Воздействие
стимулов на текущее поведение людей рассматривает теория подкрепления,
предлагающая такие способы воздействия на людей, как положительное и
отрицательное подкрепление, гашение и наказание.
Суть
положительного подкрепления состоит в том, что поощряются действия, имеющие
позитивную направленность. Кроме того, оно направлено на привлечение персонала
в организацию, сохранение состава сотрудников, управление издержками на оплату
труда. При отрицательном подкреплении поощряется отсутствие действий с
негативной направленностью, например, прогулов.
Между
положительным и отрицательным подкреплением существует определенная
асимметрия. Отрицательное может вызвать не только желательные, но и
непредсказуемые и негативные реакции, положительное — только желательные.
Гашение, т.е.
отсутствие подкрепления отрицательных или положительных действий, происходит
путем их игнорирования, и тогда они сами по себе затухают.
Наконец,
наказанием является прямое воздействие с целью изменения поведения,
направленное на пресечение негативных действий, недопущение их в будущем и
достижение положительных результатов. Оно может иметь вид материального
взыскания (штрафы, санкции), снижения социального статуса в коллективе,
психологической изоляции работника, создания атмосферы нетерпимости, понижения
в должности и т.п.
Наказывается
конкретный поступок, и мера наказания должна учитывать специфику совершаемого
действия и характер человека. Наказание должно быть своевременным и немедленно
приводиться в исполнение, но нельзя наказывать находясь в состоянии возбуждения.
Кроме того, за поступок одного человека нельзя наказывать весь коллектив. Все
эти методы должны использоваться в комбинации и взаимосвязи.
В зависимости от
того, что именно необходимо стимулировать (саму деятельность или ее результат),
подкрепление или наказание могут быть текущими или итоговыми. Текущее
подкрепление предназначено для стабилизации или корректировки в необходимую
сторону продолжающейся деятельности, поэтому при отсутствии ее прекращается.
Практика
подкрепления учитывает следующие моменты:
— чем чаще
вознаграждение, тем чаще повторение действия;
— если в прошлом
в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди пытаются повторить
ситуацию;
— если
вознаграждение велико, люди готовы затрачивать большие усилий;
— когда
потребности удовлетворены, активность падает.
Величина
подкрепления должна быть минимальной, чтобы постоянно поддерживать
заинтересованность в продолжении нужной деятельности и при этом не истощать
ресурсы организации. Важна не столько она сама, сколько форма, способ, режим
подкрепления. Так, оно может быть непрерывным, фиксированным (регулярным),
эпизодическим (неожиданным), вариабельным (комбинация того и другого).
Непрерывное
подкрепление предполагает, что оно следует за каждым действием. При постоянном
применении это обеспечивает высокую результативность, но приводит к раннему
насыщению потребностей и гашению поведения или его быстрому изменению, когда
стимулы прекращаются.
Перемежающееся
подкрепление состоит в том, что стимул следует не за всеми результатами, а
через строго определенное их число. Оно дает хороший стабильный эффект в
условиях часто и регулярно повторяющихся действий. При переменном подкреплении
стимулирование происходит через разное число результатов. Оно способно
привести к сильной постоянной реакции и устойчиво к гашению.
Подкрепление с
фиксированным интервалом означает, что стимулирование происходит за первым
результатом по истечении определенного времени. Оно приводит к устойчивей
реакции: медленной и слабой — после стимулирующего воздействия, быстрой и сильной
— непосредственно перед ним.
Подкрепление с
переменным интервалом предполагает, что стимулирующее действие следует за
первым результатом по истечении случайного отрезка времени. За ним следует
сильная, постоянная, устойчивая к гашению реакция. Иногда целесообразным бывает
даже подкрепление «авансом», обязывающее человека работать лучше.
Эффективное
подкрепление всегда должно быть своевременным и конкретным, чтобы человек знал,
с чем оно связано и как ему быть дальше.
Итоговое
вознаграждение (или наказание) связывается с достигнутым результатом, поэтому
оно должно отражать истинный вклад сотрудника, быть справедливым, создавать у
него стремление в будущем работать еще лучше.
Как уже
отмечалось, к неэкономическим способам мотивации относятся организационные и
морально-психологические.
Организационные
включают в себя, прежде всего, привлечение работников к участию в делах
организации, которое предполагает, что им предоставляется право голоса при
решении ряда проблем, как правило, социального характера. Важную роль играет мотивация
перспективой приобрести новые знания и навыки, что делает работников более
независимыми, самостоятельными, придает им уверенность в завтрашнем дне.
Мотивация обогащением содержания труда заключается в предоставлении людям более
содержательной, важной, интересной, социально значимой работы, соответствующей
их личным интересам и склонностям, с широкими перспективами должностного и
профессионального роста, дающей возможность проявить свои творческие
способности, осуществлять контроль над ресурсами и условиями собственного
труда, когда каждый по возможности должен быть сам себе шефом.
Морально-психологические
методы стимулирования включают следующие основные элементы.
Создание
условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за то, что
лучше других могут справиться с порученной работой, причастность к ней, личную
ответственность за ее результаты; ощущали бы ценность результатов, конкретную
их важность для кого-то.
Для
того чтобы работа приносила удовлетворение, задание должно содержать известную
долю риска и возможность добиться успеха.
Присутствие
вызова, обеспечение возможностей каждому на своем рабочем месте, показать свои
способности, выразить себя в труде в его результатах, иметь доказательства
того, что он может что-то сделать, причем это «что-то» должно получить имя
своего создателя. Например, отличившиеся работники получают право подписывать
документы, в разработке которых они принимали участие, что дает им возможность
ощутить свою значимость.
Признание,
которое может быть личным и публичным. Суть личного признания состоит в том,
что особо отличившиеся работники упоминаются в специальных докладах высшему
руководству организации представляются ему, их персонально поздравляет администрация
по случаю праздников и семейных дат. В нашей стране широкого распространения
оно еще не получило. Публичное признание знакомо нам намного лучше.
В
соответствии с ТК РФ образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение
производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительная и
безупречная работа, новаторство в труде и другие достижения вознаграждаются
объявлением благодарности, ценным подарком, почетной грамотой, занесением в
Книгу почета и на Доску почета. Правилами внутреннего распорядка могут быть
предусмотрены и другие поощрения, например почетные звания своей организации.
За
особые трудовые заслуги работников представляют к поощрению награждению
орденами и медалями, почетными грамотами, нагрудными знаками, присвоению
почетных званий и званий лучших по данной профессии.
Поощрение
призвано стимулировать не только данного субъекта, но и других а для этого оно
должно восприниматься коллективом как справедливое. При этом допускается
соединение нескольких мер поощрения, например материального и морального
стимулирования. В течение срока действия дисциплинарного взыскания в соответствии
с положениями ТК РФ меры поощрения к работнику не применяются, но своеобразной
его формой является досрочное снятие взыскания.
Работникам,
успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности, предоставляются
в первую очередь преимущества и льготы в области социально-культурного и
жилищно-бытового обслуживания, при продвижении, т.е. перевод на более
квалифицированную работу или на высшую должность (при наличии вакансий, необходимой
подготовки, деловых и личных качеств).
Представители
высшего звена управления обязательно должны лично участвовать в поощрении
сотрудников, регулярно посещать подразделения, хотя бы по телефону
контактировать с передовиками. Только в этом случае система поощрения будет
действенной.
К
морально-психологическим методам стимулирования относятся высокие цели,
которые воодушевляют людей на эффективный, а порой и самоотверженный труд.
Поэтому любое задание руководителя должно содержать в себе элемент вызова.
Морально
стимулирует атмосфера взаимного уважения, доверия, поощрения разумного риска и
терпимости к ошибкам и неудачам; внимательное отношение со стороны руководства
и товарищей по работе.
И в заключение
необходимо упомянуть еще одну форму мотивации, которая по существу объединяет
в себе все рассмотренные выше. Речь идет о продвижении в должности, которое
дает и более высокую заработную плату (экономический мотив), и интересную и
содержательную работу (организационный мотив), а также отражает признание
заслуг и авторитета личности путем перевода в более высокую статусную группу
(моральный мотив).
В то же время
этот способ мотивации является внутренне ограниченным: в организации не так
много должностей высокого ранга, тем более свободных; не все люди способны
руководить и не все к этому стремятся, а кроме всего прочего, продвижение по
службе требует повышенных затрат на переподготовку.
Нужно иметь в
виду, что перечисленные организационные и морально-психологические факторы
мотивируют неодинаково в зависимости от времени пребывания в должности, и
после 5 лет ни один из них не обеспечивает мотивацию в должной мере, поэтому
удовлетворенность работой падает.
В соответствии с
трудовым законодательством РФ размер материального поощрения определяется с учетом
результатов труда работника, продолжительности его непрерывного стажа работы в
организации. Обычно оно распространяется на штатных сотрудников, а также
персонал обслуживающих учреждений социально-бытовой сферы, проработавших полный
календарный год.
Положение о
выплате вознаграждения утверждается администрацией и согласуется с выборным
профсоюзным органом (если таковой имеется), а само оно выплачивается после
подведения итогов хозяйственной деятельности.
Премия считается
неординарным вознаграждением, поскольку должна выплачиваться лишь в
определенных случаях. В частности, индивидуальную премию целесообразно
выплачивать один раз в год, поскольку это более заметно, иначе она превратится
в заработную плату и лишится исключительности. Исследования показали, что
премирование мотивирует сильнее, чем ежегодное повышение заработной платы.
Рабочих обычно
премируют по итогам за достижение 1—2 показателей, служащих и специалистов —
2—3 показателей. Основанием для премирования служат экономия ресурсов, увеличение
объемов реализации и прибыли, снижение издержек, рост курса акций, повышение
качества, различного рода научные достижения, успешная работа по предотвращению
тех или иных проблем, исключительные заслуги перед организацией. Целесообразно
заранее определять процент премии по итогам года и корректировать его в
соответствии с достижениями сотрудника.
Для того чтобы
премия играла роль действенного стимулирующего фактора, ее величина, как в
свое время показал Ф. Тейлор, должна составлять не менее 30% основного
заработка. Современная практика показывает, что величина премии на низшем
уровне руководства может быть 10—30%, на среднем 10—40%, на высшем 15—50%.
Кроме того,
эффективность премирования предопределяется правильным выбором системы
показателей, их дифференциацией в зависимости от роли и характера
подразделений, уровня должностей; ориентацией на реальный вклад в конечные
результаты, эффективность и качество работы, общие итоги деятельности
организации; конкретностью, справедливостью, гибкостью критериев оценки достижений
работников.
Общими принципами
премирования являются вознаграждение за любые, пусть самые малые успехи,
своевременность, потенциальная неограниченность величины премий, регулярный
пересмотр критериев премирования в связи с изменением условий деятельности
организации и ее экономического положения.
Премиальные
выплаты в зависимости от конкретной ситуации бывают пропорциональными и
непропорциональными достигнутым результатам. В последнем случае применяются так
называемые акцентирующие и нивелирующие выплаты, а иногда и штрафы. При
акцентировании суммы растут быстрее результата, а при нивелировании —
медленнее. На практике существуют самые различные их комбинации.
Так, в рамках
системы отрицательного стимулирования нивелируются передовики, а акцентируются
отстающие, что позволяет подтянуть последних до необходимого уровня. При
положительном стимулировании, наоборот, акцентируются передовики, что выводит
организацию на наивысшие стандарты деятельности.
В западных фирмах
с помощью премий стимулируются высокие количественные результаты
(производительность, прибыль), эффективность использования оборудования,
экономное расходование ресурсов, высокое качество продукции; при этом
учитывается как один, так и несколько факторов. Конкретные показатели по
каждому фактору устанавливаются исходя из условий производства, действующих
норм и нормативов.
В зарубежных
системах коллективного премирования вознаграждаются результаты, связанные
непосредственно с производственной деятельностью, и премии выплачиваются за
счет экономии затрат. В системах участия в прибыли вознаграждение выплачивается
за ее рост за счет всех факторов, и его источником является сама прибыль.
Сегодня в
западных фирмах получила распространение практика «отложенных премий», которые
выплачиваются через 2—5 лет после начала выпуска продукции с учетом ее
коммерческого успеха и сохранения прежней рентабельности. Размер такой премии
может быть от 5 до 1000% годового оклада.
Современной
формой стимулирования являются участие в предпринимательстве, которое включает
участие в управлении, в прибыли в собственности. В этом случае доход делится
на две части и заработная плата устанавливается минимальной.
Участие в
прибыли, которое применяется на практике с конца XIX в., прежде всего, связано с
распределением ее дополнительной величины, до 75% которой может доставаться
персоналу. Осуществляются такие выплаты обычно ежемесячно, чтобы люди могли наглядно
видеть конкретные результаты своих усилий. Прибыли могут выплачиваться как в
составе общей заработной платы, так и в виде дополнения к минимальной. Система
участия в прибылях ограничена тем, что не все факторы роста прибыли зависят от
работника; работникам крупных организаций трудно сопоставить свой вклад в
результаты, а, кроме того, есть риск потерять доход. Так что одновременно
может иметь место и «участие в убытках».
Участие в
собственности может обеспечиваться путем продажи работникам опционов на покупку
акций по твердым ценам. Акции бесплатные, а поэтому выгодны фирме и
одновременно привязывают работников к ней. Еще в 1989 г. в США было 10 000
компаний, работники которых полностью или частично владели акциями, в том числе
в 1500 — контрольными пакетами. Ежегодно число предприятий с акциями,
принадлежащими работникам, увеличивалось на 600—700. Передача акционерной
собственности рабочим и служащим в целом способствует росту качества труда,
удовлетворенности им, увеличению производительности на 1,6%.
С руководителями
фирм на Западе обычно заключается конфиденциальный контракт на срок 3—5 лет,
предусматривающий выплату твердого оклада и процента от прибыли. Кроме того, с
давних пор для них практикуются бонусы — крупные единовременные выплаты из
прибыли 1—2 раза в год, заинтересовывающие их в том, чтобы приложить все усилия
для ее роста.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|