Существующая в нашей
стране амортизационная система введенная в практику с 1 января 1991 года, не
отвечает требованиям настоящей экономики; она не создает условия для ускорения
темпов научно-технического прогресса, не стимулирует капитальные вложения в
обновление основных фондов промышленных предприятий. Основной причиной низкой
эффективности отечественной амортизационной системы является невозможность
полного учета в нормах амортизации быстрого морального износа средств труда, в
условиях рынка непосредственно влияющего на конкурентоспособность предприятий.
Это связано в первую очередь с тем, что, во-первых, действующие нормы
амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов имеют
жестко фиксированный характер, что на позволяет дифференцировать их по годам,
снижает потенциально производственные и инвестиционные возможности предприятий.
Что
касается методов начисления амортизации, непосредственно влияющих на объем
амортизационного фонда и интенсивность концентрации финансовых ресурсов в
различные периоды функционирования основных фондов, то в практике отечественной
промышленности используются в основном пропорциональные (или прямолинейные)
методы, предполагающие равномерное возмещение стоимости основных фондов за
каждый год эксплуатации. Их применение не всегда обеспечивает полный перенос
стоимости к моменту замены средств труда, подвергшихся моральному износу, и
потому зачастую приводит к прямым убыткам. Данные методы не позволяют кроме
того, обеспечить эффективную концентрацию финансовых ресурсов для быстрой
замены на предприятии морально изношенных машин и оборудования. Поэтому в целом
применение прямолинейных методов начисления амортизации не оказывают активного
влияния на процесс влияния на процесс обновления основных фондов, на
совершенствование их структуры. Между тем в переходной экономике
амортизационная система могла бы активно поощрять накопление капитала, создание
и использование новых продуктивных технологий, ускорение обновления машин и
оборудования с целью обеспечения устойчивого экономического роста, снижения
себестоимости выпускаемой продукции, повышение уровня ее качества и
конкурентоспособности на мировых рынках.
Как
показывает зарубежный опыт. Стимулирующая роль амортизации существенно
возрастает с применением политики ускоренной амортизации, дающей законное право
предприятиям списывать стоимость основного капитала в более короткие сроки, в
масштабах, существенно превышающих его реальный износ. Так, в период
экономического кризиса в США в 1970 г., сопровождающегося падением
промышленного производства и инвестиций, именно использование поощряющей
капитальные вложения амортизационной политики государства привело к быстрому
инвестиционному подъему и росту ВНП, помогло корпорациям существенно увеличить
внутренние источники финансирования технического перевооружения. Данная политика
реализовывалась через введение интервальных норм амортизации с 20-процентными
отклонениями в верхнем и нижнем пределе от нормативного срока службы основного
капитала. При этом на предприятии могли выбрать любой срок службы в пределах
диапазона, заданного для данной классификационной группы основного капитала, а
затем использовать любой из основных методов списания его стоимости. Успеху поощрительной
амортизационной политики способствовало и частичное финансирование частных
корпораций в форме налоговых скидок при установлении нового оборудования, а
также налоговых льгот при ускоренной амортизации.
В
дальнейшем интервальная система норм амортизации была кардинально реформирована
в направлении ускорения амортизации. В соответствии с амортизационной системой,
сложившейся в США во второй половине 80-х годов, любая материальная
собственность (кроме земли), используемая в торговле или бизнесе и введенная в
эксплуатацию в 1981-1986 г.г., подлежит ускоренному исчислению износа, обеспечивающему
списание большей доли стоимости средств труда в первые годы их службы.
Стоимость объекта основного капитала, введенного с 1987 г., может быть успешно
списана по усовершенствованным принципам. Весь основной капитал подразделяется
на 6 классов индивидуальной собственности и 2 класса недвижимости, для каждого
из которых указан период возмещения стоимости и методика списания.
Постоянно
совершенствуемая, гибкая амортизационная система в США показала свою высокую эффективность,
неизменно приводя к повышению инвестиционной активности. Реализуемые на ее
основе принципы политики ускоренной амортизации находят широкое применение в
мировой практике. Хотя в настоящее время в России и разрешена ускоренная
амортизация по активной части основных фондов, введенных в эксплуатацию после 1
января 1991 года, тем не менее в практике отечественной промышленности до
последнего времени она фактически не применялась. Проведение эффективность
политики ускоренной амортизации требует реформирования методических основ
существующей системы амортизационных отчислений в направлении формирования
модели гибкой амортизационной системы. В условиях непрекращающейся высокой
инфляции ускоренная амортизация должна дополняться периодической индексацией
стоимости основных фондов с целью поддержания инвестиционного потенциала
амортизационных отчислений.
Проведение
эффективной политики ускоренной амортизации основных фондов – в первую очередь,
в отраслях, находящихся на острие научно-технического процесса и потенциально
конкурентоспособных на мировом рынке – требует реформирования методических
основ существующей системы амортизационных отчислений в направлении
формирования принятой в развитых странах модели гибкой амортизационной системы.
Активно поощряющей инвестиционную активность в целях создания предпосылок
обновления выпускаемой продукции, повышения ее качества и
конкурентоспособности. Необходимо, в частности, пересмотреть не отражающие
реальные темпы научно-технического прогресса уровни действующих норм амортизации,
жестоко фиксированный характер последних. Не позволяющий дифференцировать их по
годам и снижающий производственные и инвестиционные возможности предприятий.
Кроме того, необходимо отказаться и от использования в основном
пропорциональных методов начисления амортизации, не оказывающих активного
влияния на процесс обновления основных фондов, на совершенствование их
структуры. В качестве дополнительного инструмента амортизационной политики,
направленного на стимулирование научно-технического прогресса, выпуск особо
важных изделий для народного хозяйства, поощрение развития отраслей и регионов,
привлечение иностранных инвестиций и т.п., должна быть использована система
амортизационных льгот.
Амортизационная
политика должна быть поддержана и другими экономическими мерами государственного
воздействия на экономику. Ускоренная амортизация, снижая долю налогооблагаемой
прибыли, по сути является разновидностью налоговой политики. О чрезмерной
жестокости последней в России повсеместно заявляют предприниматели и ученые. По
некоторым оценкам, реально у российских предпринимателей, независимо от формы
собственности и видов деятельности изымается в виде налогов в прямой и скрытой
форме от 75 до 90% прибыли, а по многим видам деятельности – все сто процентов.
Угнетающая налоговая политика не дает возможности предприятиям преумножить и
даже просо сохранить их оборотный капитал, не позволяет модернизировать
неэффективное, нетехнологичное производство с тем, чтобы производить
современные изделия высокого качества.
Однако
налоги наряду с фискальной должны выполнять и стимулирующую функцию, поощрять
инвестиционную активность. В большинстве высокоразвитых стран в 80-е годы
производилась политика налоговых сокращений, имевшая целью воздействие на
обновление основного капитала. Наиболее характерный в этом отношении опыт США
показывает, что в период с 1963 по 1987 г.г. ставка налога на прибыль в основном
неуклонно снижалась, что при одновременном повышении нормы амортизации
благоприятно сказывалось на накоплениях частного сектора. Однако, при этом
ликвидировались различные налоговые льготы и скидки, снижая вероятность того,
что получаемая корпорациями налоговая экономия будет использована на
капиталовложения.
Таким
образом, одним из основных стимулов привлечения в экономику инвестиций как
решающего фактора модернизации производства, его автоматизации, обновления
выпускаемой продукции, улучшения ее качества и конкурентоспособности является
стимулирующая инвестиционная активность налоговая политика. Действующая сегодня
в России налоговая система не удовлетворяет этому требованию. Прежде всего,
должна быть изменена сугубо фискальная сущность этой системы, подавляющей
предпринимательство. Необходимо общее снижение уровня ставок многих видов
налогов – в первую очередь, налогов на прибыль и на добавленную стоимость. Необходимо
также усиление регулирующей функции налогов – через введение серьезных
налоговых льгот, с помощью которых налоговая политика будет более ориентирована
на общую амортизацию инвестиций в производство, повышение его эффективности,
стимулирование развития в первую очередь тех отраслей и предприятий, которые
активно ведут исследования и разработки, расширяют и обновляют производство,
занимаются разработкой новых видов изделий, выпускают продукцию стабильно
высокого качества, конкурентоспособную на мировом рынке. Одновременно следует
вести прогрессивное налогообложение прибыли от выпуска устаревшей и
несовершенной продукции. Необходимо введение реально действующих стабильных
льгот не только для отечественных, но и для иностранных инвесторов, поощряющих
приток зарубежного капитала в российскую экономику.
Расширение
налоговых льгот для развития средних и крупных предприятий способствовало бы
дальнейшей демонополизации экономики, формированию конкурентной среды.
Все
налоговые льготы, не оправдавшие себя, должны быть ликвидированы.
Дотирование
неразвитых пока направлений и областей исследований – важный начальный элемент
их подъема.
Действенным
орудием демонополизации экономики является поощрение экспорта. Ориентируя наши
предприятия на насыщенные разнообразными высококачественными товарами внешние
рынки, государство ставит их в положение, когда завоевание устойчивых
конкурентных позиций требует постоянной заботы о качестве и
конкурентоспособности производимой продукции, побуждает к внедрению систем
качества на базе ИСО.
В
мировой практике используются самые разнообразные средства стимулирования
экспорта: прямое его субсидирование, налоговые льготы экспортерам, их
кредитование и т.п. в ходе реформ особую и очень важную роль могут играть
субвенции на развитие экспортных производств наукоемкой продукции. Выдача этих
субвенций должна носить строго нормативный характер и осуществляться под рост
объемов производства (против нормативного), а сам размер субвенции должен
меняться в соответствии с планируемым уровнем и темпами этого роста. При этом
субвенция должна носить отраслевой характер и гарантом ее эффективного
использования выступает государственный орган, отвечающий за реализацию
отраслевой политики. Целесообразность такого подхода очевидна. Дело в том, что
безвозвратный характер субвенции особенно остро ставит вопрос о моральной и
административной ответственности пользователя. А эти факторы гораздо сильнее
действуют на уровне руководства указанного государственного органа, которое
назначается и смещается экономическим центром. Но есть и другая, чисто
экономическая сторона: эффекты концентрации и возможности для хозяйственного
маневра. Они, конечно, выше на уровне отрасли.
2.3 Характеристика МС
ИСО серии 9000
В
административно-командной экономике под управлением качеством продукции
понималась деятельность, осуществляемая при создании и эксплуатации или
потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания
необходимого уровня ее качества (ГОСТ 15467-79). Для международного термина (МС
ИСО 8402) характерна принципиально иная, более узкая трактовка данного понятия,
в соответствии с которой управление качеством – это лишь методы и деятельность
оперативного характера, используемые для удовлетворения требований,
предъявляемых к качеству. При этом предполагается, что в процессе управления
качеством выявляются и устраняются несоответствие в продукции, производстве, системе
управления качеством, то есть управление качеством связывается с
предупредительной, надзорной и корректирующей функцией. Тем самым управление
качеством отнесено к сфере деятельности не высшего руководства предприятия, а
руководителей среднего звена специалистов. Определение ИСО, в отличие от
отечественного, нацелено на удовлетворение требований потребителей к качеству.
В данной работе (как и в ее названии) понятие управления
качеством по традиции используется более широко – как аспект общей функции
управления, определяющей и осуществляющей политику в области качества (что в
международной терминологии соответствует термину “общее руководство
качеством”).
С 50-х годов управление качеством продукции на уровне фирмы
в развитых странах основывается на развитии и широком применении
системно-комплексного подхода, сущность которого заключается в последовательном
и взаимосвязанном осуществлении комплекса технических, организационных,
экономических, идеологических мероприятий, воздействующих на все стадии
жизненного цикла изделий.
Опыт крупнейших фирм многих развитых стран по управлению
качеством, характеризующийся большим разнообразием концепций и методов
формирования систем качества, был согласован и обобщен в комплексе
международных стандартов ИСО серии 9000. На сегодняшний день стандарты ИСО
серии 9000 приняты в качестве национальных практически во всех развитых странах
мира.
Учитывая прогрессивный характер МС ИСО серии 9000 и их
регулирующую роль при выходе на международный рынок и образовании прямых
хозяйственных связей. Госстандартом было принято решение ввести с 1 января 1989
г. в СССР стандарты ИСО 9001-9003 в виде ГОСТ для прямого использования. На
основе МС ИСО 9000 и ИСО 9004, а также опыта отечественных предприятий по
управлению качеством продукции были разработаны рекомендации по применению
государственных стандартов серии 40.900. В приложениях к данным рекомендациям
приведен МС ИСО 8402, включающий терминологию в области качества. Состав
комплекса международных стандартов ИСО серии 9000 представлен ниже:
ИСО 9000 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества.
Руководящие указания по выбору и применению.
ИСО 9004 Общее руководство качеством и
элементы системы качества. Руководящие указания.
ИСО 9001 Системы качества. Модель для
обеспечения качеством при проектировании и/или разработке, производстве,
монтаже и обслуживании.
ИСО 9002 Системы качества. Модель для
обеспечения качества при производстве и монтаже.
ИСО 9003 Системы качества. Модель для
обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.
МС ИСО 9000, являясь вводным
стандартом, устанавливает основные задачи предприятия-изготовителя продукции в
области качества и содержит руководящие положения по выбору и применению
стандартов ИСО серии 9000. МС ИСО 9004 предлагает руководство для построения
системы качества. МС ИСО 9001-9003 дают описание моделей обеспечения качества
(на соответствие которым проверяется система у поставщика) для трех различных
этапов деятельности процесса производства продукции показана на рис. 2.4
Системные методы управления качеством развивались и
проходили практическую проверку на предприятиях Горького, Ярославля, Москвы,
Санкт-Петербурге, Свердловска, Кременчуга и других городов страны. На этой
основе в начале 1970-х годов передовые предприятия г. Львова совместно с
научными учреждениями выбрали наиболее действенные и эффективные методы
управления качеством продукции и выделили важнейшие принципы нового в тот
период подхода к управлению качеством.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|