25Осборн
Д., Пластрик П. Управление без бюрократов: Пять стратегий обновления
государства. Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Л.И. Лопатникова. - М.: ОАО
Издательская группа "Прогресс", 2001. - С. 371.
26Впервые анализ поиска политической ренты был проведен А. Крюгер в 1974 г. См.: Kreuger
A.O. The Political Economy of the Rent-Seeking Society // American Economic
Review. - 1974. Vol. 64. - P. 291-301.
Например: "В
Кувейте разразился громкий политический скандал, результатом которого может
стать роспуск парламента. В парламент страны было внесено предложение о вотуме
недоверия министру финансов страны Юсефу аль-Ибрагиму, которого часть
кувейтских законодателей обвиняет в серьезных злоупотреблениях (растрате
общественных фондов в ходе последних парламентских выборов). По мнению
наблюдателей, это может привести к отставке всего кабинета министров в целом
или даже роспуску парламента, как это уже было в 1999 г."28
В международных
отношениях нефть часто становится разменной монетой между страной-экспортером и
страной-импортером. Лучше всего это можно проиллюстрировать на примере
отношений между США и Саудовской Аравией. По мнению газеты "New York Times", "до сих пор поток нефти
и .денег из Саудовской Аравии заглушал в Америке любую серьезную критику в
адрес королевской семьи, ее полной корр.ум-пированности, ее презрения к
демократии и отвратительных нарушений прав человека, совершае?лых от ее имени.
В течение десятилетий Соединенные Штаты и Саудовская Аравия получали выгоду от
лишенного какой-либо романтики обмена, лежащего в основе их отношений: Америка
получала необходимую для работы своей экономики нефть, а Саудовская Аравия -
защиту американской военной силы".29
Конечно, нельзя
проводить полное тождество между экономической рентой и разнообразными формами
политической ренты; их различают в способах ее присвоения. Источником ренты в
данном случае является власть - там, где нет властных отношений, нет и коррупции.
Общества с рыночной экономикой показывают пример того, что власть питают два
источника - богатство и политическое положение. Практически всегда можно было
превратить экономическую власть в политическую и, наоборот, политическую
власть в экономическую. Поэтому государственные чиновники, стремясь получить
материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добиваются
принятия определенных экономических решений; облагают общественные инвестиции
неофициальным частным "налогом" до 30% от стоимости проекта;
злоупотребляют доверенными им обществом правами и властными возможностями в
целях личного обогащения.
В данном случае,
экономическая сущность коррупции проявляется в ярко выраженной
коммерциализации власти, выражающейся в купле-продаже эффективных предприятий
сырьевого (нефтяного) сектора, иногда - выводе их из сектора легальной
экономики, предоставлении льгот на освоение нефтяных месторождений иностранным
инвесторам, фаворитизме, покровительстве отдельным фирмам и предприятиям. Таким
образом, нефтяные поступления поощряют поведение, направленное на
получение" нефтяной" ренты. По данным, приводимым фондом
"Индем" (Россия), суммарные потери в стране от коррупции составляют
от 10 до 20 млрд. долл. в год; по оценкам правоохранительных органов в
нефтяной и газовой промышленности до 50% реальной прибыли тратится на подкуп
различных должностных лиц30.
"Следует
отметить, что средства, накопленные в виде взяток, не инвестируются в
национальную экономику, а непроизводительно растрачиваются на покупку
недвижимости, предметов роскоши, открытие счетов в иностранных банках. Ведь
недаром вслед за подъемом мировых цен на нефть и увеличением экспорта
"черного золота" в нефтедобывающих странах начинается
широкомасштабное строительство дорогого и элитного жилья, шикарных вилл,
особняков и т.д.
27
Панорама. - 2000. - 28 июля.
28 Экономика. Финансы. Рынки.
- 2002. - № 5 от 05.07.
29 New York Times, 14 October 2001.
30 Россия и коррупция: кто кого? //
Российская газета. - 1999. - 19 февраля.
Из экономической
истории известны примеры, когда значительный приток ренты, вызванный как
экономическими, так и политическими факторами, приводит к возникновению
государств-рантье, которые начинают демонстрировать всему мировому сообществу
собственную социально-экономическую модель развития (например, как это делает
в настоящее время нейтральный Туркменистан). Основным принципом таких
государств-рантье становится принцип удержания контроля над нефтяными потоками
и нефтяными доходами любой ценой. Поэтому к главным функциям государства
прибавляются следующие функции: накопление или установление монопольного
контроля над любыми рентными поступлениями; контроль над внешнеэкономическими
отношениями и ориентация на сотрудничество в них; приобретение или поиск новых
источников ренты и их активное создание; внутреннее распределение в
соответствии с политическими критериями размещения и факторами легитимности,
где, в зависимости от обстоятельств, ренту можно использовать экономически
обоснованно; устранение оппозиции от источников ренты (или даже из страны),
полный контроль над средствами массовой информации и т.д. А поскольку темпы
экономического роста и сдвиги в распределении доходов и богатства тесно
связаны с характером политического режима, то нередко в нефтедобывающих государствах
устанавливается военная диктатура (недавнее прошлое таких стран, как Нигерия,
Индонезия, Венесуэла).
Исследования,
которые проводят международные общественные организации, указывают на
тревожную картину, происходящие в настоящее время: страны-экспортёры нефти
чаще всего воспринимаются их партнёрами как коррумпированные. Поэтому
появляется необходимость, чтобы все основные страны-экспортёры ратифицировали
антикоррупционную конвекцию OECD. Это
новое международное соглашение вступило в силу в 1999 г. и к настоящему моменту
его ратифицировали всего 16 стран. Казахстан к их числу не относится.
1.5.
Показатели коррумпированности стран-экспортеров нефти
Практическая
значимость различных индексов и показателей коррупции, выставляемые странам
международными организациями, заключается в том, что они, наряду с кредитными
и рисковыми рейтингами страны, влияют на инвестиционные настроения,
бизнес-климат и политический имидж страны. Например, в некоторых международных
исследованиях отмечается "прямая связь между коррупцией, с одной стороны,
и низким уровнем частных инвестиций и замедленным экономическим ростом, с
другой".31
По данным
международной организации Price Waterhouse Coopers, которая исследует степень распространения коррупции и
теневой экономики в некоторых государствах, за последние несколько лет резко
возросла степень коррумпированности в странах-экспортёрах сырья. В 2001 г.
страны оценивались по индексу непрозрачности, куда включались:
1. фактор
непрозрачности - ключевой показатель. Чем больше его значение, тем менее
прозрачна экономика;
2. налоговый
эквивалент показывает, насколько велики потери от непрозрачности. Например,
значение налогового эквивалента в 30% показывает, что потери равноценны тем,
которые понесли бы компании от введения дополнительного 30-процентного
подоходного налога;
3. премия за риск
показывает, насколько дороже обходится странам внешнее заимствование из-за
низкой прозрачности.
31От
плана к рынку. Отчет о мировом развитии -1996. Вашингтон: Международный банк
реконструкции и развития / Всемирный Банк, 1996.-С. 133.
В Проекте по
прозрачности этой международной организации представлены 35 стран (развитые,
развивающиеся, страны с "переходной экономикой). Основной целью этого
проекта - определить уровень недостатка прозрачности в операциях деловых и
правительственных кругов, который влияет на стоимость капитала в странах мира.
Исследованием были охвачены четыре направления: непрозрачность
законодательства и государственного регулирования; непрозрачность экономики;
непрозрачность бухгалтерского учёта и коррупция. Что касается законодательной
прозрачности, то наиболее прозрачными признаны Сингапур, Чили: Гонконг,
Великобритания и США. Тогда как в Венесуэле, Израиле, Италии, Гватемале,
Турции и России законодательство и государственное управление признано
недостаточно прозрачным.
Отчёт по
экономической политике выявлял обеспокоенность деловых кругов по поводу
дополнительных государственных ограничений и недостатка прозрачности в области
процентных ставок, обменного курса, свободного движения капитала и импортно-экспортных
операций. Только в Венгрии прозрачность в этой сфере абсолютно не вызывает
обеспокоенности деловых кругов; чуть более обеспокоены этим в Чехии, Японии,
Литве, Чили и Перу, тогда как в Аргентине, Тайване, Египте и Пакистане уровень
непрозрачности в этой области признан самым высоким.
Коррупция в
исследуемых странах оценивалась на основе того, осуществление каких финансовых
операций в стране требует предоставления взяток. Среди таких операций
рассматривались: получение субсидий от правительства или местных властей,
получение кредитов в банках, регистрация иностранной компании в государстве,
вывоз капитала и получение различных лицензий на производство, экспорт, импорт
и другие виды деятельности. В среднем практически во всех странах выявлен
достаточно высокий уровень коррупции, но самый высокий уровень признан за
Россией и Индонезией, а наиболее низкий - в Японии, Сингапуре, Великобритании
и Пакистане. Республика Казахстан не была включена в обзор, но, поскольку
Россия остаётся для большинства иностранных инвесторов индикатором
экономического развития всех стран СНГ, наш потенциальный рейтинг едва ли
будет лучше (таблица 1).
Коррупция в
исследуемых странах оценивалась на основе того, осуществление каких
финансовых операций в стране требует предоставления взяток. Среди таких
операций рассматривались: получение субсидий от правительства или местных
властей, получение кредитов в банках, регистрация иностранной компании в
государстве, вывоз капитала и получение различных лицензий на производство,
экспорт, импорт и другие виды деятельности. В среднем практически во всех
странах выявлен достаточно высокий уровень коррупции.
Таблица 1
Индекс
непрозрачности некоторых стран (данные 20011.)
|