рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Внешнеполитическая стратегия США в период президентства Джорджа Буша (младшего)

Второй «жирный кусок» — заказы на послевоенное восстановление Ира­ка. По расчетам Центра стратегических и бюджетных расчетов США (CSBA), только гуманитарная помощь иракско­му населению обойдется в сумму от 1 до 10 млрд. долларов. На помощь в управлении страной потребуется от 5 до 12 млрд. Еще 10 миллиардов пой­дут на помощь союзникам США в ре­гионе. Самые крупные и неопределен­ные статьи послевоенного плана - «об­легчение долгового бремени» (от 10 до 361 млрд.) и «реконструкция» (от 10 до 105 млрд.). Таким образом, общие из­держки варьируются от минимальных 32 млрд. до максимальных 495 млрд. долларов.

Никто не сомневается в том, что войска антииракской коалиции доста­точно быстро разберутся с иракским сопротивлением. Но не подлежит со­мнению и то, что, самостоятельно от­странив высшее иракское руководство от власти, США поставят во главе каж­дого министерства «своих» людей, ко­торые и•будут руководить процессом «демократической» трансформации Ира­ка и восстановлением его разрушенной инфраструктуры. Кто будут эти люди конкретно, пока сказать трудно, а вот о компаниях, которые получат заказ в 900 млн. долларов на первичную ре­конструкцию в послевоенном Ираке, кое-что известно: среди них пять аме­риканских компаний, в том числе стро­ительные гиганты Bechtel и Fluor, a также нефтяная группа Halliburton, во главе которой ранее стоял вице-прези­дент Дик Чейни.

Третий «лакомый кусок» - военные заказы. По оценкам западных экспер­тов, стоимость трехмесячных военных действий в Ираке оценивается в 49 млрд. долларов. Его удлинение до по­лугода поднимает издержки до 73 млрд. Если же война затянется на срок до года, сумма взлетает уже до 121 млрд. долларов. Так что у тех, кто действительно стоит за войной США с Ираком, есть прямой резон особо не спешить с окончательной развязкой. Идеальный вариант — использовать как можно больше дорогостоящего оружия, разрушив при этом минимум инфраструктурных объектов. «Успеш­ная» операция в Афганистане подтвер­ждает эту логику: массированные бом­бардировки обошли стороной не толь­ко лаборатории по производству нар­котиков, но и маковые поля. Подтвер­ждение этому содержится и в ульти­матуме Дж. Буша, который, обраща­ясь к иракской армии, призывает ее неразрушать нефтяные скважины. При­зывает, кстати говоря, вполне осознан­но, поскольку оплачивать весь этот «банкет» Соединенные Штаты сами не желают. И Дж. Буш лукавит, когда го­ворит о том, что США «оплачивали подобные конфликты в прошлом», «Бурю в пустыне» образца 1991 года в основном профинансировала Сау­довская Аравия. Новая война, по-ви­димому, будет оплачена за счет само­го Ирака.

Все это говорит о том, что истин­ная причина войны - ни диктаторский режим Саддама Хусейна (с этим тези­сом никто и не спорит), ни мифичес­кая угроза миру, исходящая от этого режима (кстати говоря, за годы своего пребывания во власти Дж. Буш-млад­ший с большой убедительностью дока­зал, что сформированный им режим, несмотря на всю патетику о демокра­тических ценностях, содержит в себе большую угрозу), ни наличие у Ирака оружия массового поражения (инспек­тора ООН подтвердили, что на терри­тории Ирака такового нет), а элемен­тарные экономические интересы даже не США, а крупных транснациональ­ных корпораций, за которыми отчет­ливо просматривается силуэт далеко не последних фигур из администрации Дж. Буша-младшего.

Но есть еще одна, не менее, а воз­можно, и более значимая причина этой войны - личность самого президента Соединенных Штатов. Именно его ис­кренняя вера в «исключительность Аме­рики», в ее предназначение «сделать мир не только более безопасным, но и сделать его лучше, чем сейчас», его ис­ключительная набожность и олицетво­рение самого себя с неким мессией сыг­рали с Дж. Бушем злую шутку, сделав его всего лишь послушной марионеткой в руках стоящих за сценой кукловодов. Никто не оспаривает первенства Соединенных Штатов в современном мире. Международное сообщество бес­покоит другое: игнорирование США - страны, стоявшей у истоков формиро­вания современной системы междуна­родной безопасности, норм междуна­родного права, навязчивая идея об уни­кальности их роли, попытка навязать свои ценности другим странам и наро­дам, то, что США покушаются на са­мое святое в системе международных отношений - незыблемость государ­ственного суверенитета. И когда Дж. Буш с каким-то яростным упорством, достойным лучшего применения, гово­рит о войне и не желает слушать ника­ких аргументов, когда ООН использу­ется не как инструмент поиска мира, а как орган, придающий войне легитимные основания, когда Белый дом с не­скрываемой радостью воспринимает раскол Европы, когда в расчет не при­нимается политическая судьба даже ближайших союзников, возникает смутное ощущение того, что речь идет либо о каком-то известном лишь «по­священным» глобальном заговоре, це­лью которого является окончательный передел мира[52].

Во всяком случае, единственное, чего добился Белый дом, начав воен­ную операцию в Ираке, это политичес­кого раскола мирового сообщества. Причем в данном случае теория С. Хантингтона не сработала: произошел не цивилизационный, а политический и мировоззренческий раскол. Какие де­мократические ценности может прине­сти новая администрация США Ира­ку, если она сама и созданные в после­днее время «новые демократии» извра­тили само это понятие. За войну про­голосовали не страны, народы или кон­фессий, а кучка чиновников от поли­тики, которые, возможно, купились на обещание получить кусочек с барско­го стола.

К сожалению, конкретные факты заставляют серьезно задуматься о глу­бинных мотивах современной полити­ки американской администрации, кото­рая под вполне осязаемые геополити­ческие и экономические интересы США пытается подложить некие мифологизи­рованные формулы. И действовать в со­ответствии с ними, что самое ужасное.

Какие бы обоснования ни выдвигались в качестве аргументов войны США с Ираком, одно обстоятельство остается все-таки преобладающим, поскольку именно оно лишено всякого полити­ческого и экономического смысла и строится исключительно на эмоциональном уровне. Обстоятельство это связано с тем, что Саддам Хусейн - персональный враг клана Бушей. В политику, как это уже было не раз в истории, вторгается пресловутый фактор «роли личности в истории»

3.3. Внешнеполитические связи с Казахстаном.


Развитие всесторонних отношений с крупнейшей державой современного мира - Соединенными Штатами Америки играет для Казахстана ключевую роль. Казахстан рассматривает эти отноше­ния в качестве долгосрочного приоритета, связанного с продви­жением своих национальных интересов на международной арене. Это вызвано множеством факторов, среди которых наиболее важ­ные - политический вес Америки на международной арене, со­действие обеспечению региональной безопасности, привлечение американского капитала в казахстанскую экономику.

Говоря о нашей стране, Президент США Б.Клинтон отметил, что "нефтяной экспорт Казахстана является ключом к его про­цветанию и, в конечном счете, к стабильности. Соединенные Штаты твердо поддерживают усилия вашей страны по созданию дополнительных экспортных трубопроводов. Мы надеемся, что эти усилия принесут плоды в ближайшем будущем, и будем про­должать поддержку этих усилий".[53]

Составной частью внешней политики США является эконо­мическая помощь новым независимым государствам на двусто­ронней основе, привлечение развитых западных стран и междуна­родных финансовых институтов к оказанию ими подобной помо­щи и поощрение американского частного сектора к инвестирова­нию в экономику этих государств.

Начало казахстанско-американским отношениям было поло­жено 25 декабря 1991 г. официальным признанием США Респуб­лики Казахстан как суверенного государства. На следующий день, то есть 26 декабря, между двумя странами были установлены пол­номасштабные дипломатические отношения на уровне послов.

Таким образом, США одними из первых признали Казахстан и первыми установили дипотношения, продемонстрировав тем са­мым свою заинтересованность в его утверждении в качестве неза­висимого государства.

В начальный период в связи с угрозой распространения ору­жия массового поражения на пространстве бывшего СССР Казах­стан рассматривался Соединенными Штатами в увязке с тремя другими новыми независимыми государствами. США проводили линию на присоединение Беларуси, Казахстана и Украины к До­говору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядер­ных государств, отказа ими от ядерного оружия и его полного уничтожения.

Тогда США преследовали три основные задачи при формиро­вании своей политики по отношению к данной группе государств. Во-первых, предотвратить распространение оружия массового по­ражения. Во-вторых, закрепить происшедшие трансформации пу­тем поддержки и продвижения демократических и общечелове­ческих ценностей. В-третьих, содействовать развитию рыночных реформ в новых независимых государствах.

Повышенное внимание США к Казахстану определялось глав­ным образом наличием на территории нашего государства 104 са­мых современных и эффективных межконтинентальных баллис­тических ракет наземного базирования SS-18 и 1040 ядерных бое­головок к ним. Естественным было стремление Вашингтона ос­лабить угрозу своей безопасности и не допустить появления но­вых ядерных государств  в лице тех, кто наследовал ядерное ору­жие бывшего СССР.

Казахстан, со своей стороны, будучи последовательным сто­ронником идеи всеобщего ядерного разоружения, 22 мая 1992 г. в качестве одной из равноправных сторон Договора о стратегичес­ких наступательных вооружениях (СНВ-1) подписал Лиссабонс­кий протокол и взял на себя обязательство стать неядерным госу­дарством. При этом руководство Казахстана, сознавая важность' сотрудничества с США в процессе демонтажа и утилизации ядер­ного оружия, оценивало "ядерную составляющую" двусторонних отношений как преходящую и предпринимало последовательные шаги по созданию новой базы для долгосрочного и взаимовыгод­ного сотрудничества. Если США концентрировали внимание на ядерном аспекте отношений, то Казахстан с самого начала ставил вопросы развития торгово-экономического сотрудничества как гарантии укрепления независимости и безопасности страны.

Фундамент казахстанско-американского сотрудничества был заложен в ходе первого официального визита Президента РК Н.На­зарбаева в США в мае 1992 г., когда главы двух государств объя­вили об установлении "новых отношений". Как показывает опыт последующих лет, концепция "новых отношений" была вызвана не просто появлением нового независимого государства, но уче­том потенциала наших государств и перспектив сотрудничества. В ходе визита были подписаны Соглашение о торговых отноше­ниях, Договор о поощрении и взаимной защите капиталовложе­ний, Меморандум о взаимопонимании между Правительствами РК и США, Совместное заявление о заключении конвенции об избежании двойного налогообложения. С самого начала прямых контактов обе стороны исходили из того, что безопасность Казах­стана является одним из наиболее важных условий стабильности в Азии.

В последующее время динамика двусторонних отношений на­чала нарастать. Так, в 1992 г. Казахстан посетил ряд делегаций из США. Это - делегация Комиссии Конгресса СИТА по безопасно­сти и сотрудничеству в Европе, сенаторы Крэнстон, Сэм Нанн и Ричард Лугар. В ходе контактов и переговоров американская сто­рона выразила готовность оказать финансовое и техническое со­действие Казахстану в вопросах демонтажа ядерного оружия и выделить на эти цели необходимые финансовые средства. Пози­тивное отношение было проявлено США и по вопросу обеспече­ния безопасности Казахстана.

В декабре 1992 г. было подписано Соглашение о деятельности Корпуса мира США в Республике Казахстан, в соответствии с которым добровольцы из США приступили к оказанию помощи по осуществлению социальных и экономических реформ в Ка­захстане. Большую помощь получает наша страна по линии бла­готворительных и гуманитарных организаций.

В сфере экономических отношений приоритеты отдаются ин­вестиционному сотрудничеству в области энергетики, транспор­та, строительства, горнодобывающей промышленности, телеком­муникаций. В феврале 1993 г. в результате обмена дипломатичес­кими нотами вступило в силу Соглашение о торговых отношени­ях.

Казахстан и США приступили к развитию полномасштабного сотрудничества в области охраны окружающей среды в районе Аральского моря и Семипалатинской области. США обязались предоставить 15 млн. долларов на решение Аральской проблемы: оснащение медицинским оборудованием диагностического цент­ра в Кызылорде; питьевое водоснабжение, в частности, поставка и монтаж очистных сооружений; управление водными ресурсами.

Для детального изучения и подготовки финансовой програм­мы стабилизации и восстановления Аральского моря в июне 1993 г. в регионе побывала миссия Мирового банка, которая приняла решение на первый этап программы выделить 212 млн. долларов, в том числе на казахстанскую часть Приаралья - 57 млн. долла­ров.

Важным этапом в развитии казахстанско-американских отно­шений стал официальный визит в Алматы Вице-президента США А.Гора. В ходе состоявшихся переговоров было подписано Рамоч­ное соглашение о демонтаже шахтно-пусковых установок меж­континентальных баллистических ракет и пять соглашений по его осуществлению. Парафированы Хартия о демократическом парт­нерстве, Соглашение о сотрудничестве в области науки и техники и произведен обмен ратификационными грамотами по Договору о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Дальнейшему расширению двусторонних отношений способ­ствовал официальный визит Президента Н.Назарбаева в США в феврале 1994 г. Главами двух государств была подписана "Хар­тия о демократическом партнерстве"- основополагающий доку­мент, создающий базу для развития и углубления партнерских отношений между Республикой Казахстан и США по всему ком­плексу двустороннего сотрудничества. Впервые в Хартии нашла официальное оформление позиция США, заключающаяся в том, что безопасность, независимость, суверенитет, территориальная целостность и демократическое развитие Республики Казахстан являются для Америки вопросами наивысшего значения.

В Хартии указывается, что Казахстан, став первым государ­ством, ратифицировавшим Договор между СССР и США о сокра­щении и ограничении стратегических наступательных вооруже­ний (Договор о СНВ) в связи со статусом Республики Казахстан как государства-правопреемника бывшего Советского Союза, и присоединившись к Договору о нераспространении ядерного ору­жия в качестве государства, не обладающего ядерным оружием, осуществил ценный вклад в международную безопасность и про­цесс контроля над вооружениями.

Принципиально важное значение для безопасности Казахста­на имеет подтвержденное Соединенными Штатами обязательство вызвать немедленные действия Совета Безопасности ООН для оказания помощи нашей стране как государству-участнику ДНЯО, если наша страна станет жертвой акта агрессии или объектом уг­розы агрессии с использованием ядерного оружия.

Хартия стала программным документом, определившим раз­витие широкомасштабного сотрудничества на долговременной основе между двумя странами практически по всем направлени­ям казахстанско-американского взаимодействия. Факт подписа­ния такого документа на высшем уровне, безусловно, имеет исто­рическое значение. Хартия документально подтвердила установ­ление партнерских взаимоотношений с самой мощной державой мира. Поэтому можно сказать, что данный официальный визит Н.Назарбаева в США стал вехой в международной политике Ка­захстана.

Предусмотренные Хартией намерения развивать взаимодействие во всех областях, включая политику, торговлю и экономику, обо­рону и безопасность, науку, экологию, здравоохранение и куль­туру комплексно реализуются.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.