|
|
Анализ доли 16-летней молодежи, не охваченной обучением, дает основание сделать заключение, что в переходном периоде в стране сложилась ситуация с сокращением возможностей гарантированного Конституцией страны права граждан на получение среднего общего образования. Обездоленность населения по этому показателю варьируется по регионам от 4-5 до 14-16 процентов (рисунок 3).
Рисунок 3 – Региональные различия доли 16-летней молодежи, не охваченной обучением, в Казахстане в 1998 и 1999 годах При расчете доли населения, имеющего уровень потребления ниже прожиточного минимума, Агенством по статистике используются не только данные о денежных доходах и расходах населения, но и об объемах ресурсов, получаемых и потребляемых населением в натуральной форме. С учетом этих ресурсов 43,4 процента населения Казахстана имели в 1998году уровень потребления ниже прожиточного минимума. В 1999 году в условиях экономического роста страны в целом и повышения реальных денежных доходов населения эта доля снизилась на 8,9 процентных пункта, однако, все еще представляет значительную величину (таблица 3).
Таблица 3 – Региональные различия доли населения, имеющего уровень потребления ниже прожиточного минимума, в Казахстане в 1998 и 1999 годах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Области |
1998 |
1999 |
Области |
1998 |
1999 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Акмолинская |
19 |
35 |
Кызылординская |
45 |
22 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актюбинская |
53 |
24 |
Костанайская |
31 |
55 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Алматинская |
61 |
44 |
Мангистауская |
18 |
38 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Атырауская |
60 |
50 |
Павлодарская |
31 |
48 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В-Казахстанская |
27 |
17 |
С-Казахстанская |
41 |
27 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Жамбылская |
49 |
46 |
Ю-Казахстанская |
87 |
56 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
З-Казахстанская |
26 |
29 |
Астана |
19 |
15 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Карагандинская |
35 |
18 |
Казахстан |
43 |
39 |
Данные по официально зарегистрированной безработице, хотя и не отражают ситуации по фактической безработице, тем не менее, позволяют сравнивать ситуацию на рынке труда и анализировать динамику. Можно предположить, что официально зарегистрированные на бирже труда безработные являются обездоленной частью населения в каждом регионе. Значения уровня официально зарегистрированной безработицы в региональном разрезе показывают, что, несмотря на сравнительно невысокий уровень безработицы в целом по стране, он имеет значительную дифференциацию по регионам: от 1,4 процента в Алматинской области до 12 процентов в Мангистауской (рисунок 4).
Рисунок 4 – Региональные различия
официально зарегистрированной безработицы в Казахстане в 1998 и 1999 годах
Рассчитанный на основе четырех предыдущих показателей индекс бедности населения Казахстана показывает, что 31 процент населения страны в 1998 году и 28,1 процент в 1999 году являлись обездоленными (таблица 4)(рисунок 5).
Таблица 4 – Индекс бедности населения Казахстана в региональном разрезе в 1998 и 1999 годах
Области
1998
1999
Области
1998
1999
Акмолинская
24,2
27,6
Кызылординская
31,1
20,2
Актюбинская
36,4
22,5
Костанайская
25,9
36,5
Алматинская
39,9
29,8
Мангистауская
22,7
28,0
Атырауская
39,7
34,0
Павлодарская
26,4
33,1
В-Казахстанская
26,1
22,5
С-Казахстанская
30,7
23,9
Жамбылская
33,0
31,1
Ю-Казахстанская
55,6
36,2
З-Казахстанская
24,4
23,9
Астана
21,1
18,9
Карагандинская
29,1
23,3
Казахстан
31,0
28,1
Рисунок 5- Индекс бедности населения
Казахстана в 1998 и 1999 годах
В глобальном Отчете о человеческом развитии за 1997 год ПРООН впервые ввела показатель индекса бедности населения для развивающихся стран. В ИБН представлены показатели, находящиеся в увязке с рядом показателей из индекса человеческого развития, представленных выше. В то же время из ИБН исключены такие важные аспекты бедности населения, как отсутствие политической свободы, отсутствие возможности участия в принятии решений, незащищенность личности, отсутствие возможности участия в жизни общества, а также угроза устойчивости и равенству поколений.
3.3 Опыт и проблемы планирования.
Успехи, достигнутые казахстанскими статистиками, в значительной степени обусловлены тем, что проведение реформ основывалось на программно-целевом планировании и при этом уделялось должное внимание всем видам планов - от стратегических до текущих.
Планирование всегда было важным аспектом статистической деятельности. Однако, в условиях плановой экономики долгосрочное и текущее планирование осуществлялось централизованно в Москве. Поэтому Казахстан до приобретения независимости не имел надлежащего опыта самостоятельной разработки долгосрочных стратегических программ и текущих планов в области статистики.
Одной из первых задач, которую поставили перед собой статистики независимого Казахстана, стала разработка долгосрочной Программы совершенствования статистики. Курс на рыночные преобразования экономики требовал адекватных преобразований во всех сферах. Первые контакты с зарубежными коллегами и беглое знакомство с принятой там системой статистики показали, что перед нами стоят сложные и масштабные задачи, для решения которых требуются годы целенаправленной работы.
Сегодня в Казахстане накоплен определенный опыт планирования статистической деятельности. В настоящее время в республике осуществляется уже третья Программа совершенствования государственной статистики. Поэтому не только итоги выполнения Программ, но и опыт их разработки, а также опыт совершенствования системы планирования в целом может быть интересен для всех, кто интересуется статистикой.
При разработке многолетних программ Статагентство руководствовалось общепринятыми принципами планирования. Исходя из текущих условий и прогнозов по кадровому и финансовому обеспечению статистики, определялась генеральная цель, и формулировались задачи, которые необходимо решить для ее реализации (таблица 5). Если в первой программе ставились задачи создания новых для нас отраслей статистики, то третья программа нацелена на наиболее полное удовлетворение потребностей пользователей на основе внедрения современных методов статистических наблюдений, анализа и распространения данных.
В соответствии со своей цепью и задачами каждая программа содержит краткое описание всех приоритетных направлений работы и план основных мероприятий, которые необходимо выполнить для решения поставленных задач. За последние десять лет по мере изменения задач менялись приоритеты (таблица 6). Накануне принятия последней программы в соответствии с приоритетными направлениями в структуре Статагентства было создано два новых подразделения: по координации (вопросы внедрения классификаций, регистров и новых методов) и по анализу и публикационной деятельности.
Таблица 5 - Планирование цели
Программа на период:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.