Считаем, что
изложенные аргументы не позволяют считать рассматриваемую точку зрения
достаточно обоснованной. Поэтому многие исследователи расширяют номенклатуру
инноваций в зависимости от формы, в которой реализуется их содержание.
Например, А.И. Пригожин [114, С. 33-34] осуществляет деление инноваций на
материально-технические и социальные. К материально-техническим инновациям он
относит: технику (оборудование, приборы); технологию (производственные
процессы); промышленные материалы (сырье и конечный продукт). Социальные
инновации в рассматриваемой работе подразделяются на: экономические (новые
материальные стимулы, показатели, системы оплаты труда); организационно-
управленческие (новые организационные структуры, формы организации труда,
выработки решений и т.д.); социально-управленческие, т.е. направленные на
изменения внутриколлективных
отношений; правовые, выступающие как изменения в трудовом и хозяйственном
законодательстве; педагогические (методы воспитания, обучения).
Такого подхода
придерживаются и другие авторы. Об этом свидетельствует приводимая в монографии
«Стратегия управления инновациями на предприятии» [17, С. 29-30] классификация,
в которой выделяются следующие группы инноваций:
- технологические инновации, направленные на создание
и освоение в производстве новой продукции, технологий и материалов,
модернизацию оборудования, реконструкцию производственных зданий и их
оснащение, реализацию мероприятий по охране окружающей среды;
- производственные инновации, ориентированные на
расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной
деятельности, изменение структуры производства и соотношение мощностей
отдельных производственных единиц;
- экономические инновации, которые направлены на
изменение методов и способов планирования всех видов
производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат и
улучшение хозяйственных конечных результатов, рост экономического
стимулирования и материальной заинтересованности работников, рационализацию
системы калькуляции внутрипроизводственных затрат;
- торговые инновации, направленные на целевые
изменения в торговой деятельности, т.е. на использование различных методов
ценовой политики во взаимоотношениях с поставщиками и заказчиками, предложение
новой продукции и услуг, предоставление или изыскание финансовых ресурсов в
форме кредитов и займов, применение новых методов распределения прибыли и
других накопленных ресурсов;
- социальные инновации, связанные с улучшением условий
и характера труда, социального обеспечения, предоставляемых услуг,
психологического климата и характера взаимоотношений на предприятии или между
его отдельными организационными подразделениями;
- инновации в области управления, нацеленные на
улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений,
использование новых средств информации и документации, рационализацию
канцелярских работ и т.д.
Вместе с тем, в
литературе отсутствует единство классификации инноваций по одному и тому же
признаку. Так, А.И. Пригожин [114, С. 51], А.В. Гугелев [33, С. 200] и другие
авторы, в зависимости от инновационного потенциала, различают радикальные,
комбинаторные и модифицирующие инновации. В других работах [43, С. 22], на том
же основании, инновации подразделяются на радикальные (пионерные, базовые,
научные и т.д.), ординарные (изобретения, новые технические решения),
усовершенствующие (модернизация).
В зависимости от
источника появления Л.С. Барютин [8, С. 25] различает инновации, идея которых
подсказана сферой потребления (формирование общественной потребности), и
инновации, идея которых подсказана научно-производственной сферой
(возникновение фундаментальных научных идей). По мнению А.И. Пригожина [114, С.
49], инновации по данному признаку подразделяются на заказные и авторские. П.
Друкер [38, С. 30-175] выделяет семь источников
возникновения идей и т.д.
На наш взгляд, спорным является деление инноваций по
степени завершенности, поскольку идея, не получившая законченное воплощение в
принципиально новых способах удовлетворения общественных потребностей, вряд ли
может считаться инновацией. Это же обстоятельство подтверждает дискуссионность
разделения инноваций на результативные и нерезультативные.
Чтобы
классификация инноваций носила прикладной характер и использовалась в
управлении инновационной деятельностью, в ее основу, на наш взгляд, следует
положить такие признаки, как форма реализации содержания, степень новизны,
характер удовлетворяемой общественной потребности, способность к
распространению, приоритет появления, время реализации инновации.
Рис. 1.1.2.
Классификация инноваций
Инновации, как
принципиально новые способы (средства, приемы) удовлетворения общественных
потребностей, принимают две основные формы: продукты (предметы, товары) и
процессы.
В связи с этим,
инновации в форме процессов могут научных исследований и процесса внедрения рассматриваться
как инновации по повышению технического, организационного, экономического и
социального уровней корпоративного научно-образовательного комплекса (КНОК).
Технический, организационный, экономический и социальный уровни имеют довольно
сложную структуру, что предполагает дальнейшее деление инноваций в форме
продукта и процесса. Следует отметить, что инновации по повышению технического
уровня производства можно подразделить на инновации совершенствующие орудия
труда, предметы труда, технологические процессы и т.д. В составе инноваций по
повышению организационного уровня КНОК позволительно выделить инновации по
повышению интеграции НИР, производственной структуры, труда и корпоративного
управления данным процессом.
1.2. Инновационный потенциал научной
деятельности в системе категорий рыночной экономики: исторический и
международный аспекты
Современный этап
общественного развития характеризуется стремительно разворачивающимися
инновационными преобразованиями в экономической сфере, где инновации всё более
приобретают статус генерального индикатора роста жизнеспособности и
жизнестойкости общества и способности обеспечивать пространство для
созидательной, творческой деятельности людей, адекватной оценки её продукта,
принятия результатов этой деятельности.
Следует
подчеркнуть, что экономический рост промышленности в XXI веке будет
обеспечиваться ведущей ролью научно-технического прогресса и
интеллектуализацией основных составляющих производства во всех сферах
экономики, включая инновационную политику. Поиск рациональных направлений
инновационной политики и стимулирования технологических изменений во многом
отражаются на уровне экономического развития: в глобальной экономической
конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для инновационной
деятельности. Большое значение при формировании инновационной политики в целях
реструктуризации и повышения конкурентоспособности промышленности приобретает
не только выработка четкой стратегии, ее нацеленность, на формирование
прогрессивных технологических укладов, но и способность использовать весь
арсенал инструментов и в первую очередь развитие научно-образовательной высшей
школы.
В этих условиях
особое значение приобретают научные исследования условий и механизмов,
регулирующих развитие инновационного потенциала научной деятельности в системе
категорий рыночной экономики. Базовыми компонентами анализа становятся
инновационные системы, инновационный потенциал научной деятельности,
инновационные процессы, инновационные отношения, а также индивидуальная и
корпоративная научная деятельность. Инновационный потенциал научной
деятельности как приоритетная потребность реального развития рыночной экономики
является актуальным предметом научного осмысления. Широкое использование в
современных научных исследованиях новой терминологии (инновационный процесс,
инновационная активность, инновационный характер, инновационный потенциал,
инновационная деятельность, инновационная парадигма и др.) подчёркивает вектор
экономического развития современной России.
Наряду с
понятиями «инновация» и «инновационный процесс» широко употребляется понятие
«инновационный потенциал научной деятельности».
Это понятие
широко используется отечественными исследователями начиная с 80-х гг., однако
попытки его определения предприняли лишь отдельные учёные (Н.И. Лапин, Е.В. Иванцов,
Э.А. Искандаров, Л.Я. Касалс, П.Н. Завлин и др.).
Системный подход
изменил ракурс анализа научно-технического прогресса, сделав основным предметом
его инновационную составляющую: «Научно-техническая деятельность –
инновационная деятельность, направленная на непрерывное создание нового»
(Байлук В.В.,1988)
Обращая внимание
на инновационный потенциал научной деятельности Д. Сахал выделяет
непосредственных участников инновационного процесса, тех, кто разрабатывает и
осваивает новые технологии. Автор трактует инновационную деятельность как
процесс обучения на опыте, который к тому же оказывается специфическим для
отдельных технологий: «Возникновение новой техники в большой степени зависит
просто от «возраста» соответствующей идеи, точнее от накапливаемого со временем
опыта».
Мы согласны с
Ю.Карповой, что с точки зрения личностного аспекта инновационная деятельность –
это метадеятельность, направленная на преобразование всего комплекса личностных
средств субъекта, которые обеспечивают не только адаптацию быстроменяющейся
профессиональной реальности, но и возможность воздействия на неё.
Поэтому сегодня стоит вопрос о развитии отраслевой
науки в вышей школе., т.е. развитие научных школ ведущих ученых, работающих в
системе бразования. Современная научная школа - это интеллектуальная,
эмоционально-ценностная, открытая общность ученых разных отраслей, коллективно разрабатывающие
научно-исследовательский проект. Существенным признаком научной школы является
то, что она одновременно реализует функции научно-исследовательского института,
производства, распространения и внедрения нововведений, защиты научных идей и
обучения молодых ученых. Научные школы сыграли важную роль в развитии
инновационного потенциала научной деятельности современного вуза.
В настоящее время
в соответствии с «Всемирной декларацией о высшем образовании для ХХI века» имеет место беспрецедентный
спрос на высшее образование и его широкая диверсификация наряду с все большим
осознанием его решающего значения для социально-экономического развития
общества. По определению ЮНЕСКО ХХI век должен стать «Веком образования».
Следует отметить,
что за свою более 400-летнюю историю, отечественное образование по-прежнему
является одним из ведущих в мире (в США только в 1979 году создали министерство
образования, в России оно было создано в 1803 году – почти более чем на полтора
столетия раньше). Космический феномен России в 1960 годы привлек мировое
университетское сообщество к изучению существующей в стране модели образования.
В 60-80 годы по странам и контингентам прокатилась волна развития и
реформирования высшего образования. Эти реформы изменили по образу и подобию
русской школы сам строй и облик мировых университетов. Высокий уровень
подготовки отечественных специалистов, в том числе и языковой, открыл
возможность взаимодействия ученых в самых разных областях знаний. В данной
исторической среде происходит небывалый интерес к задаче повышения
инновационного потенциала научной деятельности в высшей школе, как базового
условия подготовки высококвалифицированных специалистов нового поколения,
способных к творческой самореализации и креативных способностей. В современном
мире инновационная деятельность неразрывно связано с креативными функциями
личности в профессии. Ричард Флорид отмечал, что креативная личность —
«личность, деятельность которых является решающим фактором жизнедеятельности
целого общества, — будь то в сфере культуры, образования, науки или бизнеса.
Креативная личность формирует сегодня, по сути, новый общественный класс,
который начинает определять не только развитие отдельных организаций, рост и
процветание целых городов и регионов, но и мощь держав на мировой
геополитической карте». Роль высшей школы состоит, прежде всего, в содействии
формированию инновационного пути развития отечественной промышленности, то есть
в активном участии вузов в реализации инновационных проектов в
научно-технической сфере.
В частности, в
МГИУ (Московском государственном индустриальном университете) обеспечивается:
- непрерывный инновационный цикл от фундаментальных,
поисковых и прикладных исследований до реализации наукоемкой продукции и
технологий в промышленности;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации
специалистов, работающих в условиях инновационной экономики;
- поддержка инновационных проектов внебюджетными
источниками финансирования;
Следует отметить, что высшая школа начала развивать
инновационную деятельность с начала 90-х годов сразу в двух направлениях: путем
создания инновационных научно-технических программ и организации технопарков на
базе ведущих вузов.Инновационные научно-технические программы явились шагом
вперед на пути совершенствования организации научных исследований, эффективного
использования научного потенциала для нужд народного хозяйства России. Они были
нацелены на быструю реализацию высокоэффективных технологий, техники и
материалов, в наибольшей мере отвечавших требованиям сегодняшнего дня и
ближайшей перспективы. При этом приоритет отдавался разработкам, имеющим
большую возможность производства собственными силами вузов и реализуемость на
довольно неустойчивом рынке сбыта наукоемкой продукции. Коренным образом была
пересмотрена политика от создания наукоемкой продукции по своим интересам - на
создание наукоемкой продукции в интересах конкретного потребителя.
Проведем
дискурс исторического и международного аспекта. В большинстве развитых
государств процесс разделения и институционализации труда в науке и образовании
развивался по одному, отличному от бывшего СССР и современной России пути: высшая
школа рассматривалась как центральный и устойчивый общественный институт,
обеспечивающий одновременно и процесс производства и процесс распространения
нового знания. Внешние же по отношению к высшей школе, самостоятельные научные
организации создавались скорее как дополнение к ней – для выполнения функций,
которые не могли быть интегрированы в высшую школу без нарушения ее основной
миссии. Благодаря этому, при множественности и разнотипности отдельных
элементов, системы науки и высшего образования в названных странах обладают
достаточным уровнем сопряженности и единства, что гарантирует достижение их общих
конечных целей. Институциональная неоднородность же рассматривается здесь как
определенный организационный ресурс развития национальной науки. По иному пути
пошло развитие науки и образования в бывшем СССР и других странах
социалистического лагеря, в каждой из которых сформировались две замкнутые и
по идее самодостаточные системы: академия наук и высшая школа. Институционально
закрепленный разрыв изначально взаимосвязанных функций повлек за собой
последствия двоякого рода: дисфункции в рамках каждой из систем. В высшей школе
они проявились в снижении качества подготовки специалистов, особенно на
заключительном этапе обучения, в НИИ – в недопроизводстве нового знания,
недостаточной его передаче (слабом научно-образовательном трансфере), что
привело к снижению динамики исследовательского процесса; последствие –
рассогласование развития (дублирование, утрата кумулятивного эффекта)
указанных систем, ставшее особенно очевидным и нелогичным при снижении их ресурсного
обеспечения, что в этих условиях значило бы искусственно снижать как потенциал
национальной науки, так и образования. В этом смысле начавшиеся повсеместно в
странах Центральной и Восточной Европы организационные реформы в науке стали
попыткой решить, в числе прочих, и это противоречие. Одним из важнейших
институциональных нововведений этих стран стала реинтеграция исследований в
вузы, т.е. создание (или воссоздание) исследовательских по сути университетов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|