- государственные
расходы резко увеличились с 3,6% ВВП в 1975 г. до 29,5% в 1976 г.;
- резкое
увеличение заработной платы (например, фонд заработной платы государственных
служащих был увеличен на 50-60%);
- инвестиции в
образование (в основном на развитие университетского образования), транспорт,
строительство.
Это не могло не
привести к порочному кругу развития, когда вследствие роста инфляции вырос
бюджетный дефицит (для сравнения: в 1974 г. положительное сальдо в 11% не нефтяного ВВП, в 1978 г. - дефицит в
9% не нефтяного ВВП), реальный
валютный курс повысился, что привело к падению конкурентоспособности
внешнеторговых не
нефтяных
отраслей.
Необходимо
отметить, что повышение заработной платы было первым из путей быстрой траты
нефтяных доходов. В 1975-1976 гг. была принята новая программа расходов,
которые выросли в 6 раз по сравнению с 1973 г. Не секрет, что использование
средств для скорого внутреннего инвестирования привело к пустой трате денег и
коррупции.
Государственные
инвестиции были направлены в большей степени на неторговые сектора экономики, в
частности, на транспорт и коммуникации (при этом акцент был сделан на
строительство магистральных дорог). Государственные расходы на инфраструктуру
в Нигерии были направлены больше в город, чем в сельские местности.
Когда нефтяные
доходы стали снижаться, Нигерия увеличила импортные тарифы, защищая внутреннее
производство. Это, в свою очередь, привело к искажениям цен внешнеторговых
товаров относительно мировых цен, эффективность производства снизилась. Так
как дефицит государственного бюджета финансировался за счёт внутренних
источников (Центрального Банка), увеличилось денежное предложение - курс найры
резко упал. В результате реальные государственные доходы от экспорта нефти
снизились из-за низкой покупательной способности найры.
Хотя в период с
1968 по 1980 гг. показатель ВНП на душу населения увеличился более чем на 1000%
и составил в 1980 г. 1020 долларов США, не совсем продуманная экономическая
политика государства привела к тому, к 1990 г. ВНП на душу населения уменьшился
до 370 долларов США (уровень 1974 г.).
Вследствие
увеличения государственных расходов Нигерия, как и многие другие
страны-экспортёры нефти, пережила инфляционный бум середины 1970-х гг. Рост
заработной платы, обеспеченный государством, привёл к увеличению личных расходов.
Импорт товаров был ограничен посредством высоких тарифов и прямого
государственного контроля, внутреннее предложение было неэластичным и цены
росли по мере роста спроса. Попытки снижения инфляции путём установления низких
цен на товары государственных компаний привели к росту дефицита в
государственном секторе экономики. В результате покупательная способность найры
упала, а обменный курс вырос, что привело к снижению реального
государственного дохода от экспорта нефти.
Трудно судить о
том, насколько стали полезными нефтяные поступления для экономики Нигерии. В
основном нефтяные доходы косвенно развили и укрепили инфраструктуру и
социальный сектор, повысился уровень среднего и высшего образования. Однако, но
оценкам западных экспертов, она недостаточно инвестировала промышленность,
чтобы развить сектор не нефтяного
экспорта.
Отмечая
неэффективность практикуемой здесь "экономики ренты" (при которой
доходы государства образуются в основном от налога на экспорт нефти) и
иностранной помощи, некоторые западные исследователи приходят к выводу, что
косность убеждений африканских руководителей и их опекунов "отражает
также желание поддерживать и защищать систему власти, которая обеспечила
местной элите за прошедшие тридцать лет огромные выгоды".44
Кроме того, в
настоящее время в мировом сообществе Нигерия ассоциируется с символом
коррупции благодаря нигерийским банкам, которые рассылали по всему миру
предложения-аферы и облегчили на несколько миллиардов долларов карманы
множества доверчивых богатых людей из разных стран.
В настоящее время
Нигерия является аграрной страной с крупным промышленным потенциалом, имеет
22,5 млрд. бар релей подтвержденных нефтяных резервов. Нигерия предполагает
удвоить свои подтвержденные нефтяные запасы до 40 млрд. баррелей к 2010 г
Занимает второе место в Африке (после ЮАР) по объему ВВП (в 1998 г. он составил
48,2 млрд. долл. США) и внешней торговли (в 1998 г. экспорт составил 16,9 млрд.
долл. США; импорт - 7,7 млрд. США). Уровень роста реального ВВП в 1998 г.
составил 2,3%, в 1999г. - 4,2%. Основные статьи экспорта - сырая нефть:
нефтяные доходы от её экспорта в 1998 г. составили 9,2 млрд. долл. США;
удельный вес нефтяных доходов в общем объеме экспортных доходов в 1998 г. был
равен 90% (какао, каучук, лесоматериалы); основные статьи импорта - продукты
переработки нефти, продукты питания, машины, оборудование, промышленные товары.
В настоящее время
ситуация в экономике Нигерии имеет следующие особенности:
- в стране
наблюдается тяжелый кризис из-за неадекватных последствий экономических реформ;
- реальный доход
на душу населения не превысил 320 долларов в год за все 25 лет экспорта нефти;
- страна имеет
внешний долг порядка 30 млрд. долларов, на выплату и обслуживания которого ежегодно
расходуется около 6,5 % ВВП (около 2 млрд. долларов);
- в деловом мире
страны процветают мошенничество и коррупция;
- Нигерия в
значительной степени вовлечена в международную торговлю наркотиками;
- крупнейшая в
мире страна-производитель нефти испытывает хронический недостаток топлива на
внутреннем рынке.
44 Carfantan G.-Y. Le grand desordre
du monde (Les chemins de 1'integration).-Paris, Edition du Seuil, 1993. - P.
237.
Но, несмотря на
процветание теневой экономики и значительный уровень коррупции в Нигерии,
правительство США продолжает поддерживать реформы, проводимые президентом О.
Обасанджо в политике и экономике, поскольку считается, что его правление даст
нигерийцам шанс на решение многочисленных проблем в стране.
Как видим,
Нигерия к началу XXI века осталась слаборазвитой страной, имея
ресурсоориентированную экономику, несмотря на большие запасы нефти. Поставить
страну, обладающую огромными запасами нефти, практически на грань
разорения стало возможным "благодаря" бывшему руководству страны -
диктатору генералу С. Абачи. Необходимо отметить, что страна, по свидетельству
экспертов, в течение последних сорока лет находится под плотным коррупционным
прессом, как во времена гражданской войны, так и в мирное время.
Несмотря на то,
что с 1993 г. под контролем МВФ и США была предпринята попытка проведения
экономических реформ, значительных результатов это не дало. Финансовая помощь,
оказываемая Нигерии западными странами, используется, как правило,
нерационально, а часть средств просто-напросто испарились из-за махинаций
финансовых мошенников: так, в 1998 г. исчезли 2 млрд. долларов, инвестированных
в нефтепереработку. Эксперты международной антикоррупционной организации
"Transparency International" отмечают: "Помощь, получаемая от МВФ, и увеличение
финансирования свидетельствует о том, что низкий рейтинг Нигерии в ИВК (Индексе
восприятия коррупции) признан на международном уровне как наследие, от
которого невозможно избавиться в течение двух лет. Нигерийское правительство
существенно продвинулось в возвращении денег, присвоенных последним диктатором
Сани Абачи".45
Нынешнее
правительство Нигерии, возглавляемое О. Обасанджо, обвинив С. Абачи и его
родственников в запланированном присвоении и переводе активов Центрального
Банка Нигерии в общей сложности на сумму 2 млрд. долларов США, потребовало от
зарубежных стран юридического содействия.
Согласно данным
расследований, в которых участвовали не только нигерийские, но и зарубежные
органы и спецслужбы, о пропаже нигерийских нефтяных денег, С. Абачи предпринимал
различные уловки и махинации для сокрытия своих преступлений. Так, больше
половины из 206 млн. долларов США было переправлено из Великобритании в
Швейцарию, в то время как 219 млн. долларов из 514 млн. было вывезено
из Швейцарии в Великобританию. В общей сложности в 1999 г. в ходе предпринятых
расследований были заморожены 130 банковских счетов, содержащих 645 млн.
долларов.
Специалистами,
ведущими расследование, было собрано огромное количество материалов,
устанавливающих маршруты, которые использовались семьей С. Абачи для вывоза
денег из страны. Были обнаружены сведения относительно перевода на сумму около
40 млн. фунтов стерлингов в 1998 г. на счета "Australia & New Zealand Banking
Group" в Лондоне. По другим
сведениям, 3 млн. долларов были переведены в "Men-ill Lynch" -группу финансовых институтов,
еще 3,5 млн. - в "Commerzbank" (Германия). Более 40
млн. были переведены в несколько заходов на счета управления "Citybank", собственности американского
управления банковского гиганта "Citygroup". Источником денежных средств являлся Центральный Банк
Нигерии, где несанкционированные изъятия денежных средств с ноября 1993 по
июнь 1998 гг. производили официальные лица правительства, приближенные к
генералу, имевшие счета на сумму более 1,6 млрд. долларов США.
45К
обществу без коррупции. - 2001. - № 1(6). - С. 5.
После долгих
переговоров и консультаций семья бывшего диктатора согласилась вернуть 1 млрд.
долларов из тех средств, которые были вывезены из страны в период его правления
(4,5 года). В обмен на это, нигерийское правительство, в соответствии с
подписанным соглашением, обязалось отказаться от привлечения к ответственности
сына генерала Мохаммеда Абачи и бизнесмена Багуду Абубакара, являвшегося его
сподвижником. Тем не менее, Мохаммед Абачи останется под стражей по обвинению
в убийстве жены бывшего политического оппонента своего отца. Согласно
договоренности, Швейцария вернет Нигерии личные сбережения С. Абачи,
замороженные в швейцарских банках на сумму 535 млн. долларов. Кроме Швейцарии,
вернуть Нигерии замороженные личные счета С. Абачи также намерены вернуть банки
Великобритании, Люксембурга, Лихтенштейна на сумму примерно в 500 млн.
долларов. Правительство Нигерии обязуется оставить семье С. Абачи 100 млн.
долларов, включая его средства до прихода к власти и законные доходы на посту
президента страны.
Казалось бы,
пришедший вслед за С. Абачи О. Обасанджо, добившийся возвращения
"нефтяных" денег из-за рубежа домой, должен был установить
прозрачный и эффективный контроль над их использованием. Но, к сожалению,
этого не случилось. Как отмечают мировые информационные ресурсы, беспокойства
по поводу недостатка финансовой транспарентности вновь начинают тревожить
Нигерию.
Об этом говорит
тот факт, что летом 2002 г. прошли закрытые обсуждения сената страны по
докладу счетного комитета, в котором тщательному рассмотрению подверглись бюджет
страны и государственные расходы с момента прихода к власти в 1999 г. нового
президента О. Обасанджо. Представители счетного комитета заявили, что текущие
правительственные расходы нарушают имеющиеся конституционные условия и правила.
Более того, подчеркнули они, политика властей Нигерии в области финансов
фактически сводится к неофициально провозглашенной финансовой анархии. В
частности, отмечалось в докладе, были выявлены большие несоответствия в
доходах и расходах правительства. Так, из 40,7 млрд. нигерийских найра (360
млн. долларов США), "позаимствованных" генералом Абачи у
государственной казны Нигерии и вернувшихся обратно в страну, в
государственный бюджет в качестве доходов фактически поступило только 29 млрд.
найра. Складывается впечатления, отмечают наблюдатели, что правительство страны
решило пустить эти коррупционные средства по второму кругу.
Помимо этого,
представители счетного комитета подвергли серьезной критике правительство
страны за нарушение законов по некоторым расходным статьям, в число которых
входит и грант в 509 млн. долларов, предоставленный в 1999 г. правительству
Нигерии. Другим примером бесхозяйственного растранжиривания государственных
денег в докладе называется беспроцентный заем в 13 млн. долларов,
предоставленный государством правоохранительным органам Ганы в апреле 2002 г.
Подчеркивается, что Нигерия, сама стоящая на грани разрухи, вряд ли обладает
такими средствами для оказания помощи соседнему государству.
Несмотря на то,
что нынешние власти Нигерии в течение последних лет пытаются бороться с
коррупцией, бушующей в стране, и, объявляя ее результатом правления покойного
С. Абачи, говорить о полном искоренении этого зла, не приходится. По
инициативе президента в Нигерии проводятся всеафриканские конференции по борьбе
с коррупцией. Но только проведением конференций коррупционеров трудно запугать.
И О. Обасанджо постоянно придумывает все новые и новые способы перекрытия им
кислорода. Например, он создал комиссию по пересмотру лицензионных соглашений
на право добычи нефти. Как выяснилось, подавляющее большинство мелких фирм, качали
нефть "мимо государственного кармана", обогащая высокопоставленных
военных. Лицензии у них уже отобраны и переданы крупным и проверенным
иностранным партнерам, располагающим своими перерабатывающими предприятиями и
сетью сбыта нефтепродуктов в Нигерии. Тем самым правительство попутно
намеревается избавиться от длинной цепочки посредников и перекупщиков, которые
вздували цены.
В настоящее время
перед президентом О. Обасанджо стоит нелегкая задача - отстаивать свои позиции
в качестве противника коррупции и процветающего мошенничества, иначе имидж
Нигерии окончательно будет подорван перед лицом мировой общественности. Во
время своей предвыборной кампании именно он заверял своих избирателей
обещаниями искоренить коррупцию, которая захлестнула и практически развалила
страну с момента приобретения независимости в 1960 г. Но внутри страны
оппоненты президента утверждают, что ее руководство не продемонстрировало
доказательств эффективного управления экономикой. Главе государства вменяют в
вину игнорирование государственного бюджета, отказ от борьбы с коррупцией
("инвесторы уходят!").
К тому же
президент не может урегулировать отношения в конфессиональной сфере - между
христианами и воинствующими исламистами. В ряде штатов страны на севере и
северо-востоке действуют законы шариата, и сохраняется смертная казнь в форме
забивания камнями. Но, самое главное, президенту инкриминируют неумение (либо,
еще хуже, нежелание) вернуть деньги, наворованные предыдущими военными режимами.
Это тем более важно, что ситуация обостряется в связи с грядущими выборами на
пост президента. Предыдущие правители Нигерии (Мухаммеду Бухари и Ибрагим
Бабангида) до сих пор имеют значительное влияние внутри страны и являются
первыми кандидатами в президенты.
2.3.
Последствия нефтяного развития Индонезии и роль коррупции
Нефтяной сектор
Индонезии является одним из старых отраслей страны. Основные нефтяные
месторождения расположены на Суматре, шельфе Молуккского пролива, северной
Яве, Калимантане, западных районах Ириан-Джая. Главные внешнеторговые партнеры
- Япония, США, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Нидерланды.
Островное
государство Индонезия стало единым целым при голландских колонизаторах. Как
известно, в XVII в. Нидерланды владели флотом, превосходящим флот всех стран
мира, вместе взятых, но с начала XVIII в. они постепенно уступили свое
морское и торговое первенство Англии, потеряли многие колонии в Азии. Но до
второй мировой войны они жестоко эксплуатировали свою богатейшую колонию -
"изумрудный пояс"- Индонезийские острова.
В начале XVI века
(1512 г.) у берегов Цейлона появились первые португальские корабли. Пятнадцать
лет португальцы грабили остров. В начале XVII века на остров стали проникать
голландцы. После упорной борьбы они окончательно вытеснили португальцев. На
лучших землях, отобранных у местных жителей, новые колонизаторы создали плантации
коричневого дерева и заставляли сингалов бесплатно работать на этих плантациях.
В конце XVIII - начале XIX веков Цейлон был завоеван англичанами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|