рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Управление процессами организации сбора и обобщения статистических данных на примере Алматинского об...

Расчеты процентной доли населения, не доживающей до 60 лет, показывают, что в целом по республике она является высокой: почти третья часть населения Казахстана не имеет возможности дожить до шестидесяти лет. Это связано с пока еще низкой ожидаемой продолжительностью жизни от рождения – всего 64,5 лет в 1998 году и 65,7 лет в1999 году. В то же время, благодаря положительной динамике этого показателя, также наблюдается и сокращение доли населения, не доживающего до 60 лет: с 33 процентов в 1998 году до 30,3 процентов в 1999 году (таблица 2).





Таблица 2 – Доля населения Казахстана, не доживающая до 60 лет, в 1998 и 1999 годах


Области

1998

1999

области

1998

1999

Акмолинская

35,8

33,2

Кызылординская

30,8

28,2

Актюбинская

34,0

31,4

Костанайская

32,8

28,2

Алматинская

29,2

26,5

Мангистауская

34,0

31,4

Атырауская

34,1

31,5

Павлодарская

35,0

32,4

В-Казахстанская

36,8

34,2

С-Казахстанская

35,0

32,4

Жамбылская

30,5

27,9

Ю-Казахстанская

29,2

26,5

З-Казахстанская

33,7

31,1

Астана

31,1

28,4

Карагандинская

37,8

35,3

Казахстан

33,0

30,3

 

Анализ доли 16-летней молодежи, не охваченной обучением, дает основание сделать заключение, что в переходном периоде в стране сложилась ситуация с сокращением возможностей гарантированного Конституцией страны права граждан на получение среднего общего образования. Обездоленность населения по этому показателю варьируется по регионам от 4-5 до 14-16 процентов (рисунок 3).



Рисунок 3 – Региональные различия доли 16-летней молодежи, не охваченной обучением, в Казахстане в 1998 и 1999 годах


При расчете доли населения, имеющего уровень потребления ниже прожиточного минимума, Агенством по статистике используются не только данные о денежных доходах и расходах населения, но и об объемах ресурсов, получаемых и потребляемых населением в натуральной форме. С учетом этих ресурсов 43,4 процента населения Казахстана имели в 1998году уровень потребления ниже прожиточного минимума. В 1999 году в условиях экономического роста страны в целом и повышения реальных денежных доходов населения эта доля снизилась на 8,9 процентных пункта, однако, все еще представляет значительную величину (таблица 3).   

 




Таблица 3 – Региональные различия доли населения, имеющего уровень потребления ниже прожиточного минимума, в Казахстане в 1998 и 1999 годах


Области

1998

1999

Области

1998

1999

Акмолинская

19

35

Кызылординская

45

22

Актюбинская

53

24

Костанайская

31

55

Алматинская

61

44

Мангистауская

18

38

Атырауская

60

50

Павлодарская

31

48

В-Казахстанская

27

17

С-Казахстанская

41

27

Жамбылская

49

46

Ю-Казахстанская

87

56

З-Казахстанская

26

29

Астана

19

15

Карагандинская

35

18

Казахстан

43

39



Данные по официально зарегистрированной безработице, хотя и не отражают ситуации по фактической безработице, тем не менее, позволяют сравнивать ситуацию на рынке труда и анализировать динамику. Можно предположить, что официально зарегистрированные на бирже труда безработные являются обездоленной частью населения в каждом регионе. Значения уровня официально зарегистрированной безработицы в региональном разрезе показывают, что, несмотря на сравнительно невысокий уровень безработицы в целом по стране, он имеет значительную дифференциацию по регионам: от 1,4 процента в Алматинской области до 12 процентов в Мангистауской (рисунок 4).



Рисунок 4 – Региональные различия официально зарегистрированной безработицы в Казахстане в 1998 и 1999 годах

Рассчитанный  на основе четырех предыдущих показателей индекс бедности населения Казахстана показывает, что 31 процент населения страны в 1998 году и 28,1 процент в 1999 году являлись обездоленными (таблица 4)(рисунок 5).


Таблица 4 – Индекс бедности населения Казахстана в региональном разрезе в 1998 и 1999 годах


Области

1998

1999

Области

1998

1999

Акмолинская

24,2

27,6

Кызылординская

31,1

20,2

Актюбинская

36,4

22,5

Костанайская

25,9

36,5

Алматинская

39,9

29,8

Мангистауская

22,7

28,0

Атырауская

39,7

34,0

Павлодарская

26,4

33,1

В-Казахстанская

26,1

22,5

С-Казахстанская

30,7

23,9

Жамбылская

33,0

31,1

Ю-Казахстанская

55,6

36,2

З-Казахстанская

24,4

23,9

Астана

21,1

18,9

Карагандинская

29,1

23,3

Казахстан

31,0

28,1


Рисунок 5- Индекс бедности населения Казахстана в 1998 и 1999 годах


В глобальном Отчете о человеческом развитии за 1997 год ПРООН впервые ввела показатель индекса бедности населения для развивающихся стран. В ИБН представлены показатели, находящиеся в увязке с рядом показателей из индекса человеческого развития, представленных выше. В то же время из ИБН исключены такие важные аспекты бедности населения, как отсутствие политической свободы, отсутствие возможности участия в принятии решений, незащищенность личности, отсутствие возможности участия в жизни общества, а также угроза устойчивости и равенству поколений.



3.3 Опыт и проблемы планирования.



Успехи, достигнутые казахстанскими статистиками, в значительной степени обусловлены тем, что про­ведение реформ основывалось на программно-целевом планировании и при этом уделялось дол­жное внимание всем видам планов - от стратеги­ческих до текущих.

Планирование всегда было важным аспектом статистической деятельности. Однако, в условиях плановой экономики долгосрочное и текущее пла­нирование осуществлялось централизованно в Москве. Поэтому Казахстан до приобретения неза­висимости не имел надлежащего опыта самостоя­тельной разработки долгосрочных стратегических программ и текущих планов в области статистики.

Одной из первых задач, которую поставили пе­ред собой статистики независимого Казахстана, стала разработка долгосрочной Программы совершенство­вания статистики. Курс на рыночные преобразова­ния экономики требовал адекватных преобразова­ний во всех сферах. Первые контакты с зарубеж­ными коллегами и беглое знакомство с принятой там системой статистики показали, что перед нами стоят сложные и масштабные задачи, для решения которых требуются годы целенаправленной работы.

Сегодня в Казахстане накоплен определенный опыт планирования статистической деятельности. В настоящее время в республике осуществляется уже третья Программа совершенствования государствен­ной статистики. Поэтому не только итоги выполне­ния Программ, но и опыт их разработки, а также опыт совершенствования системы планирования в целом может быть интересен для всех, кто интере­суется статистикой.

При разработке многолетних программ  Статагентство руководствовалось общепринятыми прин­ципами планирования. Исходя из текущих условий и прогнозов по кадровому и финансовому обеспе­чению статистики, определялась генеральная цель, и формулировались задачи, которые необходимо решить для ее реализации (таблица 5). Если в первой программе ставились задачи создания новых для нас отраслей статистики, то третья программа на­целена на наиболее полное удовлетворение по­требностей пользователей на основе внедрения современных методов статистических наблюдений, анализа и распространения данных.

В соответствии со своей цепью и задачами каждая программа содержит краткое описание всех приоритетных направлений работы и план основ­ных мероприятий, которые необходимо выполнить для решения поставленных задач. За последние десять лет по мере изменения задач менялись приоритеты (таблица 6). Накануне принятия последней программы в соответствии с приоритетными на­правлениями в структуре Статагентства было со­здано два новых подразделения: по координации (вопросы внедрения классификаций, регистров и новых методов) и по анализу и публикационной деятельности.


Таблица 5 - Планирование цели


Программа на период:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.