рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Современные методы оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса

 Первая инновационная научно-техническая программа в системе высшей школы ("Мелкосерийная и малотоннажная наукоемкая продукция") была сформирована в 1991 году. На ней отрабатывались основные принципы организационно-экономического механизма деятельности таких программ. В реализации программы приняли участие 57 вузов. Параллельно активно развивалось технопарковое движение. Первый технопарк в нашей стране был создан в 1990 году в г. Томске. При создании этого технопарка были объединены усилия и ресурсы четырех секторов этого региона: два научных сектора - вузовский и академический (в лице ТНЦ СО АН СССР), промышленный сектор (в лице Ассоциации промышленных предприятий Томской области) и сектор власти (в лице первых руководителей области и городов).

В этом же году учреждается Ассоциация научных и технологических парков высшей школы (Ассоциация "Технопарк"), которая взяла на себя инициативу по разработке научно-методических и организационно-экономических основ создания отечественных университетских технопарков, концепции их развития, оказанию практической помощи вузам и регионам по созданию технопарков, инкубаторов технологий, формированию механизмов поддержки малого инновационного предпринимательства в системе высшей школы, а также организации обучения команд менеджеров технопарков, предпринимателей для инновационной деятельности в научно-технической и образовательной сферах.

Университетские технопарки не только сыграли огромную самостоятельную роль (роль инкубаторов малых инновационных фирм), но и явились катализатором развития инновационной деятельности в стране. На основе лучших университетских технопарков (МГУ, МИЭТ, МЭИ, ЛЭТИ и других) были созданы первые инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы и другие структуры поддержки инновационной деятельности в высшей школе.

В 1996 г. инновационная деятельность высшей школы объединяется в рамках трех комплексных научно-технических программ Минобразования России: "Развитие инновационной деятельности в вузах России"; "Поддержка новых экономических структур научно-технического предпринимательства и защита интеллектуальной собственности в высшей школе России"; "Технопарки и инновации". К выполнению этих программ было привлечено более 150 вузов и научных учреждений Минобразования России и более 17 тыс. их сотрудников и студентов. В программах участвовали 50 университетских технопарков в рамках Соглашения по содействию развития инновационной деятельности высшей школы, координирующие инновационную деятельность между Министерствами промышленности, науки, образования и Российскими фондами технологического развития и развития малых форм предприятий в научно-технической сфере. На основании этого соглашения была сформирована Межведомственная программа "Активизация инновационной деятельности в научно-технической сфере" и уже в 1997 г. инновационные программы Минобразования России объединяли свыше 500 проектов, около 200 вузов России. Развитие принимает темпоральный характер. Уже в 1998 г. действуют четыре программы, связанные с инновационной деятельностью: "Университетские технопарки и инновации"; "Малое предпринимательство в науке и научном обслуживании высшей школы"; "Трансфертные комплексы, системы и оборудование"; "Прецизионные технологии и системы", выполнение которых являются приоритетными направлениями высшей школы по программе "Развитие инновационной деятельности в вузах России". В настоящее время в системе образования России действует отдельная самостоятельная научно-техническая программа "Инновационная деятельность высшей школы".

Обращаясь к зарубежному опыту, отметим, что в экономически развитых странах наука и высшее образование принадлежат к числу наиболее динамично развивающихся сопряженных систем. Несмотря на то, что в данной области отдельные государства заметно отличаются друг от друга, здесь есть общие тенденции, проблемы, сходные решения и конечные ориентиры. Практически во всех развитых странах исследовательская система не гомогенна и не автономна от высшей школы, а дифференцирована и тесно связана с последней. В Австралии вузы и научные центры объединены в Консорциум по профессиональной направленности и успешно функционируют. Так, в США в науке доминируют университеты с мощной исследовательской функцией, но наряду с ними действуют многие исследовательские институты других типов. В Западной Европе неуниверситетский сектор науки еще обширнее, а функциональная дифференциация между разными типами организаций еще глубже. Вместе тем и здесь университетская наука весьма приоритетна и внутренне связана с образовани­ем Универсальной модели исследовательского университета нет, существуют различные национальные модификации, которые могут быть объединены в рамках этой общей катего­рии.

Наибольший интерес представляют, на наш взгляд, американский research university и немецкий Universitat. В Германии по отношению к отечественным университетам не употребляется термин "исследовательский университет", поскольку обладание университетским статусом уже предполагает проведение исследований. Водораздел между вузами здесь проходит иначе. В системе высшего образования Германии различают две группы учебных заведений:

1) университеты и приравненные к ним по статусу вузы, активно проводящие НИР и обладающие правом присуждать ученую степень доктора, и

2) вузы альтернативного, неуниверситетского типа.)

Среди множества отличий между американским и германским типами университетов необходимо выделить два. В США исследования сопряжены с обучением на завершающих ступенях образования. В Германии университеты пытаются сочетать обучение и исследования на всех ступенях. С этим отличием связано второе. Для США, где велико количество частных университетов и система образования функционирует по рыночному принципу, характерна "качествен­ная" дифференциация университетов, предполагающая существование как элитных, так и посредственных вузов. В ФРГ, где, за исключением двух, все университеты являются государственными, пытаются идти иным путем. Здесь предпринимаются попытки, во-первых, осуществить функциональную дифференциацию вузов, т.е. создать различные типы вузов, изначально ориентированные на потребности разных категорий потребителей, но удовлетворяющие их одинаково качественно (это выражается в росте числа вузов неуниверситетского типа – прежде всего, высших профессиональных школ) и во-вторых, осуществить проблемную специализацию университетов, т.е. побудить университеты к выбору одного или нескольких приоритетных направлений деятельности, которые станут для них профильными.

Анализ зарубежного опыта позволяет, на наш взгляд, сформулировать некоторые принципиальные характеристики, которыми должен обладать исследовательский университет "на входе", в процессе деятельности, "на выходе".

"На входе" задача заключается в привлечении в университет в качестве преподавателей и студентов "сегодняшней" и "завтрашней" элиты страны. Для отбора преподавателей можно рекомендовать к использованию в наших вузах принятую в Германии систему "приглашений" в университеты и институты Общества Макса Планка. Детали процедуры могут варьироваться. Однако, в целом для нее характерны следующие ценные, на наш взгляд, черты: активный поиск кандидата, который осуществляется исходя из долгосрочной концепции развития университета или НИИ; использование строго профессиональ­ных критериев отбора, серьезное предварительное изучение научных достижений кандидата и репутации, которой он поль­зуется в профессиональной среде; стремление к объективности; учет индивидуальных научных интересов и творческих возможностей потенциального сотрудника. Такой способ, на наш взгляд, больше подходит для привлечения в вуз ведущих исследователей из академии наук, чем традиционный. Думается, что здесь было бы допустимо на договорной основе установить объем и содержание деятельности, и размеры вознаграждения.

Однако это не означает, что, испытав все неудобства искусственного разделения академий наук и вузов, данные страны должны перейти к другой крайности, а именно – к одномодельному типу развития. В Германии, где реформа проводится наиболее последовательно, конечной ее целью считается не унификация, а оптимизация системы. Как уже говорилось, наиболее адекватным ответом на сложившуюся в науке и высшем образовании кризисную ситуацию во многих странах Центральной и Восточной Европы считают создание новой институциональной структуры – исследователь­ского университета (ИУ). На наш взгляд, это важнейший эле­мент оптимизации научно-образовательного комплекса является наиболее благоприятным для распространения. Мы согласны сторами(ххх), что основными направлениями процесса оптимизации должны стать:

-   "деиерархизация" системы (т.е. замена преимущественно иерархических связей исполнителей внутри системы на сугубо функциональные);

-   организационный плюрализм, при единстве качественных критериев оценки и равном доступе к ресурсам;

-   функциональная, а не ведомственная специализация отдельных подсистем (с учетом их институциональной специфики);

-   установление оптимальных пропорций между отдельными функциональными подсистемами (прежде всего, укрепление высшей школы как фундамента системы в целом);

-  синхронное поступательное изменение всех подсистем (при неизбежной стратификации внутри каждой системы);

-        определение принципов взаимоотношений между подсистемами.

Проанализировав научные источники (хххх) мы выделяем следующие функции, которые выполняет зарубежный исследовательский университет:

Ø     Научное образование, т.е. подготовка специалистов на уровне сегодняшнего развития науки (как в области теории, так и методологии).

Ø     Выпускник исследовательского университета владеет парадигмой соответствующей дисциплины (или нескольких дисциплин), а также методологией научного анализа возникающих перед ним профессиональных проблем и методологией поиска их научного решения.

Ø     Обладая фундаментальным стилем мышления, специалисты такого уровня, включаясь в профессиональную деятельность, способны изменить содержание профессионального труда. Одним из самых убедительных интегральных показателей последовательной ориентации является Япония.

Ø      Превращение исследований в приоритетную видообразующую функцию является и институциональной спецификой исследовательских университетов.

Отметим, что не редко инновационный потенциал вузов отождествляется только с одной его разновидностью – американским исследовательским университетом, что на самом деле не так. Вузовская наука, являющееся ключевым элементом научного потенциала страны, в значительной мере определяет качество подготовки высококвалифицированных специалистов в системе высшей школы. Основу научного потенциала вузов составляют высококвалифицированные кадры.

Как мы уже отмечали, в современных условиях подъема экономики и отечественной индустрии насущной задачей высшей школы стало подготовка высококвалифицированных специалистов нового поколения, а также развитие инновационных форм деятельности, способствующих или непосредственно приносящих дополнительные средства, необходимые для дальнейшего развития отечественной системы образования.

Многочисленные публикации отмечают, что развитие инновационной деятельности в высшей школе непосредственным образом связано с реализацией эффективной региональной политики. В настоящее время на первый план ставится умение проанализировать, выделить и предложить свои услуги в решении наиболее принципиальных и нетерпящих отлагательства комплексных проблем регионов. «Высшая школа обязана предложить регионам самый основательный научно-технический и педагогический потенциал для решения комплексных задач в областях реструктуризации промышленности, экологии, решении социальных проблем регионов» (ххххххх). [ДОР 2005-28]

В этой связи в отечественной в высшей школе на первый план выходят новые возможности вузов, связанные с рыночными отношениями. Важнейшим источником доходов, обеспечивающим сохранение и развитие государственного вуза, является его внебюджетная научно-производственная деятельность, уже сегодня обеспечивающая более 50 % доходной части консолидированного бюджета вуза. Она и раньше играла определённую роль в системе государственной высшей школы, однако в условиях переходы высшей школы в систему рыночных отношений её значение неизменно возрастает.

В конкурентной среде при недостаточном уровне государственного заказа на подготовку специалистов, фундаментальные и прикладные исследования, встаёт вопрос о создании дополнительных источниках внебюджетного финансирования вуза, направляемых на развитие учебно-научно-инновационного процесса, на поддержку социально значимых направлений деятельности вуза, на повышение качества жизни сотрудников и студентов. В этих условиях происходит частичная трансформация вуза как потребителя бюджетных ресурсов в университет предпринимательского атакующего типа, образовательные услуги и научно-инновационная продукция, которого конкурентоспособна и востребована.

В настоящее время инновационный потенциал научной деятельности в системе рыночной экономики формируется в формате организационно-экономического механизма вуза, совмещающего противоречивые черты прежнего госбюджетного вуза и коммерческой организации. Практическое решение рассмотренных противоречий позволяет построить в вузе устойчивую и саморазвивающуюся организационно-экономическую структуру, которая обеспечивает вузу эффективную реализацию его миссии, т.к. вузовская наука является плодотворной средой для формирования инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности.

Наше исследование показало, что внебюджетные источники содержания и развития вуза, обеспечивая финансовую устойчивость, а с другой,- являются способом адаптации вузов как организации в целом и каждого сотрудника как личности к рыночной экономике. Поэтому, задачей вуза является – обеспечение баланса рыночных и нерыночных тенденций через усиление единства и целостности вуза - путем совершенствования структуры управления, с другой, - через более диверсифицированную и гибкую систему финансирования, изыскания альтернативных ресурсов, мотивирования профессорского-преподавательского состава вуза к активному участию в научно-исследовательской работе в рамках рыночной ориентации.

Следует отметить, как показал опыт научной деятельности МГИУ, поддержка существующих при вузе и создание новых научных проектов, имеющих инновационную направленность и перспективу реального экономического эффекта, можно обеспечить при условии:

·  укрепления научных школ и сохранения научного потенциала вузов;

·  совершенствования организации учебного процесса, повышения уровня подготовки студентов и аспирантов;

·  создание дополнительных рабочих мест для научных работников вузов, что даёт возможность получения дополнительных заработков.

В последнее время развиваются процессы преобразования технических университетов в учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК), в которых наряду с научной и образовательной составляющими деятельности вуза, важное значение приобретает научно-инновационная деятельность. Спецификой научно-инновационной деятельностью является её интегрирующий характер и рыночная направленность результатов. Поэтому обратимся к научным исследованиям и сделаем концептуальное уточнение самого понятия "учебно-научно-инновационный комплекс", отмечая, что в современной системе образования данное объединение в основном определяется понятием университетским комплексом.

Следует отметить, что наше исследование дает основание сделать вывод, что университетский комплекс является открытой системой, научно-образовательной корпоративной системой, состоящей из взаимодополняющих научно-образовательных, промышленных и др. модулей, основным принципом функционирования которых является непрерывное обновление образовательного и исследовательского процессов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.