Проблема обеспечения стабильно высокого
качества производимой продукции – комплексная. Ее нельзя решить проведением
отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного
и комплексного, взаимосвязанного и одновременного осуществления технических,
организационных, экономических, правовых и социальных мероприятий на научной
основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции.
Для преодоления отставания в области качества
предстоит в ближайшие годы не только довести техническое оснащение
отечественных организаций, технологию и культуру производства до уровня ведущих
промышленно развитых стран, но и решить задачи подготовки профессиональных
работников по качеству (специалистов в области качества, менеджеров систем
качества, аудиторов качества) и массового обучения работников всех уровней –
рабочих, специалистов и руководителей организаций – методам современного
менеджмента качества.
В связи с этим, особое внимание в данном
исследовании уделяется этапам внедрения системы качества на промышленных
предприятиях, выявлению причин, препятствующих эффективному внедрению и анализу
психологических барьеров при внедрении системы качества.
Анализ системы управления качеством на
предприятии ООО «ЧелябТрансАвто-3» позволил выявить слабые места, объем и
причины выработки продукции с несоответствиями, затраты на предупредительные
мероприятия и контроль в процессе производства.
1. Затраты на услуги несоответствующего
качества (внутренние и внешние) могут достигать 80% от общих затрат на
качество.
2. Руководство предприятия, несмотря на
большие объемы услуг несоответствующего качества не выделяют указанные затраты
и не учитывают их.
3. Предпринимаемые предупреждающие действия, в
том числе для обеспечения стабильности технологических показателей, носят
скорее эпизодический и относительный характер.
4. Информация об услугах несоответствующего
качества в большинстве случаев должным образом не учитывалась и не анализировалась,
что вело к искажению характера и распределения затрат на обеспечение качества.
5. Анализ характера несоответствий и причин их
возникновения в большинстве случаев сводился к уличению и материальному
наказанию виновных. Это в свою очередь не только не стимулировало
предупреждения возникновения несоответствий путем выявления их на ранних
стадиях процесса, но и подталкивало персонал к сокрытию самого факта наличия нарушения.
6. В процессе формирования заказов и
реализации услуг, были случаи, когда заведомо известные неявные несоответствия
не устранялись, а в утаивались во избежание наложения штрафов и снижения
премий.
7. Неустойчивое положение с рынками сбыта
вынудило руководство предприятия закрывать глаза на объемы и характер возвратов
и претензий со стороны заказчиков.
Выделены две главные причины несоответствия:
–
слабый уровень планирования маршрутов, выполнения
заявок, неосведомленность о местонахождении, состоянии автотранспорта, грузов.
–
недостаток знаний персонала.
С целью совершенствования управления качеством
и устранения вышеуказанных негативных факторов в ООО «ЧелябТрансАвто-3» предлагается:
–
внедрить и сертифицировать систему качества по
стандартам серии ISO 9000, основные принципы и положения которой рассмотрены в
третьей главе;
–
систему мониторинга и управления транспортом AutoTracker.
Все это, по мнению автора, поможет с меньшими
проблемами усовершенствовать систему качества на промышленном предприятии.
Индекс доходности проекта – 2,838.
Среднегодовая рентабельность проекта равна 94,58%. Срок окупаемости проекта 0,49
года.
1.
Гражданский кодекс Российской Федерации: Части
первая, вторая и третья: с изм. и доп. на 15.09.03 г. – М.: Кодекс, 2003.
2.
Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ
"Об обществах с ограниченной ответственностью" // Российская газета.
1998. 17 февраля.
3.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2001
"Системы менеджмента качества. Требования": утв. постановлением
Госстандарта РФ от 15 августа 2001 г. N 333-ст). – М.: Издательство стандартов,
2001.
4.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9004-2001
"Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению
деятельности": принят постановлением Госстандарта РФ от 15 августа 2001 г.
N 334-ст. – М.: Издательство стандартов, 2002.
5.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2001
"Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь": принят
и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 15 августа 2001 г. N
332-ст. – М.: Издательство стандартов, 2003.
6.
Белокоровин Э.А., Маслов Д.В. Малый бизнес: пути
развития. – Архангельск: М'арт, 2003.
7.
Введение в философию / И. Т. Фролов, Э. А.
Араб-Оглы, Г. С. Арефьева и др. – М.: Политиздат, 1990.
8.
Волович В. И. Надежность информации в
социологическом исследовании: Проблемы методологии и методики. – Киев:
Политиздат, 1974.
9.
Всеобщее управление качеством Total quality
management (TQM) / Под ред. О. П. Глудкина. – М.: Лаб. базовых знаний и др.,
2001.
10.
Гегель Г. В. Ф. Наука логики: Ч. 1. Объективная
логика. – СПб.: Наука, 1997.
11.
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. – М.,
1974.
12.
Европейский фонд управления качеством //
Европейское качество. 2003. №4. С. 5-8.
13.
Ефанов А.Н. Проблемы оценки качества транспортных
услуг при перевозке пассажиров // Финансы и инвестиции. 2001. №3. С. 176-177.
14.
Захаров М.Г. Система качества – это инструмент
самосохранения предприятия в условиях кризиса // Стандарты и качество. 2003.
№2. С. 34-35.
15.
Захаров М.Г. Система качества – это инструмент
самосохранения предприятия в условиях кризиса // Стандарты и качество. 2003.
№2. С. 34-35.
16.
Конти Т. Система заинтересованных сторон:
стратегическая ценность // Методы менеджмента качества. 2003. №1. С. 4.
17.
Кузьмин В. П. Категория меры в марксистской
диалектике. – М., 1966.
18.
Лааге У. Система управления качеством: российская
перспектива // Перsонал-Микс. 2006. №6. С. 19-22
19.
Лапидус В. А. Диалог консультанта с руководителем
компании: О всеобщем качестве (TQM) и стандартах ИСО 9000 версии 2000 г. – Н.
Новгород: Приоритет, 2005.
20.
Лапидус В.А. Концепция системы QS-9000. В чем успех
системы? // Надежность и контроль качества. 1998. №1.
21.
Лапидус В.А. Концепция системы QS-9000. В чем успех
системы? // Надежность и контроль качества. 1998. №1.
22.
Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством. – М.:
Высшая школа, 2005.
23.
Международные стандарты ИСО серии 9000 и
статистические методы (новая версия и процессный подход) // Сборник материалов
13-ой международной конференции. – Нижний Новгород: Приоритет, 2006.
24.
Менеджмент качества и обеспечение качества
продукции на основе международных стандартов ИСО / Свиткин М.З., Мацута В.Д.,
Рахлин К.М. – СПб.: Питер, 2005.
25.
Окрепилов В. В. Управление качеством. – М.:
Экономика, 2003.
26.
Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф.
Хедоури. Пер. с англ. М. А. Майоровой и др. – М.: Дело, 2004.
27.
Паниотто В. И. Качество социологической информации:
Методы оценки и процедуры обеспечения. – Киев: Наук. думка, 1986.
28.
Ревенков А.Н. Внедрение стандартов ИСО серии 9000
как фактор обеспечения конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке //
Стандарты и качество. 2001. №6. С. 46-48.
29.
Российский бизнес под знаком качества // Методы
менеджмента качества. 2003. №10. С. 4-8.
30.
Руководство для организаций-участников конкурса
2004 года // Совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации в
области качества. – М.: Госстандарт России, 2003.
31.
Управление качеством / Под ред. Ильенковой С. Д. –
М.: ЮНИТИ, 2002.
32.
Управление качеством / Под ред. С. Д. Ильенковой. –
М.: ЮНИТИ, 2003.
33.
Философский энциклопедический словарь / Ред. -сост.
Е. Ф. Губский и др. – М.: ИНФРА-М, 2002.
34.
Фуколова Ю., Шелухин И., Белов А. Все лучшее - себе
// Секрет фирмы. 2002. №1.
35.
Харрингтон Д. Х. Управление качеством в
американских корпорациях: Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1990.
36.
Цвигун И. В. Генезис понятия “качество” // Вестник
Иркутской государственной экономической академии. 1998. №14. С. 71.
37.
Цвигун И. В. Генезис понятия “качество” // Вестник
Иркутской государственной экономической академии. 1998. №14. С. 72.
38.
Цвигун И. В. Генезис понятия “качество” // Вестник
Иркутской государственной экономической академии. 1998. №14. С. 74.
39.
Шубенкова Е. В. Особенности корпоративной культуры
в условиях тотального менеджмента качества // Управление персоналом. 2004. №3.
С. 51-55.
40.
Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама
рыночных реформ. – М.: ГУ ВШЭ, 2003.
Приложение
Политика руководства ООО «ЧелябТрансАвто-3» в области качества
Качество
услуг и процессов системы менеджмента качества мы рассматриваем, как главное
усилие для увеличения объемов продаж, завоевания и расширения рынков сбыта,
основу получения прибыли, улучшения экономического положения и развития
предприятия в интересах коллектива предприятия, потребителей, поставщиков.
Качество – услуг, наших человеческих
отношений и организации развития управления предприятием – основной принцип
нашей работы.
Мы
все – команда единомышленников.
Основные
цели:
–
максимальное
удовлетворение спроса потребителей.
–
завоевание
и поддержание репутации транспортного предприятия высокого сервиса;
–
создание
новых видов услуг в соответствии с ожидаемыми потребностями.
Основой
успеха нашей деятельности являются следующие ценности:
НАШИ
ЛЮДИ –
источник нашей силы, интеллектуального богатства, корпоративной культуры.
НАШИ
УСЛУГИ –
конечный результат коллективного труда, источник развития и процветания
предприятия.
Достигается:
–
вовлечением
каждого работника в процесс постоянного улучшения качества как реализуемой
услуги, так и своей работы;
–
созданием
эффективной системы мотивирования персонала;
–
организацией
процесса постоянного обучения, повышения квалификации и общей культуры;
–
созданием
в коллективах атмосферы доверия, уважения и взаимопомощи.
Высшее
руководство берет на себя:
–
ответственность
за организацию и управление работой, связанной с функционированием и улучшением
системы менеджмента качества;
–
обязательство
руководствоваться Политикой качества, уважать названные ценности и призывает к
этому весь коллектив предприятия.
Приложение
УТВЕРЖДАЮ
Владелец
процесса
_____________________________
ООО
«ЧелябТрансАвто-3»
_____________________________
«___»
________________ 200__ г.
КАРТА ПРОЦЕССА
Код процесса
|
п. ИСО 2001
|
Наименование процесса
|
|
|
|
Определение процесса
|
Цель процесса
|
|
|
Входы процесса
|
Выходы процесса
|
|
|
Требования к входам
|
Требования к выходам
|
|
|
Поставщики процесса
|
Потребители процесса
|
|
|
Основные ресурсы
|
|
Контролируемы параметры процесса
|
Методы измерения процесса
|
|
|
Показатели результативности процесса
|
Показатели эффективности процесса
|
Руководитель процесса
____________________ _______________ __________
Должность Подпись Ф.И.О.
Приложение
СПРАВКА
оценки СМК в ООО «ЧелябТрансАвто-3»
за ____________ г.
Ответственный
представитель ________________ _____________ __________
Должность Подпись Ф.И.О.
Входные данные
|
Оценка
|
Уд.
|
Неуд.
|
Примечание
|
1.
Результаты внешних и внутренних аудитов
|
|
|
|
2.
Проверок выполнения корректирующих и предупреждающих действий
|
|
|
|
3.
Отчетов затрат на качество
|
|
|
|
4.
Функционирование процессов
|
|
|
|
5.
Соответствие услуг
|
|
|
|
6.
Последующие действия, вытекающие из предыдущего анализа со стороны
руководства
|
|
|
|
7.
Рекомендации по совершенствованию СМК
|
|
|
|
8.
Анализ претензий
|
|
|
|
9.
Обратная связь с потребителем
|
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система
менеджмента качества эффективна ____________________________
Предложения
по улучшению СМК:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Генеральный
директор
ООО
«ЧелябТрансАвто-3» ________________ _____________ _____________
Должность Подпись Ф.И.О.
Приложение
СПРАВКА
о результатах оценивания процесса
__________________________________________________________________
код, наименование
процесса
за ___________ г.
№
п/п
|
Показатели
|
Оценка
(уд. / неуд.)
|
Примечание
(при неуд. оценке указываются причины)
|
1
|
Соблюдение
требований к входам
__________________________________
__________________________________
__________________________________
|
|
|
2
|
Обеспечение
процесса ресурсами:
материальными
трудовыми
финансовыми
технологическими
|
|
|
3
|
Компетентность
исполнителей процесса
|
|
|
4
|
Соответствие
значений контролируемых параметров установленным
|
|
|
5
|
Результативность
процесса
__________________________________
__________________________________
__________________________________
|
|
|
6
|
Улучшающие
мероприятия
__________________________________
__________________________________
__________________________________
|
|
|
7
|
Ведение
записей по процессу
|
|
|
Владелец
процесса ________________ _____________ _____________
Должность Подпись Ф.И.О.
Руководитель
процесса ________________ _____________ _____________
Должность Подпись Ф.И.О.
[1] Гражданский кодекс Российской Федерации: С учетом Федерального закона
от 2 февраля 2006 года № 19-ФЗ. По состоянию на 10 апреля 2006 года. М.:
Гросс-медиа, 2006.
[2] Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ
"Об обществах с ограниченной ответственностью" // Российская газета.
1998. 17 февраля.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|