Еще в прошлом году стало очевидно, что традиционными
методами подстегнуть экономический рост невозможно. Федеральная резервная
система, выполняющая в США роль Центрального банка, в 2001 году 11 раз
понижала учетную ставку банковского кредита в надежде оживить экономику.
Базисная ставка межбанковских кредитов была доведена до 1,75 процента — самого
низкого уровня за последние 40 лет. В минувшем году ФРС не стала прибегать к
этому средству регулирования. По общему мнению, пришла пора прибегнуть к
налогово-бюджетным методам для активизации экономики.
Это понимают и в Белом доме. Выступая в
Чикагском экономическом клубе, Буш предложил амбициозную программу оздоровления
экономики, основной смысл которой сводится к резким налоговым сокращениям на
долгосрочную перспективу. В течение 10 лет поступления в государственную казну
сократятся на 674 миллиарда долларов. Помимо ликвидации федерального налога на
дивиденды с корпоративных ценных бумаг, выплачиваемых частным инвесторам,
программа предусматривает возможность для семей, имеющих на то право, списывать
с налогов тысячу долларов, а не 600, как ранее, по уходу за ребенком. Принятый
в 2001 году закон о сокращении ставки подоходного налога примерно на 2
процента предполагалось ввести в действие в период с 2004 по 2006 год, однако
он стал применяться уже в нынешнем январе[18].
Кроме того, предусматривается опустить в тот же
срок налоговый «потолок» с 38,6 до 35 процентов для людей с самыми большими
доходами, а также расширить категорию налогоплательщиков, доходы которых подпадают
под самый низкий налог — 10 процентов. Среди других мер, включенных в
бизнес-план Буша, — оказание финансового содействия безработным в поиске работы
и поощрение руководителей малого бизнеса с целью стимулирования инвестиций в
обновление производственных фондов.
Снижение налогов — одна из основных идей всей
экономической политики Буша. Это важнейший элемент «рейганомики», которую
нынешний хозяин Белого дома пытается возродить, несколько видоизменив ее. С начала
своего президентства он выступал уже с четырьмя инициативами в этой области.
Ближайшая цель — подтолкнуть экономику к более
энергичному росту благодаря тому, что богатые слои населения в результате
снижения налогов получат дополнительные средства и, по идее, должны
инвестировать их в производство, сферу услуг и фондовые рынки. В долгосрочной
перспективе предлагаемые меры должны вообще изменить систему налогообложения,
причем столь глубоко, чтобы в будущем законодателям было бы очень трудно внести
какие-либо поправки.
В теории все это должно привести к повышению
потребительской, деловой и инвестиционной активности, а соответственно оживить
экономику, что поможет правительству наконец-то решить проблему бюджетного дефицита.
Первым впечатляющим результатом должно стать заметное снижение в течение 1—2
лет уровня безработицы. По оценкам независимых экономистов, в 2003 году темпы
роста американской экономики превысят 3 процента, и считается, что этого достаточно
для предотвращения роста безработицы и даже ее снижения[19].
Однако Джордж Буш не хочет испытывать судьбу,
когда на горизонте маячит кампания по переизбранию его в президенты. «Политика
должна быть очень агрессивной в условиях хрупкой финансовой ситуации, и именно
это было на уме у всех», — признал главный экономист Белого дома Гленн
Хаббард, имея в виду период разработки плана стимулирования экономики.
В ходе его подготовки рассматривались несколько
проектов, отличавшихся по размерам ожидаемых затрат на его реализацию. Однако
Буш в последний момент отверг советы более осторожных экспертов и остановил
выбор на самом дорогом варианте. Сумма расходов оказалась в два раза больше
той, к которой представители администрации заблаговременно готовили конгресс.
Кстати, в этот последний наиболее затратный проект и было включено
радикальное положение о ликвидации налога на дивиденды с корпоративных ценных
бумаг.
Как стало известно журналистам, Буша
предупреждали, что этот шаг, как и весь колоссальный по объему пакет мер
стимулирования экономики, отвечающий в первую очередь интересам самых богатых
американцев, может создать политическую проблему для администрации. Но
президент отмел их предостережения и решил ввязаться в борьбу с оппонентами,
сознательно пойдя на риск в преддверии предстоящих в ноябре 2004 года выборов.
По словам членов команды Буша, его выбор
обусловлен двумя главными причинами. Во-первых, максимальный вариант обеспечит
ему больше гибкости для маневра при обсуждении экономического проекта в
конгрессе, который его партия контролирует при минимальном большинстве. Во-вторых,
советники президента откровенно признают, что столь смелый план должен
продемонстрировать избирателям готовность Буша вплотную заниматься решением
экономических проблем. Буш-младший явно учится на ошибках своего отца,
который, добиваясь переизбрания на пост президента, проиграл демократу Биллу
Клинтону в 1992 году. Слабая экономика сумела разрушить поддержку старшего
Буша со стороны населения, несмотря на то, что он одержал блестящую победу в
Персидском заливе. И еще один принципиальный урок: надо успеть воспользоваться
политическим капиталом до того, как он улетучится.
Центральным и самым дорогостоящим пунктом плана
Буша является ликвидация федерального налога на дивиденды, получаемые частными
инвесторами с корпоративных ценных бумаг. Казне она обойдется в 364 миллиарда
долларов в течение 10 лет. Экономисты давно утверждали, что дивиденды
подвергаются налогообложению дважды: сначала на корпоративном уровне, а затем
на уровне самих владельцев акций.
Это - постоянно повторяющийся феномен: граждане
Соединенных Штатов Америки избирают президентов, которые, как кажется
европейцам, ни в малейшей степени не подходят для этой должности. Сначала был
фермер из Джорджии, занимавшийся выращиванием арахиса, затем - бывший актер из
Калифорнии, губернатор маленького и бедного штата Арканзас на Среднем Западе
США и бывший губернатор Техаса, владевший некогда бейсбольной командой и
занимавший официальный пост, прежде чем стать 43-м президентом, менее шести
лет.
Многим европейцам кажется, будто американцы и
сами не сознают, каким образом они избирают своего президента и тем самым -
лидера единственной оставшейся в мире сверхдержавы. Рассматривая американские
президентские выборы в ноябре 2000 года и последующую затяжную перепалку по
поводу их результатов, большинство европейцев считают, что сложившееся у них
впечатление подтвердилось. К этому добавляется то обстоятельство, что
европейские политики, которые достигли апогея своей политической карьеры, уже
многие годы до этого занимали разнообразные политические посты на различных
уровнях. Они являются преимущественно профессиональными политиками. В отличие
от этого американцы, похоже, охотно избирают дилетантов. Свежий и, пожалуй,
также самый наглядный пример тому - Джордж В. Буш[20].
Его политический курс, в котором запечатлелись
отказ придерживаться Киотского протокола о защите климата, бомбардировка Ирака,
внезапная высылка 50 мнимых российских агентов спецслужб и форсированная
разработка проекта широкомасштабной противоракетной обороны, привел к тому, что
менее чем за сто дней пребывания в Белом доме Буш стал объектом европейской
критики, прослыв «высокомерным, неинформированным и невнимательным гегемоном».
В ноябре прошлого года большинство европейцев,
несомненно, предпочли бы победу вице-президента Эла Гора. В конце концов, Билл
Клинтон был настолько высокочтимым партнером Германии и Европы, что удостоился
за свою вовлеченность в развитие американо-европейских отношений Премии Карла
Великого - высшей европейской награды, которую немцы могут вручать иностранцам.
Очевидно, предполагалось, что Гор будет продолжать политику эпохи Клинтона, для
которой были характерны тесные связи с Европой.
В отличие от него Джордж В. Буш до сих пор редко
наезжал в Европу и ни разу не побывал еще в Лондоне, Париже или Берлине. Свой
внешнеполитический опыт он почерпнул главным образом из жизни на границе с
Мексикой и из поездок в Центральную Америку.
Если при подборе внутриполитических советников,
он решил опереться, как и ожидалось, на экспертов из своей техасской команды,
то в области внешней политики европейским наблюдателям поначалу было неясно, к
кому же обратится «Джордж В.» за необходимым советом. В конце концов, он прибег
к услугам команды своего отца и представил Кондолизу Раис в качестве своего
советника по вопросам национальной безопасности, Колина Пауэлла - в качестве
государственного секретаря, Дика Чейни в качестве вице-президента и Роберта
Цёллика в качестве уполномоченного по вопросам торговли. Все они - опытные
эксперты, самостоятельно научившиеся разбираться в европейских и глобальных
делах.
Правда, выбор Буша в пользу Дональда Рамсфельда
в качестве министра обороны не связан с опытом его предыдущего пребывания в
этой должности при президенте Джеральде Форде, а, скорее, с его участием в
американских усилиях определить требования к вооруженным силам XXI-го
столетия, перед которыми ставятся оборонные задачи, и потребности этих сил.
Рамсфельд, в свою очередь, прибег к услугам бывшего эксперта по вопросам
обороны из правительства Рональда Рейгана Пола Вольфовица, который стал его
заместителем. В интересах последовательности налоговой политики Буш оставил в
должности высшего главы американского эмиссионного банка старого служаку Алана
Гринспена.
В первые месяцы этого года ведущие европейские
лидеры один за другим прибывали в Вашингтон и подчеркивали, что и при
правительстве Буша в трансатлантических отношениях будет по-прежнему
сохраняться атмосфера сотрудничества. Учитывая тот факт, что победа над Гором
на выборах была одержана с небольшим перевесом и республиканцы располагают в
Сенате и Конгрессе лишь незначительным большинством голосов, они рассчитывали,
что новый президент изберет в своей политике центристский путь. Но, приняв
целый ряд политических решений, правительство Буша продемонстрировало вскоре,
что в трансатлантических связях произойдут перемены. Хотя Клинтон также
помышлял о создании системы противоракетной обороны, объявленное Бушем
намерение форсировать проект ПРО вызвало большую озабоченность в Европе,
натолкнулось на ожесточенную критику в России и Китае и породило на
трансатлантическом уровне разногласия в отношении будущего договорного контроля
над вооружениями.
В тот момент, когда европейцы прилагали усилия
для улучшения своих отношений с Северной Кореей, правительство Буша
притормозило свою собственную политику по отношению к Северной Корее и Китаю и
застопорило осторожный курс на сближение, проводившийся предыдущим кабинетом.
Неумелые действия в вопросе о защите климата еще больше усилили неуверенность
европейцев в отношении внешнеполитического курса Белого дома. Разумеется,
ожесточенная политическая перепалка велась на трансатлантическом уровне также и
при правительстве Клинтона, будь то во время конфликта в Боснии или «банановой
войны». Однако Клинтон в своей риторике постоянно подчеркивал потребность в
многосторонних действиях с союзниками, хотя его политика частенько не
соответствовала этим притязаниям.
Но даже тогда, когда между правительством
Клинтона и европейскими союзниками возникли существенные расхождения в вопросе
о том, как действовать на Балканах, американский президент часто воспринимался
европейцами как «the good guy»
в Вашингтоне. Его политические взгляды в значительно большей мере отвечали
взглядам европейцев, нежели политические позиции Сената, в котором доминировали
республиканцы, и который находился под влиянием ультраконсервативных деятелей,
таких как занимавший до сих пор пост председателя Комитета по внешней политике
сенатор Джесси Хелмс. К тому же после первоначальной выжидательной фазы
приводным ремнем внешней политики Клинтона стала потребность интенсивно и зримо
сотрудничать с ведущими европейскими политиками на всех уровнях.
После вселения Джорджа В. Буша в Белый дом стиль
заметно изменится. Новый президент охарактеризовал самого себя как «коммерческого
директора» страны и с помощью этого высказывания обратил внимание на то, что
изучал в Гарвардском университете организацию управления производством. Буш и
на самом деле производит впечатление крупного предпринимателя, когда описывает
повестку дня своего правительства, рассуждает о стратегиях, которые необходимо
претворить в жизнь, и критериях, позволяющих судить об успехах и достигнутых
результатах. Он говорит о намерении инвестировать политический капитал в свои
инициативы и вернуть американским гражданам избыточные налоговые поступления
посредством проведения налоговой реформы.
Между делом Буш провел уже в Белом доме первые
сто дней. Начатые его правительством реформы социальной, энергетической и
оборонной политики подчеркивают явное изменение курса в американской внешней и
внутренней политике[21].
До сих пор Буш делал упор на внутреннюю
политику, что типично для США в начальной фазе после смены правительства.
Президент поставил под контроль республиканцев обе законодательные палаты,
находящиеся в начале и конце авеню Пенсильвания, хотя они имеют шаткое
большинство в американском Сенате и на горсточку больше мандатов в Палате
представителей. Это незначительное большинство не сбивает президента с толку, и
он в стиле исполнительного директора устремляет взор вперед, на развитие
проводимой им политики, чтобы продемонстрировать своим «инвесторам» результаты
и добиться процветания «фирмы».
Урегулирование внешнеполитических кризисных
ситуаций, таких как конфликт с Китаем из-за вынужденной посадки на острове
Хайнань в Южно-Китайском море американского разведывательного самолета,
несомненно, не предусматривалось в повестке дня президента в первые сто дней
его пребывания в этой должности. Однако оказалось, что это дало Бушу
возможность продемонстрировать, как он намеревается в будущем реагировать на
подобные кризисы: он предоставил проведение переговоров с китайским
правительством сотрудникам своего штаба, пока не была достигнута
договоренность о возвращении экипажа самолета. В течение этих переговоров
американский президент избегал эскалации вербальной конфронтации с китайцами,
пройдя свою половину пути и принеся им, в некотором роде, извинения
за инцидент. Но его последующее высказывание об особой приверженности
обороне Тайваня содержало недвусмысленный сигнал Пекину, который с
удовлетворением приняли к сведению консерваторы в
американской Палате представителей. Европейцев, правда, напугал
конфронтационный стиль этого высказывания. В то время, как в Европе образ
действий Буша рассматривали как излишне провокационный, дома он
получил признательность американской общественности и своих политических
приверженцев за урегулирование кризиса усилиями еще не полностью сформированной
администрации и при отсутствии выработанной политической стратегии в
отношении Китая.
Ошибки, подобные той, которую совершил Буш,
отреагировавший излишне поспешно и отклонивший Киотский протокол, допускали в
начальной фазе и прежние правительства. Не посоветовавшись с европейцами и не
предложив альтернативный подход, Буш вынужден был потом высказывать свое
отношение к негативным реакциям на другой стороне Атлантики.
Не только этот пример указывает на то, что
европейско-американский диалог развивается в направлении позиции «agreeing to disagree».
В отличие от парламентских систем правления в Европе, в США процесс отладки
работы нового правительства значительно сложнее и определяется влиятельными
группами внутри и вне правительства, выражающими различные интересы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|