Эти высказывания не только отражают значение статистического учета,
который в совокупности с бухгалтерским и оперативным и создает подобную
информационную базу, но и отражает необходимость оперативности такой
информации. Однако действующая в Казахстане система пока этому требованию не
отвечает, постоянно запаздывая от текущего момента.
Единая система информации себя полностью
оправдает лишь в том случае, когда данные будут оперативными. Исследование
полезности статистической информации, рациональности ее информационного
потока - депо многосложное: постоянно уточняются взаимосвязи экономических
процессов и явлений, иногда меняются традиционные представления о связях между
хозяйственными показателями; осуществляется их критическая переоценка. Однако
ясно одно: без хорошо отлаженной системы получения, обработки, использования
объективной и качественной статистической информации не может существовать ни
одна предпринимательская структура, ни одно государство. Статистика для них
является разведывательной системой, позволяющей выжить в этом нестабильном,
постоянно изменяющемся мире. В перспективе эта роль будет еще больше
усиливаться, что потребует усиления внимания, как со стороны государства, так и
со стороны хозяйствующих субъектов к ее функционированию и совершенствованию
на новой технологической и организационной основе с учетом требований мирового
рынка и геоэкономического пространства. Только подобный подход позволит не
только усилить системность получаемых данных, но и даст возможность принимать
более обоснованные решения в менеджменте
[6].
2.4 Совершенствование региональной структуры
государственных органов статистики
Существующая в странах СНГ территориальная
структура национальных статистических служб досталась в наследство от бывшего
Советского Союза и отражала потребности централизованного планирования в
условиях применения метода сплошного статистического наблюдения. Она
неоднократно менялась в процессе совершенствования структуры государственного
управления и полностью отражала административно-территориальное деление
страны,
В развитых странах официальная статистика
стала необходимым элементом информационной системы демократического общества,
обеспечивая правительство, экономические круги и общественность данными об
экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении. Такая
роль официальной статистики закреплена в составе первого из десяти принципов
официальной статистики в специальном документе Статистической комиссия ООН,
принятом единогласно на специальной сессии 11-15 апреля 1994 года. Высокая
значимость статистики соответствует переживаемому в настоящее время переходу
человеческой цивилизации от индустриальной экономики к экономике
информационной, в которой основным потребляемым ресурсом становится информация.
В странах переходного периода реформирование
официальной статистики также сопровождается повышением ее роли в
информационном обеспечении потребностей общества, что наряду с другими
внешними и внутренними факторами приводят к соответствующим институциональным
преобразованиям в системе органов государственной статистики, в том числе их
структуры на территориальном уровне.
В Казахстане на начало 1992 года в двадцати
территориальных органах статистики - областных (Алматинского городского)
управлениях по статистике и анализу - численность руководящих работников и специалистов,
занятых экономической работой составляла 2896 человек. Кроме того, аппарат
управления территориальных органов статистики составлял 884 единицы. Районные отделы
статистики (райстаты) имели статус самостоятельного юридического лица, а
начальник райстата входил в общий лимит численности аппарата управления территориальных
органов статистики.
В 1995 году происходит коренная реорганизация
структуры государственной статистики. Аппарат управления территориальных
органов статистики уменьшается с 752 до 513 единиц за счет сокращения
численности аппарата управления райстатов. Последние за небольшим исключением
теряют статус самостоятельного юридического лица, а их начальники становятся
начальниками местных отделов областных управлений статистики. За счет части
сокращаемой численности аппарата управления на уровне районов численность
Государственного комитета по статистике и анализу увеличивается (до 278 единиц),
а его Головной вычислительный центр упраздняется.
Практика показала, что эта реорганизация системы государственной
статистики была ошибкой. В результате ее на районном уровне был потерян аппарат
управления в ранге государственных служащих, что усилило нагрузку на областной
уровень. На республиканском уровне центральный аппарат начал выполнять
несвойственные для государственных органов функции, что приводило к ухудшению
качества работы по координации статистической деятельности в стране,
организации работ по совершенствованию государственной статистики и анализу
данных о социально-экономическом развитии республики. Последующие сокращения
центрального аппарата Госкомстата привели к необходимости уже через два года
заново образовать Информационно-вычислительный центр.
На начало 1999 года численность сотрудников
территориальных органов статистики (в четырнадцати областях и городах Алматы и
Астана) составила соответственно 1882 руководящих работников и специалистов
по обработке данных и 371 единица государственных служащих, а на 1 апреля
после сокращения расходов из республиканского бюджета - 1406 и 371 единица.
Средняя численность персонала областных (городов
Астана и Алматы) управлений статистики в это время составляла 125 единиц
(вместе с младшим обслуживающим персоналом).
В их числе 23 единицы являлись государственными
служащими, занимающимся организацией статистической деятельности в регионе,
анализом статистических данных и обеспечением их доступности для
пользователей. Примерно 6 единиц относились к функциональному персоналу (отдел
кадров, бухгалтерия, канцелярия, архив). 70 человек было занято сбором и
обработкой данных, в том числе 24 являлись регистраторами цен и интервьюерами
домашних хозяйств. 10 единиц персонала представляли программистов, инженеров-электронщиков
и операторов и 14 единиц составлял младший обслуживающий персонал (технички,
вахтеры, рабочие, водители).
Часть персонала областного органа статистики
была размещена в районных центрах и городах областного подчинения - в среднем
по 36 единиц, в том числе 33 единицы заняты непосредственно сбором
статистической информации (включая регистраторов цен и интервьюеров домашних
хозяйств). В среднем на один район и город областного подчинения приходилось
по 2,7 единицы персонала областных органов статистики (половина из которых
были регистраторами цен и интервьюерами домашних хозяйств).
В целом численность персонала территориальных
органов статистики снизилась в 1999 году до крайне низкого предела, что привело
к отмене выполнения ряда статистических работ, переходу по части из них от
месячных к квартальным наблюдениям, а также к сокращению круга обследуемых
единиц статистического наблюдения.
В 1999 году в связи с внесением изменений в
Закон Республики Казахстан «О бюджетной системе», а также принятием Закона «О
республиканском бюджете на 1999 год» и постановления Правительства от 25
декабря 1998 года № 1335
«Вопросы учреждений - администраторов программ, финансируемых из
республиканского бюджете» была проведена реорганизация государственных органов
и подведомственных им организаций.
В соответствии с постановлением Правительства
от 15 мая 1999 года №577 областные (городов Астаны и Алматы) управления
статистики были реорганизованы путем разделения на два государственных
учреждения. Целью реорганизации было отделение от государственного органа,
осуществляющего управленческие и контрольно-надзорные функции, других,
несвойственных государственному органу, функций.
Первое из этих учреждений - управление статистики
соответствующего региона - является государственным органом (в количестве от
20 до 26 единиц в регионе, всего 371 единица), осуществляющим организацию
статистической деятельности в регионе, внедрение новых методов статистического
наблюдения, организацию расчетов региональных статистических показателей и обеспечение
доступности статистических данных пользователям.
Второе учреждение (в количестве от 60 до 158 единиц,
всего 1563 единицы) с районными подразделениями - информационно-статистический
центр (ИСЦ) соответствующего региона - не является государственным органом и
его основной функцией является сбор, обработка статистических данных и их
представление управлению статистики региона и республиканскому государственному
предприятию «Информационно-вычислительный центр» Агентства Республики Казахстан
по статистике.
Позднее в соответствии с постановлением Правительства
Республики Казахстан от 1 июля 1999 года
№ 910
в целях обеспечения технического и технологического функционирования единой
информационно-вычислительной системы статистических органов страны во всех
регионах созданы дочерние государственные предприятия (ДГП) Информационно-вычислительного
центра (ИВЦ) Агентства Республики Казахстан по статистике на правах
юридического лица.
В том же году постановлением Правительства
Республики Казахстан от 27 апреля 1999 года № 479 помимо
Информационно-вычислительного центра создано еще одно Республиканское государственное
предприятие «Казстатинформ», подведомственное Агентству по статистике, с
возможностью создания филиалов без образования юридического лица в областных
центрах и городах Астана и Алматы. Основной задачей данного предприятия является
распространение статистических данных разным группам пользователей.
Таким образом, общая структура системы Агентства
Республики Казахстан, даже не считая входящего в нее Алматинского института
экономики и статистики с девятью филиалами в областях, стала представлять
достаточно сложную систему. В целях обеспечения скоординированной работы на
региональном уровне в положении об управлении статистики региона было записано,
что оно обеспечивает организацию деятельности других региональных
статистических служб, в том числе являющихся территориальными подразделениями
республиканских статистических служб (ИВЦ и Казстатинформа) (рисунок 2)
управление
статистики региона
ИСЦ региона ДГП ИВЦ филиал
«Казстатинформа»
Рисунок 2 – Общая структура системы Агентства
Республики Казахстан
В 2000 году в условиях, когда большая часть
средств, отвлекаемая ранее на проведение Переписи населения 1999 года, была
направлена на восстановление текущих статистических наблюдений по Плану
статистических работ, лимит численности работников, занятых сбором и
обработкой статистических данных (ИСЦ регионов), увеличился до 2750 единиц.
Однако в условиях довольно низкого норматива затрат на одну единицу (всего 200
тыс. тенге в год) реальная численность ИСЦ регионов примерно на 25 процентов
ниже лимита.
Территориальная структура национальной статистической
организации, доставшаяся Казахстану в наследство от бывшего Советского Союза,
имела ряд недостатков:
- предполагала поэтапную обработку
статистических данных с получением сводов на каждом уровне (районе, области,
страны в целом). Это не позволяло контролировать правильность агрегации данных
на предыдущем уровне, а также проводить необходимые дорасчеты на полноту
охвата. В настоящее время, в связи с внедрением новых методов и технологий
сбора и обработки данных, этот недостаток на районном уровне практически снят;
- своды для районного уровня делаются на
областном уровне централизовано. То же самое справедливо и для областного
уровня: расчеты данных по области делаются на республиканском уровне с учетом
всех досрасчетов на основе первичных данных, представленных территориальным
органом статистики;
- ограничивала возможности совершенствования
технической подготовки персонала в связи с тем, что необходимо было готовить
высококвалифицированных специалистов по каждой отрасли статистики для каждого
территориального органа по всем уровням. Эта проблема в настоящее время снята
для районного уровня, поскольку весь находящийся на этом уровне персонал
является по существу полевыми работниками, занимающимися только сбором статистических
данных;
- приводила к увеличению себестоимости статистических
работ и снижению эффективности всей системы статистического наблюдения. В
настоящее время районные подразделения областных органов статистики не
являются самостоятельными юридическими лицами, что не требует расходов на
содержание функционального персонала. Доля же функционального персонала в целом
по области составляет порядка 10-12 процентов лимита персонала ИСЦ.
Наряду с недостатками, влияние которых все более уменьшается,
современная территориальная структура Агентства Республики Казахстан по статистике
имеет и ряд достоинств:
- она позволяет работать с большей частью респондентов в
непосредственном контакте, а не через почту, что очень важно в условиях быстро
растущего числа хозяйствующих субъектов и обширной территории Казахстана,
когда отдельные хозяйствующие субъекты разделены большими расстояниями даже в
пределах одного района. До тех пор, пока процесс образования и ликвидации хозяйствующих
субъектов не стабилизируется и не будет отработана возможность получения данных
от респондентов электронным способом, работа с респондентами в непосредственном
контакте является наиболее эффективной с точки зрения качества статистических
отчетов и своевременности их представления;
- она позволяет оперативно обеспечивать
исполнительные местные органы на всех уровнях требуемой статистической
информацией. Необходимость в этом связана с повышением роли исполнительных
местных органов государственного управления в реализации республиканских и региональных
программ.
Миссия государственных территориальных статистических
служб заключается в обеспечении сбора и обработки статистической информации в
регионе, ее представлении на республиканский уровень и обеспечении
потребностей местных органов власти, деловых кругов и общественности в
объективной статистической информации.
Следует ожидать, что на довольно длительном
переходном периоде роль государственных территориальных статистических служб
для местных органов государственного управления будет особенно значима. Это
связано с тем, что Правительство, начиная с 1998 года, в рамках трехлетних
программ приступило к претворению в жизнь долгосрочной «Стратегии 2030:
процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». В
целях реализации трехлетних планов на уровне республики и регионов предусматривается
осуществить соответствующую комплексную информатизацию центральных и исполнительных
местных органов, формирование единого информационного пространства государственного
управления. Ядром единых информационных ресурсов должна стать государственная
статистика.
В перспективе различные факторы по-разному будут
влиять на роль государственных территориальных статистических служб. В
конечном итоге их структура может радикально измениться. Все факторы можно
разбить на две группы: внутренние и внешние.
К внутренним факторам можно отнести:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|