рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Внешнеэкономическая деятельность коммерческих банков

-         обязательной продажей предприятиями-резидентами 50% валютной экспортной выручки через уполномо­ченные банки на межбанковских валютных биржах;

-         добровольной продажей юридическими лицами (резидентами и нерезидентами) собственных валютных средств по коммерческому курсу при посредничестве уполномоченных банков;

-         валютными интервенциями Центрального банка России.

Спрос на валюту регулируется ограничениями на ее покупку для предприятий и уполномоченных банков. Предприятия могут покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке только для проведения текущих операций и выполнения платежей по задол­женности в иностранной валюте при представлении в уполномоченный банк соответствующих документов.

Уполномоченные банки имеют право приобретать иностранную валюту за счет собственных средств для последующей продажи на внутреннем валютном рын­ке в пределах лимита открытой валютной позиции.

Легализация части наличной валюты населения, снятие ограничений на ее покупку и продажу в упол­номоченных банках сделали необходимым регулирова­ние розничной торговли за иностранную валюту. Со­гласно инструкции ЦБР Л № 11 от 21 января 1993 г. указанной деятельностью могут заниматься юридичес­кие лица-резиденты, получившие специальную лицен­зию в территориальных главных управлениях ЦБР. Запрещается реализация за иностранную валюту това­ров, произведенных в РФ или купленных за рубли.

За иностранную валюту могут реализовываться в безналичном порядке товары, купленные:

1.     у нерезидента непосредственно, по договорам ко­миссии или поручениям;

2.     у российского посредника, закупившего товары у нерезидента;

3.     услуги гостиниц, баров и ресторанов;

4.     услуги по различным видам страхования, связан­ные с выездом граждан за рубеж и приобретением ими товаров зарубежного производства;

5.     услуги по перевозке пассажиров и их багажа по территории Российской Федерации (для нерезидентов) и в международном сообщении;

6.     услуги по международной связи;

7.     услуги по международному туризму;

8.     услуги по организации обучения (стажировке) рос­сийских граждан за рубежом и иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Реализация указанных товаров и услуг осуществля­ется одновременно за рубли и иностранную валюту по самостоятельно установленному коммерческому кур­су. Выручка в иностранной валюте зачисляется на текущие валютные счета и не подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке. С 1 января 1994 г. оплата перечисленных товаров и услуг возмож­на только в безналичном порядке, за исключением магазинов беспошлинной торговли, представительств иностранных транспортных компаний.

Магазинам беспошлинной торговли разрешено за­ниматься розничной торговлей за иностранную валю­ту под таможенным контролем на таможенной территории РФ при наличии разрешения территориаль­ных ГУ ЦБР и с применением зарегистрированных в Государственной налоговой инспекции контрольно-кассовых машин.

Без ограничений на текущие валютные счета пред­приятий, учреждений, организаций (резидентов и нерезидентов) в уполномоченных банках могут зачи­сляться следующие поступления в наличной иностранной валюте:

-         неиспользованный остаток средств на командиро­вочные расходы, ранее полученные предприятием;

-         таможенные платежи физических лиц согласно та­моженному законодательству;

-         суммы в уплату физическими лицами подоходного налога в соответствии с налоговым законодатель­ством;

-         конфискованные суммы в соответствии с законода­тельством РФ;

-         выручка от реализации гражданам на территории РФ представительствами иностранных транспортных предприятий перевозочных документов

-         суммы, ввезенные в Российскую Федерацию с со­блюдением таможенных правил по доверенности пред­приятий, учреждений и организаций-нерезидентов.

Предоставление в кредит наличной иностранной валюты и погашение кредита наличной иностранной валютой допускаются только по межбанковским до­говорам для обеспечения валютно-кассового обслужи­вания клиентов.

Консульские сборы в наличной иностранной валю­те запрещено зачислять на текущие валютные счета официальных представительств иностранных госу­дарств в уполномоченных банках в связи с возмож­ностью покупки валюты на внутреннем валютном рынке за счет сумм консульских сборов, зачисленных на их рублевые счета типа «Т».

Обязательной продаже не подлежат:

·        платежи от резидентов за счет средств, зачисленных на текущие валютные счета после обязательной продажи части экспортной выручки;

·        средства, купленные на внутрен­нем валютном рынке;

·        экспортная выручка нерезиден­тов, зачисленная на транзитные счета посреднических организаций и перечисляемая по поручению посред­нических организаций на валютные счета нерезидентов за вычетом комиссионного вознаграждения.

С транзитных счетов можно оплачивать относимые на себестоимость расходы по транспортировке, стра­хованию и экспедированию грузов в пользу нерезиден­тов (с перечислением на их валютные или транзитные счета), таможенные процедуры, таможенные пошлины (по разрешению Минфина РФ). Вышеуказанные рас­ходы и комиссия посреднических организаций умень­шают объем экспортной выручки, подлежащий обяза­тельной продаже. Посреднические организации по по­ручению поставщиков экспортной продукции могут переводить экспортную выручку за вычетом комисси­онного вознаграждения в свою пользу на транзитные счета предприятий. Предприятия в этом случае само­стоятельно оплачивают расходы с транзитных счетов и осуществляют обязательную продажу.

Посреднические предприятия могут осуществлять по поручению предприятий -поставщиков экспорт­ной продукции обязательную продажу части экспорт­ной выручки за минусом расходов и комиссионного вознаграждения. Остаток экспортной выручки перево­дится на текущие валютные счета поставщиков экс­портной продукции либо по их поручению на текущие валютные счета посреднических организаций для опла­ты импорта в Российскую Федерацию на основании соответствующих контрактов. Суммы комиссионных вознаграждений посреднических организаций остают­ся на транзитных счетах и подлежат частичной обяза­тельной продаже.

ЦБР установил особый порядок обязательной про­дажи экспортной выручки российских транспортных, страховых, экспедиторских организаций, предприятии и учреждений, оказывающих услуги международной связи (письмо N5 03-113 от 12 ноября 1992 г., письмо № 72 от 24 января 1994 г., письмо N9 19-4-00711414 от 15 июля 1992 г.). Указанные предприятия ежекварталь­но в установленные сроки представляют в уполномо­ченные банки расчеты с указанием сумм, подлежащих обязательной продаже.

Предприятия и организации рыбного хозяйства направляют для обязательной продажи 10% экспортной выручки.

При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет предприятия уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня депонирует средст­ва, подлежащие обязательной продаже, на специальном лицевом балансовом счете № 076. Средства с ука­занного счета в течение 7 рабочих дней от даты зачис­ления на него должны быть проданы на межбанковс­кой валютной бирже, в торгах которой принимает участие ЦБР. При условии предварительного согласо­вания с ЦБР допускается их продажа в валютный резерв ЦБР. Если остаток средств на указанном лице­вом счете не достигает минимальной суммы разовой биржевой сделки, банк покупает этот остаток от своего имени и за свой счет в пределах лимита открытой валютной позиции. Одновременно с депонированием средств оставшаяся часть экспортной выручки зачисля­ется на текущий валютный счет.

При непредставлении предприятием поручения по истечении 14 рабочих дней от даты зачисле­ния поступлений на транзитный счет уполномочен­ный банк в безакцептном порядке списывает с транзит­ного счета 50% всей валютной выручки с зачислением на счет № 076 и последующей продажей в течение 7 рабочих дней на торгах межбанковской валютной биржи.

Концентрация операций по покупке-продаже валю­ты на межбанковских биржах, отмена розничной тор­говли за наличную валюту направлены на сокращение разрыва между существующими курсами иностранной валюты к российскому рублю (текущий курс ЦБР, биржевой и внебиржевой, курсы покупки-продажи на­личной валюты в обменных пунктах).

При проведении валютных операций нерезидентов на территории Российской Федерации необходимо учи­тывать следующие особенности их регулирования. Со­гласно ст. 5 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» нерезиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валют­ные ценности в Российскую Федерацию при соблюде­нии таможенных правил. Разрешено открытие нерези­дентам счетов в иностранной валюте в уполномочен­ных банках, на которые могут зачисляться наряду с указанными поступлениями в пользу нерезидентов из-за границы следующие средства:

-         платежи от резидентов и нерезидентов за реализу­емые товары и услуги на территории Российской Феде­рации;

-         погашение обязательств перед владельцами счетов;

-         проценты, уплаченные уполномоченными банкам;

-         поступления со счетов других нерезидентов в упол­номоченных банках;

-         поступления от инвестиций на территории Российс­кой Федерации.

Средства с указанных счетов могут использоваться для торговых платежей на территории Российской Фе­дерации, оплаты обязательств перед резидентами и не­резидентами, размещения в срочные вклады, для ин­вестиционной деятельности. Они могут переводиться за границу и быть проданы уполномоченному банку за рубли.

Закон Российской Федерации «Об иностранных ин­вестициях в РСФСР» от 4 июня 1991 г. определяет правовые и экономические основы инвестиционной де­ятельности нерезидентов. Согласно ст. 1 закона ино­странными инвесторами могут быть только иностран­ные юридические лица, физические лица-нерезиденты, зарегистрированные за границей в качестве предприни­мателей, иностранные государства и международные организации. Инвестирование может осуществляться в прямой и портфельной формах, посредством приоб­ретения имущества, земельных участков и иных при­родных ресурсов в соответствии с действующим зако­нодательством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением валютного законода­тельства при проведении валютных операций осуще­ствляется органами и агентами валютного контроля. Основными направлениями валютного контроля являются:

1.     определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

2.     проверка выполнения резидентами обязательства по продаже валюты на внутреннем валютном рынке и перед государством;

3.     проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

4.     проверка полноты и достоверности учета и отчет­ности по валютным операциям и операциям нерезиде­нтов в российских рублях.

Органами валютного контроля являют­ся Центральный банк России и Правитель­ство Российской Федерации. ЦБР как основ­ной орган валютного контроля выполняет следующие функции в рамках действующего законодательства:

·        определяет порядок и сферу обращения иностран­ной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте на территории Российской Федерации;

·        издает нормативные акты, обязательные к исполне­нию в Российской Федерации резидентами и нерезиде­нтами;

·        проводит все виды валютных операций;

·        устанавливает правила проведения резидента­ми и нерезидентами операций с валютными ценнос­тями в Российской Федерации, а также правила про­ведения нерезидентами операций с российскими руб­лями и ценными бумагами в валюте Российской Феде­рации;

·        утверждает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, при­надлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;

·        устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам на осуществление валютных операций и выда­ет такие лицензии;

·        вводит единые формы отчетности, документации и статистики валютных операций, порядок и сроки их представления;

·        готовит и публикует статистику валютных опера­ций Российской Федерации по принятым международ­ным стандартам.

Функции валютного контроля осуществляют аге­нты валютного контроля, например упол­номоченные банки, подотчетные ЦБР. Го­сударственный таможенный комитет и его структурные подразделения выполняют функции контроля при пересечении това­ров, валютных и рублевых ценностей че­рез границу Российской Федерации. В целях усиления контроля за внешнеэкономической деятель­ностью, координации деятельности агентов валют­ного и экспортного контроля создана Федераль­ная служба России по валютному и экс­портному контролю. До завершения формирова­ния ее органов проверку соблюдения требований ва­лютного законодательства выполняет Государст­венная налоговая служба Российской Фе­дерации.

Лицензирование операций с иностранной валютой в коммерческих банках
 
К банковским операциям с иностранной валютой относятся:

-         ведение валютных счетов клиентуры;

-         неторговые операции;

-         установление корреспондентских отношений с рос­сийскими уполномоченными и иностранными банка­ми;

-         международные расчеты, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг;

-         покупка и продажа иностранной валюты на внут­реннем валютном рынке;

-         привлечение и размещение валютных средств внут­ри Российской Федерации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.