рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Управление процессами организации сбора и обобщения статистических данных на примере Алматинского об...

- техническое оснащение и переоснащение терри­ториальных статистических служб, и изменение технологии сбора, обработки и представления данных;

- переход к выборочным методам статистического наблюдения;

- перераспределение функций между статистичес­кими службами разных уровней.

К внешним факторам относятся следующие:

- повышение роли исполнительных местных орга­нов государственного управления в реализации программ и планов, что вызывает потребность в оперативном получении объективной статисти­ческой информации;

- резкое увеличение числа объектов статистичес­кого наблюдения в связи с развитием предпри­нимательства, в особенности малого;

- ухудшение отчетной дисциплины хозяйствующих субъектов.

В 1995 году государственные органы статистики в условиях отсутствия запасных частей к большим ЭВМ серии ЕС были вынуждены прекратить обработку данных на них и сразу же столкнулись с проблемой обработки статистической информации. Имеющиеся в то время персональные компьютеры типа "Искра-226" и IBM XT и AT были маломощными, а их коли­чество было явно недостаточным. Это приводило к тому, что на обработку данных составлялись круглосуточные графики работы на персональных ЭВМ, а ряд статистических отчетов обрабатывался с исполь­зованием специальных разработочных таблиц на обычных настольных калькуляторах.

Первый этап технического переоснащения го­сударственных органов статистики был осуществ­лен в рамках полученного во втором полугодии 1998 года займа Всемирного Банка на сумму 2,3 млн. долларов США. Это позволило в 1999 году получить средства вычислительной техники и рас­ширить локальную вычислительную сеть (ЛВС) в Агентстве по статистике и его ИВЦ с подключени­ем практически всех рабочих мест, а также создать и внедрить ЛВС во всех территориальных статистических органах. В текущем году заверша­ется техническое переоснащение Агентства по ста­тистике за счет средств этого займа на оставшую­ся сумму в пределах 200 тыс. долларов США.

Были внедрены новые информационные техно­логии: «клиент-сервер», Интернет и Интранет. Ос­ваиваются передовые технологии доступа к базам данных, интеллектуального анализа данных, орга­низации сети передачи данных в звене «район-область».

Однако техническая оснащенность государствен­ной статистики остается пока еще недостаточной. Только на республиканском уровне оснащенность компьютерами приближается к полной. На област­ном уровне она составляет около одной трети, а на районном - только в каждом пятом райстате есть компьютеры. Поэтому в ИСЦ регионов сохраняются почасовые графики обработки статистической ин­формации, а в пиковые периоды - и по сменам. Следует учесть также, что компьютерная техника очень быстро устаревает. Поэтому, в целях даль­нейшего развития технической базы государствен­ной статистики подготовлен проект по второму эта­пу технического и программно-технологического перевооружения государственной статистики.

Такое революционное изменение информаци­онной технологии окажет соответствующее влия­ние на внутреннюю структуру государственных тер­риториальных статистических служб. Вначале, в условиях нехватки компьютерной техники, может вырасти общая численность персонала, занятого выполнением плана статистических работ. В даль­нейшем она, возможно, будет сокращаться, при некотором увеличении подразделений, обеспечи­вающих переход на новые информационные техно­логи сбора, обработки и передачи данных по уров­ням район – область - республика.

Создание на базе Административного регистра Статистического регистра, а также Реестра инди­видуальных предпринимателей и Регистра сельско­хозяйственных товаропроизводителей позволяет начать переход к проведению выборочных статис­тических наблюдений. Разрабатываются и внедря­ются методики по организации сводных расчетов на республиканском и областном уровнях на осно­ве сплошных и выборочных наблюдений.

Переход на выборочные методы обследования позволит не увеличивать численность отраслевых подразделений ИСЦ регионов в связи с ростом чис­ла объектов статистического наблюдения. Однако он вызовет рост числа занятых в подразделениях, зани­мающихся актуализацией регистров и реестров. В целом не следует ожидать значительного роста тер­риториальных статистических служб в связи с ростом числа объектов статистического наблюдения.

Функции районных подразделений ИСЦ регионов сводятся к работе с объектами статнаблюдения, сбору и передаче первичных статистических дан­ных в центральные офисы территориальных статис­тических служб. В перспективе они должны выпол­нять функции по обучению респондентов, а также по оказанию услуг органам управления, коммер­ческих структурам и общественности.

За счет расширения работ по оказанию услуг следует ожидать определенного развития районных и городских подразделений ИСЦ регионов. Кроме того, учитывая относительную близость их к месту нахождения респондентов, им будут в максималь­но возможном объеме переданы функции по рабо­те с респондентами и, соответственно, необходи­мое финансирование на выполнение этой работы.

Центральные офисы ИСЦ регионов организуют работу своих местных подразделений, ввод, конт­роль и корректировку первичной информации, ее разработку на региональном уровне и передачу на республиканский уровень. Кроме того, они осуще­ствляют функции по оказанию услуг органам управ­ления, коммерческим структурам и общественнос­ти. Платные услуги осуществляются дочерними пред­приятиями ИВЦ и филиалами Казстатинформа.

В центральных офисах ИСЦ регионов следует ожидать:

- сокращения численности отраслевых подразде­лений в случае передачи функций по вводу, конт­ролю и корректировке первичной информации на уровень местных подразделений;

- развития подразделений, занимающихся форми­рованием данных в распределенной по террито­рии Казахстана системе баз данных, а также оказывающих информационно-статистические ус­луги.

Необходимость реализации Стратегии-2030 не только на республиканском, но и на региональном уровне в рамках среднесрочных и текущих программ по­вышает роль исполнительных местных органов го­сударственного управления. Это вызывает потреб­ность в оперативном получении необходимой ста­тистической информации.

Появляется потребность в разработке и получе­нии специфической информации, которая объек­тивно приводит к развитию региональной статисти­ки, финансируемой за счет местных бюджетов. В результате в организационной структуре террито­риальных статистических служб следует ожидать появления и развития подразделений, занимаю­щихся региональной статистики, организацией и методологией статистических работ и наблюдений.

Другой внешний фактор, который будет влиять на организационную структуру территориальных статистических служб, связан с резким увеличени­ем числа объектов статистического наблюдения. Институциональные преобразования в экономике Казахстана привели к пятикратному увеличению числа реально действующих хозяйствующих субъек­тов (на 1 июля 2000 года их число составляло 98 тысяч).

Следует ожидать, что для 15-миллионного насе­ления Казахстана эта цифра может многократно возрасти и с учетом последнего фактора - ухудше­ния отчетной дисциплины хозяйствующих субъек­тов - стать проблемой перед местными подразде­лениями территориальных статистических служб в части сбора статистических данных.

В конечном итоге, несмотря на внедрение вы­борочных методов обследования, это приведет к необходимости укрепления местных подразделений территориальных статистических служб, которые будут проводить гораздо больший объем работы, чем раньше. Территориальные статистические службы будут осуществлять также больший объем работ с регистрами и реестрами, что вызовет необходи­мость укрепления этих служб.

Таким образом, в средне- и долгосрочной перспек­тиве различные факторы по-разному будут влиять на роль и организационную структуру территори­альных статистических служб. Помимо республи­канского бюджета, все большую долю будет зани­мать в общем объеме финансирования оплата работ по проведению специальных региональных обсле­дований за счет местных бюджетов, а также фи­нансирование за счет удовлетворения информаци­онных потребностей исполнительных местных орга­нов власти, предпринимательских структур и обще­ственности.

В конечном итоге, при, возможно, не сократив­шемся или незначительно увеличившемся персонале, к 2005 году структура территориальных стати­стических служб может радикально измениться.

Численность персонала местных подразделений территориальных статистических служб в районах и городах областного подчинения, по-видимому, увеличится, что будет связано с необходимостью проведения большего объема работ с респонден­тами, в частности, с резко увеличившимся числом субъектов малого бизнеса, и информационным обслуживанием потребителей информации.

В центральных офисах территориальных статис­тических служб увеличится удельный вес подразде­лений, связанных с функционированием новых информационных технологий, ведением регистров и реестров, региональной статистики и обслужива­нием потребителей статистической информации. В то же время техническое перевооружение регио­нальных статистических служб и внедрение новых информационных технологий будет ограничивать рост персонала территориальных статистических органов в целом.

Перенос тяжести реформ с республиканского уровня на областной уровень будет объективно повышать роль территориальных статистических служб. Поэтому сокращение численности персона­ла, связанное с переходом на новые методы стати­стического наблюдения, новые информационные технологии сбора и обработки данных, будет со­провождаться его увеличением для целей инфор­мационного обеспечения исполнительных местных органов [7,8].




3  ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ И ОБОЩЕНИЕ ДАННЫХ НА ПРИМЕРЕ АЛМАТИНСКОГО ОБЛАСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ СТАТИСТИКИ

3.1 Алматинское областное управление статистики как субъект сбора и обобщения статистической информации


В своей деятельности Алматинское областное управление статистики (АОУС) руководствуется нижеследующими положениями. Управление статистики Алматинской области является государственным учреждением и территориальным органом Агентства Республики Казахстан по статистике, уполномоченным на выполнение функций государственного управления и контроля в области государственной статистики.

Управление  создано  постановлением  Правительства  Республики Казахстан от 15 мая 1999 года № 577 «О реорганизации территориальных органов Агентства Республики Казахстан по статистике»

 Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента, Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

 Управление является юридическим лицом, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, а также в соответствии с законодательством счета в банках.

Управление вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.

  Структура и  предельная  штатная численность Управления утверждается Агентством Республики Казахстан по статистике.

 Юридический адрес Управления:

480090, город Алматы, улица Маркова, 44

 Полное наименование территориального государственного органа – Алматинское областное управление статистики.

 Учредителем Управления является государство в лице Агентства Республики Казахстан по статистике.

Учредительными документами Управления является акт о создании Управления и настоящее Положение.

 Финансирование деятельности Управления осуществляется только из государственного бюджета.

Управлению запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся контрольными и надзорными функциями Управления.

 Функции и  основные задачи управления. Управление в соответствии с законодательством осуществляет следующие функции:

1) обеспечивает доступность сводной статистической информации для юридических и физических лиц;

2) принимает участие в осуществлении программ по совершенствованию статистики в Республике Казахстан;

3) организует актуализацию информационно-статистических баз данных о социально-экономическом положении регионов страны;

4) организует работу по ведению Государственного статистического регистра;

5) проводит анализ о социально-экономическом положении региона и выпускает экономические обзоры и другие статистические материалы;

6) обеспечивает сохранность государственных и коммерческих тайн, конфиденциальность первичной статистической информации;

7) осуществляет иные функции, возложенные на него законодательством Республики Казахстан.

 Основными задачами Управления являются:

           1) проведение государственной политики в области государственной статистики;

2) обеспечение функционирования и совершенствования единой статистической информационной системы на основе научной методологии и международных стандартов;

3)   обеспечение   целостности,   достоверности   и   достаточности статистических показателей;

4) всестороннее и объективное изучение, обобщение и анализ происходящих в стране экономических и социальных процессов и тенденций их развития.

 Управление для реализации возложенных на него задач и осуществления   своих   функций   имеет   право   в   установленном законодательством порядке:

1) в пределах своих полномочий осуществлять контроль за постановкой  первичного учета и статистической отчетности в организациях, проверять достоверность представленных ими данных;

2) привлекать должностных лиц организаций к  приведению государственных статистических наблюдений;

3) рассматривать дела об административных правонарушениях по вопросам государственной статистики в установленном законодательством порядке;

4) осуществлять работу с потребителями статистической информации,   обеспечивая  доступность  сводной  статистической  информации  для юридических и физических лиц и разъясняя методику их расчетов;

5) разрабатывать табель (график) представления статистической информации;

6) реализовывать установленные Агентством Республики Казахстан по статистике мероприятия по созданию информационных систем и других средств автоматизации и компьютеризации;

7) проводить совещания, семинары, конференции по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

8) вносить в государственные органы предложения об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов, препятствующих реализации государственной политики в области статистики;

9) организовывать и проводить статистические работы по профильной и иной тематике;

10) осуществлять иные права, предоставленные законодательством.

 Управление имеет на праве оперативного управления обособленное имущество.

Имущество Управления формируется за счет имущества, переданного ему государством в лице Агентства Республики Казахстан по статистике, и состоит из основных фондов и оборотных средств, а также иного имущества, стоимость которых отражается в балансе Управления.

  Имущество,  закрепленное  за  Управлением,  относится  к республиканской собственности.

 Управление не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом.

 Управление возглавляет Начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем Агентства Республики Казахстан по статистике.

Заместители Начальника, а также главный бухгалтер назначаются и освобождаются Председателем Агентства Республики Казахстан по статистике по представлению Начальника Управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.