Выбор
грамматической модели осуществляется на основе произнесенного преподавателем
текста. Текст должен содержать достаточное количество необходимых для
восприятия моделей. Задача обучающегося рассказать о каком-либо явлении
используя и репродуцируя в речи полученную информацию.
Примеры
упражнений:
На основе
услышанного текста о том, как празднуют Пасху в других странах:
8.3. Расскажите, пожалуйста,
как празднуют Пасху в других странах?
Главными атрибутами Пасхи в Австралии
являются
что символизирует…
В этот день принято…
Считается, что…
В пасху необходимо…
потому что…
По традиции в Австралии следует…
Главными атрибутами Пасхи в Польше
являются…
что символизирует ……
В этот день принято…
Считается, что…
В Пасху необходимо…
потому что…
По традиции в Польше следует……
Главными атрибутами Пасхи в Англии
являются…
что символизирует……
В этот день принято…
считается, что…
В Пасху необходимо….
потому что…
По традиции в Польше следует…
2. Этап: Упражнения
на отработку механизмов оформления высказывания:
1.тип упражнений:
Упражнения на
отработку механизмов отбора слов
Задачи:
1.На основе
лексического материала и в соответствии с ситуацией произвести подстановку слов
в соответствии с предложенной моделью
Задача
обучающегося на основе заданной модели (заданной посредством опорных
конструкций) составить собственное коммуникативно-значимое высказывание, на
основе знакомого лексического материала.
Примеры
упражнений:
11.4.
Пожалуйста, расскажите в группе о той спортивной игре, в которую вы умеете
играть:
является…
Игровое поле представляет собой…
В игре
участвуют……
Игра состоит ……
Игра длится…
Игроки……
Чтобы выиграть
необходимо……
2. тип
упражнений:
Упражнения на
отработку операции оформления модели
Задачи:
1.
оформление
модели.
Пример
упражнения:
11.3.Объясните
группе, как играть в керлинг. Используйте схему приведенную ниже:
Игра
В керлинг
В игре
Игровое поле
В центре
В каждом туре
Каждая команда
Команда
Игроки
Чтобы выиграть
необходимо
|
Появилась
Играют
Участвуют
Состоит
Представляет собой
Запускают
расчищают
размечаются
получает
запустить
бросить
расчистить
|
Специальными камнями
Из 8 туров
На ледяной дорожке
2 команды
Из четырех человек
Еще в 16 веке
Камень
Лед специальными щетками
Очко. За каждый камень , который
остановился в доме
Ледяную дорожку длиной 43,93м и
шириной 4,27м
2 круга, которые представляют собой
3 окружности синего, белого и красного цветов
|
·
Третий
тип упражнений:
Цель: отработка
операции оформления сообщения в соответствии с нормами языка
Задачи:
1.
лексико-грамматические
трансформации
Упражнения
данного типа отличаются от других типов упражнений тем, что лексический
материал не задан, на основе готового лексического материала необходимо
произвести лексико-грамматическую трансформацию, или замену другим лексическим
материалом с одновременным выбором модели
Пример
упражнений:
5.6. Как вы
думаете, какие профессиональные качества, знания, умения, навыки нужны, чтобы
работать в сфере обслуживания? информационных технологий? в сфере
строительства и других сферах?
Чтобы добиться успеха в сфере облуживания
Чтобы добиться успеха в сфере строительства
Чтобы добиться успеха в сфере информационныхтехнологий
|
Необходимо знать
Необходимо уметь
Необходимо быть
Необходимо обладать
Необходимо иметь
|
·
основные
офисные программы
·
офисную
технику
·
нормы
проектирования
·
этикет
·
наладить
работу предприятия
·
в
короткие сроки исправить неполадки
·
внимательным
·
коммуникабельным
·
обаятельным
·
хорошей
памятью
·
скоростью
печати
·
Навыки
работы с ПК
|
3.Этап:
Упражнения на отработку качественных характеристик (автоматизации, устойчивости
и.т.)
·
Четвертый
тип упражнений:
Цель:
автоматизация операций выбора слов, оформления слов по модели и в соответствии
с нормами языка
Задачи: отработка
навыков оформления высказывания на разном языковом материале.
Основные принципы
при создании упражнения:
Цель: выработка
автоматизации при использовании данных конструкций
Обучающимся
необходимо выполнить упражнения, в которых на основе разного лексического
материала неоднократно повторяется одна и та же грамматическая конструкция.
Примеры
упражнений:
2.5. Обсудите
в группе:
1) Что, по
мнению преподавателей, позволяет сделать изучение языков более эффективным?
2) Что, по
мнению психологов, позволяет сделать изучение языков более эффективным?
3) Что
советуют преподаватели и психологи?
По мнению
преподавателей для успешного изучения иностранных языков необходимо…
Преподаватели считают,
что для изучения языков главным является …
потому что…
Преподаватели
считают также, что …
потому что…
Психологи
обращают внимание на то, что……
потому что…
По словам
психологов, необходимо…
потому что……
По словам
психологов и преподавателей, не стоит……
потому что…
·
Пятый тип
упражнений:
Цель: отработка
качества операций выбора слов, оформления слов по модели и в соответствии с
нормами языка на разном языковом материале.
Задачи:
1.
отработка
навыков оформления высказывания в речи;
Данное упражнение
на основе большого количества похожих ситуаций формирует навык употребления
данного грамматического материала.
Пример
упражнений:
3.4.
Расскажите, пожалуйста, последовательность ваших действий, которая помогает вам
справиться с трудностями при употреблении нового слова:
1.Чтобы узнать значение непонятных
слов на занятии я
2. Обычно, чтобы узнать значение
непонятного слова
Я
3. Если под рукой нет словаря,
чтобы узнать значение слова, я
|
·
Запомнил
его
·
Посмотрел
его значение в словаре
·
Записал
его в тетрадку
·
Восстановил
его значение по контексту
·
Спросил
у преподавателя его значение
·
Запоминаю
его
·
Смотрю
его значение в словаре
·
Записываю
его в тетрадку
·
Восстанавливаю
его значение по контексту
·
Спрашиваю
у преподавателя его значение этого слова
|
3.7. Скажите,
пожалуйста, какая информация записана в ваших рабочих тетрадях?
Что вы обычно записываете
в своей рабочей тетради, чтобы сделать изучение языка легче?
Чего вы никогда не
записали бы в своей тетради?
Какую информацию
вы всегда запоминаете?
Какую информацию,
на ваш взгляд, можно не записывать, а посмотреть в
словаре?
Какую информацию
можно уточнить или спросить у преподавателя, какую
информацию лучше записать?
4.этап: Речевая
деятельность.
Цель упражнения:
Решение коммуникативных задач посредством материала отработанного на занятии.
Примеры
упражнений:
ПРОЕКТ
9.4.
Представьте, что Вам необходимо собрать материал для статьи в журнал «Вокруг
Света». «Вокруг Света» один из самых популярных журналов в России на протяжении
многих лет. Успех этого издания заключается в том, что каждый номер журнала
содержит самые интересные материалы и факты о жизни людей по всему Миру. На
материале своих статей авторы стремятся показать своим читателям, какие мы все
разные и одновременно похожие.
Тема вашей
статьи: « Национальные праздники». Попробуйте, провести интервью в группе с
представителями разных стран мира. Ваша задача, собрать материал о национальных
праздниках: узнать обычаи и традиции, выявить роль этих праздников в жизни
человека.
Успехов!
Или
ПРОЕКТ
_____________________________________________________________
3.7.
Представьте,
что на один из студенческих семинаров приглашен человек, который свободно
владеет шестью языками! У вас есть редкая возможность побеседовать с ним, а
также узнать у него некоторые секреты, которые помогли ему выучить столько
языков. Возможно, его советы помогут вам в изучении русского языка.
Успехов!
На основе данной
системы было проведено экспериментальное обучение:
2.2. Экспериментальное
обучение:
Эксперимент
продолжался с февраля 2007 года по май 2008 года. За время эксперимента в нем
приняли участие 14 студентов из разных стран (Испании, Турции, Кореи, Финляндии,
Сирии), которые готовились сдавать 2 сертификационный уровень по русскому языку
как иностранному. Цель эксперимента:
Целью
экспериментального обучения была проверка эффективности данной системы
упражнений. Для достижения цели, поставленной в эксперименте, были решены
следующие задачи:
1.
Определить
степень сформированности языковой и речевой компетенции студентов при
оформлении устного высказывания;
2.
Провести
экспериментальное обучение;
3.
Определить
степень сформированности языковой и речевой компетенции студентов при
оформлении устного высказывания;
Экспериментальное
обучение было рассчитано на 14 часов. В ходе эксперимента было проведено 8
занятий, 2 из них являлись контрольными.
Занятия
проводились в соответствии с предложенной системой упражнений.
Контроль на
входе
Для определения
степени сформированности языковой и речевой компетенции студентов, был проведен
контрольный урок. Контрольный урок представлял собой беседу, темой которой стал
предстоящий эксперимент. В ходе беседы, студентам предоставлялась возможность
высказать свое мнение по поводу эксперимента, рассказать о своих ожиданиях от
эксперимента, высказать свои пожелания, рассказать о трудностях, которые они
испытывают при изучении русского языка, и при оформлении устного сообщения.
Реплики, каждого студента фиксировались. Для определения уровня
сформированности языковой и речевой компетенции был также проведен анализ
ошибок в высказываниях каждого из студентов.
Рассматривались
тексты высказываний студентов примерно равные по объему.
Текст самостоятельных
высказываний студентов содержал:
460 значимых
слов;
205 фраз;
96 предикаций;
58 предложений.
При анализе
ошибок нас интересовали ошибки связанные с употреблением падежа, вида глагола,
а так же с употреблением союза между частями сложного предложения. Для каждого
обучающегося была сделана классификация ошибок. Ошибки классифицировались на 4
группы:
1.
Ошибки в
употреблении падежа;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|