рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Современные методы оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса

Выделим сущность научно-образовательной модели - «университетский комплекс», выражая их в следующих вопросах :(хххх):

-  институциональная специфика исследовательского университета и комплекс его функций;

-  типы исследований, наиболее адекватно отвечающие статусу исследовательского университета;

-  особенности национальных моделей исследовательского университета;

-  подходы к определению основных параметров отечественной модели исследовательского университета.

С этой точки зрения, обучение и исследования в вузах должны рассматриваться как равноприоритетные и равнолегитимные функции исследовательского университета (ххххх).

Обратим внимание, что университетский комплекс отличается от научно-исследовательских организаций (занимающихся только исследованиями) или образовательное учреждение (где происходит только обучением), в том, что он выполняет эти две функции интегрированно, т.е. одновременно продуцирует и знания (в виде теорий, принципов, фактов), и кадры, способные его развивать и использовать. Если учесть, что спрос промышленности на новые знания зависит не только от "чисто экономических" факторов, но и от наличия в промышленном секторе спе­циалистов, способных это знание распознать, оценить и внедрить, то надо признать, что роль, выполняемая университетским комплексом в инновационном процессе, уникальна: на каждом новом витке развития науки и техники он одновременно обеспечивает как предложение знания, так и спрос на него(ххххх).

Надо сказать, что университетский комплекс является самостоятельным объектом и субъектом научной и промышленной политики, активно участвуя в создании, переносе знаний и технологии в разной форме, выполняя также весомые культурные и нормативные функции, участвуя в формировании ценностных общественных ориентации и обладая уни­кальным интеллектуальным потенциалом способен участвовать во многих не только научным и технологическим, но и социальным проектах. Университетские комплексы, как показали наши исследования в современном поликультурном образовательном пространстве являются ведущими генераторами социальных преобразований, активно участвуют в формировании новой политической культуры и способствуют стабильности общественных отношений.

Вернемся к зарубежному опыту, т.к. проведенный анализ относится к сфере нашего научного исследования. По мнению зарубежных специалистов, оптимально соответствуют природе исследовательского университета, его кадровым и ресурсным возможностям долгосрочные "чистые" фундаментальные исследования, в рам­ках которых исследователи самостоятельно выбирают тему проекта в соответствии с объективной динамикой развития мировой науки.

Второй тип исследований, который может быть успешно институциализирован в исследовательских университетах – это ориентированные или стратегические исследования. Под ними мы понимаем исследования, занимающие промежуточное положение между "чистой" и "прикладной" наукой и осуществляемые в целях получения фундаментальных знаний, на базе которых создается реальная возможность для решения текущих или будущих проблем. Такого рода исследования имеют среднесрочную ориентацию: принято считать, что результаты стратегических исследований должны быть реализованы в течение периода, не превышающего 10 лет. Проведение стратегических исследований в университетах удачно сочетается с задачей подготовки кадров, призванных стать носителями научно-технического прогресса в наиболее наукоемких секторах производства.

Третий тип исследований, потенциально приемлемый для университетов, – это краткосрочные прикладные исследования и разработки по заказам промышленности.

Однако НИР этого типа несут для университетов как выгоды (дополнительные к бюджету средства), так и опасности (высокая вероятность возникновения конфликта этих НИР с целями университета). Поэтому решение о проведении подобных НИР должно выноситься в зависимости от характеристик каждого конкретного проекта. Главным критерием, на наш взгляд, должна быть совместимость с основными целями и функциями университета. Здесь имеет смысл сформулировать условия, гарантирующие соблюдение интересов университета (право исполнителей на публикацию результатов, право на адекватное вознаграждение, право студентов на полноценное, "качественное" обучение и пр.).

Исходя из данной установки, что касается студентов и аспирантов, принимаемых в университетских комплексах, то они, наряду с необходимым багажом знаний и интеллектуальной смекалки, должны быть весьма сильно внутренне мотивированы на получение высококлассного образования, исследо­вательских и инновационных навыков.

Учитывая, что в настоящее время для отбора студентов в нынешних условиях проводится система тестов, которая вытекает из признания трех непреложных фактов:

1) биологической обусловленности способностей к исследованиям;

2) наличия сильных различий между индивидами по степени одаренности и силе мотивации;

3) дифференциации системы школьного образования, с одной стороны, и столь же резкой стратификации населения по уровню дохода, что является основой отбора интеллектуальной элиты будущей отечественной экономики.

Резюмировать сказанное можно с уточнением, что передача результатов науки и техники обучаемым, включает их в научно-творческий процесс университетского комплекса. Речь идет о мощной и высококачественной системе научно-образовательного трансферта, требуя особого внимания процедуре защиты дис­сертационных исследований и новых технологий обучения.

В настоящее время в значительной части случаев вероятность диссертационного успеха тем выше, чем выше внешние условия для проведения научных изысканий соискателя, т.к. главная цель в современном университете формирование творческой личности, креативного исследователя, способного к самореализации в созданных научных школах университета и возможности своего дальнейшего участия в их развитии.

Инновационно-образовательная деятельность в вузе требует системного подхода, поддержки, управления.

Университетский комплекс, опираясь на свои высококомпетентные научные кадры осуществляют технологические, экономические и социальные инновации, и в условиях современной информационной базы создают данный продукт, соответствующий стандартам мировой науки и делают его конкурентоспособным.

Управление интеграционными процессами и организационных формах в системе "наука – высшее образование" с учетом зарубежного опыта основывается, прежде всего, на наборе стимулов, поддерживающих создание и функционирование исследовательских университетов. Интеграция академических НИИ и вузов в России отвечает интересам общества и государства, а также собственным, рационально понятым интересам науки и высшего образования. Поэтому данный корпоративный союз имеет право выбора форм, темпов и конкретных партнеров по интеграции, а в рамках взаимосоглашений создает необходимые для реа­лизации этого права предпосылки.

На наш взгляд в своей основе корпоративная деятельность в университетских комплексах должна строиться на следующем содержании этого процесса:

Ø     цели, достижение которых желательно с точки зрения общенациональных интересов;

Ø     критерии приоритетности государственной поддержки;

Ø     принципы регулирующего государственного воздействия, адекватные новым условиям функционирования науки и производства.

Ø     целями инте­грационного процесса, с точки зрения государства, могут быть:

Ø     реструктуризация национального исследовательского потенциала;

повышение эффективности государственных капиталовложений в сферу науки и образования;

Ø     обеспечение национальной экономики новыми идеями и инновационно-мыслящими кадрами.

Под реструктуризацией мы подразумеваем два самостоятельных процесса (хххххх):

1.     Изменение дисциплинарной структуры исследований, а именно расширение обучения и исследований в тех областях знания, которые являются основой высокотехнологичных отраслей, составляющих ныне "костяк" любого жизнеспособного национального экономического организма.

2.     Изменение территориальной структуры национального потенциала, а именно: усиление региональных научно-учебных центров.

Наращивание исследовательского потенциала – общее на­правление эволюции университетов, равно как и стремление многих академических НИИ к образовательной деятельности. Однако по различным причинам разные университеты и НИИ России находятся на разном удалении от их возможного интеграционного статуса – исследовательского университета. Из этого, на наш взгляд, вытекают три вывода:

-   признание необходимости поэтапного осуществления процесса сближения вузов и академических НИИ – с учетом степени их готовности к преобразованиям. Обоснованность такого подхода подтверждается зарубежным опытом, в частности, опытом Латвии, где новые органы по руководству наукой взяли курс на интенсивную интеграцию этих двух секторов.

В 1991-1992 гг. ведущие научно-исследовательские организации Дании (исследовательские советы и национальная академия технических наук) по просьбе своих коллег из Латвии изучили состояние латвийской науки. В итоговом документе эксперты не только оценили качественный уровень работы исследовательских организаций Латвии, но и изложили свое видение задач, стоящих перед латвийской наукой и возможных путей их решения. Среди прочих проблем была затронута и интеграция вузовских и академических структур. Эксперты отметили кризисные явления в вузовской науке, слабую связь между вузовским и вневузовским секторами, а также существование объективной необходимости в интеграции этих секторов в будущем. Однако в нынешних условиях они во избежание возможных конфликтов рекомендуют не форсировать этот про­цесс, а проводить его поэтапно, постепенно расширяя кооперацию;

-   создание условий для "честной" конкуренции. В динамичном обществе элита (в том числе и вузовская) – это не замкнутая группа, привилегии которой искусственно охраняются, а открытая общность, войти в которую a priori может любой субъект, достигший успеха и действующий в соответствии с принятыми в профессиональном сообществе стандартами и нормами. Исходя из этого система поощрения вузов и НИИ должна быть достаточно подвижной и учитывать не только "статические" (достигнутые ранее), но и "динамические" (возникшие в новых условиях) преимущества тех или иных вузов;

-   необходимость выбора совместной стратегии. В соответствии с этим главная задача вуза и НИИ заключается в том, чтобы определить свои конкурентные преимущества и начать их развивать, либо, если до сих пор подобных преимуществ не было, начать оперативно их создавать и наращивать. Если вуз и НИИ совместно в рамках, хотя бы одного из избранных ими направлений добьются лучших в регионе или в стране в целом результатов, это, вероятно, уже гарантирует им выживание в конкурентной среде.

Вопрос о поиске средств для поощрения процесса интеграции, вероятно, следовало бы решать с учетом роли исследовательских университетов в достижении целей структурной и региональной политики.

Одним из источников ассигнований могли бы стать, например, программы структурной перестройки науки, образования и промышленности, в т.ч. типа программы развития критических технологий. Например, предпочтение при выдаче исследовательских грантов можно было бы отдавать коллективным проектам, совместно выполняемым вузами и НИИ РАН. В рамках программы можно было бы предоставлять вузам средства для приглашения малых дееспособных коллективов из РАН для разработки новых учебных курсов и проведения исследований в вузах. В принципе здесь, по-видимому, возможны два варианта: либо работа по совместительству, либо (после прохождения определенного "испытательного срока") гарантированное зачисление в основной штат.

Возможность предпочтительного поощрения совместных проектов следовало бы взвесить и действующим ныне фондам, в том числе Российскому фонду фундаментальных исследований.

Параллельно с этим уместны были бы специализированные программы, поощряющие:

-  мобильность персонала (например, программы стажировки "внешних" диссертантов в академических НИИ и т.д.);

-  создание на базе вузов и НИИ РАН новых структурных подразделений, решающих исследовательские задачи в интересах промышленности.

Опыт осуществления программы по интеграции вузовских и академических структур имеется в Германии. В 1992 г. здесь в рамках комплексной "Программы обновления высшей школы" была принята "Программа интеграции ученых (ПИУ) из бывших академических НИИ в вузы в новых землях Германии". Программа решает задачи трех уровней.

Первый – вузовский. В этом плане «Программа интеграции ученых» позволит:

-   укрепить контингент вузовских преподавателей путем включения в него профессионалов высшей квалификации;

-   расширить объем вузовских исследований, прежде всего фундаментальных, и в результате существенно повысить качество подготовки молодых специалистов для всех сфер деятельности (науки, экономики, управления).

Второй уровень – индивидуального ученого. Тяжелая ситуация, в которой находится большинство ученых бывшей ГДР, обусловлена несколькими факторами: радикальной перестройкой научно-исследовательской системы, сокращением, которое, хотя и в разной степени, затронет все группы, и пока еще слабым развитием рынка труда работников научной сферы. На этим наиболее критическом этапе ПИУ обеспечит для части ученых относительную стабильность, гарантирует им профес­сиональное выживание и даст им шанс найти свое место в новой структуре.

Третий – государственный уровень. Для государства важно предотвратить разрушение и деградацию исследовательского потенциала, ПИУ позволит сохранить в науке часть наиболее ценных и продуктивных кадров и уже в ближайшее время подключить их к решению национальных задач.

Задача вуза заключается прежде всего в том, чтобы создать систему стимулов, которые будут:

-  дифференцированы в соответствии с различными функциями ИУ;

-  увязаны не только с количественными, но и с качественными параметрами деятельности ИУ.

Если говорить о функциях ИУ, то можно назвать три:

1.   Учебная функция, для которой "качество" подразумевает качество "человеческого капитала" (студентов и преподавателей) и собственно качество обучения. В качестве стимулов здесь, возможно, имеет смысл использовать новые модификации финансирования, а именно: введение "надбавок" к базовому финансированию при условии:

-  разработки и использования ИУ на вступительных экзаменах системы тестов, позволяющих с высокой вероятностью выявить абитуриентов с выдающимися исследовательскими способностями;

-  разработки новых учебных и учебно-научных курсов;

-   открытия специальностей, отвечающих приоритетным направлениям государственной научно-технической политики;

-   привлечения к преподаванию выдающихся исследователей со стороны и т.д.

2.   Исследовательская функция, для поддержки которой также желательно совершенствование методов финансирования. Заслуживает внимания вариант, предусматривающий разделение бюджетных средств на три "потока": базовое, целевое, резервное. По третьему каналу средства могут распределяться двумя способами: либо для финансирования запланированных проектов на основе конкурса заявок (т.е. до начала проекта), либо для поощрения особенно успешных, уже завершенных проектов – в виде своего рода премии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.