рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Ценности-традиции и аксиологическая парадигма современности

Ценности-традиции и аксиологическая парадигма современности

Содержание


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОРИИ ЦЕННОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

1.1 Категория «ценность» и её философский смысл в русле аксиологической парадигмы современности

1.2 Аксиологические идеи в западной философской традиции

ГЛАВА 2. КОНТУРЫ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ

2.1 Историко-философский дискурс аксиологической проблематики в русской философии

2.2 Критико-рефлексивный анализ современных отечественных аксиологических подходов и концепций

ГЛАВА 3. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОСТИ

3.1 Современный ценностный кризис и поиск общечеловеческих ценностей

3.2 Традиционные и новые ценности в контексте аксиологической парадигмы современности

ВЫВОДЫ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ


Социокультурная ситуация в сегодняшней России – это время отрицания и переоценки прежних ценностей, поиска новых способов сохранения и трансляции культурного опыта, связанных с распадом традиционных и одновременно с возникновением новых ценностей. Новые социальные условия и соответствующая им конкретно-историческая ситуация обязывают вновь и вновь обращаться к осмыслению ценностной проблематики, как бы традиционно она ни звучала.

Человеком всегда и везде предпринимались попытки осмыслить и оценить окружающую действительность, понять самого себя и других людей, осознать и объяснить загадочное и неведомое, и именно так проявлялось ценностное отношение человека к миру. Проблема изучения ценностного мира людей всегда была и будет эпицентром философских споров и дискуссий. Ещё с глубокой древности человеком задавались вопросы, не потерявшие своей значимости и актуальности и поныне: Кто я, зачем пришел в мир, каково моё место в нём, каков смысл моей жизни, на основании каких ценностей я должен делать выбор своего жизненного пути, определить цели и смысл своей деятельности, выбрать средства их достижения?

Ценность – характерная черта человеческой жизни. На протяжении многих веков у людей вырабатывалась способность выделять в окружающем мире предметы и явления, которые отвечают их потребностям и к которым они относятся по-особому: ценят и оберегают их, ориентируются на них в своей жизнедеятельности. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, понятие «ценность» используется в философии, социологии, психологии для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.

В настоящее время проблема ценностей приобретает непроходящее значение. Это объясняется тем, что процесс обновления всех сфер общественной жизни вызвал к жизни немало новых как положительных, так и отрицательных явлений. Развивающийся научно-технический прогресс, индустриализация и информатизация всех сфер современного общества – всё это порождает рост негативного отношения к истории, культуре, традициям и ведёт к девальвации ценностей в современном мире. В такие особые исторические моменты необходимым компонентом поддержания стабильности общества, началом взаимопонимания и взаимодействия людей выступают именно традиционные ценности.

Живя в современности, трудно ограничиться лишь одними традициями, многое в ценностях приходится переосмысливать и даже кардинально менять, либо создавать заново, или же заимствовать, поэтому сформированные традиционные ценности являются не мертвым бременем, а, напротив, постоянно обновляющимся достоянием культуры. Одновременное существование в аксиосфере традиционных и современных видов ценностей является закономерным, т.к. новаторство и традиции – две взаимосвязанные стороны развития культуры, характеризующие наличие в ней как устойчивых, так и противоречивых моментов. В силу этого весьма актуальной проблемой в философском знании является вопрос о динамике ценностей, вопрос об антиномии устойчивости и изменчивости в ценностной системе. Одним из терминов, отражающих сложное и противоречивое единство структуры и динамики ценностей, выступает понятие «аксиологическая парадигма современности».

В философских учениях, рассматривающих проблему человека, его сущность и предназначение, поднимались вопросы, связанные с ценностями – в античной философии (Сократом, Платоном, Аристотелем, стоиками, эпикурейцами), в средневековой философии (А. Августином, Тертуллианом), в философии Возрождения и Нового времени (Н. Кузанским, Дж. Локком, М. Монтенем, Э. Роттердамским), классической немецкой философии (И. Кантом, И.-Г. Фихте, Л. Фейербахом, К. Марксом), философии XX в. (М. Бубером, Ж.-П.Сартром, М. Хайдеггером, К. Ясперсом, К. Юнгом, Д. Дьюи, Фрейдом, Э. Фроммом, М. Шелером). Значительный пласт философской литературы посвящен проблеме разработки общетеоретических основ аксиологии – И. Кант, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Г. Лотце, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Гуссерль, М. Шелер, Н. Гартман, М. Вебер и др.

Для русской философии характерно ценностное содержание и огромный интерес к исследованию духовного мира человека. Русская религиозная философия внесла весомый вклад в исследование аксиологических проблем (Н.А. Бердяев, Ф.М. Достоевский, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский, Г.В. Флоровский и др.). Рассматривая современную отечественную традицию изучения проблемы ценностей, следует отметить, что в советской гуманитарной литературе большое внимание аксиологическим вопросам стало уделяться с 60-х гг. ХХ в., однако в этот период в работах О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, М.К. Мамардашвили, Л.Н. Столовича, В.П. Тугаринова, В.А. Ядова и других обсуждение основных аксиологических проблем осуществлялось с позиций этики, эстетики, социальной психологии и педагогики.

Возрастание интереса на рубеже 80–90-х гг. ХХ в. к изучению ценностного мира объясняется потребностью в объективном анализе со стороны духовно-ценностного содержания происходящих в стране социокультурных перемен. Актуальность изучения аксиологических приоритетов общественных субъектов обусловила появление целого ряда глубоких многоаспектных культурологических и философских исследований проблемы ценностей. Г.П. Выжлецов исследует основные этапы становления аксиологии и духовные ценности с позиции субъектно-субъектных отношений. М.С. Каган разрабатывает философскую теорию ценностей и в её рамках концепцию ценностно-культурного подхода. Н.С. Розов обосновывает принципы конструктивной аксиологии. В.Б. Швырков предлагает космическое обоснование существования ценностей, смысла существования человека и человеческого разума с позиций системно-эволюционного подхода.

В последние годы проводится ряд эмпирических исследований, изучающих разносторонние аспекты аксиологических предпочтений, существующих в современном российском обществе под руководством Г.Г. Дилигенского, И.М. Клямкина, Б.Г. Капустина, А.А. Кара-Мурза, Н.И. Лапина, В.В. Лапкина, Ю.А. Левады, В.К. Левашова, А.С. Панарина, И.К. Пантина и др.

Немаловажное значение для философского осмысления традиционных и формирования новых ценностей имеют исследования, проводимые учёными Ростовской философской школы (Ю.Г. Волков, Г.В. Драч, В.Е. Давидович, Г.С. Денисова, Ю.А. Жданов, Е.В. Золотухина, Т.П. Матяш, И.В. Мостовая, М.Н. Радовель, Л.А. Штомпель, О.М. Штомпель, В.П. Яковлев и др.), рассматривающих культуру в русле деятельностного подхода.

Парадигмальный подход активно используется в работах В.Л. Алтухова, Г.Г. Дилигенского, Ю.А. Муравьёва, И.С. Утробина, Ю.В. Якимовича, но содержание понятия «культурная парадигма» мыслится как синоним понятия «культурологический подход» в различных областях социально-гуманитарного знания (в психологии, педагогике, лингвистике. Р. Костелянец, М. Липовецкий, В. Тюпа распространяют понятие «парадигма» на сферу искусства, другие известные исследователи (С.Г. Лавлинский, К. Завершинский, Н.С. Розов) считают, что существует аксиологическая парадигма исследования культуры. Л.В. Баева, М.А. Беляева и ряд других современных учёных обосновывают существование аксиологической парадигмы современности.

Проведённый мною анализ существующей литературы по теме данного исследования показал, что на современном этапе разнообразные аспекты ценностной проблематики в контексте аксиологической парадигмы современности активно разрабатываются во всех областях гуманитарного познания. В то же самое время исследования носят в основном эмпирический характер и осуществляются, как правило, с социологических, политологических, психологических, педагогических или других профессионально-ограниченных позиций. Существующая междисциплинарная разнородность в исследовании высвечивает только отдельные аспекты изучаемого явления. Это обстоятельство определило исследовательское поле работы, целью которой является изучение традиционных и новых ценностей в контексте аксиологической парадигмы современности.

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОРИИ ЦЕННОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

1.1 Категория «ценность» и её философский смысл в русле аксиологической парадигмы современности

аксиологический идея ценность философский

Ценностная проблематика является традиционно актуальной для философской рефлексии. Современный этап философского развития отмечен особым интересом к аксиологии, берущей на себя своеобразную функцию «интегратора» социогуманитарного знания – аксиологическая проблематика стала предметом ряда наук, так или иначе обращающихся к анализу специфики человека и человеческой деятельности, – антропологии, социологии, философии, политэкономии и др.

В этой связи возникает необходимость исследования основополагающих принципов мировоззренческого и логико-методологического характера, позволяющих рассматривать аксиологические вопросы современности. Одним из внешних факторов, определяющих тенденции развития ценностей, по мнению автора, является её культурная аура, её доминирующая культурная парадигма.

Долгое время термин «парадигма» не имел широкого распространения и стал активным в употреблении лишь после работы Томаса Куна «Структура научных революций». В дальнейшем понятие парадигмы получает устойчивую смысловую нагрузку как совокупность теоретических и методологических положений в качестве стандарта в тех или иных научных сообществах. Для Т. Куна парадигма – это модель, на основе которой возникает конкретная традиция научного мышления и которая, вместе с тем, носит более общий – культурный – характер. В последнее время понятия «парадигма», «культурная парадигма» довольно часто встречаются в социально-гуманитарных исследованиях, изучающих различные формы и явления культуры, особенно при рассмотрении её динамических механизмов.

Культурная парадигма – это своего рода социокультурная матрица, состоящая из упорядоченных, наиболее подвижных элементов культуры и включающая в себя совокупность общепризнанных на определенном историческом этапе предписаний для различных сфер человеческой деятельности, определяющих развитие этих сфер как частей целого культурного образования. В то же время данная матрица является не постоянной, а изменяющейся от эпохи к эпохе социокультурной переменной [5, с. 9]. Культурная парадигма, выступая в виде «развёрток» более крупных временных отрезков, всякий раз предлагает особые и обязательно ценностно-актуальные для конкретного исторического времени способы объективации, выражения главенствующих культурных смыслов в разных сферах человеческой деятельности.

Среди значительных признаков культурной парадигмы выделяют следующие:

-   объективность (подлинность, онтологичность);

-   конституитивность (способность лежать в основе в качестве некоего закона или правила, являться образцом, моделью самоорганизации);

-   коллективность (распространённость и актуальность для групп людей);

-   темпоральность (отнесённость к фиксированному конкретному историко-культурному времени);

-   репрезентативность (представленность в сознании членов общества всего, что значимо для действующих индивидов, объективная совокупность выразительных возможностей);

-   имманентность субъекту (слитность общекультурного стиля со своим субъектом);

-   связь социального, культурного и психологического субъектов в одну систему, выступающую основой социокультурного мира и являющуюся способом идентификации субъектов культуры) [31, с. 54].

Необходимо отметить, что во многих исследованиях, анализирующих культурную парадигму и её частные проявления (в науке, философии, искусстве, политике и т.д.), актуализируется вопрос о её структуре и особенностях функционирования. Опираясь на концепцию одного из лидеров современной постпозитивистской философии науки Т. Куна, а также на современные отечественные исследования (Н.Б. Бакач, Е.А. Покровская, Л.С. Перевозчикова) в области социально-гуманитарных наук, автор считает, что в список основных элементов культурной парадигмы включается следующее:

-   особая ценностная иерархия, система значимостей ценностей для решения жизненных задач субъекта культурной парадигмы (согласно концепции Т. Куна – ценности, задающие и нормы построения научного знания);

-   единый общий для всей эпохи символический ряд – набор «паролей» эпохи, набор ключевых слов и вещей, общий тип семиотических отношений (согласно концепции Т. Куна – символические обобщения, составляющие формальный аппарат и язык, характерный для данной научной дисциплины по Куну);

-   парадигмальные (прецедентные или репрезентативные) тексты, выступающие ведущим мифом эпохи («метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания – по Куну);

-   образ-идеал, выступающий для эпохи образцом стиля жизни (образцы по Куну);

-   субъект – творец и носитель культурной парадигмы (Кун в своих работах «Коперниканская революция» (1957 г.), «Структура научных революций» (1962 г.) рассматривает научное сообщество ученых, признающих одну и ту же парадигму);

-   общность жизни, судьбы, культурно-исторической миссии данного субъекта, которые находят своё выражение в ведущем типе отношений при решении общих смысложизненных задач;

-   наличие общей социокультурной эмоции, общего жизненного настроения;

-   самосознание субъекта культурной парадигмы, связанное с обретением самоидентичности, истинных смыслов своего социокультурного бытия;

-   «духовные лидеры» эпохи, так называемые великие люди своего времени, процесс самоидентификации которых изоморфен такому процессу в отношении всей эпохи. Это люди, которые дают эпохе возможность осознания себя, дают слова для самоназвания эпохи, формулируют и декларируют те смысложизненные задачи, способы решения которых являются стержнем культурной парадигмы [5, с. 14].

В исследованиях Н.Б. Бакач, Л. Канаевой и других описываются следующие функции культурной парадигмы:

-   интегрирующая функция (способность культурной парадигмы объединять общими целями, смыслами и способами решения жизненных проблем людей одной эпохи в единый социокультурный субъект; способность выступать фактором целостности культуры в единице культурного времени и пространства);

-   дифференцирующая функция, которая позволяет каждой конкретной культурной парадигме быть отличной от других;

-   рефлексивная функция (способность субъекта культурной парадигмы осуществлять самоанализ, оценку жизненного опыта предшествующих культурно-исторических эпох, выработку своего отношения к нему; способность к самосознанию);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.