рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Ценности-традиции и аксиологическая парадигма современности

Анализируя понятие ценности в пространстве этих шести базовых оппозиций, Д.А. Леонтьев обосновывает предпочтение одного из двух полярных решений в отношении некоторых из них и фиксирует реально существующую двойственность аспектов бытия ценности в отношении других [41, с. 8]. Д.А. Леонтьев выделяет три формы существования ценностей: общественные идеалы – выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных формах общественной жизни; предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей; мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие её к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы переходят друг в друга и взаимосвязаны. Рассматривая ценности в контексте учения о смысловой сфере личности, Д.А. Леонтьев определяет их как смысловые образования, находящиеся на вершине иерархии смысловых структур и выполняющие смыслообразующую функцию по отношению к мотивам, конструктам и диспозициям.

Космическое обоснование появления общечеловеческих ценностей в результате эволюции предпринимает В.Б. Швырков, считающий, что общечеловеческие ценности – «это объективно правильные ценности», которые определяются только «космическим предназначением человеческого разума» [90, с. 120].

Рассматривая эволюционную закономерность появления нервной системы, В.Б. Швырков утверждает, что у высших животных существуют разнообразные «стратегии социального поведения», которые генетически обоснованы, являются специфическими и адаптационными для любого вида. Homo sapience как и любое высокоразвитое животное обладает механизмом адаптации к окружающей среде. Таким механизмом являются общечеловеческие ценности, которые появились в процессе эволюции с усложнением иерархической структуры человеческого общества. В.Б. Швыр-ков выделяет два типа или класса ценностей: материальные (у человека они общие с животными и достигаются они только в конкурентной борьбе), обеспечивающие выживание, и постматериальные, «обусловленные желанием получить бессмертие в том или ином религиозном смысле или в памяти потомков», достигаемые не в конкуренции, а в «кооперации всего человечества, когда успех одного одновременно есть успех всех» [90, с. 125].

Возникновение моральных ценностей в человеческом обществе вызвано одной весьма важной причиной – осознание смертности человеком стало возможным в результате появления речи и полученной возможности наследования знаний. Предназначение человеческого разума состоит в «сохранении информации об эволюции Вселенной», это генетически предопределено, являясь «космическим предназначением» человечества и может быть достигнуто в том случае, если «воспитать и образовать ограниченное энергетическими возможностями планеты количество людей». В этой ситуации становится несомненно важным, какие ценности пред-почтёт конкретный человек (материальные или постматериальные), имея свободную волю способствовать или препятствовать «выполнению предназначения своего разума» [90, с. 128].

Представление о включении ценности в механизм регуляции поведения в настоящий момент является весьма распространенным, при этом Б.В. Швырков, развивая натуралистическую концепцию, завышает возможности эволюционного процесса. Указанная концепция выступает проявлением применения аксиологического подхода в психологии, использующего современные научные достижения в биологии и генетике.

Автор не может согласиться с позицией В.Б. Швыркова, трактовка появления ценностей как оправданных естественным отбором, объяснение ценности как некого принципа, свойственного всему живому является примером аксиологического натурализма, в представленной концепции возникновения ценностей, прежде всего, игнорируется роль человеческого ценностного ориентира в мире, главным для человеческой личности являются биологические потребности и инстинкты.

Совершенно иную аксиологическую концепцию «специфики и структуры общечеловеческих ценностей» предлагает представитель Санкт-Петербургской философской школы Г.П. Выжлецов. Согласно этой концепции, ценность представляет собой «необходимую, должную, желаемую цель», которая впоследствии становится идеалом и при этом участвует «в обратном нормативно-регулирующем воздействии на межсубъектные, межчеловеческие отношения» [15, с. 86]. Необходимо отметить стремление этого автора построить системную модель ценности, что в методологическом аспекте является весьма продуктивным, поскольку в полной мере соответствует современным философским представлениям.

Отстаивая свою точку зрения, Г.П. Выжлецов утверждает, что ценность выступает как субъектно-субъектное отношение, и проявляется, функционирует, реализуется только в межсубъектных отношениях, судить о ценностях можно лишь по их реальному проявлению в жизни человека, в его отношениях к обществу в целом, к людям, к самому себе, к природе; ценности обладают познавательным и регулятивно-целевым значением, они «существуют и функционируют объективно в практике реальных социальных отношений» [16, с. 18].

Субъектно-субъектные отношения складываются между субъектами по причине событий, фактов, реальных явлений, которые в процессе оценки приобретают значимость (положительную или отрицательную) и становятся носителями ценностей. Отношение субъекта к объекту определяет специфику оценки, которая как аксиологическая категория представлена единством оценочного отношения и оценочного суждения, и, таким образом, оценка представляет собой субъектно-объектное отношение, а ценность – субъектно-субъектное. Исследователь идет по пути построения многоуровневой структуры ценностей, отмечая, что в структуру ценности входит идеал (единство желаемого и должного, составляющее духовные ценности), норма (социально-политические ценности), объект-носитель ценности и его значимость (положительная или отрицательная) для субъекта. Структура ценности подвижна, любой из уровней может выйти на первый план. Духовные ценности функционируют на уровне идеала и отличаются от похожих на них суррогатов из сферы идеального. Основными духовными ценностями являются бескорыстность, искренность или правдивость и главная духовная ценность русского человека – совесть. Г.П. Выжлецов определяет основные свойства ценностей, их роль и функции в обществе: ценностные отношения являются внутренними и ненасильственными, подлинные ценности невозможно отобрать силой и ценности научно и логически не доказуемы.

Интересна мысль Г.П. Выжлецова о том, что невозможно говорить об экономических ценностях, т.к. в экономических отношениях «один из самоценных субъектов превращается другим субъектом в объект своих манипуляций», поэтому человеческие идеалы проявляются в экономике в виде потребительной ценности, которая…превращается в основу прибыли – прибавочную стоимость» [15, с. 90]. На наш взгляд, является спорной точка зрения Г.П. Выжлецова, отождествляющая ценности с желанным. Желанное может выступать как ценностная характеристика, как цель существования, но не положительная ценность. Мы считаем, что отождествление ценности с желанным, во-первых, не защитимо от обвинения в релятивизме: желанное обязательно содержит эмоциональную составляющую, и при этом желанное может не только объединять людей, но в большей степени разъединять их, и, во-вторых, желанное ни в коей мере не является ценностью, оно может стать носителем ценности, если обладание желанным становится стимулом деятельности человека.

Философскую теорию ценности в контексте культуры и используемый в рамках этой теории ценностно-культурный подход разработал российский культуролог и философ М.С. Каган. Ведущей идеей ценностно-культурного подхода является рассмотрение ценности как специфического проявления субъектно-объектного отношения. Феномен ценности представляет сложное, целостное и многомерное образование, которому присуща биполярная структура – каждой позитивной ценности соответствует негативная ценность или «антиценность», и как системная целостность, ценность имеет свою форму и содержание. Ценность в жизни человека и общества выполняет двойственную роль – «она проявляется и в отношениях субъекта к объекту и в межсубъектных отношениях» [30, с. 189]. С позиции ценностно-культурного подхода в структуре человеческой деятельности выделяется её четыре элементарные формы: познание, преобразование, ценностное сознание и общение.

Критически осмысливая существующие в философской литературе интерпретации ценности, М.С. Каган утверждает, что ценность не сводима ни к оценке, ни к цели, ни к идеалу, ни к истине. Существующее в философии неразличение ценностных, познавательных и утилитарных оценок вызвано явлением полисемии, при этом в одном суждении о каком-либо явлении существующие оценки могут совпадать по «своему знаку», а могут противоречить и противостоять друг другу. Ценность также не сводима к истине, т.к. истина может быть носительницей ценности, но истина не является аксиологической категорией, т.к. по своей сути она аксиологически нейтральна.

Критикуя имеющие место в философских исследованиях сближение категорий ценность и идеал, норма, цель, академик М.С. Каган отмечает: «Сущностно-деятельностное различие этих плодов духовной деятельности человека состоит в том, что «цель», «идеал», «проект» характеризуют процесс деятельности формально, технологически, а «ценность» – содержательно, смыслово, идеологически…» [30, с. 83]. Неправомерно считать ценностью пользу или полезность, т.к. это праксиологические категории.

Ключевым понятием ценностно-культурного подхода является категория «аксиосфера», представляющая собой систему форм ценностного отношения человека к миру. Морфология аксиосферы культуры, согласно точке зрения исследователя, одновременно определяется особенностями и субъекта ценностного отношения и его объекта. В роли субъекта ценностного отношения могут выступать конкретный человек, небольшая контактная группа людей, большая неконтактная группа людей и как потенциальный субъект всё человечество.

Учёный аргументировано выделяет контуры аксиосферы: из синкретических праценностей первобытной общины в процессе аксиогенеза и изоморфных им праценностей ребёнка в ходе антропокультурогенеза вырастают ценности индивидуального субъекта – эстетические и нравственные, ценности групповых субъектов – религиозные, политические и правовые, ценности частичных субъектов – интегративные экзистенциальные и синкретически-синтетические художественные ценности. Иерархия ценностей в структуре аксиосферы не является прочной и неизменной, постоянно одна ценностная доминанта сменяет другую, это процесс непрерывный, на вершину аксиосферы выходит то один вид ценностей, то другой, причём это изменение происходит как в пространственном, так и во временном измерении, которые выступают в двух своих масштабах – филогенетическом и онтогенетическом. И именно различием иерархий ценностей объясняются особенности совершенно разных субкультур одного типа культуры и отличия типов культуры друг от друга.

Историко-морфологический анализ аксиосферы культуры, проведённый М.С. Каганом, показывает, что в духовной сфере общества функционируют, со взаимным дополнением друг друга, только семь видов ценностей: правовые, политические, нравственные, религиозные, эстетические, художественные и экзистенциальные. Правовые ценности, являющиеся по своей природе объединяющей и упорядочивающей силой, по своей сути разделяются на два рода ценностей: ценность форм деятельности государства для индивида и ценность установленных форм поведения индивида для государства. С правовыми ценностями в аксиосфере тесно связаны политические, которые рождаются на ином уровне общественного сознания – социально-психологическом. Значение их в истории двойственно – они одновременно и объединяют и разъединяют людей. Если правовые ценности являются консервативной, стабилизирующей силой, то политические ценности могут быть и конструктивными, и деструктивными.

Возникновение религиозных ценностей в аксиосфере является вполне закономерным, и по настоящий день люди испытывают огромную потребность в религии, которая «оказывается способной осмыслить не какую-то часть реальности – материальную или духовную, социальную или природную – а всё существующее и несуществующее» [30, с. 102]. Эстетические и нравственные ценности выражают эмоциональную составляющую сознания личности, но «орудия» ценностной оценки различны: для эстетической ценности им является вкус, для нравственной – совесть человека. Нравственные ценности имеют существенную специфику, которая состоит в том, что они присущи не только межличностным отношениям, но и отношениям личности и коллектива. Феномен художественных ценностей объясняется своеобразием их субъектных и объектных детерминант, носителем художественной ценности является «произведение искусства… превращенное в художественную реальность», а с субъектной стороны – это процесс «сотворческого переживания-осмысления содержания произведения искусства» [30, с. 130].

Помимо перечисленных выше групп ценностей, существуют ещё такие ценности, которые, располагаясь на особом, ином уровне аксиосферы – экзистенциальные ценности, являют собой своеобразный «эпицентр» общественной жизни, включают в себя нравственную, эстетическую, политическую и иную составляющую. Содержательно смысложизненные ценности связаны с понятиями жизни и смерти человека, с его отношением к процессам воспроизводства жизни, в них аккумулируется накопленный социокультурный опыт. В экзистенциальных ценностях как в центре культуры человек оценивает, отражает, понимает мир, соединяет в своё целостное мировоззрение явления настоящего, прошлого и будущего.

Философская рефлексия природы ценности требует обращения к проблемам её способа бытия и функционирования в обществе. В современных отечественных аксиологических исследованиях по данной проблематике существуют два подхода. Первый подход утверждает субъектно-объектный характер ценностей (М.С. Каган, Л.Н. Столович, О.М. Бакурадзе и др.); согласно второй течке зрения, специфику ценностей следует искать в межсубъектных отношениях (О.Г. Дробницкий, Г.П. Выжлецов и др.). Эти два подхода, две парадигмы в аксиологии характерны и для петербургской философской школы, разрабатывающей теоретико-ценностную проблематику.

Современный исследователь аксиологической проблематики из Санкт-Петербурга В.Г. Лукьянов считает, что позиции М.С. Кагана и Г.П. Выжлецова являются фактически взаимодополняющими. Очевидно, что «отношение субъекта к объекту» – лишь момент ценностного отношения, который в свою очередь всегда «погружен» в реальные межсубъектные отношения в рамках определенной социокультурной системы. Конечно, например для эстетико-аксиологического анализа, этот момент – предмет непосредственного изучения. Однако даже в рамках анализа этого момента ценность выступает как проявление и реализация межсубъектных отношений, поскольку её восприятие всегда опирается на социально-групповые картины мира, формирующиеся в рамках культуры (субкультуры).

Автор, соглашаясь с позицией В.Г. Лукьянова, также считает, что обе концепции петербургских философов невольно выходят за рамки собственно философского подхода к анализу ценностей, поскольку опираются – в большей или меньшей степени – на психологический, социологический, культурологический и другие подходы. Это не случайно, а обусловлено предметом исследования. Ценности возникают и функционируют в рамках определённых социокультурных систем (что требует обращения к социолого-культурологическому подходу). Функционирование ценностей не может не опираться на носителей ценностей, восприятие которых представляет собой процесс распредмечивания ценностей (и поэтому требует обращения к семиотическому и психологическому подходам), т.е. сами ценности представляют собой явление, требующее комплексного подхода [44, с. 32].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.