Должна
быть разработана документированная процедура для определения требований:
-
к установлению потенциальных несоответствий и их
причин;
-
к оцениванию необходимости действий с целью
предупреждения появления несоответствий;
-
к определению и осуществлению необходимых действий;
-
к записям предпринятых действий;
-
к анализу предпринятых предупреждающих действий.
Для
содействия обеспечения будущего организации и удовлетворенности заинтересованных
сторон руководству необходимо создать культурную среду, способствующую вовлечению
работников в активный поиск возможностей улучшения показателей процессов,
деятельности и характеристик продукции.
С целью
вовлечения работников высшему руководству следует создать среду, в которой
полномочия делегируются так, чтобы работники приняли на себя ответственность по
определению областей, где организация может улучшить свою деятельность. Этого
можно добиться посредством такой деятельности, как:
-
постановка целей перед работниками организаций, а
также в рамках проектов;
-
сравнение с достижениями конкурентов;
-
признание и вознаграждение за достижение улучшений;
-
наглядность предложений, включая своевременное
реагирование руководства.
Для
обеспечения структуры деятельности по улучшению высшему руководству необходимо
определить и внедрить процесс постоянного улучшения, который можно применять к
процессам жизненного цикла продукции, вспомогательным процессам и другой
деятельности. В целях достижения результативности и эффективности процесса
улучшения следует уделять внимание процессам жизненного цикла продукции и
вспомогательным процессам с точки зрения:
-
результативности (например, степени выполнения
требований);
-
эффективности (например, расхода ресурсов,
выраженных во времени и денежных затратах на единицу продукции);
-
внешних воздействий (изменения законов и
регламентов);
-
потенциальной слабости (отсутствия возможностей и
согласованности);
-
возможности применения лучших методов;
-
управления плановыми и неплановыми изменениями;
-
измерения запланированных выгод.
Такой
процесс постоянного улучшения необходимо использовать как средство улучшения
внутренней результативности и эффективности организации, а также для повышения
удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.
Руководству
следует поддерживать улучшения в форме постепенно продолжающейся деятельности,
неотъемлемой от существующих процессов, а также возможностей прорыва для
получения максимальной выгоды для организации и заинтересованных сторон. Примеры
входных данных для поддержки процесса улучшения содержат информацию, полученную
из:
-
данных валидации;
-
данных результатов процесса;
-
данных испытаний;
-
данных самооценки;
-
установленных требований и обратной связи от
заинтересованных сторон;
-
опыта работников организации;
-
финансовых данных;
-
данных о характеристиках продукции;
-
данных о предоставлении услуги.
Руководству
следует обеспечивать, чтобы изменения, вносимые в продукцию или процесс, были
одобрены, распределены по приоритетам, спланированы, получили материально-техническую
поддержку и управлялись в целях удовлетворения требований заинтересованных
сторон, а также не превышали возможностей организации [C. 244].
Для
подтверждения соответствия продукции, процессов системы менеджмента качества
установленным требованиям и повышения результативности деятельности ОАО «НТЭАЗ»
осуществляет их мониторинг и измерение. Результаты мониторинга и измерений
используются для анализа и улучшения процессов системы менеджмента качества.
Требования и порядок выполнения мониторинга и измерений, а также формы
обязательных записей установлены документами системы менеджмента качества.
Мониторинг и
измерение.
Удовлетворенность
потребителей.
Удовлетворенность
потребителей рассматривается как один из показателей результативности системы
менеджмента качества, а также для определения степени достижения запланированных
результатов (целей) по удовлетворению потребностей и ожиданий потребителей.
Для определения
удовлетворённости потребителей используется следующая информация:
-
письменные
и устные опросы потребителей;
-
признанные
претензии потребителей;
-
положительные
и отрицательные оценки продукции и деятельности предприятия, высказанные в
печати;
-
положительные
и отрицательные оценки, высказанные относительно продукции и деятельности
предприятия на специализированных совещаниях;
-
дипломы и
другие награды, полученные на выставках и присужденные предприятию Российскими
и международными, государственными и общественными организациями.
Полученная
информация анализируется и включается в материалы для оценки СМК высшим
руководством.
Полностью
процедура выявления и оценки удовлетворённости потребителей описана в И-ОП
8.2-002.
Внутренние аудиты
(проверки).
Для подтверждения
результативности процессов системы менеджмента качества и её соответствия
требованиям стандарта ИСО 9001 на ОАО «НТЭАЗ» проводятся внутренние проверки.
Внутренние
проверки проводятся по утверждённому Генеральным директором плану-графику (с
учётом важности процессов и по результатам предыдущих проверок) специально
обученным персоналом – внутренними аудиторами.
Ответственность
за организацию, проведение, документирование и анализ результатов внутренних
проверок несёт начальник бюро по управлению качеством.
По результатам
внутренней проверки составляется отчёт с указанием выявленных несоответствий. Руководитель
проверяемого структурного подразделения организует мероприятия по устранению
несоответствий и при необходимости, – корректирующие и предупреждающие
действия.
Обобщённые данные
о результатах внутренних проверок за определённый период являются входными
данными для оценки результативности и анализа системы менеджмента качества со
стороны руководства.
Более подробно
процедура проведения внутренних проверок описана в МИК – БпУК 8.2-08.
Мониторинг и
измерение процессов
На ОАО «НТЭАЗ»
планируются и проводятся действия по мониторингу и измерению процессов.
Параметры
производственных процессов, методы и периодичность их измерений установлены в
технологической документации применительно к конкретному процессу.
Критерии оценки,
методы и периодичность мониторинга и измерения процессов системы менеджмента
качества установлены в настоящем Руководстве и документах системы менеджмента
качества.
В конце отчетного
периода результаты деятельности процесса оцениваются для сравнения с
запланированными показателями.
Мониторинг и
измерение продукции.
Для подтверждения
соответствия продукции установленным требованиям предприятие постоянно
осуществляет мониторинг и измерение продукции на всех стадиях производства:
·
Входной
контроль закупленной продукции;
·
Операционный
и выборочный контроль продукции в процессе производства;
·
Приёмо-сдаточные
испытания.
Доказательством
мониторинга и измерения продукции являются записи (журнал регистрации
результатов входного контроля, Заключение о результатах входного контроля,
карты учета предъявленной продукции на технический контроль, контрольные карты,
журналы регистрации результатов приемо-сдаточных испытаний, паспорт изделия),
формы которых установлены в соответствующих документах системы менеджмента
качества.
Анализ данных
Выявленные
несоответствия, которые влияют на качество продукции, процесс или систему,
регистрируются и систематически анализируются специалистами с целью установления
и затем устранения причин их возникновения, а также установления результативности
системы менеджмента качества и ее адекватности Политике в области качества.
Для анализа
используется информация по:
- результатам
проведения внутренних проверок;
- удовлетворенности
(претензиям) потребителей;
- результатам
измерений продукции и процессов;
- результатам
контроля соблюдения технологической дисциплины;
- результатам
проведения входного контроля закупленной продукции.
Результаты
изучения причин несоответствий по всей имеющейся информации регистрируются
специалистами предприятия в виде служебных записок, докладываются и обсуждаются
на оперативных совещаниях у генерального директора.
Улучшение.
Руководство
предприятия постоянно повышает результативность системы менеджмента качества
через планирование целей в области качества, принятие решений на основе анализа
достижения запланированных целей в области качества, результатов внутренних
проверок, корректирующих и предупреждающих действий.
Целью
корректирующих действий является устранение изученных и установленных причин
несоответствий, значительно влияющих на качество продукции, стабильность процессов
и предотвращение повторного их появления. Корректирующие действия являются
одним из способов повышения результативности системы менеджмента качества и
достижения поставленных целей.
Корректирующие
действия включают этапы:
-
сбор и
анализ данных о несоответствиях;
-
установление
и изучение всех возможных причин и их идентификация (ранжирование);
-
планирование
первоочередных мероприятий и необходимых ресурсов;
-
проведение
корректирующих действий, регистрация данных по предпринятым действиям и
достигнутым результатам;
-
анализ
результативности корректирующих действий.
Данные
по корректирующим действиям являются частью входных данных для анализа системы
менеджмента качества со стороны высшего руководства.
Предупреждающие
действия принимаются в том случае, если появилась тенденция к снижению или
нестабильности характеристик продукции, параметров процессов, деятельности.
Тенденции к
ухудшению определяют владельцы процессов на основе анализа:
-
результатов
мониторинга и измерений продукции, процессов, удовлетворённости потребителей;
-
данных от
заинтересованных сторон;
-
результатов
анализа системы менеджмента качества со стороны руководства;
-
результатов
прошлого опыта.
Необходимость
в разработке предупреждающих действий определяется размером и характером
проблем, а также их непосредственным влиянием на качество продукции.
Решение
о разработке и внедрении предупреждающих действий принимает Генеральный
директор.
Перечень
предупреждающих действий (а также сроки, ответственные исполнители, ресурсы)
включаются в ежегодный Комплексный план развития предприятия.
Результаты
предпринятых предупреждающих действий анализируются на совещаниях генерального
директора с владельцами процессов и регистрируются в протоколах.
2.5 Моделирование инновационной системы
качества продукции на ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод».
В данном
параграфе дипломного проекта мною рассматривается актуальная проблема создания
системы менеджмента качества по стандартам ИСО серии 9000 с использованием
принципов TQM путём введения инновационной
модели управления всем процессом жизненного цикла продукции. Нововведение
позволяет разработать методы моделирования и оценки системы менеджмента
качества как процессный подход при оценке бизнеса.
Стандарты ИСО
серии 9000:2000 направлены на обеспечение качества продукции на всех стадиях её
жизненного цикла, включая научно-техническую продукцию, как результат
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, программ и проектов
[18, C. 135].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|