бесконечно (тело сколь
угодно долго сохраняет состояние равномерного движения при отсутствии
взаимодействий);
время
- однородно (ибо закон сохранения энергии означает, что течение времени не
меняет энергии изолированной системы);
пространство
и время не связаны друг с другом (ибо в механике Ньютона допускается существование
бесконечной скорости передачи импульса, т.е. допускается существование
вневременных процессов в пространстве).
Таким
образом, рассмотрение движения как механического обусловило субстанциальное
понимание пространства и времени как неких не связанных друг с другом и с
движением материи ее вместилищ, “ящиков без стенок”. В рамках С-концепции
пространства и времени, отметим, неразрешимы два, как минимум, вопроса: (1)
что означает протяженность пустоты? (2) если пространство и время - условия всякого
бытия, то каковы же тогда условия их собственного бытия?
Что
касается механики Ньютона, то в ней была и специфическая трудность: закон
тяготения необходимо (ввиду отсутствия понятия поля) совмещался с идеей
дальнодействия, но почему же тогда сила тяготения зависит от расстояния, если
между телами - пустота?
Тем
не менее ньютоново понимание пространства и времени было основным в науке
вплоть до создания теории относительности. Ведь без признания существования
абсолютной пустоты, казалось, нельзя объяснить, в частности, отсутствие
торможения в движении планет вокруг Солнца. Кроме того, понятия абсолютного
пространства и абсолютного времени, не связанных с материей, играли важную роль
в концептуальном каркасе классической механики. Дело в том, что законы Ньютона
справедливы лишь для инерциальных систем отсчета. Но существуют ли такие
системы? Ясно, что вполне инерциальной может быть лишь система отсчета, не
подверженная возмущающему влиянию со стороны материальных объектов, т.е.
система отсчета, связанная с чем-то, что существует независимо от материи.
Функцию строго инерциальной системы отсчета и выполняли в механике Ньютона
субстанциально понимаемые абсолютное пространство и абсолютное время.
Исследование
электромагнитых взаимодействий привело в конечном счете к созданию теории
относительности (СТО), в рамках которой пространство и время неразрывно связаны
друг с другом, ибо
предельный характер скорости света, ограничивающей скорость передачи
взаимодействий, указывает на невозможность процессов в пространстве, не
требующих времени;
с движением материи,
ибо протяженность и длительность имеют смысл (определенное численное значение)
лишь при указании системы отсчета, связываемой с телом отсчета.
Подчеркнем,
что в СТО поле приобретает существенно новый статус, становясь важнейшим
компонентом физической реальности .
Таким
образом, в современной науке нет места абсолютно пустым пространству и времени,
а потому и С-пониманию их сущности. Отметим также, что в области явлений,
изучаемой СТО, идеализация абсолютно твердого тела уже не является оправданной,
вследствие чего СТО отказывается от нее введением постулата ограниченности
скорости передачи взаимодействий, что находит выражение во введении четырехмерного
пространственно-временного многообразия (элементом которого является событие),
описывающегося псевдоэвклидовой геометрией.
В
этом контексте в учебной (и не только) литературе иногда утверждается: “Теория
относительности... выявила глубокую связь между пространством и временем,
показав, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно
пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на
которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения
тел”(4.82).
Первая
часть этого утверждения бесспорна лишь в таком виде: на естественнонаучном
уровне СТО “выявила глубокую связь между пространством и временем”. Ибо
философия эту связь выявила и глубоко проанализировала задолго до СТО,- поэтому
сводить дело к философским выводам из СТО (как в процитированном учебнике)
неправомерно.Согласиться же с тем, что “в природе существует единое
пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его
своеобразные проекции”, нельзя. Эта идея Г.Минковского давно отвергнута
современной наукой, как естествознанием (ее несостоятельность показал
А.Эйнштейн), так и философией. Дело в том, что четырехмерное пространство-время
- это концептуальное пространство- -время, на теоретическом уровне отражающее
взаимоотношение реальных пространства и времени как качественно разных форм
бытия материи. Исследование гравитационных взаимодействий привело к созданию
общей теории относительности (ОТО), существенно обогатившей научные
представления о движении материи и, соответственно, о пространстве и времени. ОТО
доказала зависимость кривизны пространства от материи - источника
гравитационного поля. Развитие космологии, в основе которого лежит главным
образом ОТО, позволило поставить и в определенной мере решить ряд вопросов,
касающихся структуры пространства и времени в наблюдаемой части Вселенной.
Установлено, в частности, ее расширение. При этом для описания движения
материальных объектов, изучаемого ОТО, потребовалось не только использовать
геометрию Римана, но и учитывать ее изменение во времени. ОТО выявила также
изменение временного ритма процессов в сильных полях тяготения.
Исследование
движения микрообъектов (квантовая механика) привело к представлению о
дискретности пространства и времени. Дело в том, что при понимании последних
как непрерывных ряд наиболее содержательных физических величин (масса, заряд,
энергия и др.), описывающих изучаемые квантовой механикой объекты, в ее
уравнениях теряют физический смысл ввиду своей расходимости (бесконечности
значений). Разрешить проблему удалось лишь введением “фундаментальной длины” -
некоего минимального расстояния (Rmin), чем исключаются из рассмотрения взаимодействия на
бесконечно малых расстояниях,- теория соответствует опыту лишь тогда, когда
взаимодействия элементарных частиц учитываются в ней на расстояниях, не
превышающих Rmin97. Дискретность
пространства, ввиду существования предельной скорости передачи взаимодействий,
влечет и дискретность времени.
Даже
столь краткое рассмотрение показывает: развитие пространственно-временных
представлений - результат углубления понимания движения, взаимодействия
материальных объектов. Это свидетельствует в пользу тезиса “движение есть
сущность времени и пространства”.
20. Субъект и
объект познания. Любая
деятельность как специфически человеческая форма активного отношения человека к
миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта. Субъект — это
носитель материальной и духовной деятельности, источник активности,
направленной на объект. Объект - то, что противостоит субъекту, на что
направлена его деятельность. В отличие от объективной реальности объектом
является лишь та ее часть, которая включена в деятельность субъекта.
В процессе развития
общественных отношений познавательная деятельность выделяется из материальной,
практической деятельности, приобретает относительную самостоятельность;
отношенпе «субъект — объект» выступает как отношение субъекта и объекта
познания.
Субъект познания —
носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на
объект. Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность
субъекта познания. Например, планета Нептун, существующая как объективная
реальность со времени возникновения Солнечной системы, становится объектом
познания лишь после ее открытия (1846): были установлены ее расстояние от
Солнца, период обращения, экваториальный диаметр, масса, удаленность от Земли и
другие характеристики.
В разных философских
учениях субъект и объект познания трактуются по-разному. В материализме XVII
—XVIII вв. объект рассматривался как нечто, существующее независимо от субъект,
а субъект — как индивид, пассивно воспринимающий объект. Такая позиция
характеризуется созерцательностью. В идеалистических системах субъект выступал
как активное, творческое надо, под субъектом понималось или индивидуальное сознание,
творящее объект в виде комбинаций (комплексов) ощущений (учения Беркли, Юма,
эмпириокритицизма), или внечеловеческий субъект — Бог, мировой разум, творящий
и познающий действительность. В системе Гегеля, например, исходным положением
которой является тождество мышления и бытия, абсолютная идея (объективное
мышление) оказывается и субъектом, и объектом познания.
Существует теория
бессубъектного познания, выдвинутая К. Поппером. Эта теория основана на его
учении о третьем мире: первым миром является физический мир — мир физических
состояний, вторым — психический мир, мир состояний сознания, третьим миром —
мир научного знания, «мир объективного содержания мышления». Содержанием
третьего мира, считает Попер, являются теоретические системы, проблемы, аргументы,
знания, содержащиеся в книгах, журналах и т.д. Третий мир вникает в результате
взаимодействия физического и психического миров, его предпосылкой является
язык, который превращает «мир объективного содержания мышления» в «субъективный
дух», существующий независимо от первого и второго мира.
Так как третий мир
существует самостоятельно, а содержащиеся в нем знания объективны, не зависят
от субъекта, субъект из познавательной деятельности исключается. Познание
оказывается бессубъектным.
В теории Поппера поставлена
важная проблема: если знание зависит от субъекта, оно не может быть
объективным, а если оно объективно, тогда нужно отказаться от субъекта. Эта
проблема может рассматриваться как проблема взаимодействия индивидуального и
общественного субъекта. Идеи и теории приобретают самостоятельное существование
в том смысле, что они перестают принадлежать выдвинувшим их людям. Они
становятся достоянием общества (теории Дарвина, Эйнштейна и т.п.). Но дает ли
это основание исключать субъект из познания?
Знание не является
результатом деятельности индивидуального субъекта, изолированного от общества,
оно невозможно без знаний, ставших общественным достоянием. Но с другой
стороны, познание невозможно без субъекта, и этим субъектом является прежде
всего человек, индивид, обладающий способностью познавать, наделенный сознанием
и волей, вооруженный навыками и знаниями, выраженными в понятиях, категориях,
теориях, зафиксированными в языке и передающимися из поколения в поколение
(«третий мир» Поппера). Гносеологический субъект имеет социальную природу, это
общественный человек, усвоивший достижения материальной и духовной культуры, и
в этом более широком — смысле субъект познания может рассматриваться как
коллектив, социальная группа, общество в целом. Как универсальный
гносеологический субъект общество объединяет субъекты всех уровней, всех
поколений. Но оно осуществляет познание не иначе, как через познавательную
деятельность индивидуальных субъектов.
Познание — это
взаимодействие субъекта и объекта. Именно поэтому и познавательная
деятельность, и ее результат содержат в себе и субъективное — то, что зависит
от субъекта, и объективное, что определяется самим объектом и от субъекта не
зависит. Субъективная сторона познания обусловлена тем, что по знающий субъект
— это не абстрактный человек (коллектив или общество), а конкретный субъект,
деятельность которого связана с определенными социальными отношениями, уровнем
культуры.
Мировоззренческие и
методологические установки, нравственные нормы и критерии оценки оказывают существенное
влияние на познавательный процесс.
Зания, навыки,
установки — все то, чем «нагружен» субъект, составляют предпосылочное знание;
оно предшествует познанию, является его условием. Предпосылочное знание может
быть явным, когда оно логически оформлено и зафиксировано в языке
(вербализовано), и неявным — неосознанным и невербализированным. Такое знание
выражается в эмоциональных оценках, интуитивно-художественных образах и т.п.
Английский философ и ученый М. Полани выдвинул концепцию личностного знания.
Это знания индивидуального субъекта, содержащие явные и неявные компоненты,
приобретенные путем непосредственных личных контактов (например, в научном
сообществе), практических действиях, в совместной работе. В научной
деятельности неявное личностное знание включено в теоретическую Деятельность
ученого и проявляется в его навыках, искусстве экспериментирования и т.п.
Включение в
познавательный процесс предпосылочного знания преодолевает понимание субъекта
как гносеологическую абстракцию, не зависимую от конкретных социокультурных
условий, достигнутых знаний и других обстоятельств. Однако не следует и
преувеличивать роль этого знания, что характерно для представителей некоторых
течений философии.
Как универсальный
субъект общество осуществляет все виды деятельности, одним из видов которой
является познание. Познание включено в материальную, практическую деятельность,
формуется на ее основе. Вместе с тем единство различных видов деятельности не
исключает существенного различия между ними. Практическая деятельность — это
материально-преобразующая деятельность с реальными объектами, познание —
духовная деятельность с идеальными образами. Познавательные отношения
выступают, таким образом, относительно самостоятельным видом духовной
деятельности, приобретают внутреннюю логику развития.
21. Чувственное и
рациональное познание. В
процесс познания включена вся психическая деятельность человека. Однако
основную роль выполняют чувственное и рациональное познание. Чувственное, или
сенситивное познание — это познание с помощью органов чувств, оно дает
непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных
формах: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение - это
чувственный образ отдельного свойства предмета - его цвета, формы, вкуса и т.д.
Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного
воздействия на органы чувств, называется восприятием. Восприятия образуются на
основе ощущений, представляя собой их комбинацию. Яблоко, например,
воспринимается как комбинация ощущения его формы, цвета, вкуса. Более сложной
формой чувственного познания является представление — сохранившийся в сознании
образ отдельного предмета, воспринимавшийся человеком раньше. Представление —
результат прошлых воздействий предмета на органы чувств, воспроизведение и
сохранена образа предмета при его отсутствии в данный момент. Важную роль в
формировании представления играют память и воображение, благодаря которым мы
можем представить место, где были раньше, событие, описанное в рассказе
собеседника или в книге. Воображение и память формируют представление не только
о реальном предмете, например яблоке, но и фантастические образы, являющиеся
комбинацией нескольких реальных предметов (кентавр, сатир, ведьма в ступе и с
помелом и т.д.).
Таким образом, чувственное
познание дает знание об отдельных свойствах и предметах действительности. Можно
ли считать, что эти знания достоверны? Не обманывают ли нас чувства как считали
древние скептики?
Известно, что многие
животные имеют органы чувств, превосходящие по своим возможностям органы чувств
человека. Зрение орла острее зрения человека, обоняние собаки тоньше
человеческого. Но органы чувств человека формировались не только в результате
биологической эволюции, как у животных, но и в процессе практического взаимодействия
человека с внешним миром Они очеловечивались. Природа органов чувств
биосоциальна. «Орел видит значительно дальше, чем человек, — отмечает Энгельс,
- но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла.
Собака обладает значительно тонким обонянием, чем человек, но она не различает
и доли тех запахов, которые для человека являются определяющими признаками
различных вещей. А чувство осязания, которым обезьяна обладает в самой
примитивной, грубой, зачаточной форме, выработалось только вместе с развитием
самой человеческой руки, благодаря труду».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|