рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Управление процессами организации сбора и обобщения статистических данных на примере Алматинского об...

О казахстанской статистике узнали в других стра­нах. Ежегодно направляется в адрес всех между­народных организаций информация о социально-экономическом положении страны по более чем 40 вопросникам. Результатом этой работы являет­ся включение статистических данных республики в такие международные публикации, как демографи­ческий ежегодник, международная финансовая ста­тистика, международный справочник по промыш­ленности и так далее.

Третий этап реформирования осуществляется в соответствии с Программой совершенствования государственной статистики в Республике Казах­стан на 1999-2005 годы. В отличие от первых пре­дыдущих двух программ Правительством утвержде­ны более долгосрочные задачи - на семилетний период.

С начала реализации третьей программы со­вершенствования статистики разработаны и утвер­ждены в Госстандарте три новых государственных стандарта. Это общий классификатор видов эконо­мической деятельности (ОКЭД), который является национальной версией международной классифи­кации всех видов экономической деятельности Европейского сообщества. Второй стандарт - это классификатор продукций и услуг по видам эконо­мической деятельности КП ВЭД, который представ­ляет собой аутентичный перевод классификации продукции и услуг Европейского сообщества. Тре­тий - это общий классификатор предприятий и орга­низаций (ОКПО), который представляет собой уни­кальные идентификационные коды для каждого юридического лица, филиала и представительства.

Постановление Правительства «О внедрении классификатора предприятий и организаций в государственных органах» позволит уже в этом году завершить внедрение классификатора ОКПО в ос­новные государственные регистры и реестры юри­дических лиц. Это значительно повысит качество информации о количестве и структуре предприятий в экономике, упростит обмен информацией между государственными органами, станет важным ша­гом на пути формирования единого информацион­ного пространства в республике.

Практические результаты от использования стан­дартных кодов юридических лиц можно продемон­стрировать на примере сотрудничества статисти­ческих и налоговых органов. В конце прошлого года нами подписано соглашение с Министерством государственных доходов об обмене данными из регистров между нашими территориальными орга­нами. В результате налоговые органы имеют воз­можность представлять статистику налогов в раз­резе видов деятельности, не затрачивая усилий на определение и кодирование вида деятельности для каждого юридического лица. В процесс регулярно­го обмена электронными базами данных сейчас подключаются таможенные и юридические органы. Такое взаимодействие не требует существенных дополнительных финансовых средств и повышает эффективность работы государственных органов. Конечная цель этого процесса заключается в стан­дартизации и объединении всей информации, кото­рая имеется в различных министерствах и ведом­ствах на базе единой национальной системы клас­сификации, кодирования.

 В этом году начались подготовительные работы по проведению крупномасштабных работ в сфере социальной статистики. Утвержден новый инстру­ментарий для обследования домашних хозяйств и осуществлен дизайн выборочной сети, отвечающей всем современным требованиям. На основе новой сети домашних хозяйств будет проводиться ежек­вартальный мониторинг уровня жизни и профиля бедности населения республики. Кроме того, уже в этом году начнется пилотное обследование заня­тости населения при участии экспертов из Герма­нии. Обследование планируется по ротационной сети из 18 тысяч домохозяйств и обеспечит ежек­вартальное получение достоверной и полной ин­формации о занятости населения и уровне безра­ботицы. Такой разносторонний подход значительно улучшит информационное обеспечение государствен­ной программы по борьбе с бедностью и безрабо­тицей.

Что касается безработицы, то такое прямое обследование домашних хозяйств по безработице внедряется впервые. Традиционно использовалась методология составления баланса трудовых ресур­сов, который позволял получать показатели безра­ботицы расчетным путем.

В нашей республике проведение обследования занятости осложняется несовершенством законо­дательной базы. В действующем законодательстве безработными являются лица в трудоспособном возрасте, не имеющие работу и готовые трудиться. Однако, по международной методологии и в миро­вой практике, по рекомендациям Международной организации труда для того, чтобы безработный считался безработным, он должен не только не иметь работу и быть готовым к труду, он должен активно искать работу, а именно этого важного критерия нет в этом определении. Необходимо ускорить разработку адекватной законодательной базы, чтобы данные наших обследований были со­поставимы на мировом уровне.

3a последние годы произошли большие измене­ния в аналитической и публикационной работе статистиков. Задачи по улучшению этого аспекта статистической деятельности ставились еще в рам­ках первой программы совершенствования, но добиться существенных результатов удалось только сейчас. Благодаря повышению профессионального уровня специалистов и современным техническим средствам резко увеличились объем аналитичес­кой работы и тематика аналитических материалов, а также их оформление. Еженедельно несколько аналитических записок направляется в адрес Пра­вительства и соответствующих министерств и ве­домств. Статистический ежегодник Казахстана 1999 года был отмечен на международной выставке в Германии.

Казахстан первым из стран СНГ внедрил Гене­ральные стандарты распространения данных (GDDS) МВФ. В соответствии с этими стандартами мета­данные по основным экономическим показателям, характеризующим нашу республику, размещены не только на сайте Агентства по статистике, но и на сайте МВФ.

В области внедрения новых информационных технологий завершен первый этап технического перевооружения статистических органов. В систему статистики вычислительная техника поступает глав­ным образом за счет международных организаций, но ее количество не удовлетворяет потребностей нашей системы. В настоящее время более полови­ны вычислительного парка областных и, в особенно­сти, районных управлений статистики составляют морально устаревшие, физически изношенные ком­пьютеры. Причем степень оснащенности: в областях - один компьютер примерно на три человека, а в районах - один компьютер на пятерых. Несмотря на это, удалось добиться широкого использования са­мых современных компьютерных технологий не только на республиканском, но и на областном уровне, где созданы и функционируют локальные вычислитель­ные сети. В текущем году началось внедрение со­временной сети передачи данных на районном уровне и разработана концепция применения распреде­ленных баз в статистике. В области международного сотрудничества на­чались работы в рамках третьего этапа комплекс­ного проекта TACIS «Реформирование официаль­ной статистики». Первые два этапа успешно реали­зованы. Третий этап комплексного проекта, как и два предыдущих, включает пакет проектов по при­оритетным направлениям реформирования статис­тики. Каждый проект предусматривает также повы­шение квалификации кадров. Такие же проекты на стадии реализации имеются с Фондом народонасе­ления ООН, МВФ, Евростатом, Турецкой организа­цией по международному сотрудничеству, Обще­ством технического содействия Германии. Расши­рение международного сотрудничества обеспечи­вает представительство Казахстана в информаци­онном статистическом пространстве, освоение «ноу-хау» по всем направлениям статистической деятельности, а также, что особенно важно, расшире­ние инвестиций в человеческий капитал. Важно, что такое широкое международное сотрудничество финансируется не из государственного бюджета, а за счет грантов [5].



2.3  Роль статистики в эффективном менеджменте


Необратимые изменения хозяйственных, экологи­ческих, технологических и социальных сфер нашей жизни, накладываясь друг на друга, образуют слож­ную картину взаимодействия и влияния на конк­ретные предприятия. Чтобы выжить и развиваться дальше, им необходимо иметь полную и объектив­ную картину происходящих явлений во внешней среде, оценка которых позволяет принимать и ре­ализовывать сознательные хозяйственные решения.

Без наличия определенных статистических дан­ных, служащих информационной основой таких решений, ни один уровень управления не может сделать правильный выбор своих дальнейших дей­ствий. Наличие статистических данных позволяет найти прагматический подход в ситуации, ослож­ненной переходным периодом и формированием новой хозяйственной системы. Таким образом, на­полненная объективными данными статистическая информация становится инструментарием анализа и оценки управления предприятием, исходя из ус­ловий функционирования внешней среды и госу­дарства в целом.

Такой инструментарий служит одновременно компасом и ориентиром для руководителя, чтобы определять, где находится предприятие в данный момент времени и как обстоят дела с его положе­нием на том или ином рынке. С усилением конку­ренции потребность в подобной информационной базе резко возрастает, так как ни менеджеры, ни маркетологи отдельной фирмы не способны само­стоятельно, без помощи статистических органов получить истинную картину состояния и развития покупательских доходов населения и эластичности спроса, без которых невозможно сформировать правильно объемы и ассортимент производства. Отсутствие или недостаточная объективность этих, очень необходимых данных, ведет к излишним зат­ратам и банкротству отдельных фирм. В настоящее время можно поспорить с классиками экономичес­кой науки, считающими, что производственные ресурсы состоят из материальных, трудовых ресур­сов и производственно-технологической базы. Как показывает опыт, особенно в условиях трансфор­мирующейся экономики, без финансовых ресурсов и достаточной информации все остальные ресурсы становятся порой просто бесполезными. Причем информационные ресурсы в этой ситуации играют наиболее важную роль. Следовательно, информа­ция - это не только часть производительных сил любого государства и предприятия, но и наиболее важная их часть. Статистика в данных условиях, что бы она ни отражала, играет роль наибольшего количества существующей информации и составля­ет большую часть информационных потоков, прохо­дящих через систему управления, с помощью кото­рых можно управлять потоками товаров и другими реальными потоками, включая денежные.

Роль статистических данных для существования и развития предприятия можно проследить из сле­дующей схемы (рисунок 1)

В настоящее время мир все более обретает черты информационного общества, в котором статисти­ческие данные становятся основным фактором умелого менеджмента наряду с маркетинговой и внутренней информацией, включаясь в понятие «экономическая информация». Статистические данные в этом процессе обеспечивают следующую циркуляцию:

1)0тношение в данной управляющей системе в виде входных данных;

2)Признак времени, обеспечивающий учетные дан­ные;

3)Функциональный признак, определяющий конк­ретную информацию об определенных процессах.

Таким образом, статистическая информация ста­новится определенным компонентом - активом лю­бой фирмы, ее стратегического развития, наиболь­шую выгоду, из которой умеют извлекать лидеры рынка, уменьшая этим степень риска некоторых инвестиций.

Наличие государственных статистических служб позволяет фирмам экономить на трудовых и мате­риальных затратах по сбору информации, более качественно проводить анализ бизнес процессов




                                                                                  

          

                   Торговые

        предприятия-поставщики                                 государство


    


частные


банки                       предприятия                       предприятия


 


                                                                                             


                   промышленные                                      предприятия сферы

                      предприятия                                                   услуг  





денежные потоки,


материальные потоки,


информационные потоки.


Рисунок 1 - Роль информационных потоков в деятельности предприятия


Любые недоработки статистических служб очень опасны для компаний и могут поставить их в кри­тическое положение, поэтому статистические дан­ные тогда хороши, когда они объективны.

К сожалению, в Казахстане многие фирмы этого не понимают и предоставляют порой неверные сведения или не предоставляют их вообще, что значительно снижает качество работы статистических органов на территории республики. Видимо назрело время создания в Казахстане нового закона «О статистике», обязательного для всех юридических лиц, действующих на данной территории. Одновременно внедрение новых информационных технологий требует от статистических органов решения таких проблем, как:

- обеспечение оперативной связи со всеми потре­бителями статистической информации;

-         обеспечение надежности и безопасности передачи данных;

-         защита информации от несанкционированного доступа;

- создание предпосылок для введения полностью автоматизированной системы документооборота.

Решение данных проблем должно проводиться на коммерческой основе, но не таким образом, как это делается сейчас - путем покупки статистичес­ких сборников или дискет в органах Агентства Рес­публики Казахстан по статистике, а путем перегон­ки необходимой информации по запросам потре­бителей через услуги электронной почты. Нужно учитывать опыт Запада, который устремился в деб­ри электронного бизнеса и таким же образом по­лучает необходимую информацию. По мнению Gartner Group, к 2005 году 25 процентов потребительских расходов и 70 процентов управленческой информации, вклю­чая статистические данные, в экономически раз­витых странах будет проходить с использованием Internet. Республика Казахстан не должна отста­вать в этом вопросе, так как его значение хорошо отражено в выступлении генерального секретаря ООН на 48-й сессии Организации Объединенных наций, посвященной 50-летию ООН: «Разработка экономической политики во всех ее аспектах не­пременно требует надежного информационного фун­дамента. Участие населения в экономической, со­циальной и политической жизни может быть пол­нокровным только тогда, когда население хорошо информировано, его знания базируются на точной и самой свежей информации, включая объектив­ные и наиболее полные статистические данные. Не располагая адекватной информационной ба­зой, страны в своих двухсторонних и многосторон­них переговорах оказываются в неблагоприятных условиях. Их доступ к информации о международ­ных экономических, демографических, социальных и экологических процессах имеет первостепенное  значение не только для принятия продуманных ре­шений, но и для обеспечения конкурентоспособно­сти и эффективности операций на международных рынках.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.