рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Учетная политика предприятия (rtf)

В ряде случаев организациями допускаются ошибки при начислении амортизации по нематериальным активам. Так, бухгалтеру необходимо учитывать, что при отсутствии внутренней документации, устанавливающей срок полезного использования нематериального актива, у организации нет достаточных оснований для начисления амортизации, учитываемой для целей налогообложения прибыли. Также в некоторых случаях срок полезного использования нематериальных активов устанавливается организацией в пределах одного года, в то время как, согласно пункту 55 Положения по ведению бухгалтерского учета, к нематериальным активам относятся права, используемые в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев.




Порядок начисления амортизации МБП

С 1 января 1999 года организациям предоставляется право выбора одного из трех способов погашения стоимости находящихся в эксплуатации МБП (п. 51 Положения по ведению бухгалтерского учета):

-                     линейный;

-                     процентный;

-                     способ списания стоимости МБП пропорционально объему выпущенной продукции.

Применение одного из способов по конкретному предмету производится в течение всего срока его использования.

Амортизация МБП включается в себестоимость продукции в соответствии с пунктом 6 Положения о составе затрат. При этом различий между бухгалтерским и налоговым учетом не существует.

Бухгалтеру следует учитывать, что при изменении учетной политики с начала нового финансового года изменение способа начисления амортизации по конкретному предмету, переданному в эксплуатацию, в период его использования не допускается (п.23 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98), утвержденного приказом Минфина России от 15 июня 1998г. № 25н). Все изменения в учетной политике по данному вопросу применяются к вновь приобретаемым и передаваемым в эксплуатацию МБП.


Порядок списания МБП стоимостью в пределах 1/20 лимита

Согласно пункту 51 Положения по ведению бухгалтерского учета, МБП стоимостью не более 1/20 установленного лимита за единицу могут списываться в расход по мере их отпуска в производство и эксплуатацию. При утверждении учетной политики следует подтвердить такой способ списания МБП.

В большинстве способов при списании в расход МБП стоимостью в пределах 1/20 лимита организации не отслеживают движение таких предметов и не оформляют акты на их списание. В случае проведения проверки налоговыми органами выяснить судьбу таких МБП и их фактическое использование в процессе производства не предоставляется возможным. Это дает основание проверяющим исключить сумму затрат по их приобретению из себестоимости продукции (работ, услуг). Между тем пункт 51 Положения по ведению бухгалтерского учета прямо предусматривает организацию надлежащего контроля за движением списанных в расход МБП в целях обеспечения сохранности этих предметов при их эксплуатации.

Установление метода оценки потребленных производственных запасов

Начиная с 1999 года в соответствии с пунктом 58 Положения по ведению бухгалтерского учета израсходованные материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо и т.п.) разрешается отражать в учете одним из четырех методов оценки запасов, применяемых по каждому конкретному наименованию:

-                     по себестоимости каждой единицы (для запасов, используемых в особом порядке, содержащем драгоценные металлы, камни, которые не могут обычным образом заменять друг друга);

-                     по средней себестоимости, определяемой в конце каждого месяца по каждому виду (группе) материальных запасов;

-                     по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО);

-                     по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО).

Выбор метода оценки может оказать существенное влияние на конечный финансовый результат деятельности организации, особенно в условиях инфляции. Так, применение метода ФИФО приводит к снижении себестоимости продукции (работ, услуг) и завышению стоимости остатков материально-производственных запасов. Метод ЛИФО в тех же условиях увеличивает себестоимость продукции (работ, услуг) и снижает стоимость остатков материально-производственных запасов.

Оценка товаров в розничной торговле

Пункт 60 Положения по ведению бухгалтерского учета предусматривает возможность для организаций, занятых розничной торговлей, вести учет товаров по покупным или по продажным ценам (то есть с использованием счета 42 «Торговая наценка»).

С учетом внесения изменений и дополнений в Инструкцию Госналогслужбы России от 11 октября 1995 года № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» торговым предприятиям, а также предприятиям общественного питания следует уделить особое внимание вопросам организации раздельного учета товаров, облагаемым НДС по разным ставкам (10 и 20%).


Учет общехозяйственных расходов

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 года № 56, предусмотрены два варианта учета общехозяйственных расходов.

Первый вариант предусматривает распределение расходов, учтенных на счете 26 «Общехозяйственные расходы», по окончании отчетного периода между калькулированными объектами. В этом случае сальдо по счету 26 списывается на счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Второй вариант основан на принципе калькулирования не полной себестоимости, а только прямых затрат по отдельным объектам. Общехозяйственные расходы при этом относятся непосредственно на счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг) и не участвует в формировании себестоимости отдельных объектов учета.

Способ распределения косвенных расходов

При однопрофильной деятельности организации базой для распределения косвенных расходов могут быть: прямая заработная плата производственных рабочих, прямые материальные затраты, общая сумма прямых затрат, выручка от реализации продукции (работ, услуг) и т.д. Как правило, метод распределения косвенных расходов определяется отраслевыми методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).

При многопрофильной деятельности организации (например, осуществление производственной и посреднической деятельности) выбор базы распределения косвенных расходов зависит от того, по одинаковым или по разным ставкам налога на прибыль облагается доход, полученный от разных видов деятельности. В первом случае выбор базы производится аналогично однопрофильной деятельности. Во втором случае базой распределения косвенных расходов должна быть выручка от реализации продукции (работ, услуг), полученная от разных видов деятельности (п.2.10 Инструкции Госналогслужбы России от 10 августа 1995 года № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций»).

Методика ведения раздельного учета затрат

Определение данного элемента учетной политики актуально прежде всего для организаций, реализующих продукцию (работы, услуги), как облагаемую, так и не облагаемую налогом на добавленную стоимость, так как льготу по НДС можно применить только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации льготируемой и не льготируемой продукции (работ, услуг).

Методика раздельного учета затрат в настоящее время не разработана как на законодательном, так и на инструктивном уровне. Возможность самостоятельного определения налогоплательщиком такой методики подтверждена позицией Минфина России и сложившейся судебно-арбитражной практикой.

В качестве примера можно привести письмо Минфина России от 5 июня 1997 года № 04-03-08, согласно которому «одним из методов ведения раздельного учета затрат может быть их распределение пропорционально объему продукции, облагаемой и не облагаемой налогом на добавленную стоимость, в общем объеме реализации за отчетный период при условии оформления такого порядка организационно-распорядительным документом».

Налогоплательщик как заинтересованная  в получении льготы сторона обязан принять все необходимые меры для обеспечения раздельного учета затрат.


Оценка незавершенного производства

В соответствии с пунктом 64 Положения по ведению бухгалтерского учета незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться:

-                     по фактической и нормативной (плановой) производственной себестоимости;

-                     по прямым статьям затрат;

-                     по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Одной из наиболее распространенных ошибок является отсутствие разграничения затрат отчетного периода между завершенной и незавершенной производством продукцией (работами, услугами). Так, в некоторых случаях организации осуществляют списание всех расходов, произведенных в отчетном периоде, в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» без их распределения. В результате этого завышается показатель себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) и искажаются финансовые результаты деятельности организации.


Учет финансовых результатов при выполнении долгосрочных договоров

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий предусматривает два варианта ведения учета при выполнен㠸и работ долгосрочного характера:

-                     с применение счета 36 «Выполненные этапы по незавершенным работам»;

-                     без применения счета 36.

Учет курсовых разниц

Согласно пунктам 14 и 15 Положения о составе затрат, положительные и отрицательные курсовые разницы включаются соответственно в состав внереализованных доходов и расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Пункт 4.3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/95), утвержденного приказом Минфина России от 13 июня 1995 года № 50, предусматривает два варианта учета курсовых разниц:

-                     непосредственно на счете 80 «Прибыли и убытки» по мере принятия их к учету;

-                     на счете *№ «Доходы будущих периодов» с единовременным их списанием в конце года на счет 80.

При последнем варианте курсовые разницы в течение отчетного года не влияют на финансовые результаты деятельности организации.


Перечень создаваемых резервов

Согласно пункту 72 Положения по ведению бухгалтерского учета, в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы на:

-                     предстоящую оплату отпусков работникам;

-                     выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

-                     выплату вознаграждения по итогам работы за год;

-                     ремонт основных средств;

-                     производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства и т.д.

при принятии учетной политики организация определяет: создавать ли резервы и какие именно либо не создавать.

Помимо этого организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за реализованную продукцию (п.15 Положения о составе затрат), а также резерв под обесценение вложений в ценные бумаги (п.45 Положения по ведению бухгалтерского учета).


Другие элементы учетной политики

Приказ об учетной политике может содержать и решение других методических вопросов, регламентирующих бухгалтерский учет организации. К таким вопросам, в частности, относятся:

-                     порядок отражения в учете процесса приобретения материалов и МБП (с использованием или без использования вспомогательных счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов»;

-                     выбор метода оценки готовой продукции (по фактической или нормативно (плановой) себестоимости);

-                     порядок списания расходов и доходов будущих периодов;

-                     вопросы создания фондов за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения и т.д.


Внесение изменений и дополнений в учетную политику

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете изменения в учетной политике могут иметь место в случаях:

-                     реорганизации (слияния, разделения, присоединения) организации;

-                     смены собственников организации;

-                     изменения нормативной базы или законодательства по бухгалтерскому учету;

-                     разработки новых способов ведения учета (как Минфином России так и самой организацией)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.