря следующего года включительно.
Организация, передающая и приобретающая новые
подразделения не по состоянию на 1 января, в пояснительной записке приводит
объяснения несоответствия данных баланса на начало и конец отчетного года.
Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за
отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации имущества и
финансовых результатов в соответствии с Методическими указаниями по
инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом
Минфина России от 13 июня 1995 года № 49.
В бухгалтерской отчетности организация должна
обеспечить сопоставимость отчетных данных с показателями за соответствующий
период предыдущего года исходя из изменений учетной политики, законодательных и
иных актов.
Если данные за период, предшествующий отчетному,
несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных
подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами
системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Каждая
корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке к бухгалтерскому
балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием ее причин.
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем
и главным бухгалтером организации.
В формах бухгалтерской отчетности не должно быть
подчисток и помарок. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие
оговорки, которые подтверждают лица, подписавшие бухгалтерский баланс и иные
формы, с указанием даты исправления.
Принцип составления и публикации отчетности
предполагает следующее:
·
определение в
учредительных документах основного вида деятельности организации;
·
неизменность состава
бухгалтерской отчетности;
·
отчетность должна давать
правдивое и достоверное представление об активах, расчетах, обязательствах и
финансовом состоянии организации;
·
отчетность имеет
неизменную структуру и содержание статей баланса и приложений к нему, отчета о
прибылях и убытках и движении денежных средств;
·
сопоставимость
показателей статей баланса и отчетности о прибылях и убытках на начало и конец
отчетного периода;
·
запрещение взаимного
зачета между статьями актива и пассива баланса, а также прибылей и убытков;
·
публичность бухгалтерской
отчетности. Организации в случаях, предусмотренных законодательством, публикуют
бухгалтерскую отчетность в определенном составе и по стандартной форме: годовую
– не позднее 1 июня следующего за отчетным года, квартальную – не позднее 60
дней по окончании отчетного периода;
·
обязательный аудит
хозяйственно-финансовой деятельности организации в случаях, предусмотренных
законодательством.
Построенная на данном принципе бухгалтерская
отчетность позволяет унифицировать экономические показатели деятельности
предприятия и сделать информацию , которая содержится в отчетности, сопоставимой
с информацией финансовых отчетов, составляемых другими организациями.
Пользователями информации, отраженной в типовой
бухгалтерской отчетности организации, являются различные потребители –
инвесторы; кредиторы; кредитные учреждения; различные юридические и физические
лица, предоставляющие займы организации; государственные органы; администрация
организации и ее работники и другие пользователи.
Потребности пользователей информации различны.
Инвесторы должны знать, как сохраняются и
используются их вложения, получат они доходы (дивиденды) по ним или нет,
хранить им денежные средства в данной организации или вложить в другую.
Кредиторы, кредитные организации и другие заимодавцы
заинтересованы в информации платежеспособности организации, которой они
отпустили в кредит товарно-материальные ценности, выполнили работы или услуги,
предоставили кредиты и займы.
Государственным органам необходима информация о
финансовом состоянии организации, защите прав собственников, прибылях и
убытках, подтверждающая данные по расчетам налогов в бюджет, отчислениям в
фонды социального страхования и обеспечения.
Администрация организации использует данные
отчетности для контроля за текущей деятельностью и принятия определенных
управленческих решений, а работников организации интересует стабильность в ее
деятельности, которая сохраняет им рабочие места и позволяет получать
удовлетворительную оплату своего труда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|