Анализ
упражнений, направленных на оформление сообщения в устной речи позволяет
сделать следующие выводы:
1.
При
определении круга упражнений, направленных на выработку операций выбора слов и
оформления слов в соответствии с заданной моделью и правилами языка, упражнений
на отработку навыка оформления высказывания и навыка употребления высказывания
в речи (см. схема 2) во всех учебниках было выявлено отсутствие того или иного
вида упражнений. Так, в учебных пособиях «Перспектива» и «Деловая поездка в
Россию» присутствуют упражнения по оформлению грамматической модели средствами
языка, также присутствуют упражнения на употребление данной грамматической
модели в речи. Отсутствие упражнений на отработку операций выбора
компенсируется лексическим материалом, который задан текстом, или темой беседы.
Но это, по мнению исследователей, не обеспечивает отработки операции выбора, а,
следовательно, и отработки операции грамматического оформления, т.к. обе эти
операции протекают в процессе формулирования высказывания одновременно. (Н.И.
Жинкин, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов и др.) [23; с. 263] В пособии Бердичевского
«Русский язык: сферы общения» отсутствуют упражнения на отработку автоматизмов
при оформлении высказывания. Это не обеспечивает качественного выполнения
речевого действия (автоматизма действия, и его устойчивости) [И.А. Зимняя 23;
с.239]. В пособиях «Русский язык по-новому» и пособии «Знакомиться
легко, расставаться трудно: интенсивный курс речевого общения» представлены
упражнения на отработку операций выбора, грамматического оформления модели, а
также оформления высказывания, и отработку навыков оформления высказывания.
Отсутствуют упражнения по использованию данных грамматических конструкций в
речи, что не обеспечивает устойчивости и переноса навыка (Е.И. Пассов).
Отсутствие в учебном пособии «Русский язык по-новому» упражнений на
использование грамматических навыков в речи объясняется его некоммуникативной
направленностью.
2.
Анализ
связи между упражнениями показал, что в представленных упражнениях
психофизиологическая схема оформления высказывания, включающая в себя операцию
отбора слов, операцию оформления высказывания по модели и операция оформления
модели в соответствии с нормами языка, не реализуется в полной мере. Об этом
говорит отсутствие тех или иных упражнений на отработку операций отбора слов,
и их оформления («Перспектива», « Деловая поездка в Россию»). Полностью
представлена схема оформления высказывания в учебных пособиях «Знакомиться
легко, расставаться трудно: интенсивный курс речевого общения», «Русский язык
по-новому». Необходимо отметить, что учебное пособие «Знакомиться легко,
расставаться трудно: интенсивный курс речевого общения» предназначено для
базового уровня владения языком. А учебник «Русский язык по-новому», предназначенный
для уровня владения русским языком как иностранным, не отвечает требованию
коммуникативной направленности в обучении, упражнения не направлены на обучение
оформлению сообщения в устной речи.
Таким образом,
анализ современных учебных пособий показал, что среди анализируемых учебников
выявлены учебные пособия, не отвечающие требованиям коммуникативной
направленности в обучении («Русский язык по-новому») и не направлены на
обучение говорению как виду речевой деятельности. Анализ упражнений данных
учебных пособий показал, что остальные учебники не в полной мере содержат
упражнения на отработку механизмов оформления высказывания. Отсутствуют
упражнения на отработку качественных характеристик навыка (автоматизмов,
устойчивости). Не все проанализированные учебные пособия содержат речевые упражнения,
направленные отработку грамматических конструкций в речи. При анализе связи
между упражнениями учебных пособий был установлен формальный характер связи
между упражнениями.
Выводы к главе
1
Обучение
оформлению сообщения в устной речи – одна из главных проблем современной
лингводидактики и методики преподавания русского языка как иностранного,
которая обусловлена степенью важности данного процесса в речи, а также
сложностью механизма оформления высказывания. Оформление сообщения в устной
речи является ключевым звеном в процессе превращения мысли в высказывание и
включает в себя целый комплекс психофизиологических операций (операцию выбора
слова, операцию оформления грамматической модели и операцию оформления модели
посредством языка).
Современный взгляд
на обучение, который характеризуется коммуникативной направленностью процесса
обучения, требует формирования в процессе обучения не навыка оформления
высказывания, а навыка употребления данного высказывания в речи. Это требует от
лингводидактики на современном этапе эффективных способов обучения оформлению
сообщения в устной речи.
Деятельностный
взгляд на процесс формирования речи требует от обучения формирования качества
речевого навыка (автоматизации, устойчивости, переноса и т.д.).
Таким образом,
обучение оформлению сообщения в устной речи на уровне ТРКИ 2 должно быть
направлено на отработку механизма оформления высказывания в речи и выработку
качественных характеристик процесса оформления высказывания (автоматизацию,
устойчивость, перенос навыка и т.д.)
ГЛАВА
2
Разработка
системы упражнений по обучению оформления сообщения в устной речи (на уровне
ТРКИ 2) и экспериментальное обучение оформлению сообщения в устной речи на
основе предложенной системы
В главе 2 будет
подробно описано исследование, на основе которого была составлена система
упражнений для обучения оформлению сообщения в устной речи, описана сама
система упражнений, а также результаты экспериментального обучения.
2.1.
Моделирование системы упражнений для обучения оформлению сообщения в устной
речи на уровне ТРКИ 2
Целью создания
данной системы упражнений является выработка эффективных способов обучения
оформлению сообщения в устной речи на уровне ТРКИ 2.
Задачи:
·
Моделирование
системы упражнений на основе современных методических разработок;
·
Отбор
языкового материала для создания системы упражнений для уровня ТРКИ 2;
·
Выбор тем
для разработки системы упражнений;
·
Описание
системы упражнений;
Моделирование
системы упражнений для обучения оформлению сообщения в устной речи на уровне
ТРКИ 2
Модель системы
упражнений
Основываясь на
том, что обучение оформлению высказывания в устной речи должно быть нацелено на
отработку механизмов оформления высказывания и отработку качественных характеристик
навыка оформления высказывания, система упражнений содержит:
·
Упражнения
отработку механизмов оформления высказывания:
Операции выбора
слов;
Операции
оформления модели;
Операции
оформления языковых средств, в соответствии с нормами языка.
·
Упражнения
на отработку качественных характеристик навыка:
Выработка
автоматизации при оформлении определенной языковой модели;
Отработка
переноса навыка на другой языковой материал;
Отработка навыков
использования данного языкового материала в речи.
2. Типы
упражнений
Основываясь на том, что «отработка
операций и навыков, входящих в механизм, должна проводиться последовательно, с
учетом градуировки психологической трудности их выполнения» [Зим; 247] и
учитывая, что в процессе оформления высказывания фаза отбора слов и оформления
в соответствии с моделью происходят одновременно[ Жин, Зим; 247], следовательно
упражнения на отработку механизмов оформления высказывания представляют
упражнения 3 типов:
·
Первый
тип упражнений:
Цель: отработка
механизмов отбора слов
Задачи:
1. Расширение
лексического материала, посредством актуализация лексики;
5.
Работа с
лексикой (группировка, лексико-грамматические трансформации и т.д.).
Основные
принципы упражнения:
По словам
исследователей, отработка механизмов оформления сообщения проводится на
знакомом, известном материале [Зим; Пассов, Н.И. Гез и др.]
Упражнения
заполняются лексикой, которую обучающийся актуализирует из памяти.
·
Второй
тип упражнений:
Цель: отработка
операции оформления модели
Задачи:
1.выбор слов;
2. подстановка
слов по заданной модели.
Основные принципы
при создании упражнения:
Исходя из того,
что обе операции происходят одновременно[Зим; Жинкин], следовательно отработка
операции по оформлении сообщения должна производится одновременно.
·
Третий
тип упражнений:
Цель:
отработка операции оформления сообщения в соответствии с нормами языка
Задачи:
1.
лексико-грамматические
трансформации
Основные принципы
при создании упражнения:
Отработка
операции оформления высказывания в речи должна основываться на лексике, которая
хорошо знакома обучающемуся. [Зим; Пассов ]
Упражнения на
отработку качественных характеристик навыка (автоматизации, устойчивости,
переноса и т.д.) оформления сообщения в устной речи осуществляется благодаря
неоднократному запуску механизма оформления высказывания в разных ситуациях
(что обеспечивает перенос навыка).
·
Четвертый
тип упражнений:
Цель:
автоматизация операций выбора слов, оформления слов по модели и в соответствии
с нормами языка
Задачи: отработка
навыков оформления высказывания на разном языковом материале.
Основные принципы
при создании упражнения:
Для выработки
автоматизации навыка необходимо многократное повторение данного языкового
материала в устной речи, на основе максимально большого объема лексики (Е.И.
Пассов)
·
Пятый тип
упражнений:
Цель: отработка
качества операций выбора слов, оформления слов по модели и в соответствии
Задачи:
1. отработка
навыков оформления высказывания на разном языковом материале.
Основные принципы
при создании упражнения:
Для выработки
автоматизации навыка необходимо многократное повторение данного языкового
материала в устной речи, на основе максимально большого объема лексики, в
разных ситуациях общения (Е.И. Пассов)
Отбор
языкового материала для создания системы упражнений по обучению оформлению
сообщения в устной речи на уровне ТРКИ 2
Характер языковой
материала, на котором основана система упражнений по обучению оформлению
сообщения в устной речи на уровне ТРКИ 2 соответствует объему требований
предъявляемых изучающим русский язык как иностранный и прописанный в
нормативных документах «Государственный образовательный стандарт по РКИ. Второй
уровень. Общее владение».
Объем языкового
материала определялся путем анализа речевой и языковой компетентности
студентов, готовящихся к сдаче 2 уровня владения русским языком как иностранным
и соотнесения его с требованиями к речевой компетенции студентов. Для этих
целей было проведено исследование и анализ языковых ошибок студентов.
Целью работы являлось
определение речевой компетенции студентов.
Задачи,
поставленные на данном этапе эксперимента:
1. Определение
уровня языковой и речевой компетенции участников эксперимента.
Данный этап
эксперимента проходил с февраля 2007 года по май 2007 года. В эксперименте
приняли участие 12 студентов- иностранцев филологического факультета УдГУ,
готовящихся к сдаче 2 сертификационного уровня по русскому языку как
иностранному.
Для этого на
протяжении всего эксперимента была проведена следующая работа:
1.
Подробно
фиксировались устные высказывания студентов;
2.
фиксировались
сложности, которые испытывают студенты при оформлении устного высказывания;
3.
Полученный
материал анализировался.
Материалом для
исследования послужил текст устных высказываний студентов объемом:
1200 значимых
слов;
580 фраз;
156 предикаций;
280 предложений.
Ошибки,
присутствующие в анализируемом тексте были классифицированы следующим образом:
К морфологическим
ошибкам были отнесены ошибки в форме слова, которые представляют собой
использование несуществующей конструкции:
·
Ошибка
формы в структуре (4) Например: синхронический (вместо: синхронный)
·
Ошибка в
спряжении: (2)
Например: пишат
(вместо: пишут)
·
Ошибка в
падеже (4)
Например: в
университети (в университете)
К синтаксическим
ошибкам были отнесены:
·
Ошибки в
согласовании и координации (21)
Например: …его
зовут госпожа Мария Концепсьон….
·
Ошибки в
управлении (155):
Ошибка в падеже
(68)
Например: …знания
грамматика… (вместо: грамматики)
Ошибка при
использовании предлога (17)
Например: …
Ошибка в предлоге
и падеже (22)
Например: ….опыт
в преподавании… (вместо: опыт преподавания)
Неполная
конструкция: (16)
Например: нужно
чуть –чуть по-русски, потом только по-корейски
(выпущен глагол:
говорить)
·
Ошибка в
порядке слов (5)
Например: Где
находится фирма ваша? (вместо: Где ваша фирма находится?)
·
Ошибки в
союзе (27)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|