рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Договор перевозки морским транспортом

Работа, выполняемая субъектом в качестве линейного агента по соглаше­нию, строго отделяется от работы, которая может выполняться субъектом в качестве генерального агента и к которой применяется отдельное стандартное генеральное агентское соглашение и отдельное вознаграждение. В случае со­мнений относительно того, какое из двух соглашений применяется к той или иной работе, действуют условия Стандартного линейного агентского соглашения.

Случаи ограничения общих полномочий морского агента предусмотрены в ст. 234 КТМ РФ:

В случае ограничения судовладельцем общих полномочий морского агента на совершение сделок от имени судовладельца сделка, совершенная морским агентом с действовавшим добросовестно третьим лицом, является действи­тельной и создает права и обязанности по совершенной для судовладельца сделке, если только третьему лицу не было известно о таком ограничении.

В данной статье рассматривается случай ограничения судов­ладельцем «общих полномочий» применительно к договору морского агенти­рования. О понятии «общих полномочий» агента упоминается в п. 2 ст. 1005 ГК, где оно, по-видимому, имеет целью отделить случай определения полномо­чий агенту в общем виде на совершение сделок от имени принципала от ситуа­ции, когда полномочия агента определяются путем перечисления конкретных поручаемых ему действий. В контексте института договора морского агентиро­вания «общие полномочия» должны пониматься как любые полномочия мор­ского агента, вытекающие из положений главы XIII КТМ, иных норм права, регулирующих отношения, возникающие из торгового мореплавания (ст. 1 КТМ), а также из обычаев делового оборота в торговом мореплавании как об­ласти предпринимательской деятельности (ст. 5 ГК).

Судовладелец может оспорить сделку, если докажет либо то, что третье лицо действовало недобросовестно, либо что ему (третьему лицу) было извест­но об ограничении полномочий агента. В то же время данную статью следует рассматривать с учетом правила п. 2 ст. 1005 ГК относительно того, что при наличии письменного договора, предусматривающего общие полномочия аген­та на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих пол­номочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента.

Об ограничении агентским договором прав агента см. также ст. 1007 ГК «Ограничение агентским договором прав принципала агента».

Согласно линейному соглашению ФОНАСБА 1993 г. агент обязуется не вы­ступать в качестве представителя других судоходных компаний и не заниматься на определенной ему территории деятельностью перевозчика, не являющегося собственником судов, или такой экспедиторской деятельностью, которая соста­вит прямую конкуренцию любой перевозочной деятельности принципала, без его предварительного письменного согласия, в котором не должно быть отка­зано без разумных оснований. Принципал обязуется не назначать на террито­рии агента других лиц для оказания услуг, предусмотренных соглашением.

Морской агент может совершать юридические и иные действия с согла­сия судовладельца также в пользу другой стороны, уполномочившей его на такие действия. (ст. 235 КТМ РФ)

Норма этой статьи является новой по отношению к общим нормам ГК об агентировании. Последние не содержат аналогичного правила, хотя в них подразумевается (на основании п. 2 ст. 184 ГК), что агент как ком­мерческий представитель может представлять в сделке обе стороны с их согла­сия. Между тем агент может выступать не только в качестве представителя (когда он действует от имени принципала), но и в качестве комиссионера (когда он действует от своего имени - ст. 1011 ГК). Рассматриваемая статья КТМ вво­дит возможность не только представительства обеих сторон, т. е. совершения сделок от их имени, но и действий агента в интересах обеих сторон в иных си­туациях, а именно: а) от своего имени в пользу судовладельца и одновременно от имени и в пользу другой стороны, б) от имени и в пользу судовладельца и одновременно от своего имени в пользу другой стороны. Очевидно, что агент не может выступать от своего имени, но в пользу обеих сторон.

Хотя в рассматриваемой статье говорится, что другая сторона в сделке должна не просто дать согласие на то, чтобы агент совершал действия в пользу обеих сторон, а уполномочить агента на такие действия, смысл ее состоит в том, что агент действует с согласия обеих сторон, как это предусмотрено в п. 2 ст. 184 ГК. Отношения между морским агентом и другой стороной (постав­щиком предметов снабжения, топлива, портовых услуг и т. д.) при этом регули­руются не договором морского агентирования, а агентским договором.

Представляется, что в любом случае агент обязан исполнять поручения, данные ему обеими сторонами, с заботливостью обычного предпринимателя, как это предписывается п. 1 ст. 184 ГК, т. е. он должен проявлять равную за­ботливость в интересах обеих сторон. Если агент, исходя из конкретных об­стоятельств сделки, приходит к выводу, что проявить равную заботливость в интересах сторон не представляется возможным, ему следует отказаться от поручения одной из сторон. Последняя должна будет соответственно либо вы­ступить в сделке непосредственно, либо назначить другого агента или предста­вителя.

Субъекты, с которыми взаимодействует морской агент при осуществле­нии своих функций, могут быть условно разделены на две группы: во-первых,

официальные органы и лица и, во-вторых, лица, вступающие в договорные от­ношения с судовладельцем.

К официальным органам и лицам относятся: портовые власти (ст. 9), капи­тан морского (рыбного) порта (ст. 74), таможенные, пограничные, санитарные власти, органы внутренних дел, консульства, нотариусы, судебные органы и др.

Правила ст. 235 КТМ РФ относятся только ко второй группе - к ли­цам, вступающим с судовладельцем в договорные отношения, в число которых входят прежде всего организации, участвующие в договоре перевозки (отправи­тели и получатели груза, фрахтователи, их агенты, страховые организации). Кроме этого, в данную группу входят:

предприятия, обслуживающие груз - экспедиторские, терминальные, стиви­дорные, тальманские компании, а также морские торговые порты, предостав­ляющие соответствующие услуги;

организации, обслуживающие судно (предоставляющие лоцманские, бук­сирные, швартовые, судоремонтные и др. услуги);

организации, выполняющие снабженческие функции (бункерные, водолейные и др.);

предприятия, обслуживающие парк оборудования (лизинговые, ремонтные, железнодорожные и автотранспортные, контейнерные депо).

Рассматривая агентирование судов нам следует рассмотреть также некоторые аспекты морского субагентирования:

Статья 236. Договор морского субагентирования

Морской агент вправе в целях исполнения договора морского агентирова­ния заключать договоры морского субагентирования с другими лицами, оста­ваясь при этом ответственным за действия морского субагента перед судов­ладельцем. Морской субагент не вправе заключать с третьими лицами сделки от имени судовладельца, если только морской субагент не действует на осно­ве передоверия.

Договор морского субагентирования относится к тому же отдельному виду агентского договора, что и основной договор морского агентирования. Соответственно к нему mutatis mutandis применяются правила главы XIII КТМ.

Субагент должен иметь лицензию на агентское обслуживание.

Право морского агента заключать договоры морского субагентирования действует только в том случае, если в основном договоре не предусмотрено иное. Такое положение соответствует правилу п. 1 ст. 1009 ГК.

Субагенту не может быть передано право на заключение сделок от име­ни судовладельца, если он (субагент) не может действовать на основе передо­верия в соответствии с правилами ст. 976 и 187 ГК. Из этого следует, что мор­ской агент (при невозможности для морского субагента действовать на основе передоверия) может поручить морскому субагенту совершать за счет судовла­дельца, но от своего (т. е. субагента) имени юридические и иные действия, целью которых является исполнение основного договора морского агентирования. Оче­видно, что морской агент в данной ситуации может также поручить морскому субагенту выступать от имени морского агента. В любом случае морской агент остается ответственным за действия морского субагента перед судовладельцем.

Договор морского субагентирования может использоваться в отноше­ниях между генеральным агентом, зона действия которого охватывает опреде­ленную территорию, и агентами в портах, находящихся на этой территории, которые осуществляют непосредственное обслуживание судов судовладельца-принципала.

Положения Генерального агентского соглашения ФОНАСБА 1993 г. во многом идентичны положениям Стандартного линейного агентского соглашения ФОНАСБА, но между ними есть и различия, отражающие разницу в положении между портовым агентом и генеральным агентом. Задачи последнего носят, скорее, контролирующий характер, в то время как портовый агент непосредственнее контактирует с участниками соот­ветствующих отношений - третьими лицами.

В пунктах об общих условиях генерального агентского соглашения преду­сматривается, что соглашение регулирует генеральную агентскую работу на территории. Она включает обязанности по маркетингу, ведению операций, уче­ту и финансам, перечисленные в соглашении. Работа, выполняемая генераль­ным агентом в качестве портового агента, исключается из сферы соглашений, и к ней должно применяться отдельное Стандартное линейное агентское согла­шение. В числе общих обязанностей генерального агента указываются следую­щие: представлять принципала на территории и контролировать всю деятель­ность, осуществляемую на территории от имени принципала, прилагая все усилия для неукоснительного выполнения любых разумных конкретных указаний прин­ципала, включая применение документации и условий принципала; в консульта­ции с принципалом по необходимости рекомендовать или назначать от имени и за счет принципала портовых агентов, агентов в глубине территории и субагентов.

В качестве примера субагентского соглашения можно привести стандарт­ную международную форму договора морского субагентирования - Субагент­ское соглашение ФОНАСБА (первое издание, октябрь 1998 г.), рекомендован­ное БИМКО. По своему содержанию это соглашение относится к договору морского субагентирования. В соглашении прямо указывается наличие у гене­рального агента полномочий от «линии», т. е. принципала. Субагент выполняет обязанности, перечисленные в агентском соглашении между генеральным аген­том и принципалом, но при этом действует от имени генерального агента.

Статья 237. Права и обязанности морского агента

1. Морской агент выполняет различные формальности, связанные с прихо­дом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с портовыми и местными властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляет документы на груз, инкассирует суммы фрахта и иные при­читающиеся судовладельцу суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, оплачивает по распоряжению судовладельца и капита­на судна суммы, подлежащие уплате в связи с пребыванием судна в порту, при­влекает грузы для линейных перевозок, осуи)ествляет сбор фрахта, экспедиро­вание груза и совершает иные действия в области морского агентирования.

2. Морской агент обязан:

осуществлять свою деятельность в интересах судовладельца добросове­стно и в соответствии с практикой морского агентирования;

действовать в пределах своих полномочий;

вести учет расходования средств и предоставлять судовладельцу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором морского агентирования.

Хотя статья называется «Права и обязанности морско­го агента», в ней в основном регулируются только обязанности морского агента.

Статья 237 состоит из двух частей. В п. 1 перечисляются действия мор­ского агента. Подразумевается, что морской агент имеет право осуществлять названные юридические действия в пользу и за счет судовладельца, если только это не противоречит договору морского агентирования. Перечень не является исчерпывающим. Он в целом соответствует общепринятой международной практике, как она выражается в агентских договорах, заключаемых на практи­ке, и в стандартных формах агентских договоров.

Перечень действий, установленных в п. 1 ст. 237, должен рассматриваться как определяющий для цели квалификации деятельности того или иного лица как осуществляющего агентское обслуживание морских судов в морских пор­тах в качестве отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию.

Подобный перечень действий, обычно выполняемых морскими агентами, содержится, например, в международном Стандартном линейном агентском соглашении ФОНАСБА. Согласно соглашению агент может выполнять сле­дующие обязанности:

представлять принципала на территории, прилагая все усилия для неукосни­тельного выполнения его любых разумных конкретных указаний, включая при­менение документации и условий принципала;

в консультации с принципалом по необходимости рекомендовать и (или) назначать от имени и за счет принципала субагентов;

в консультации с принципалом по необходимости рекомендовать и (или) назначать от имени и за счет принципала стивидоров, вахтенных, тальманов, операторов терминалов, береговых перевозчиков и всякого рода поставщиков;

агент не несет ответственности за небрежность или упущение субагента или субподрядчика за исключением случаев, когда агент не проявил должной за­ботливости при назначении такого субагента или субподрядчика или при осу­ществлении контроля над ним; вместе с тем агент несет ответственность за действия его дочерних компаний, назначенных в рамках соглашения;

постоянно соблюдать законы и правила страны о судоходстве и возмещать принципалу любые штрафы, санкции, расходы и ограничения, которые могут возникнуть из-за того, что агент сознательно нарушит эти законы или правила;

в области маркетинга и реализации услуг судовладельца - осуществлять на территории деятельность по маркетингу в соответствии с общими принципами, установленными принципалом, подыскивать и буксировать грузы, широко ин­формировать об услугах и поддерживать контакты с отправителями и получа­телями грузов, экспедиторами, портовыми и другими властями и организация­ми предпринимателей; представлять статистику и информацию и докладывать о букировках грузов и выделении мест, объявлять об отходах и прибытиях, квотировать ставки фрахта, объявлять тарифы на перевозки и изменения к ним;

организовывать работу по связям с общественностью (включая рекламу, пресс-релизы, расписания отходов и другие маркетинговые материалы) в соответст­вии со сметой, согласованной с принципалом, и за его счет; по требованию принципала заниматься конференциальными вопросами от имени принципала и за его счет, выпускать от имени принципала коносаменты и грузовые манифе­сты, документы, требуемые конференциями, деливери-ордера, свидетельства и такие иные документы, которые могут разумно требоваться;

в области портового агентирования - организовывать постановку судов к причалу, погрузку и выгрузку грузов в соответствии с местными обычаями и условиями; контролировать и координировать все виды деятельности операто­ров терминалов, стивидоров, тальманов и всех других подрядчиков с целью обеспечить надлежащее выполнение обычных требований в интересах макси­мально эффективной эксплуатации и скорейшей обработки судов принципала;

организовывать вызов, приемку и погрузку отгружаемых грузов, выгрузку при­бывающих грузов и заниматься перегрузкой транзитных грузов; по мере необ­ходимости заниматься вопросами бункеровки, снабжения, замен в экипаже, пассажиров, судов запасов, запасных частей, технической, навигационной и медицинской помощи; удовлетворять потребности принципала в отношении претензионной работы, вопросов «Р & I», общей аварии и страхования, а также назначения сюрвееров; заниматься всей необходимой документацией и по мере необходимости консульскими вопросами; организовывать разрешения для су­дов, следить за их действием и организовывать все другие услуги, необходимые Для прохождения судов через порт; докладывать принципалу о положении суд­на и готовить стейтменты-оф-фэктс по заходам и (или) портовые журналы; ре­гулярно и своевременно информировать принципала об условиях в порту и ус­ловиях работы, которые могут влиять на скорость обработки судов принципала;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.