| Коррупция в нефтедобывающих странах |
Исследовательский
отдел отмечает, что там, где не строят дороги и где не развиты коммунальные
службы, коррупция является серьезной проблемой. Многие компоненты риска,
связанного с эффективностью правительства, являются по своей природе скрытыми,
например, коррупция. Аналитики говорят: некоторые правительства начинают
бороться с коррупцией, но их действий пока недостаточно для остановки ее
разрушающего влияния на" бизнес. Что касается Казахстана, то ему был
выставлен высокий показатель по категории "эффективность
правительства" (93), примерно такие же, как у Гондураса (93), Нигерии (89)
и Индонезии (86). Это объясняется тем, что "правители Казахстана весьма
враждебно относятся к иностранным инвесторам. Эта тенденция сопровождается участившимися
попытками пересмотра контрактов с иностранными инвесторами".
Аналитики
приходят к выводу, что "коррупция пронизала все уровни правительства
Казахстана. Местнические интересы имеют весьма большое значение и представляют
для иностранных инвесторов существенные трудности. Повсеместно распространено
кумовство. Личные связи и местное промышленное лобби оказывают решающее влияние
на решение политических вопросов. Правительственные структуры поражены
коррупцией на всех уровнях, от самых высоких до самых низких, что существенно
затрудняет борьбу с ней".34
Согласно
последним данным (2001 г.) международной неправительственной организации
"Transparency International" (TI),
базирующейся в г. Берлин (ФРГ) и регулярно составляющей рейтинг стран в
зависимости от степени распространения в них коррупции, Казахстан занял низкое
71 место (наравне с Гондурасом, Индией и Узбекистаном) по новому индексу - индексу
восприятия коррупции (ИВК), т.е. готовности получать взятки. Для сравнения:
если в 1999 г. Казахстан занимал 84 позицию, в 2000 г. произошел резкий скачок
на 66 место, то в 2001 г. - 71 место. Прорыв в 2000 г. объясняется активизацией
кампании по борьбе с коррупцией. Нынешнее же снижение эксперты расценивают,
как результат разочарования иностранных инвесторов, на чьих мнениях
основываются исследования TI.
Необходимо
отметить, что TI ранжирует 91 страну мира. Новый индекс - ИВК (индекс
восприятия коррупции), впервые представлен TI в 1995 г., и является результатом
опросов бизнесменов, ученых и аналитиков данных стран и отражает восприятие
ими коррупции.
Эксперты говорят:
"ИВК основан на понимании, что уровень восприятия коррупции может быть изменен
только последовательно и в течение довольно длительного времени- Таким
образом, не всегда такие изменения могут считаться заслугой новых
правительственных лидеров, которые прилагают определенные усилия для
противостояния годами укоренявшейся коррупции в их странах.
33
Экономика. Финансы. Рынки. - 2002. - № 13
34 Экономика. Финансы.
Рынки.- 2002. - № 13.
Например, в
последнее время, в таких странах, как Нигерия, Мексика и Филиппины,
новые главы
государств намериваются запустить долгосрочные антикоррупционные
программы".35
По индексу
восприятия коррупции (ИВК) наиболее развитые и богатые страны (Финляндия, Дания,
Новая Зеландия, Исландия, Сингапур и Швеция) набрали 9 баллов из 10 возможных,
показав наиболее низкий уровень восприятия коррупции. Среди стран, набравших 5
баллов и меньше, Азербайджан, Боливия, Камерун, Кения, Индонезия, Уганда,
Нигерия и Бангладеш.
Таким образом,
коррупция негативно влияет на национальную экономику, заранее ставя в неравное
положение коррумпированных и честных предпринимателей (отечественных и
иностранных); лишая честных людей стимулов к занятию легальным бизнесом,
выдавливая или "обламывая" их, заставляет играть их по собственным
"правилам игры"; подрывает конкуренцию как на внутреннем, так и на
внешнем рынках, делая неконкурентоспособными отечественные товары.
Кроме того,
именно коррумпированная экономика чаще всего рассматривается международной
организованной преступностью как потенциальное место для "отмывания"
грязных денег и последующего вложения иностранных капиталов в разрешенные
законом виды предпринимательства. Власть при этом "не видит"
сомнительного происхождения иностранных капиталов, поскольку при помощи их
создаются новые рабочие места, новые предприятия, модернизируются старые
производства, что позволяет избежать социальных конфликтов. Но, несмотря на
это, коррумпированная экономика, постепенно превращается в компрадорскую,
усиливает социальное расслоение и дифференциацию населения, провоцирует
межнациональные, межэтнические и междоусобные конфликты, постепенно превращает
в фикцию все демократические завоевания общества.
Связка
"чиновник - бюрократия - коррупция" уже давно стала жизненной
формулой, без которой не обходится ни одна сфера экономики. При этом
невооруженным глазом можно заметить, что масштаб коррупционных сделок
по-прежнему высок в странах с большой экспортной составляющей (нефтяной,
газовой и т.д.). Страны-экспортеры нефти не являются в данном случае
исключением.
Чтобы победить
коррупцию, необходимы, прежде всего, политическая воля государства и всего
общества в целом, открытость ("прозрачность") принятия экономически
значимых решений (особенно в нефтяном секторе), ответственность государственных
чиновников за принятые ими решения, эффективная борьба с коррупцией в рамках
национального законодательства (законы прямого действия: например, закон
"О борьбе с коррупцией"), формирование в обществе устойчивой модели
антикоррупционного поведения.
Как отмечают
некоторые исследователи, "лучшая защита от коррупции - максимум
конкуренции, надежность исполнения контрактов, хорошо налаженная система
отслеживания результатов деятельности и претензий, правоспособность проведения
расследования возникающих проблем, связанных с процессом торгов, и угроза
преследования. Конкуренция и предание гласности результатов деятельности
компаний обнажает и подтверждает неэффективность компаний, проигравших торги
по объективным причинам, а угроза проведения расследований и перспективы
судебных преследований отбивают охоту к мошенничеству’’ 36.
35 К
обществу без коррупции. - 2001. - № 1(6). - С. 4.
36 Осборн Д., Пластрик П.
Управление без бюрократов: Пять стратегий обновления государства. Пер. с англ.
/ Общ. ред. и вступ. Ст. Л.И-Лопатникова. - ML:
ОАО Издательская группа "Прогресс", 2001.-С.
234.
В настоящее время
такая страна, как Норвегия, экспортирующая нефть во многие страны Европы,
является одним из редких примеров, когда сырьевые ресурсы (нефть) принесли
благосостояние всему обществу. Из воспоминаний советского журналиста,
побывавшего в Норвегии в 1970-е гг.: "В Осло нас встретили весьма радушно,
разместили в арендованных МИДом такси и отвезли в весьма престижную гостиницу.
Оказалось, что у норвежского МИДа своих машин нет, и это нас, признаться
удивило. На следующий день я видел, как в трамвай садился министр финансов. А
Норвегия - небедная страна, одни только ее нефтяные запасы чего стоят..."37
Либерализация рынков,
демонополизация услуг и дерегулирование (т.е. уменьшение числа правил до
необходимого минимума, чтобы защитить конкуренцию и гарантировать прозрачность
и ответственность) уменьшают возможности корруп-ционных действий со стороны
государственных должностных лиц. Положительный эффект этих мер, особенно в
областях внешней торговли (импортные и экспортные лицензии), налогообложения
(налоговые структуры и администрация, включая таможни) и инвестиций был заметен
во многих странах.
Такие результаты становятся
очевидными, когда эти меры объединяются с развитием или укреплением
институтов, которые контролируют соответствующую реализацию необходимых правил
и гарантируют их эффективность. В отсутствие сильных и эффективных институтов
экономическая либерализация может стать противоправной, увеличить возможности
коррупции и создать вакуум, который заполнит организованная преступность.
Однако приватизационные власти и регулирующие учреждения сами могут быть
объектом коррупции.
Анализ
показывает, что коррупция распространяется по мере роста конкуренции
как между чиновниками-коррупционерами, так и между взяткодателями.
Заинтересованные лица стремятся минимизировать свои трансакционные издержки, а
это легче всего сделать в условиях так называемой монополистической коррупции.
Снижение инвестиций в национальную экономику стало результатом коррупционного
налога, резко снизившего стимулы к инвестированию в условиях реформ. Исследования
показали, что существует явная отрицательная зависимость между уровнем коррупции
(оцениваемая через опросы бизнесменов), с одной стороны, и уровнем
инвестирования и экономическим ростом - с другой - При этом наблюдается явная
положительная зависимость между предсказуемостью коррупции и инвестированием.
Коррумпированные государственные чиновники склонны к выбору таких направлений
государственных расходов, которые предоставляют большие возможности для получения
взяток - речь идет о продукции, производимой в условиях олигополистического
рынка.
Весь мировой опыт
свидетельствует, что сырьевые регионы не оставались в своих странах ведущими в
социально-экономическом отношении сколько-нибудь длительное время, а если
государство не принимало мер по диверсификации их экономики, очень скоро они
превращались в аутсайдеров, даже если их ресурсы еще не были исчерпаны.
Наверное, поэтому не было попыток проведения политики сырьевого сепаратизма в
развитых странах с устойчивым законодательством и достаточно
диверсифицированной экономикой. Это характерно только для молодых государств
"Третьего мира" и стран с переходной экономикой, причем на ранних
стадиях развития.
В целом,
необходимо последовательно и решительно изменять институциональную среду в
обществе, проводя демократические преобразования и формируя новое общественное
сознание.
37
Биккенин Н. Сцены общественной и частной жизни.// Свободная мысль -XXI. -
2002.- № 8. - С.93.
Глава 2.
ПРОЯВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИИ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ СТРАНАХ
2.1. Нефтяное
богатство страны и коррупция
Опыт многих стран
показывает, что их обеспеченность минеральным сырьём оказывает неоднозначное
влияние на уровень и динамику экономического развития национальной экономики и,
в конечном счёте, на её международную конкурентоспособность. Например,
известный экономист Лешек Бальцерович замечал по этому поводу: "Опыт
показывает, что никакой зависимости между наличием природных богатств и
благосостоянием общества нет. Существуют страны с высоким уровнем
благосостояния, в то же время у них нет почти никаких ресурсов, например,
Япония. И есть страны, у которых имеется множество природных богатств, а они
совсем не такие уж богатые. Перспективы экономики не зависят от одного только
фактора, они зависят от проведения реформ в целом и, прежде всего, от
стабильности страны".38 Чтобы убедиться в этом, достаточно
вспомнить примеры стран, по-разному обеспеченных ископаемыми ресурсами, как
среди богатых, так и среди бедных стран (таблица 2).
Таблица
2
Зависимость
между богатством и наличием природных ресурсов
|
Группы
стран по ВВП/чел.
|
Хорошо
обеспеченные ископаемые ресурсами
|
Плохо
обеспеченные ископаемыми ресурсами
|
Богатые
|
США,
Канада, Австралия, Кувейт
|
Япония,
Италия, Швейцария, Австрия
|
Бедные
|
Боливия,
Замбия, Казахстан, Монголия, Албания
|
Армения,
Парагвай, Непал, Бангладеш, Эфиопия
|
Обладание
запасами полезных ископаемых играло неодинаковую роль в развитии национальных
экономик в разные периоды времени. Например, нынешнее состояние экономики США
сформировалось на базе богатого сырьевого потенциала страны; важнейшую роль в
становлении экономического благосостояния Швеции сыграла железная руда,
Великобритании - уголь и цветные металлы, Германии - уголь и железная руда,
Канады - разнообразный комплекс полезных ископаемых. Открытие в XX веке
богатейших запасов нефти в странах Персидского залива позволило им стать
богатыми странами и превратиться в один из мировых финансовых центров. В
период первого нефтяного бума (1973-1974 гг.) в мире резко изменилось
отношение к нефтедобывающим странам Ближнего Востока:
производители
нефти были возведены в особый ранг в плане их политического
влияния, внешней торговли и доступа к иностранному капиталу.
38
Панорама.-1997.-№37.
Конечно, это не
могло не сказаться на ожиданиях правительств и народа этих стран; все
пребывали в состоянии, близком к эйфории. Об этом свидетельствуют следующие
доказательства: например, шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви объявил, что Иран
находится на пороге "великой цивилизации", а Карлос Перес, президент
Венесуэлы, на весь мир заявил о своём плане "Величественная
Венесуэла". Неудивительно было и то, что те развивающиеся страны, которые
не имели месторождений нефти, испытывали чёрную зависть к нефтедобывающим
странам: им казалось, что наличие нефти — вот тот важнейший фактор, который
может привести страну к экономическому, политическому и социальному
процветанию. Иранский министр нефтяной промышленности Джамшид Амузегар в то
время отмечал, что "составители планов в странах третьего мира с
нехваткой капитала и амбициями неустанно говорили себе и другим, что если бы
только у них было чёрное золото, то волшебный жизненный сок их экономического
взлёта был бы в их руках.
Однако уже к 1975
г. явно проявляется порочность такого развития, оптимистические взгляды
сменяются пессимистическими: "Вы думаете, нам повезло. Я так не думаю. Мы
умираем от несварения. Я называю нефть "экскрементами дьявола". Она
приносит беду. Оглянитесь вокруг себя. Посмотрите на эту locura - отходы, коррупция, потребление и
разваливающийся государственный сектор. И долг, долг, долг, который будет у нас
много лет. Мы делаем наших внуков должниками". Так говорил Хуан Пабло
Перес Альфонсо, один из основателей Организации стран-экспортёров нефти
(ОПЕК).
Справедливости
ради отметим, что он оказался прав. Рост внешнего долга стал типичным явлением
для нефтедобывающих стран на стадии экономического развития, когда внутренние
сбережения невелики, баланс по текущим операциям сводится с большим
отрицательным сальдо и необходим импорт капитала для восполнения недостающих
ресурсов.
Несмотря на все
различия в экономике, культуре, политике, геополитическом положении некоторых
нефтедобывающих стран (Индонезии, Нигерии, Венесуэлы), их объединяет только
одно — наличие в этих странах нефтяных ресурсов. И опыт их
социально-экономического развития убедительно показывает практически один и тот
же результат — ухудшение экономической ситуации после бума.
Общие выводы,
которые можно сделать, проследив динамику их развития после первого нефтяного
бума (1973-1974 it.), являются неутешительными для ряда
независимых нефтедобывающих стран (не членов ОПЕК). В их числе находятся такие
страны, как Норвегия, Россия, Оман, Ангола, Казахстан, которые стоят как бы в
начале того пути, который уже прошли эти страны, поскольку последствия для
этих стран были следующими:
1) сильная
зависимость от одного ресурса — нефти. Как известно, спрос на нефть
относительно неэластичен, предложение нестабильно вследствие чего имеют место
большие колебания в ценах на нефть и нефтяных доходах. Стабильность государства
зависит в большей степени от стабильности мирового нефтяного рынка;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|