рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты АТЭС и Казахстан - проблемы и перспективы развития

Заместитель председателя КНР Ху Цзиньтао также объявил о предоставлении Фонду АСЕАН гранта в размере 200 тыс. долл. Было отмечено, что Китай ранее уже выделил 4,5 млрд. долл. в рамках пакета мер под эгидой МВФ для оказания финансовой помощи странам Юго-Восточной Азии, пострадавшим от кризи­са.

Китайским руководителем также было предложено проводить регулярные встречи представителей министерств финансов и на­циональных банков стран-членов АСЕАН и трех партнеров по диалогу для обсуждения путей регулирования потоков междуна­родного капитала и нахождения совместного решения проблем валютно-финансового кризиса в регионе.

Следует отметить, что по прогнозам экспертов международ­ных финансовых организаций, кризис, охвативший страны Юго-Восточной Азии, носит временный характер, и экономическая ситуация в регионе стабилизируется к 2005 г.

В этой связи Казахстану, являющемуся крупным евразийским государством, очевидно, следует проявлять больше внимания к региональным политическим и экономическим интеграционным процессам в Юго-Восточной Азии.

Особенно актуальным для РК является развитие сотрудниче­ства с Региональным форумом АСЕАН, поскольку девиз, провоз­глашенный участниками РФА, созвучен с идеями казахстанской инициативы о Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). На проходившем в июле 1998 г. в Куала-Лумпуре заседании старших должностных лиц стран-членов АСЕАН, за исключением одного-двух государств, наша инициатива в целом была поддержана. Мы также заручились поддержкой основных участников форума - России и Китая. Поэтому обсуждение воз­можностей консолидации усилий по линии СВМДА и РФА мог­ло бы внести значительный вклад в становление и развитие про­цесса общеазиатской безопасности.

Реализуя стратегическую цель - интегрироваться в простран­ство АСЕАН, необходимо проводить комплексную политику по развитию двусторонних отношений с ведущими странами регио­на. При этом следует учитывать, что проявление особых отноше­ний лишь с одной из них, лоббирование ею казахстанских инте­ресов в регионе могут вызвать негативную реакцию остальных. Как правило, близких позиций по внутрирегиональным и между­народным проблемам придерживаются Сингапур, Таиланд и Фи­липпины. Другой лагерь составляют Малайзия, Бруней и Мьян­ма. Подчеркнуто независимо проявляет свою позицию Индоне­зия.

На начальном этапе этого процесса представляется целесооб­разным инициирование диалога со странами-участницами с це­лью подключения Казахстана к РФА в качестве секторального партнера. С получением такого статуса Казахстан в большей сте­пени может рассчитывать на поддержку со стороны государств-участников Ассоциации стать членом РФА.

Казахстанской дипломатии следует предпринимать усилия для налаживания тесных и доверительных контактов с официальны­ми лицами государств АСЕАН с целью подключения нашей стра­ны к интеграционным процессам в Юго-Восточной Азии.

АСЕАН стала самым динамично развивающимся регионом мира благодаря ряду причин: стремительный экономический рост, осу­ществление программ экономической интеграции и совместных предприятий, ликвидация барьеров, препятствующих доступу на их рынки и увеличение торговли.

Показатели экономического развития в большинстве стран региона значительно превосходят среднемировые. Страны АТР демонстрируют рост валового внутреннего продукта на уровне 5-6% в год, внешней торговли - 9-11%. На эти страны приходится около 60% мирового производства. Удельный вес АТР в мировой торговле увеличился до 40%.

По различным оценкам, к 2010 году население региона соста­вит около 690 млн. человек. Ожидается, что совокупный ВВП стран региона возрастет с 450 млрд. долларов в 1995 г. до 1,1 трлн. долларов в 2010 г.

Углубляется экономическая и технологическая интеграция. В АТР сформировались и эффективно развиваются механизмы эко­номического сотрудничества как на неправительственном уровне (Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Ти­хоокеанский экономический совет), так и с участием правительств (Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество). Широ­кое распространение получила реализация проектов многосторон­него сотрудничества в сопредельных районах стран Восточной и Юго-Восточной Азии (так называемых зонах экономического ро­ста).

Несомненный интерес для Казахстана представляют процессы экономической и политической трансформации, происходящие в последние десятилетия в Восточной Азии, являющейся составной частью АТР.

Большинство этих стран за годы независимости и становления государственности продемонстрировали возможность ускоренно­го развития и интеграции в новые мировые процессы. Это обусловлено умело проводимой стратегией по переориентации эконо­мик на экспортное и импортозамещающее производство, разви­тием высокотехнологичных и наукоемких отраслей, созданием гибкой финансово-кредитной системы, благоприятным инвести­ционным климатом.

Экономика стран данного региона в 60 - 70-е годы характери­зовалась как аграрно-сырьевая и была основана на переработке сельскохозяйственной продукции и разработке имеющихся сырь­евых ресурсов. Но уже в 80-е годы в ее структуре происходят су­щественные сдвиги - создаются совместные предприятия, произ­водящие импортозамещающую и экспортно-ориентированную продукцию, в промышленности постепенно вытесняются трудо­емкие отрасли, внедряются высокотехнологичные и капиталоем­кие производства, сокращается удельный вес аграрного сектора с одновременным увеличением объемов производства за счет ис­пользования передовых технологий.

Выгодное географическое положение и бурное экономическое развитие стран региона способствовало расширению их торговых возможностей. Доля Юго-Восточной Азии в мировой торговле постоянно увеличивается с 13,7% в восьмидесятые годы до 19,3% в начале девяностых. В настоящее время Юго-Восточная Азия с торговым оборотом около 620 млрд. долларов США превратилась в четвертый по масштабам рынок в мире после США, Японии и Европейского Союза. К 2000 г. доля стран региона в мировой тор­говле, по прогнозам специалистов, достигнет 33,1%.

Страны региона до недавнего кризиса демонстрировали высо­кие темпы экономического роста - в среднем 7,6% в год. Сово­купный ВВП в 1995 г. составил 450 млрд. долларов США. Не­смотря на финансовый кризис, охвативший с конца 1997 г. мно­гие страны Восточной Азии, экономика региона, достигшая 25% от мирового ВВП, является весомой частью мировой экономики, и ее доля будет расти. Восточная Азия по-прежнему является од­ним из наиболее привлекательных мест для вложений междуна­родного капитала.

Прогресс экспортных производств, стимулирующий развитие сопряженных отраслей, позволил крупным восточноазиатским странам (Япония, Южная Корея, Тайвань) создать диверсифици­рованные промышленные комплексы. Гонконг, Сингапур, где фор­мирование полного набора индустриальных отраслей экономи­чески нецелесообразно, создали разветвленный финансовый сек­тор, превратившись в крупнейшие центры международных расче­тов в АТР.

В первые же годы своего суверенитета Казахстан установил дипломатические отношения с такими странами региона, как Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппи­ны, Камбоджа и с момента обретения независимости динамично развивает двустороннее сотрудничество с ними при надлежащей договорно-правовой базе, практически во всех сферах. Поддер­живаются активные контакты'на высшем уровне. Президент Н.Назарбаев посетил Индонезию, Таиланд, Сингапур, дважды Ма­лайзию. В нашей стране с официальным визитом побывали ру­ководители Вьетнама, Индонезии, Малайзии, Сингапура. Уста­новлен режим активного диалога между внешнеполитическими ведомствами.

В настоящее время, несмотря на общую тенденцию к росту, товарооборот Казахстана со странами ЮВА не отвечает экспорт­но-импортным возможностям страны. В 1997 г. объем внешней торговли с рядом стран АСЕАН (Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины) составил 127 млн. долларов США. Из них 95% приходится на экспорт из Казахстана.

Присоединение к интеграционным процессам в АТР помогло бы Казахстану решить проблему выхода на внешние рынки. Па­раллельно с вхождением во Всемирную торговую организацию, участие в таких процессах, как Азиатско-Европейский форум в рамках саммита "Азия - Европа", зона свободной торговли АСЕ­АН, Организация азиатско-тихоокеанского экономического со­трудничества (АТЭС), Совет азиатско-тихоокеанского экономи­ческого сотрудничества позволило бы РК осуществлять торговлю со странами региона на льготных условиях. С учетом роста по­требностей региона в энергетических ресурсах Казахстан, наряду с Россией, мог бы стать основным экспортером углеводородов в АТР.

Исследования последнего времени свидетельствуют о том, что потребности стран региона в энергоносителях возрастают быст­рее, чем где бы то ни было в мире. К 2010 г. они составят почти половину мирового потребления, даже если развитие науки по­зволит увеличить использование альтернативных видов энергии. Потребность в нефти будет возрастать ежегодно на три процента в течение первого десятилетия XXI века. В то же время ожидается, что производство сырой нефти внутри региона несколько снизит­ся, что значительно увеличит зависимость АТР от импорта. Раз­вивающиеся в регионе процессы либерализации торговли создают благоприятные условия для казахстанских экспортеров.

Прямые торгово-экономические связи со странами АТР могут повысить эффективность казахстанского импорта, поскольку в  качественном отношении азиатские товары соответствуют миро­вым стандартам при ценах ниже западноевропейских.

Договоренность об использовании морского порта Ляньюнь-ган для транспортировки казахстанских транзитных грузов, сты­ковка железных дорог Казахстана и Китая, а также участка по маршруту Мешхед - Серахс - Теджен стали важными этапами ста­новления новой трансконтинентальной железнодорожной маги­страли. Это позволит Казахстану улучшить свое геоэкономичес­кое положение. Однако существующие транспортные магистра­ли используются недостаточно. Контакты казахстанских дело­вых кругов с ЮВА сдерживает отсутствие постоянного прямо­го воздушного сообщения, хотя необходимая правовая база заложена.

В перспективе реальными путями транспортировки нефтепро­дуктов Казахстана в ЮВА могут стать нефтепроводы через терри­торию Китая, Ирана, Афганистана и Пакистана.

На саммите "Азия - Европа" в Бангкоке в марте 1996 г. глава­ми государств-участников достигнута принципиальная договорен­ность о строительстве трансазиатской железнодорожной магист­рали, которая соединит Корейский полуостров, Китай, страны Индокитая, Малайзию и Сингапур. В этой связи приобретает ре­альные очертания перспектива строительства Трансевразийской железной дороги из Европы в Южную и Юго-Восточную Азию, которая призвана возродить Великий Шелковый путь. Проклад­ка магистрали через территорию Казахстана может заметно сни­зить транспортные расходы и увеличить поток транзитных грузов.

Опыт экономического и политического сотрудничества госу­дарств ЮВА полезен для сохранения политической стабильности и экономического развития Центральной Азии. Подключение к Региональному форуму АСЕАН по безопасности позволило бы Казахстану найти совместные интересы с государствами региона в сфере международной политики, в т.ч. в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

Наиболее масштабным проектом глобальной экономической интеграции является АТЭС - Организация азиатско-тихоокеанс­кого экономического сотрудничества (ее участниками являются 21 государство). В силу различных исторических, географических и иных причин Австралия, Республика Корея и Япония оказа­лись вне вышеперечисленных региональных организаций. Несмотря на отсутствие институционального оформления, АТЭС имеет разветвленную структуру.

Подключение Казахстана к интеграционным процессам в Юго-Восточной Азии позволит привлечь в его экономику финансовые и технологические ресурсы региона, расширять двух- и многосто­роннее экономическое сотрудничество. В то же время и развива­ющаяся экономика стран Восточной Азии нуждается в альтерна­тивных источниках сырья и расширении своего присутствия на новых для себя рынках.

Особую актуальность приобретают вопросы обеспечения и укрепления стабильности и безопасности. Казахстан не только активно поддерживает идею установления тесного диалога по воп­росам безопасности в АТР, но и принимает непосредственное уча­стие в переговорном процессе.

Сотрудничество с АТР может стать существенным фактором экономического развития как Казахстана, так и других стран Цен­тральной Азии. Для этого имеются такие предпосылки, как дей­ствующее Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), единое экономическое пространство в регионе. Успеш­ная реализация проекта экономического сотрудничества между ЦАЭС и АТР позволит утвердиться новой форме трансрегиональ­ной кооперации на азиатском континенте. Необходимость такого сотрудничества диктуется соображениями межгосударственного и межрегионального разделения труда, а также перспективами выхода Казахстана и других государств Центральной Азии на внешние рынки товаров, капитала и рабочей силы.

Учитывая нынешнее экономическое положение страны, ос­новной задачей внешнеэкономической деятельности Казахстана в АТР должно быть привлечение ведущих компаний восточноази-атских стран к размещению производств обрабатывающих и вы­сокотехнологичных отраслей в Казахстане с последующим экс­портом готовой продукции. Это относится также к энергетичес­кой и горнорудной промышленности Казахстана, продукция ко-' торых перерабатывалась бы на месте и поставлялась в регион. При этом необходимо своевременно и адекватно определить свою эко­номическую специализацию в международном разделении труда и нишу в мировой номенклатуре продукции, товаров и услуг.

Большие перспективы для Казахстана открывает активное сотрудничество в сфере среднего и малого бизнеса. Имеющаяся в странах Восточной Азии развитая система малого и среднего биз­неса оказывает существенное влияние на общеэкономическую ситуацию и политическую стабильность общества. Для Казахста­на важна кооперация с предпринимательскими структурами это­го региона для решения проблемы занятости и насыщения своего внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами.

По оценке экспертов МВФ, срок для решения реабилитаци­онных задач в экономике стран этого региона составит 2-3 года. Поэтому перспективы установления и расширения инвестици­онного сотрудничества Казахстана со странами ЮВА сохраняют­ся. Казахстану также следует извлечь для себя уроки финансово­го кризиса в регионе, чтобы обеспечить свое экономическое при­сутствие в Юго-Восточной Азии, участие в масштабных регио­нальных и межрегиональных проектах в области науки, техни­ки, образования и культуры.


3.3. Республика Казахстан и АТЭС.


Активизация внешнеэкономической деятельности Казахстана в целях интеграции в мировые экономические зоны жизненно необходима.
Одной из таких мировых экономических зон является торгово-экономическая система стран Северо-Восточной Азии (далее - СВА). Ее значимость определена такими факторами, как:

 совокупный объем ВВП, составляющий более 14 трлн долларов США, что почти в два раза превосходит экономику Европейского Союза ;

 объем промышленной продукции стран СВА, составляющий более 60% от мирового объема;

 сосредоточение более 40% всех мировых инвестиций в регионе;

 общая численность населения, составляющая около 1/3 населения земного шара.

Эти факторы определяют ряд основных задач, требующих незамедлительного решения.

Во-первых, развитие сотрудничества и активное участие в интеграционных процессах в СВА в целях обеспечения внешнеэкономической безопасности страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.