По мнению многих наблюдателей, перемены в
подходах Буша неуловимы, еле заметны и порой даже неожиданны. Помощники нового
президента считают, что он управляет страной, руководствуясь прежде всего
опытом своего губернаторства. Его же критики не раз отмечали, что после
вступления в должность президента Буш поправел, проявив себя гораздо большим
консерватором, чем в период избирательной кампании. Но несмотря на эти
противоречивые оценки, следует признать, что в первые сто дней он довольно
быстро воспринял первый президентский опыт и стал более уверенным и
решительным лидером, чем во время избирательной кампании. Какие же факты
позволяют говорить об этом?
Формирование кабинета
В течение переходного периода избранный
президентом Дж.Буш прежде всего объявил о своих первых назначениях на высшие
посты в аппарате Белого, дома и на кабинетные должности. Еще до обнародования
окончательных результатов выборов во Флориде руководителем аппарата Белого дома
был назначен Э.Кард, помощником президента по национальной безопасности стала
КРайс, государственным секретарем США - отставной генерал КЛауэлл, министром
финансов - П.СУНил, министром обороны - ДРамсфелд, министром юстиции -
Дж.Эшкрофт, министром внутренних дел - Г.Нортон, министром сельского хозяйства
- Э.Винимен, министром торговли - Д.Эванс, министром труда "" Э.Чао,
министром здравоохранения и социальных служб - Т.Томпсон, министром жилищного
строительства и городского развития - М.Мартинес, министром транспорта —
Н.Минета, министром энергетики — С.Абрахам, министром образования - Р.Пейдж,
министерство по делам ветеранов возглавил Э.Принципи. Директором
Административно-бюджетного управления стал МДэниелс, представителем США на
торговых переговорах — Р.Золлик, Агентство по защите окружающей среды
возглавила Кристина Т.Уитмен. Председателем Экономического совета был назначен
профессор Гарвардского университета, научный сотрудник Американского
предпринимательского института ЛЛиндсей[28].
Пост посла США в ООН получил Дж.Негропонте,
который до этого был дипломатическим представителем США в Гондурасе
(1981-1985), Мексике (1989-1993) и на Филиппинах (1993-1996), а в годы второго
президентства Рейгана работал заместителем помощника президента по национальной
безопасности.[29]
Что же представляет собой высший состав новой
администрации США в целом? Как известно, в ходе избирательной кампании многие
эксперты, как в США, так и за их пределами, совершенно справедливо отмечали,
что Буш не знает вашингтонских коридоров власти, не очень сведущ в
международных делах и не вполне понимает проблемы внешнего мира. Кстати говоря,
20 лет назад подобные же упреки раздавались и в адрес Р.Рейгана, что, однако,
не помешало тогдашней республиканской администрации проводить в целом довольно
продуманную внутри- и внешнеполитическую линию.
Несмотря на то, что Буш в гораздо меньшей
степени, чем его отец, оказался подготовлен к должности президента, он, как и
Рейган, обладает одним существенным качеством, необходимым для национального
лидера — находить, привлекать к себе и использовать таланты, которым можно
доверить исполнение части своих обширных и разнообразных обязанностей.
Нынешний президент США неоднократно заявлял о том, что не боится окружать себя
сильными, способными, компетентными политиками, настоящими государственными
деятелями, отчетливо осознавая, что хорош тот администратор, который понимает
и как подобрать квалифицированные и высокопрофессиональные кадры, и как
делегировать им собственные полномочия. Именно это позволяет рассматривать
новое правительство Соединенных Штатов как потенциально одно из наиболее
компетентных и профессионально подготовленных для того, чтобы твердо отстаивать
прежде всего интересы собственного государства и эффективно решать стоящие
перед ним проблемы. Кроме того, в целом его можно охарактеризовать как
правоцентристское, хотя в отношении США подобные "европейские"
характеристики, быть может, и не очень подходят. Известно, что и консервативные
"мозговые тресты", и воодушевленные приходом Буша к власти отдельные
консерваторы были напрямую вовлечены в процесс подбора кандидатур как на высшие
кабинетные должности, так и на административные посты второго и третьего
эшелонов[30].
Однако нынешняя администрация не состоит только
из идеологов-ортодоксов, к числу которых следует отнести прежде всего министра
юстиции Дж.Эшкрофта, министра внутренних дел Г.Нортон и министра труда Э.Чао.
Вице-президент Р.Чейни, государственный секретарь КПауэлл и даже министр
обороны ДРамсфелд (Г.Киссинджер назвал его самым жестким человеком, которого
он когда-либо знал, включая всех мировых деспотов), напрямую связанные с
определением внешнеполитического курса, характеризуются как ответственные люди
с богатым опытом политической деятельности и государственного управления, как
реалисты и прагматики.
Подобно Рейгану, Буш действительно охотно
делегирует свои полномочия, однако Рейган никогда так не возвышал собственного
вице-президента, как это делает нынешний хозяин Белого дома. В самом деле,
более опытный, квалифицированный и по всей видимости не имеющий собственных
президентских амбиций Р.Чейни, несмотря на проблемы со здоровьем, с успехом
исполняет свою партию за сценой. Именно он играет важную роль в формировании
взглядов Буша по важнейшим стратегическим проблемам (например, национальной
ПРО), являясь при этом основным связующим звеном между Белым домом, Конгрессом
и прессой, особенно консервативной. Чейни отводится и функция главного
"успокоителя" Буша, который, как известно, характеризуется излишней
эмоциональностью и даже вспыльчивостью, в отличие от своего отца, умевшего
маскировать свои настроения и чувства.
Воодушевленные приходом республиканцев к власти
американские консерваторы были искренне удивлены тем, насколько Буш отражает их
взгляды и воспринимает их политику. Проведенные им назначения на ключевые посты
в администрации заставляют думать, что действующее ныне в США правительство
будет самым правым за последние 20 лет. При этом следует иметь в виду, что
одной из особенностей нового кабинета является его тесная связь с миром
бизнеса, особенно с нефтяными и газовыми корпорациями. По утверждению газеты
"Нью-Йорк тайме", 14 из 25 высших должностных лиц в окружении Буша
связаны с этим бизнесом. Среди них сам президент Буш, вице-президент Чейни,
министр торговли Эванс и др.[31]
Таким образом, деловые круги США стали главными
спонсорами избирательной кампании Буша. Причем среди них было много таких
бизнесменов, которые субсидировали республиканского кандидата дважды - через
личные вклады и через ассоциации и комитеты политического действия. Среди индивидуальных
спонсоров - юристы (они внесли в избирательный фонд Буша 5,7 млн. долл.),
владельцы недвижимости (4,1 млн. долл.), компании по продаже ценных бумаг и
инвестиционные фонды (3,7 млн. долл.), финансисты (3 млн. долл.), банки (2,1
млн. долл.).
Известно, что крупнейшей в мире федерацией,
представляющей более 3 млн. корпораций разного уровня и лоббирующей их
интересы, является Торговая палата США. Она регулярно проводит обзоры
деятельности почти 2 тыс. компаний на предмет выявления их основных приоритетов
— среди них на 2001 г. ею были определены законодательная реформа, снижение
налогового бремени для предпринимателей и ослабление государственного
регулирования.
Для того чтобы предоставить бизнесу больше
свободы в установлении продолжительности рабочего дня, Торговая палата США
давно ведет усиленное лоббирование Конгресса по пересмотру социального
законодательства "нового курса", в частности закона о регулировании трудовых
отношений от 1935 г. (закон Вагнера) и закона о справедливых условиях найма
1938 г., а также дальнейшего демонтажа государства "всеобщего
благосостояния".
Бюджетные приоритеты
Почти сразу после вступления в должность Буш
направил в Конгресс ряд предложений, вытекающих из его предвыборной программы.
В их числе: законопроекты о запрете абортов, реформе системы образования,
проект федерального бюджета и программа сокращения налогов.
В своем первом почти 50-минутном обращении к
Конгрессу 28 февраля 2001 г.[32], 76 раз прерывавшемся
аплодисментами, Буш отметил, что можно было бы нарисовать две различные
картины страны. На одной из них - рост цен на электроэнергию, множество
проблемных школ, бедность, насилие, расизм. Другая же картина полна радужных
красок: сбалансированный бюджет и большой профицит, армия, которой нет равной,
страна, живущая в мире с соседями, технология, революционизирующая весь земной
шар, и, наконец, наивысшая ценность ~ сам американский народ. Однако ни одна
из этих картин, по утверждению президента, не является правильной и полной.
Президент заявил, что в течение десятилетий
правительство запрашивало с граждан больше, чем ему необходимо, что американцам
несправедливо завышали налоги. Именно это и стало источником того бюджетного
профицита, которым так гордилась предшествующая администрация. "Профицит -
это не деньги правительства, профицит - это деньги народа", - утверждал
докладчик. Требуя компенсации от лица американских граждан, в своем первом обращении
к Конгрессу Буш призвал законодателей принять его "обоснованный и
надежный" бюджет, предусматривающий прежде всего решение вопросов
первостепенной важности, выплату государственного долга, сокращение федеральных
расходов и возврат американцам 1,6 трлн, долл., переплаченных ими государству в
виде чрезмерно высоких налогов.
"Безудержные правительственные расходы -
это опасный путь, ведущий к образованию дефицитов, поэтому нам следует идти
другим путем. Альтернативный вариант состоит в том, чтобы дать американцам
возможность тратить собственные деньги на их личные нужды, на решение их
собственных важнейших проблем и на выплату их личных долгов"[33],
- заявил Буш.
Образование, качественное медицинское
обслуживание, пенсионное обеспечение, чистота окружающей среды, сильная
оборона - вот приоритеты, которые прежде всего намерена финансировать
администрация. Причем, образование было объявлено высшим ее приоритетом. Белый
дом намерен объединить десятки существующих образовательных программ и
позволить, штатам самим решать, куда направлять ассигнования.
Бюджет новой администрации предусматривает
увеличение расходов на социальное страхование и медицинское страхование
пенсионеров.
Некоторые наиболее консервативные республиканцы
в Конгрессе, правда, были разочарованы тем, что Буш не стал требовать, больше
денег для Пентагона. На 2002 фин. г. президент просил увеличить военный бюджет
на 4 млрд., т.е. всего на 1%. И тогда в следующем году он составит 319,2 млрд.
долл. (16,3% расходной части бюджета) и 322,1 млрд. долл. в 2003 фин. г. (16%
всех расходов)[34]. Президент призвал к
значительному сокращению военных баз за пределами США, считая их продуктом
холодной войны, не отражающим новые реалии. Заметим, что это развивает
тенденцию, существовавшую ранее: с 1988 по 1995 г. Пентагон уже ликвидировал 97
крупных военных баз.
Бюджет предусматривал и расходы на международные
программы в объеме 20,7 млрд. долл., включающие ассигнования на деятельность
Госдепартамента, борьбу с наркомафией, на усилия по сокращению оружия
массового поражения, а также на помощь другим странам в совершенствовании
контроля над экспортом потенциально опасных технологий.
Намереваясь исправить издержки
"рейгановской революции", Буш с гордостью заявил о намерении
выплатить в течение ближайших десяти лет 2,1 трлн. долл. для покрытия
государственного долга, составляющего сегодня 3,2 трлн. долл. "Это самая
быстрая в истории выплата такой большой части долга, которая когда-либо
делалась отдельной страной", - отметил он в своей речи в Конгрессе[35].
Объясняя растущий бюджетный профицит высокими
налогами, президент утверждал, что правительство в американском обществе берет
на себя больше функций, чем это необходимо. Например, в 2000 г. расходы
государства выросли на 8% и превысили показатели темпов экономического роста,
роста личных доходов и инфляции. Именно эти безграничные правительственные
расходы ведут по опасному пути к дефициту. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию,
следует избрать другой путь — позволить людям самим решать, куда тратить
собственные деньги.
Предложения Буша по налогам нацелены на снижение
всех ставок подоходного налога, а также сокращение их числа с пяти до четырех
- по 10, 15, 25 и 33%. Таким образом, высшая его ставка должна снизиться с 39,6
до 33%, а низшая — с 15 до 10%. По прогнозам Белого дома, благодаря этому плану
6 млн. американских граждан совсем освобождаются от уплаты налогов, а средняя
американская семья с двумя детьми сберегает ежегодно 1600 долл.
Стремясь рассеять страхи демократов относительно
того, что предложенное им всеобъемлющее снижение налогов слишком велико, а
также пытаясь предстать в облике проводника ответственной бюджетной политики,
президент, к их удивлению, объявил даже о создании чрезвычайного резервного
фонда (предвыборное предложение Альберта Гора!) в размере 1 трлн. долл.,
предназначенного на непредвиденные расходы и для решения "пока невидимых"
проблем.
Буш обещал, что его правительство будет
"активным, но в меру, деятельным, но не властолюбивым" в решении
таких важнейших задач, как создание отличных школ, качественное
здравоохранение, обеспеченная пенсия, чистая экология и крепкая оборона. Он
выразил уверенность в том, что намеченный профицит бюджета в 5,6 трлн. долл. и
ограничение расходов станут гарантией того, что американцы уже в 2001 г. смогут
одновременно снизить налоги, увеличить расходы на образование и систему социального
обеспечения, покрыв при этом часть государственного долга.
Бюджетные предложения Буша были восприняты
демократами в штыки. Они обвинили его как в отсутствии логики, так и в пустых и
нереальных обещаниях. Лидер демократического меньшинства в Сенате Том Дэшл,
например, заявил о том, что его партия также выступает за снижение налогов, но
за такое, которое будет справедливым по отношению ко всем американцам, а не
только богатой верхушке, которое позволит выплатить долг и вложить полученные
от этого средства в будущее Америки. Сенаторов поддержали и демократы-конгрессмены.
Лидер демократического меньшинства в 'Палате представителей Р.Гепхардт
отметил, что названные Бушем цифры "просто не сходятся" и американцы
вряд ли смогут получить желаемые федеральные программы и одновременно вернуть
себе переплаченные налоги.
Американские консерваторы часто любят повторять,
что Бог создал республиканцев для того, чтобы они сокращали налоги. В самом
деле, республиканцы (как, впрочем, и демократы) осознавали, что успех
президентства Буша в значительной степени будет зависеть от того, проведет ли
он свой план налоговых сокращений через Конгресс или нет. Однако ключом к
успеху президентства Буша, и, возможно, даже будущего всей консервативной
политики, служат не столько его налоговые сокращения, которые, как показывает
опыт, почти всегда в той или иной форме принимаются законодателями, но и нечто
гораздо более прозаичное - уменьшение расходов[36]. Понимал его,
Буш сумел убедить Конгресс в необходимости удерживать расходы в определенных
пределах. В противном случае вся его финансовая программа-провалилась бы, а
консервативная идеология оказалась бы дискредитирована на годы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|