- техническое оснащение и переоснащение территориальных
статистических служб, и изменение технологии сбора, обработки и представления
данных;
- переход к выборочным методам статистического
наблюдения;
- перераспределение функций между статистическими
службами разных уровней.
К внешним факторам относятся следующие:
- повышение роли исполнительных местных органов государственного
управления в реализации программ и планов, что вызывает потребность в
оперативном получении объективной статистической информации;
- резкое увеличение числа объектов статистического
наблюдения в связи с развитием предпринимательства, в особенности малого;
- ухудшение отчетной дисциплины хозяйствующих
субъектов.
В 1995 году государственные органы статистики
в условиях отсутствия запасных частей к большим ЭВМ серии ЕС были вынуждены
прекратить обработку данных на них и сразу же столкнулись с проблемой обработки
статистической информации. Имеющиеся в то время персональные компьютеры типа
"Искра-226" и IBM XT и AT были маломощными, а их количество было явно
недостаточным. Это приводило к тому, что на обработку данных составлялись
круглосуточные графики работы на персональных ЭВМ, а ряд статистических отчетов
обрабатывался с использованием специальных разработочных таблиц на обычных
настольных калькуляторах.
Первый этап технического переоснащения государственных
органов статистики был осуществлен в рамках полученного во втором полугодии 1998
года займа Всемирного Банка на сумму 2,3 млн. долларов США. Это позволило в
1999 году получить средства вычислительной техники и расширить локальную
вычислительную сеть (ЛВС) в Агентстве по статистике и его ИВЦ с подключением
практически всех рабочих мест, а также создать и внедрить ЛВС во всех
территориальных статистических органах. В текущем году завершается техническое
переоснащение Агентства по статистике за счет средств этого займа на оставшуюся
сумму в пределах 200 тыс. долларов США.
Были внедрены новые информационные технологии:
«клиент-сервер», Интернет и Интранет. Осваиваются передовые технологии доступа
к базам данных, интеллектуального анализа данных, организации сети передачи
данных в звене «район-область».
Однако техническая оснащенность государственной
статистики остается пока еще недостаточной. Только на республиканском уровне
оснащенность компьютерами приближается к полной. На областном уровне она
составляет около одной трети, а на районном - только в каждом пятом райстате
есть компьютеры. Поэтому в ИСЦ регионов сохраняются почасовые графики обработки
статистической информации, а в пиковые периоды - и по сменам. Следует учесть
также, что компьютерная техника очень быстро устаревает. Поэтому, в целях дальнейшего
развития технической базы государственной статистики подготовлен проект по второму
этапу технического и программно-технологического перевооружения
государственной статистики.
Такое революционное изменение информационной технологии окажет
соответствующее влияние на внутреннюю структуру государственных территориальных
статистических служб. Вначале, в условиях нехватки компьютерной техники, может
вырасти общая численность персонала, занятого выполнением плана статистических
работ. В дальнейшем она, возможно, будет сокращаться, при некотором увеличении
подразделений, обеспечивающих переход на новые информационные технологи
сбора, обработки и передачи данных по уровням район – область - республика.
Создание на базе Административного регистра
Статистического регистра, а также Реестра индивидуальных предпринимателей и
Регистра сельскохозяйственных товаропроизводителей позволяет начать переход к
проведению выборочных статистических наблюдений. Разрабатываются и внедряются
методики по организации сводных расчетов на республиканском и областном уровнях
на основе сплошных и выборочных наблюдений.
Переход на выборочные методы обследования позволит не увеличивать
численность отраслевых подразделений ИСЦ регионов в связи с ростом числа
объектов статистического наблюдения. Однако он вызовет рост числа занятых в
подразделениях, занимающихся актуализацией регистров и реестров. В целом не
следует ожидать значительного роста территориальных статистических служб в
связи с ростом числа объектов статистического наблюдения.
Функции районных подразделений ИСЦ регионов
сводятся к работе с объектами статнаблюдения, сбору и передаче первичных
статистических данных в центральные офисы территориальных статистических
служб. В перспективе они должны выполнять функции по обучению респондентов, а
также по оказанию услуг органам управления, коммерческих структурам и общественности.
За счет расширения работ по оказанию услуг
следует ожидать определенного развития районных и городских подразделений ИСЦ
регионов. Кроме того, учитывая относительную близость их к месту нахождения
респондентов, им будут в максимально возможном объеме переданы функции по работе
с респондентами и, соответственно, необходимое финансирование на выполнение
этой работы.
Центральные офисы ИСЦ регионов организуют
работу своих местных подразделений, ввод, контроль и корректировку первичной
информации, ее разработку на региональном уровне и передачу на республиканский
уровень. Кроме того, они осуществляют функции по оказанию услуг органам управления,
коммерческим структурам и общественности. Платные услуги осуществляются
дочерними предприятиями ИВЦ и филиалами Казстатинформа.
В центральных офисах ИСЦ регионов следует
ожидать:
- сокращения численности отраслевых подразделений
в случае передачи функций по вводу, контролю и корректировке первичной
информации на уровень местных подразделений;
- развития подразделений, занимающихся формированием
данных в распределенной по территории Казахстана системе баз данных, а также
оказывающих информационно-статистические услуги.
Необходимость реализации Стратегии-2030 не только на республиканском,
но и на региональном уровне в рамках среднесрочных и текущих программ повышает
роль исполнительных местных органов государственного управления. Это вызывает
потребность в оперативном получении необходимой статистической информации.
Появляется потребность в разработке и получении
специфической информации, которая объективно приводит к развитию региональной
статистики, финансируемой за счет местных бюджетов. В результате в
организационной структуре территориальных статистических служб следует ожидать
появления и развития подразделений, занимающихся региональной статистики,
организацией и методологией статистических работ и наблюдений.
Другой внешний фактор, который будет влиять на
организационную структуру территориальных статистических служб, связан с резким
увеличением числа объектов статистического наблюдения. Институциональные
преобразования в экономике Казахстана привели к пятикратному увеличению числа
реально действующих хозяйствующих субъектов (на 1 июля 2000 года их число
составляло 98 тысяч).
Следует ожидать, что для 15-миллионного населения
Казахстана эта цифра может многократно возрасти и с учетом последнего фактора -
ухудшения отчетной дисциплины хозяйствующих субъектов - стать проблемой перед
местными подразделениями территориальных статистических служб в части сбора
статистических данных.
В конечном итоге, несмотря на внедрение выборочных
методов обследования, это приведет к необходимости укрепления местных
подразделений территориальных статистических служб, которые будут проводить
гораздо больший объем работы, чем раньше. Территориальные статистические службы
будут осуществлять также больший объем работ с регистрами и реестрами, что вызовет
необходимость укрепления этих служб.
Таким образом, в средне- и долгосрочной
перспективе различные факторы по-разному будут влиять на роль и
организационную структуру территориальных статистических служб. Помимо
республиканского бюджета, все большую долю будет занимать в общем объеме финансирования
оплата работ по проведению специальных региональных обследований за счет
местных бюджетов, а также финансирование за счет удовлетворения информационных
потребностей исполнительных местных органов власти, предпринимательских
структур и общественности.
В конечном итоге, при, возможно, не сократившемся
или незначительно увеличившемся персонале, к 2005 году структура
территориальных статистических служб может радикально измениться.
Численность персонала местных подразделений
территориальных статистических служб в районах и городах областного подчинения,
по-видимому, увеличится, что будет связано с необходимостью проведения большего
объема работ с респондентами, в частности, с резко увеличившимся числом
субъектов малого бизнеса, и информационным обслуживанием потребителей информации.
В центральных офисах территориальных статистических
служб увеличится удельный вес подразделений, связанных с функционированием
новых информационных технологий, ведением регистров и реестров, региональной
статистики и обслуживанием потребителей статистической информации. В то же
время техническое перевооружение региональных статистических служб и внедрение
новых информационных технологий будет ограничивать рост персонала территориальных
статистических органов в целом.
Перенос тяжести реформ с республиканского
уровня на областной уровень будет объективно повышать роль территориальных
статистических служб. Поэтому сокращение численности персонала, связанное с
переходом на новые методы статистического наблюдения, новые информационные
технологии сбора и обработки данных, будет сопровождаться его увеличением для
целей информационного обеспечения исполнительных местных органов [7,8].
3 ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ
И ОБОЩЕНИЕ ДАННЫХ НА ПРИМЕРЕ АЛМАТИНСКОГО ОБЛАСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ СТАТИСТИКИ
3.1 Алматинское областное управление статистики как
субъект сбора и обобщения статистической информации
В своей деятельности Алматинское областное
управление статистики (АОУС) руководствуется нижеследующими положениями.
Управление статистики Алматинской области является государственным учреждением
и территориальным органом Агентства Республики Казахстан по статистике,
уполномоченным на выполнение функций государственного управления и контроля в
области государственной статистики.
Управление создано постановлением
Правительства Республики Казахстан от 15 мая 1999 года № 577 «О реорганизации
территориальных органов Агентства Республики Казахстан по статистике»
Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией
и законами Республики Казахстан, актами Президента, Правительства Республики
Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
Управление является юридическим лицом, имеет
печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки
установленного образца, а также в соответствии с законодательством счета в
банках.
Управление вступает в гражданско-правовые
отношения от собственного имени.
Структура и предельная штатная численность
Управления утверждается Агентством Республики Казахстан по статистике.
Юридический адрес Управления:
480090, город Алматы, улица Маркова, 44
Полное наименование
территориального государственного органа – Алматинское областное управление
статистики.
Учредителем Управления является государство в
лице Агентства Республики Казахстан по статистике.
Учредительными документами Управления является
акт о создании Управления и настоящее Положение.
Финансирование деятельности Управления
осуществляется только из государственного бюджета.
Управлению запрещается вступать в договорные
отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей,
являющихся контрольными и надзорными функциями Управления.
Функции и основные задачи управления. Управление в соответствии с
законодательством осуществляет следующие функции:
1)
обеспечивает доступность сводной статистической информации для юридических и физических
лиц;
2)
принимает участие в осуществлении программ по совершенствованию статистики в Республике
Казахстан;
3)
организует актуализацию информационно-статистических баз данных о
социально-экономическом положении регионов страны;
4)
организует работу по ведению Государственного статистического регистра;
5)
проводит анализ о социально-экономическом положении региона и выпускает экономические
обзоры и другие статистические материалы;
6)
обеспечивает сохранность государственных и коммерческих тайн, конфиденциальность
первичной статистической информации;
7)
осуществляет иные функции, возложенные на него законодательством Республики
Казахстан.
Основными задачами Управления являются:
1) проведение государственной политики в области
государственной статистики;
2)
обеспечение функционирования и совершенствования единой статистической
информационной системы на основе научной методологии и международных стандартов;
3)
обеспечение целостности, достоверности и достаточности статистических
показателей;
4)
всестороннее и объективное изучение, обобщение и анализ происходящих в стране
экономических и социальных процессов и тенденций их развития.
Управление для реализации возложенных на него
задач и осуществления своих функций имеет право в установленном
законодательством порядке:
1)
в пределах своих полномочий осуществлять контроль за постановкой первичного
учета и статистической отчетности в организациях, проверять достоверность представленных
ими данных;
2)
привлекать должностных лиц организаций к приведению государственных статистических
наблюдений;
3)
рассматривать дела об административных правонарушениях по вопросам государственной
статистики в установленном законодательством порядке;
4)
осуществлять работу с потребителями статистической информации, обеспечивая
доступность сводной статистической информации для юридических и физических
лиц и разъясняя методику их расчетов;
5)
разрабатывать табель (график) представления статистической информации;
6)
реализовывать установленные Агентством Республики Казахстан по статистике
мероприятия по созданию информационных систем и других средств автоматизации и
компьютеризации;
7)
проводить совещания, семинары, конференции по вопросам, входящим в компетенцию
Управления;
8)
вносить в государственные органы предложения об отмене или изменении принятых
ими нормативных правовых актов, препятствующих реализации государственной политики
в области статистики;
9)
организовывать и проводить статистические работы по профильной и иной тематике;
10)
осуществлять иные права, предоставленные законодательством.
Управление имеет на праве оперативного
управления обособленное имущество.
Имущество Управления формируется за счет
имущества, переданного ему государством в лице Агентства Республики Казахстан
по статистике, и состоит из основных фондов и оборотных средств, а также иного
имущества, стоимость которых отражается в балансе Управления.
Имущество, закрепленное за Управлением,
относится к республиканской собственности.
Управление не вправе самостоятельно отчуждать
или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом.
Управление возглавляет Начальник, назначаемый
на должность и освобождаемый от должности Председателем Агентства Республики
Казахстан по статистике.
Заместители Начальника, а также главный
бухгалтер назначаются и освобождаются Председателем Агентства Республики
Казахстан по статистике по представлению Начальника Управления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|