Середина 1960-х
гг. характеризовалась социальной напряженностью, связанной с этнической
разнородностью Нигерии. Исторически сложилось так, что на территории нынешней
Нигерии до прихода колонизаторов жили многочисленные племена-Англичане, с 1861
г. оккупировавшие побережье Гвинейского залива (названное позже Невольничьим
берегом), к 1900 г. завоевали северные районы страны. В 1914 г. южные колонии
и северные протектораты были административно объединены под общим названием
Нигерия. Сейчас на севере страны проживают в основном представители этнической
группы хауса, исповедующие ислам. Кроме них, здесь также проживают племена
нупе, тив и канури. На юго-западе доминируют представители племени йоруба, на
юго-востоке - племена ибо (в основном католики).
По подсчетам
западных исследователей, в независимых странах Африки после 1960 г. произошло
70 успешных военных переворотов и в среднем один год из каждых трёх приходится
на военный. Только 18 стран из 49 избежали военных режимов, в остальных
половина всего периода независимого существования прошла под господством
армии.41
Увы, Нигерия не
стала исключением, и познала в полной мере все "прелести" правления
"правительств в хаки". Начиная с 1966 г. по настоящее время страной
по очереди правят военные; генералы А. Иронзи (начало 1966 г. - середина 1966
г.), Гоуон (1966-1975 гг.), Муртала Мохаммед (1975-1976 гг.), Олусегун
Обасанджо (1976-1979 гг.), Ибрагим Бабангида (1983-1994 гг.). Сани Абачи
(1994-1998 гг.), Олусегун Обасанджо (с 1998 г. до настоящего времени).
Необходимо особо
отметить, что в интересующий нас период (1960-1970-е гг.) именно армия
оказалась основным носителем авторитаризма, который предполагает концентрацию
исполнительной, а нередко и законодательной власти в руках главы государства
при фактическом лишении парламента прерогатив контроля за государственной
политикой.
В таких условиях
реальный механизм политической власти подчиняется правящему клану (общине,
племени, роду), использующему антидемократические методы властвования. К 1965
г. этническое напряжение в стране сильно усилилось. Эт-нико-религиозные
конфликты, раздиравшие страну, возникали по причине назначения представителей
того или иного клана на гражданскую или военную должность, по поводу
капиталовложений в инфраструктуру, социальную сферу, строительство новых
фабрик и заводов, а также размещения доходов федеральным правительством в
различных регионах страны. Возрастало недовольство населения, поэтому выход
военных на политическую арену был проявлением кризиса гражданских
социально-политических структур, попыткой преодолеть внутриполитическую
нестабильность. Военные, встававшие во главе государственных переворотов, не
были инструментами в руках тех или иных социально-политических Сил - армия к тому
времени сама превратилась в господствующую социально-политическую силу (если в
1960 г. в армии Нигерии насчитывалось 10 тыс. человек, то уже в 1979 г. -
более 200 тыс.) и в принципе являлась единственным претендентом на получение
нефтяных доходов, которые стали поступать в страну. Сегодня нигерийская армия,
по данным зарубежных источников, является самой многочисленной и технически
оснащенной в Тропической Африке. В рядах вооруженных сил находятся 95,1 тысячи
человек, в том числе в сухопутных войсках - 80 тысяч, ВВС -9,5 тысячи, ВМС -
5,6 тысячи человек; в настоящее время на ее содержание выделяется около 10% ВНП
страны.
41 The Military of African Politics /
Washington-New-York.-1987.-P.1.
В 1967 г.
территория, на которой проживали племена ибо, провозгласила себя независимым
государством - Республикой Биафра и пыталась отделиться. После этого началась
гражданская война и, как следствие, произошла серия военных переворотов. Но
после истощающей гражданской войны (1967-1970 гг.), Биафра сдалась, потеряв
контроль над своими портами и нефтяными доходами. По подсчетам зарубежных
источников, в этот период в результате гражданской войны в Биафре людские
потери составили 2 млн. человек, из которых около половины пришлось на жертвы
среди гражданского населения.42
Для того периода
времени (особенно во время гражданской войны 1967-1970 гг.) было характерным
то, что военные ориентировались на жесткие, иногда насильственные
методы: преследование и попытки истребления этнических групп, стоявших у
власти при прежних режимах, преследование оппозиционных сил, элементы
насильственной исламизации. Естественно, это не могло не привести к
прогрессирующей деградации всего нигерийского общества. Нефтяные доходы,
ставшие основной причиной разрушительной гражданской войны, стали камнем
преткновения между интересами различных этнических групп. Если раньше племена,
проживающие на севере страны, специализировались на производстве арахиса, на
западе - на производстве какао, на востоке - на производстве продуктов
переработки масличной пальмы, то с началом экспорта нефти и поступлениями нефтяных
доходов остро встал вопрос об их распределении по регионам. До 1960 г.
региональные правительства севера и запада страны применяли принцип "происхождения" нефтяных
поступлений и распределяли их в соответствии с количеством прибыли, которую
произвёл каждый регион. Когда на востоке страны была найдена нефть, этот регион
стал основным источником доходов и обогнал север и запад, вспыхнула
гражданская война. Она, с одной стороны,
на время нанесла урон нефтяному сектору, с другой стороны - ускорила процесс
централизации власти на уровне федерального правительства. Сельскохозяйственный
сектор не стал "любимым ребёнком" правительства, и жил по остаточному
принципу. Власть понимала равенство как равенство между этническими группами, и
не делала акцент на равенство между городом и деревней.
Влияние
государственных расходов на экономику было незначительным до тех пор, пока
нефть не стала важной частью экономики Нигерии. Так, в 1965-1966 гг. общий
объем государственных расходов составил 12% ВВП, а капитальные расходы была
размещена в экономическую сферу, в том числе 12% в сельское хозяйство. Только
14,7% общих капитальных вложений, или 0,8% ВВП были размещены в социальную
сферу и сферу обслуживания населения. К концу 1960-х гг. начался быстрый рост
добычи нефти. В этот период времени начала изменяться фискальная политика.
Налоги на нефть, устанавливаемые правительством, увеличились с 2,8% не нефтяного ВВП в 1970 г. до 8,5% в
1972 г. Чтобы получить поддержку среди государственных служащих и военных,
правительство торопилось как можно быстрее использовать нефтяные доходы. Увеличение
заработной платы стало единственным путем быстро потратить деньги. Кроме того,
резко увеличились расходы на образование и транспорт.
Поэтому
представляется неудивительным, что такое поспешные, порой непродуманные
внутренние инвестиции правительства привели к колоссальным потерям и
коррупции.
42 Ruth Leger Sivard, World Military
arid Social Expenditures . - Washington, DC: World Priorities, 1996.
Цена, которую
Нигерия получала за свою нефть, устойчиво росла в период между 1971-1973 гг.,
государственные нефтяные доходы быстро увеличивались. Происходило расширение
государственной доли в нефтяных доходах через рост государственной
собственности в нефтяном секторе, а также через высокие налоги и роялти.
Несмотря на частую смену глав "правительств в хаки", все они
преследовали три основные цели:
- рост и
модернизация государства;
- национализация
экономики: как нефтяного, так и не нефтяного секторов;
- равномерное
распределение доходов между этническими группами и регионами, а не
экономическими классами населения.
Первый план,
включающий в себя эти цели, был разработан сразу же после второго переворота в
июле 1966 г. В плане решение первой цели планировалось достигнуть созданием сталелитейной
промышленности. Кроме того, чтобы поднять престиж страны в глазах мирового
сообщества, начинается финансирование грандиозного проекта - строительство
новой столицы Абуджи (опять же за счёт нефтяных поступлений, составлявших в
тот период времени 80% от всех поступлений в государственный бюджет).
Что касается
второй цели - национализации экономики, то здесь, естественно, произошло
столкновение интересов государства с иностранными инвесторами. В течение
долгого периода времени нигерийцы ощущали роль иностранцев в собственной
экономике. Уже в 1958 г. выходит Акт "О снижении налогообложения", в
котором нефтяным транснациональным компаниям (ТНК) предъявляются требования об
увеличении доли нигерийцев в собственности ТНК; об увеличении количества
местных специалистов, работающих на предприятиях ТНК; об использовании местного
сырья и материалов. В Указе 1959 г. "О налогообложении нефтяных
доходов" правительство установило долю дохода с иностранных корпораций в
размере.' 50%; в 1967 г. Указом правительства в Нигерии были применены условия
ОПЕК; в 1969 г. Нефтяной декрет установил государственное право выбора доли
собственности в коммерческих нефтяных операциях. В соответствии с планом
национализации в 1971 г. была создана Национальная Нефтяная Компания Нигерии-NNPC.
Директива второго
плана (1970-1974 гг.) национального развития представляла уже долгосрочные
цели, среди которых были выделены следующие:
- высокий уровень
экономического роста;
-быстрая
индустриализация;
- увеличение
производства продуктов питания для внутреннего потребления, не ослабляя при
этом экспортные сектора;
- значительное
снижение безработицы.
Нетрудно
заметить, что первый и второй планы национального развития способствовали всё
большей степени государственного контроля над экономикой, а особенно над природными
ресурсами (нефтью). С 1970 г. правительство страны стало проводить активную
политику стимулирования иностранных инвестиций, а также создания большого
количества предпринимательских структур. Кроме того, через программы
государственного сектора (электрификация, водоснабжение, здравоохранение в
сельской местности, строительство) правительство было намерено повысить уровень
жизни населения.
В 1975 г. был
принят третий план национального развития, основными приоритетами
которого были:
- более
равномерное распределение доходов;
- контроль над
инфляционными процессами. Как видим, Нигерия в принципе ставила перед собой эти
цели, понимая, что экспорт нефти не является конечной целью национального
развития; что именно нефтяные доходы должны служить источником развития
экономики в целом. Большое внимание при этом уделялось достижению
положительных результатов в нефтяной отрасли с целью создания благоприятного
политического имиджа и популизма. Лидеры Нигерии, стоявшие у власти,
вкладывали нефтяные поступления в государственные расходы с целью как можно
больше набрать политических очков.
Кроме того,
наблюдались попытки военных лидеров построить так называемую систему
неокорпоративистского представительства (то есть непартийных организаций и
группировок, объединяющих людей по признаку профессиональной общности или
приверженности тому или иному специфическому интересу). Процесс направляемою
правительством формирования авторитарно-неокорпоративистской системы стал
особенно заметным после 1983 года. Как отмечал Г.И. Мирский, "в развивающихся странах чисто
военные режимы не могут оказаться жизнеспособными на сколько-нибудь длительный
период: слишком велики и срочны задачи, стоящие перед этими странами. Военные
режимы должны были видоизмениться, то есть превратиться в режимы социальные,
имеющие массовую базу, политическую организацию и идеологию, либо уйти со
сцены".43
В Нигерии именно
армия в большинстве случаев приводила к власти диктаторов. В 1985 году в
результате очередного государственного военного переворота во главе страны
встал генерал Ибрагим Бабангида, провозгласивший программу перехода от военного
правления к гражданскому и начавший практически ее осуществлять. Однако после
состоявшихся в 1992 г. выборов Бабангида резко передумал отдавать власть
победившему на них бизнесмену М. Абиоле, заявив, что результаты голосования подтасованы,
и объявил выборы недействительными.
Правда, генерал,
имеющий капризный и непоследовательный характер, вскоре опять передумал, и к
концу февраля 1993 г. выполнил свои обещания, объявив о сложении с себя полномочий
главы государства и верховного главнокомандующего вооруженными силами. Было
назначено временное правительство во главе с гражданским политическим деятелем
Э. Шинеканом, которому предстояло провести выборы президента Нигерии. Но по
разным причинам оно не справилось с этой задачей, и вынуждено было уйти в
отставку.
В ноябре 1993 г.
новым диктатором Нигерии стал генерал Сани Абача, который тут же распустил ряд
существовавших ранее институтов власти: парламент, временное национальное
правительство, разрешенные в стране партии. Неудачи временного правительства
дали ему возможность заявить о неподготовленности страны к цивилизованному
гражданскому правлению. Однако под давлением мирового сообщества С. Абача вес
же был вынужден начать давно обещанный переход Нигерии к демократическому
правлению. После неожиданной смерти летом 1998 г. генерала Сани Абачи и
прихода к власти генерала Абдусалама Абубакара переход от военно-диктаторского
режима к гражданскому обществу приобрел более поступательный характер.
Успешно были проведены парламентские выборы. В феврале 1999 г. состоялись и
выборы президента, на которых победил бывший военный правитель, генерал в
отставке Олусегун Обасанджо - лидер Народной демократической партии. Одним из
первых его актов стало объявление амнистии и освобождение 33 человек,
осужденных ранее за участие в антиправительственных заговорах.
После победы на
выборах президент О. Обасанджо заявил: "Моя вера в демократию абсолютна, я буду постоянно
искать пути демократической практики для обновления общества во имя интересов
всех нигерийцев". Он также подтвердил, что первоочередными задачами на
ближайшую перспективу станут борьба с коррупцией, пронизавшей все сферы
государственной структуры, сокращение раздутых штатов чиновничества, а также
придание динамичности промышленному производству, восстановление сельского хозяйства
и обеспечение полной занятости населения. Появилась надежда, что страна встала
на путь, ведущий к демократии, несвойственной в прошлом африканскому
континенту вообще и Нигерии в частности.
43
Мирский Г.И. Третий мир: общество, власть, армия. - М.- 1976.- С.273.
Возвращаясь к
рассматриваемому периоду времени, отметим, что "массовая база" для
формирования политической силы находилась в деревне, в сельскохозяйственном
секторе (70% рабочей силы), но на решение её практических нужд приходилась
ничтожная часть государственных бюджетных ассигнований. Происходил отток
трудовых ресурсов из сельских районов в городские, поскольку для строительства
жилья в городе требовалась неквалифицированная или низкоквалифицированная
рабочая сила; спрос на детский труд в деревнях понизился из-за обязательного
начального образования. В сельскохозяйственную инфраструктуру в течение
длительного периода времени не вкладывалось достаточно средств - и для неё была
характерна неразвитость или низкое качество.
Хотя во время
первого "нефтяного бума" (1971-1973 гг.) нефтяные доходы Нигерии в
номинальном долларовом выражении увеличились на 22% и в последующий год
(1973-1974 г.), доходы выросли в пять раз - за счёт роста мировых цен на нефть,
у правительства не нашлось желания или возможности поднять своё сельское
хозяйство. Парадоксально, но факт - Нигерия к концу 1990-х гг. из чистого
экспортёра продовольствия превращается в чистого импортёра.
Использование
нефтяных доходов шло по разным направлениям:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|