Для
исследовательского университета важно, чтобы объектом анализа была
исследовательская деятельность не только профессорско-преподавательского
состава, но и студентов.
Важным
индикатором может, например, быть количество совместных публикаций научного
руководителя и студентов.
В
целях привлечения в университеты выдающихся исследователей со стороны,
возможно, имело бы смысл опробовать процедуры, используемые за рубежом, а
именно:
- создание новых вакансий по
представлению соответствующего университета (по примеру Швеции);
- систему приглашений (или призваний),
которая практикуется в университетах и институтах Общества Макса Планка в
Германии;
- широко
распространенную в США и Западной Европе практику предоставления тенюре –
контракта на бессрочное исполнение должности. Последняя мера, т.е.
предоставление тенюре (по дисциплине с устоявшейся, временно
"спокойной" парадигмой), могла бы стать первым шагом к формированию
научной школы.
3.
Инновационная функция также должна стать объектом государственной поддержки. В интересах
расширения трансферной деятельности университетов за рубежом, в частности, в
США, используется долевое участие государства в финансировании деятельности
соответствующих специализированных университетских структур, передача
университетам права на коммерческую реализацию результатов, полученных на
государственные средства, и т.д. В целом такая система стимулов создает у
университетов побудительные мотивы для перехода в новое качество и для поиска
индивидуальной стратегии такого перехода. Целесообразно разработать
стимулирующие меры для поддержки и других функций исследовательского
университета.
Как
показывает практика зарубежных государств объединение исследовательских
потенциалов вузовской, академической вневузовской и промышленной науки может
происходить в рамках следующих структур.
Временные
объединения исследовательских коллективов разной ведомственной подчиненности по
типу немецких "особых программ" и программ "коллективных
исследований".
Так
называемые особые программы Немецкого научно-исследовательского общества
предназначены для поощрения кооперации между исследователями, занятыми в
различных подразделениях одного вуза, или учеными нескольких вузов. (В
российских условиях это могут быть вузы и НИИ РАН.) Достоинство программы –
удачное сочетание централизации и автономии.
По
сравнению с неформальными объединениями, программы – более жесткая структура.
Они получают особый юридический статус. Для реализации программы создается
специальная организационная структура: общее собрание членов, правление,
спикер. Однако функции этих органов сознательно сведены к минимуму: разработке
программы, общему финансовому планированию, организации коллективного использования
оборудования, текущему управлению. В остальном партнеры действуют независимо
друг от друга. НИИ высокосложных прикладных исследований по типу немецких
"институтов, ассоциированных университетам". "Институты,
ассоциированные университетам" (ИАУ) получили в ФРГ распространение в
основном в области высоких технологий. Безотносительно к тематике НИР, все они
выполняют одну функцию: доводят нововведения от стадии научного эксперимента до
стадии коммерчески оправданного применения.
Главное
преимущество ИАУ по сравнению с аналогичными организациями – это сочетание
динамизма со стабильно высоким научным уровнем. Динамизмом институты обладают
благодаря своему независимому статусу: ИАУ наделены правами юридического лица и
располагают собственными ресурсами. А качество решений обеспечивается тесными
связями с базовым университетом, преподаватели которого принимают активное
участие и в руководстве ИАУ, и в осуществляемых здесь проектах.
Институты
финансируются на паевых началах. Инвестиции в строительство осуществляют, как
правило, региональные власти. А текущие расходы ИАУ покрывают за счет двух
источников:
1)
ассигнований региональной администрации и
2)
поступлений за выполнение контрактных ИР. Сотрудничать в ИАУ могут ученые из
вузов и академии.
Организации
подобного типа могли бы стать полезным функциональным звеном в отечественной
системе НИР.
Исследовательские
парки. Исследовательские
парки осуществляют трансфер результатов фундаментальных НИР в фазу прикладных
НИОКР. Основным объектом деятельности парков являются новейшие, авангардные
научные идеи и вытекающие из них проекты и разработки, могущие обладать или
обладающие прикладным значением, нередко в долгосрочной перспективе. Ввиду
исключительной сложности решаемых здесь задач, к участию в деятельности парка
целесообразно привлечь исследовательскую элиту из всех трех секторов науки:
вузовского, академического и промышленного.
Следующая
разновидность научной кооперации – так называемые коллективные исследования. В
принципе здесь используется та же модель, но в модифицированном виде, поскольку
в коллективных исследованиях принимают участие не только организации
"академической" науки, но и промышленность. Управляющее воздействие
здесь несколько жестче, хотя и не входит в противоречие с интересами вузов.
Преимущество
данных форм с точки зрения государства - это возможность сфокусировать внимание
различных субъектов исследования на проблемах государственной важности – при
приемлемом уровне дополнительных финансовых и организационных издержек, что
делает коллективные ИР эффективным инструментом проведения структурной
политики.
Университеты
исследовательского типа существуют как различные национальные модели учебно-научных
комплексов. Выбору модели, наиболее адекватной отечественным условиям, должно
предшествовать их детальное изучение.
Стационарные
исследовательские центры на базе университетов по типу американских центров науки и
техники (ЦНТ) и центров инженерных исследований (ЦИИ). Задача центров –
формирование базы для развития принципиально новых технологий путем проведения
ориентированных фундаментальных исследований. Между центрами много сходства.
Центры обоих типов существуют на базе университетов, хотя и обладают исследовательской
и финансовой автономией. Финансирование ЦНТ и ЦИИ на начальном этапе (на разных
условиях) берет на себя государство. Однако по истечении установленного срока,
они переходят на самофинансирование. К участию в работе центров (в форме
смешанного финансирования, делегирования специалистов и пр.) активно
привлекается промышленность, которая со временем должна стать их главным
деловым партнером. Требование к профессиональному уровню исследователей в
центрах очень высоки. Наряду с исследовательскими, центры могут брать на себя и
образовательные функции, в частности, разработку принципиально новых учебных
курсов.
На
наш взгляд, отечественные аналогичные структуры могли бы шире создавать
совместные коллективы ученых из высшей школы и российской академии наук. В МГИУ
в 2002 году создан университетский комплекс с участием академических институтов
ИМАЩ.ИМЕТ и с промышленными объектами, одним из которых является Мосгортранс.
Для
университетского комплекса в технопарке открыты, прежде всего, четыре сферы
деятельности.
1. Управление.
НИИ РАН выступают в качестве соучредителей парка, соавторов концепции и
генерального плана развития, совладельцев технической инфраструктуры, на базе
которой создается парк, управляющих и экспертов.
2. Исследования.
Академические НИИ располагают на территории технопарка филиалы или отдельные
подразделения.
3.
Инновации.
Участие в работе парка принимают фирмы, созданные учеными академии.
4.
Научные
и образовательные услуги. Ученые из НИИ РАН самостоятельно или в кооперации с
коллегами из вузов участвуют в соорганизации службы, на коммерческий основе
предоставляющие клиентам квалифицированные консультативные, информационные и
прочие услуги, а также подготовить обучающие программы.
Таким
образом, исходя из нашего анализа отечественного построения инновационных
проектов и зарубежного опыта в данном направлении можно отметить, что подобная
мобильная структурная реорганизация сферы инновационного потенциала научной
деятельности университетского комплекса отвечает как потребностям экономики,
так и цели самосохранения вузовской и академической науки в нынешних условиях.
1.3.
Роль
инновационного потенциала научной деятельности в университетском комплексе на
современном этапе
Актуальность
и важность поставленной проблемы следует из того факта, что мировое научное и
педагогическое сообщество уделяет постоянное внимание проблемам интеграции
науки, образования и производства.
Важнейшим условием устойчивого развития стран и
отдельных регионов являются человеческие ресурсы (капитал), в разной степени,
приспособленные для отраслей и сфер деятельности, для конкретной личности и
системы образования и науки в целом. Вместе с тем в отечественной и зарубежной
науке и практике в должной мере не рассматриваются вопросы создания механизмов,
адекватно отражающих системные изменения, происходящие в мировом научном и
образовательном сообществе.
Проведенные ранее исследования анализируют и решают
проблемы комплексного формирования и развития науки и образования в контексте
их взаимодействия, не используя соответствующий аппарат системного воздействия
(путем создания интегрированных учебно-научно-инновационных комплексов) на
интернационализацию образования.
Схема интегрированного учебно-научно-инновационного
университетского комплекса, объединяющего объективно складывающиеся структуры,
обеспечивает научное и методическое сопровождение учебного процесса, развитие
научных исследования и внедрение инноваций. Она может быть реализована на
прорывных направлениях регионального развития, в частности в Красноярском крае.
Анализ
современной ситуации в России позволяет сделать вывод о том, что интеллектуальный
потенциал проявил способность к самосохранению и саморазвитию, что в наибольшей
мере проявилось в сфере образования, которое не только не потеряло достигнутые
позиции, но и развивалось в период реформ.
Вместе с тем, в силу ряда причин, в настоящее время
интеллектуальный потенциал используется недостаточно, и назрела необходимость
разработки механизмов привлечения человеческих ресурсов к решению насущных
социально-экономических проблем развития регионов.
Организация системы непрерывного образования включает
механизм согласования учебных планов и программ в системе открытого
образования, в организации общей материальной, учебной и лабораторных баз,
развитии информационного взаимодействия (учебники, методическое обеспечение,
здания, электронные сети, библиотеки) учебных заведений разного уровня.
В них число входят:
1.
работа с
базовыми школами, педагогическими училищами и экспериментальными площадками;
2.
подготовительные
курсы для абитуриентов (долгосрочные и краткосрочные);
3.
профориентационная
работа со школьниками старших классов (через заочные естественно - научные и
летние школы);
4.
работа с
одаренными детьми, в том числе через специальные школы (например, через школу
космонавтики);
5.
занятия в
профильных классах, творческие конкурсы в школе, лицеях;
6.
повышение
квалификации педагогов, проведение стажировок в вузе, повышение уровней знаний
по профильным предметам и др.;
7.
внеучебная
деятельность (проведение олимпиад, обучающих игр и
организационно-деятельностных проектов).
Мировой опыт свидетельствует,
что преобразования в любой стране напрямую зависят от совершенствования системы
образования и приведения ее в соответствие с новыми потребностями и запросами
общества и личности. Инвестиции в систему образования дают любой стране шанс
достичь уровня высокоразвитых стран.
При определении
приоритетов в развития образования необходимо учитывать принципы:
· использования накопленного
научно-технического и кадрового потенциала, в том числе известных
научно-педагогических школ, коллективов и отдельных ученых, уникального
оборудования и установок;
· фундаментальности и
междисциплинарности (комплексности) процесса обучения, исследований и
разработок;
·
интеграции
учебных, образовательных и инновационных структур.
Совокупный интеллектуально-инновационный потенциал
региона способствует кадровому обеспечению стратегических направлений его
социально-экономического развития, выпуска новых видов продукции, появлению
новых сфер бизнеса (на основе наукоемкого предпринимательства и
коммерциализации научно-технических идей).
Для выработки и реализации региональной
образовательной и научно-технической политики в Красноярском крае определены
следующие направления деятельности:
·
создание
системы управления и координации сферы образования и науки, осуществляющей взаимодействие
всех структур и объединяющей функциональными связями
государственно-общественные, регионально-общественные организации и учреждения,
в том числе вузы, отраслевые институты, научно-производственные объединения,
центры и др.;
·
усиление
отраслевой ориентации вузов, отражающей особенности региональной экономики;
·
разработка
нормативно-правовой базы образовательной, научно-технической и инновационной
деятельности;
·
формирование
финансового механизма образования и науки, в том числе и за счет многоучредительства;
· создание и развитие рыночной
и инновационной инфраструктуры и концентрация ресурсов (интеллектуальных,
природно-сырьевых, промышленных и др.) на решении наиболее важнейших проблем
социально-экономического развития.
Всякое
инновационное развитие – это не только основной инновационный процесс, но и
развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т.е.
инновационного потенциала.
Существуют две
главные составляющие процесса инновационного развития – реализация инновационных
проектов и развитие инновационного потенциала. Отсюда вытекает конкретная
задача замера исходных параметров инновационного потенциала, определение его
места в общем потенциале университетского комплекса.
Недооценка такого
подхода приводит к тому, что за характеристики инновационного потенциала часто
выдаются показатели, относящиеся научно-техническому,
производственно-технологическому, кадровому или иным компонентам общего
потенциала предприятия не вычленяется, не замеряется и, как следствие, целенаправленно
не развивается. В итоге не достигается результат – прирост новых
конкурентоспособных товаров и услуг.
Кризисные
тенденции, поразившие экономику, науку, социальные сферы, отразились и на
высшей школе России, прежде всего на уровне ее государственного финансирования,
поставив под угрозу, качественное воспроизводство интеллектуального потенциала
страны. В частности, это сказалось на организации и ведении
научно-исследовательской работы среди студентов.
Для
преодоления негативных явлений требуется осуществить соответствующую адаптацию
системы организации, ведения и развития НИРС в вузах к условиям современного
общества и экономики, создать механизм многоканального финансирования научного
и технического творчества студентов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|