Например:
…студенты имеют право бесплатного курса, но преподаватель теряет работу…
(вместо: студенты имеют право нового курса, а преподаватель теряет работу…)
К лексическим
ошибкам были отнесены:
1. Лексико-семантические ошибки:
(16)
·
стилистические
ошибки (4)
Например: …нам
надо опытные преподаватели… ( надо (разг.) вместо, нам нужны опытные
преподаватели…. );
·
Ошибки
сочетаемости слов ( 5 )
·
Двусмысленность
(3)
Например: … нам
надо преподавателя испанского языка, чтобы преподавать его … (вместо: нам нужен
преподаватель, чтобы преподавать испанский)
2. Лексико-грамматические: (29)
·
Ошибка во
времени (3)
Например: …я
хочу, чтобы вы знаете…
·
Ошибка в
залоге (1)
Например:
…собираю на работу… (вместо: собираюсь на работу)
·
Ошибка в
наклонении (1)
Например:….я
хотела бы читать резюме… (вместо: я хочу )
·
Ошибка в
виде (24)
Например: …Как вы
только что знаете… (вместо: узнали)
Было подсчитано
общее количество ошибок на каждом из уровней, а также подсчитано процентное
соотношение ошибок с общим числом единиц данного уровня (см. табл.1)
Классификация
ошибок позволила определить уровень языковой и речевой компетенции студентов.
Более детальная классификация ошибок по видам позволила подсчитать общее число
ошибок, допускаемых студентами на каждом языковом уровне, а также определить
основные виды ошибок, допускаемых студентами при оформлении устного сообщения
(см. табл.1).
Табл.1
Языковые уровни
|
Виды ошибок
|
Кол-во
ошибок
|
Общее кол-во
ошибок
|
% от общего числа ед. текста
|
% от общего количества ошибок
|
Морфологический
|
Ошибка в
спряжении
Ошибка формы в структуре
Ошибка в падеже
|
2
4
4
|
10
|
1
|
4,3
|
синтаксический
|
Ошибки в согласовании и координации
|
21
|
176
|
37
|
76,2
|
Ошибки в управлении:
Ошибки в падеже
Ошибки при использовании предлога
Ошибка в предлоге и падеже
Неполная
конструкция
|
155
68
17
22
16
|
Ошибка в порядке слов
|
5
|
Ошибки в союзе
|
27
|
Лексический
|
Лексико-семантические ошибки:
стилистические ошибки
Ошибки сочетаемости слов
Двусмысленность
|
16
4
5
3
|
45
|
3,8
|
19,4
|
Лексико-грамматические: Ошибка во времени
Ошибка в залоге
Ошибка в наклонении
Ошибка в виде
|
29
3
1
1
24
|
|
|
|
231
|
41,8
|
|
Таким образом, в
высказываниях студентов присутствуют ошибки морфологического уровня языка 10
единиц, ошибки синтаксического уровня 176 единиц и ошибки лексического уровня
45 единиц. Общее количество ошибок в анализируемом тексте составило 231
единицу. 4,3 % всех ошибок составляют морфологические ошибки, 19,4 % от общего
числа ошибок составляют лексические ошибки, основной объем ошибок составляют
синтаксические ошибки, 76,2 %.
Наибольшее
количество ошибок, допускаемых студентами,- это ошибки синтаксического уровня.
Среди них ошибки в согласовании и координации 21 единиц и ошибки в управлении
155. Наибольшее число ошибок этого вида - это ошибки в падеже (68 единиц).
Наибольшее число
ошибок, допускаемых студентами при оформлении высказывания:
·
ошибки в
падеже (68 единиц);
·
ошибки в
использовании союзов (27);
·
ошибки в
предлоге и падеже (22);
·
ошибки в
виде глагола (24);
·
ошибки
при использовании предлога (17) .
Достаточно
незначительное число ошибок допущено на морфологическом уровне, всего 10 единиц
(менее 1 % от общего числа значимых единиц), незначительными можно считать
ошибки стилистические (4 единицы), ошибки сочетаемости слов (5 единиц), ошибки
во времени, залоге и наклонении глаголов (менее 10 единиц). (см. табл.1)
По данным
исследований (И.А. Зимняя) большое количество ошибок того или иного вида
говорит, о недостаточной сформированности компетенции говорящих при
употреблении языкового материала данного уровня, что существенно снижает
качество речи. Например, общее число ошибок составляет 41,8 % от общего числа
значимых единиц анализируемого текста, из них 37% от общего числа значимых
единиц анализируемого текста -это ошибки синтаксического уровня (ошибки в
падеже, ошибки в согласовании, координации, управлении и т.д.) (см. табл.1)
Таким образом,
результаты анализа ошибок позволили определить содержание языкового материала в
системе упражнений для обучения оформлению сообщения в устной речи на уровне
ТРКИ 2.
Содержание
языкового материала в системе упражнений:
1.
Лексико-грамматические трансформации имен;
2. Виды СПП с
союзами;
3. Видовые пары
глаголов.
Выбор тем и
текстов для коммуникативных занятий
В рамках данной
системы были разработаны упражнения по 6 темам:
·
Иностранные
языки
·
Работа
·
Праздники
·
Спорт
·
Кино
·
Старое и
новое
Темы были выбраны
по следующим характеристикам:
Актуальность
темы, как для личности учащегося, так и для общества в целом;
Знакомая для всех
участников разговора.
Описание
системы
·
Данная
система рассчитана на 12 часов и представляет собой разработку упражнений по
шести темам:
·
Иностранные
языки
·
Работа
·
Праздники
·
Спорт
·
Кино
·
Старое и
новое
Содержит 14
блоков упражнений для обучения оформлению сообщения в устной речи. Каждый блок
упражнений содержит языковой материал необходимый для формирования навыка
оформления высказывания:
Содержание
языкового материала в данной системе упражнений:
·
Лексический
материал:
Видовые пары
глаголов:
Проходят /прошли;
Собирать/
собрать;
Представлять/представить;
Занимать/занять;
Входить/ войти;
Повторять/
повторить;
Смотреть/
посмотреть;
Запоминать/
запомнить;
Переписывать/
переписать;
Задавать/ задать;
Говорить/
сказать;
Делать/сделать;
Рассказывать/рассказать;
Передавать/передать;
Объяснить/
объяснять;
Вспомнить/вспоминать;
Видеть увидеть;
Писать/написать;
Спасать/спасти
ит.д.
·
Грамматический
материал:
Употребление форм
сущ. В Р.п.:
Без предлога в
значении:
- определения;
- принадлежности;
- субъекта действия после отглагольных сущ.;
- объект действия после отглагольных существительных;
С предлогом в
значении:
- назначения предмета;
-
причина действия.
Употребление форм
Д.п.:
Без предлога в
значении:
- принадлежности;
С предлогом в
значении:
- объекта действия;
- регулярного времени действия.
Употребление форм
сущ. В В.п.
С
предлогом в значении:
- времени действия
Употребление
форм сущ. В Тв. п.:
Без предлога в
значении:
-
объект действия;
- производителя действия (в пассивной конструкции);
-объекта действия;
С предлогом в
значении:
- совместности действия;
-образ, способ действия.
·
Синтаксические
конструкции, выражающие следующие виды отношений:
-
причинно-следственные;
-
изъяснительные;
-
условные;
- целевые.
Система
упражнений содержит 88 упражнений пяти типов:
Представим более
подробно систему упражнений:
1 этап:
Лексические
упражнения:
Цель упражнений:
Расширение лексического поля на основе текста, предложенного преподавателем или
на основе самостоятельной актуализации знакомого материала в речи.
Задачи:
1.
Расширения
лексического поля для отработки навыка;
2.
Закрепление
лексических единиц для дальнейшей работы.
Закрепление
лексического материала осуществляется путем структурирования и фиксирования
посредством письма, что в дальнейшем служит опорой при выполнении упражнений.
Примеры
упражнений:
9.1. Назовите,
пожалуйста, праздники и события, которые популярны в вашей стране?
·
Как вы
думаете, какие праздники называют светскими?
·
Какие
праздники называют национальными?
9.2.
Пожалуйста, заполните схему, запишите названия праздников и событий, которые
существуют в вашей семье, в вашей стране, чьи это праздники:
Упражнения
имитативного и репродуцирующего характера:
Цель: Выбор
грамматической модели на основе услышанного текста:
Задачи:
1.
Прослушать
текст, предложенный преподавателем;
2.
Пересказать
его или ответить на вопросы, используя услышанные конструкции и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|