В корпус философских
материалов, на которые опирается исследование онтологической истинности
феномена человеческой духовности, необходимо включить работы философов
зарубежья. Индивидуально-этическая сторона духовности представлена в трудах
Сократа, Аристотеля, Эпикура; религиозные основания – Ф. Аквинского, Августина
Блаженного и Плотина; рациональное понимание – Б. Спинозы, Р. Декарта, Ф.
Бэкона; мотивы гуманизма и общекультурного характера – М. Монтеня, Н.
Кузанского, Салютати; гуманитарно-антропологическое направление – У. Джеймса,
В. Дильтея, О. Шпенглера, Г. Плеснера, Э. Фромма, М. Шелера, П. Тейяр де
Шардена, Ф. Ницше; экзистенциальные стороны – А. Камю, С. Кьеркегора, М.
Марселя, Ортега-и-Гассета; феноменология внутренней жизни и индивидуального
бытия духа – Э. Гуссерля, Э. Мунье, Ж.-П. Сартра; укорененность человеческого
духа и онтологические основания духовности – М. Хайдеггера, К. Ясперса;
теоретические основания и аспекты духовности в плане исследования идеи
«трансцендентного субъекта» – Г. Гегеля, И. Канта, И. Фихте. Особый интерес при
этом представляют идеи Н. Гартмана об объективном духе, соотношении духовного и
душевного миров. Значительный вклад в формирование концепции онтологической
истинности феномена человеческой духовности внесли современные российские
методологи (П.Л. Кулиш, М.А. Лифшиц, А.М. Коршунов, В.С. Хазиев) и
философы-представители уфимской философской школы «онтологическая истина» (Ю.Ф.
Абдрашитов, А.Р. Ахметов, Д.И. Бахтизина, А.Р. Гареев, М.И. Дремина, А.М.
Рудаков, Е.В. и Н.В. Хазиевы). Ценные положения для осмысления теоретических
аспектов онтологической истинности феномена человеческой духовности содержатся
также в трудах В.Н. Бондаренко, У.С. Вильданова, П.П. Гайденко, Л.А.
Доброхотова, Л.А. Микешиной, А.Б. Невелева, Е.М. Удовиченко.
Обобщая степень
разработанности проблемы в современной отечественной и зарубежной литературе,
можно сделать тот вывод, что избранная тема в качестве специального
самостоятельного исследования пока еще не рассматривалась. Вместе с тем, если
говорить в целом об общей тенденции в области исследования духовности, то она
все же заключается в движении ко все более целостному, системно-концептуальному
представлению духовности человека, как онтологически истинного явления. Свой
творческий вклад в формирование данной концепции стремится внести и автор
данной работы.
Цель и задачи
исследования.
Полный, глубокий и логичный анализ темы требует четкого и ясного формулирования
целей и задач исследования. Основная цель диссертационного исследования
состоит в том, чтобы исследовать предметно-проблемное поле онтологической
истинности феномена человеческой духовности, выявить и раскрыть многомерную
сложность человеческой духовности как феномена и как способа жизнедеятельности
и формы бытия человека. Эта цель предполагает решение следующих взаимосвязанных
между собой задач: Исследовать эволюцию взглядов и логику накопления
исторически формировавшихся представлений об онтологической истинности феномена
человеческой духовности.
1.
Раскрыть эволюцию
взглядов на проблему истинности человеческой духовности в философской мысли
античности, Возрождения и Нового времени.
2.
Исследовать
проблему истинности человеческой духовности в русской религиозной философии.
3.
Выявить
онтологический статус человеческой духовности и ее философские реминисценции.
4.
Показать
специфику познания онтологической истинности духовности человека.
Объектом исследования выступает феномен человеческой
духовности, который пронизывает все сферы жизнедеятельности человека.
Предметом исследования
– онтологическая
истинность феномена человеческой духовности, взятой во всей полноте
многоаспектности ее смыслового и ценностного выражения.
Методологическая
основа диссертационного исследования. В качестве данной основы выступает та мысль, что духовность
не потребляется до конца, а вечно осваивается. Именно в этом состоит ее
критерий онтологической истинности. Методологическую и теоретическую основу
составляют труды классиков мировой и отечественной философии, а также
современных философов, исследующих социально-философские проблемы духовности
человека. Методология исследования основана на историческом, диалектическом и
онтологическом подходах с использованием методов системно-исторического,
логико-гносеологического, социально-философского и морфологического
научно-философского анализа, а также фундаментальных методологических принципов
истинности, объективности, всесторонности рассмотрения, самодвижения,
индивидуации и интенциональности.
Научная новизна
исследования состоит
в разработке критериев онтологической истинности феномена духовности человека.
В пределах социально-философского анализа осуществлена одна из первых попыток
концептуализации феномена человеческой духовности в плане ее онтологической
истинности и выявления специфики ее познания как онтологически истинного
явления.
Основные положения,
выносимые на защиту, состоят
в следующем:
– обнаружено, что
методологические основания концепции онтологической истинности феномена
человеческой духовности складываются в эпоху античности и находят свое
отражение в различных ответвлениях зарубежной и отечественной философской
культуры (идея космической любви, идея преодоления одинокой старости,
прославление любви как стремления к утраченной целостности);
– обосновано, что
неотъемлемой частью становления и познания концепции онтологической истинности
феномена человеческой духовности является не только наследование определенных
идей философской классики, но и момент духовного преодоления данного
наследства. Последнее выражается в том, что при ассимиляции тех или иных идей
их приходится переконструировать, вмещая в новый философский контекст, и как бы
сводить воедино в рамках новой культурной парадигмы. Концепция онтологической
истинности феномена человеческой духовности никакие элементы, течения и школы
не опровергает, а, напротив, способствует их самоутверждению.
– выявлено, что
онтологическая истинность духовности человека конституируется лишь в тот
момент, когда она раскрывает свой особый ракурс философского рассмотрения
истинности духовности. Если концепция онтологической истинности феномена
человеческой духовности действительно может претендовать на некую культурную
новацию в философском осмыслении проблем духовной культуры, то ее отношение к
отдельным философским учениям о духовности заключается именно в коррекции сферы
применимости этих учений. Но данная философски-методологическая коррекция носит
при этом взаимный характер. Как концепция онтологическая истинность феномена
человеческой духовности выявляет некоторые грани определенных философских
учений; эти учения, раскрываемые именно в аспекте своей
качественно-методологической границы, задают, в свою очередь, границы концепции
онтологической истинности феномена человеческой духовности. В этом отношении,
уяснение характера взаимосвязи концепции онтологической истинности человеческой
духовности с другими учениями соотносимо с определением пределов самой
концепции онтологической истинности духовности человека.
– обосновано, что
онтологическая истинность феномена человеческой духовности имеет
междисциплинарный характер. Раскрытие сущности духовности опирается, прежде
всего, на использование традиционного методологического арсенала научного мышления,
а также результатов, дефиниций и метатеоретических установок других наук,
изучающих духовность в качестве объекта профессионального, культурного
исследования.
Теоретическое и
практическое значение работы определяется: во-первых, попыткой рассмотреть особенности и
сущность феномена онтологической истинности человеческой духовности в
культурно-исторической ретроспективе, обнаружить всеобщие структурные элементы
и онтологические основания данного явления, определяющие его как реальность
онтологического плана. Во-вторых, значение диссертации определяется выявлением
особенностей функционирования духовности как феномена личностного,
человеческого бытия.
Материалы исследования
могут быть использованы как методологические предпосылки исследования феномена
духовности в философии, культурологи, социологии, психологии, педагогики,
исторической науки и они представляют интерес, как для специалистов при чтении
нормативных курсов по онтологии и теории познания, социальной философии,
философии истории, истории и теории культуры и т.д., так и для самой широкой
массовой аудитории.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были использованы в
сообщениях и докладах автора на научных конференциях и семинарах, а также
опубликованы в статьях и монографии автора. Материалы диссертации применялись
при чтении лекций по философии в БашГПУ им. М. Акмуллы. Диссертация обсуждена
на заседании кафедры философии, социологии и политологии БашГПУ им. М. Акмуллы,
кафедры философии Магнитогорского государственного университета и рекомендована
к публичной защите. По теме диссертации опубликовано 14 работ общим объемом
10,2 печатных листов.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературы, включающего в себя 297 наименований. Общий объем диссертации
составляет 206 страниц.
ГЛАВА 1.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ИСТИННОСТИ ФЕНОМЕНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ДУХОВНОСТИ
1.1
Ретроспективный
анализ истинности человеческой духовности в античной и средневековой философии
Проблема генезиса
человеческой духовности притягательна и актуальна. И это не случайно, ибо
духовность является качественной характеристикой сознания, а качеством, говорит
Аристотель, «я называю то, благодаря чему предметы называются такими»[8].
Качество – неотъемлемое свойство вещи, особенно такой, как сознание. В свое
время Платон глубокомысленно заметил, что тот, кто велит нам познать самих
себя, приказывает познать и свою душу, познать ее качественные характеристики.
По мнению А. Шопенгауэра, отрицание души есть философия людей, которые забыли
взять в расчет самих себя. С.Л. Франк также полагает, что при сопоставлении
материальной реальности и реальности духовной первичной выступает духовная
реальность, которая является высшей ценностью.
Вопрос же – что есть
подлинная истинная духовность? – всегда был в центре внимания и относился к
числу фундаментальных и вечных вопросов философии, поскольку позволял в
фундаменте видимого и наблюдаемого мира – внешнего, природного и социального –
непосредственного опыта, эмпирических обстоятельств и обыденной
действительности увидеть ту реальную подоснову, связывающую его в единую
всеобщую целостность. К тому же поиск ответа детерминировал саму активность
человека на пути постижения им всеобщих начал истинно человеческой жизни,
человеческого бытия и космического, социокультурного универсума.
В процессе исследования
столь сложного и специфичного явления, каким является феномен человеческой
духовности, следует подходить с учетом ее специфики последнего и искать истину
на «пересечении» идей, так как духовность человека, отражая идеальное
содержание онтологического многообразия мира в контексте собственной жизни,
развивается, уточняется, переосмысливается и обогащается во всех
культурно-исторических сферах человеческой жизнедеятельности. Однажды
возникнув, она, не исчезает, а накапливается, откладывается в Культуре.
Духовность, по большому счету, и есть «отложения» культуры в жизни общества.
Духовность в какой-то степени отчуждается от своих создателей, приобретает
объективированную или необъективированную форму, но в любом случае она
социализируется, автономизируется, то есть становится чем-то интерсубъективным,
то есть развертывается в межличностном протранстве. В связи с этим чрезвычайно
актуальной и эвристичной выступает идея В.И. Вернадского о необходимости
использовать для научного решения сложной проблемы все проявления духовной
жизни человека. «Если мы хотим понять рост и развитие науки, – писал В.И.
Вернадский, – мы неизбежно должны принять во внимание все другие проявления
духовной жизни человечества. Уничтожение или прекращение одной, какой либо
деятельности человеческого сознания сказывается угнетающим образом на другой.
Прекращение деятельности человека в области … религии, философии или
общественной мысли не может не отразиться болезненно, подавляющим образом на
науке»[9]. Именно
этим фактом вызван и наш интерес к историко-феноменологическому осмыслению
истинности человеческой духовности, которое преследует цель не только выявить
особенности и специфику конкретно-исторического понимания онтологической
истинности феномена духовности человека, но и выявить всеобщие структурные
элементы и онтологические основания данного явления, определяющие его как
реальность сугубо онтологического плана. Когда мы начинаем рассуждать о
духовности в ее сущностной бесконечномерной явленности, функционировании,
развитии и множественности форм, можно начинать рассуждать и об онтологической
данности духовности, обозначая тем самым параметры ее истинности и подлинности.
Причем если изначально признать это положение, то многие трудности в решении
проблемы познания феномена духовности, на наш взгляд, будут устранены.
Разумеется, такой философский подход не исключает использование самими
философами результатов, дефиниций и метатеоретических установок других наук,
изучающих духовность в качестве объекта профессионального исследования.
Для понимания
онтологических и гносеологических аспектов феномена человеческой духовности и
ее истинности необходимо более внимательно посмотреть на генезис духовности
вообще, погрузившись в историю философии. В качестве предварительной схемы
анализа можно выделить целый ряд концепций в истории философии, которые, так
или иначе, характеризуются соответствующими качественно-специфическими
представлениями о духовном. Подобный историко-философский экскурс даст
возможность провести философско-ретроспективный анализ осмысления феномена
духовности, ее содержания, сущности, истоков, оснований и проследить отраженную
в работах мыслителей прошлого систему взглядов и представлений об ее
истинности.
Обращаясь к историческому
аспекту рассмотрения столь сложного феномена, следует отметить, что
«духовность», как производное от слова «дух» и соотносимое с понятием «душа»,
является одной из древнейших философских категорий, одним из вечных предметов
человеческой мысли. Уже античные мыслители высказали много ценных идей
относительно духовности и обозначили пути ее изучения. Так, Платон в диалоге
«Кратил» говорит о том, что «дух» носит это имя от «бушивания» и «кипения»
души»[10].
Следовательно, дух и духовность возникает лишь в те моменты, когда душа
приходит в состояние высшей эксперации. В частности, первые дошедшие до нас
исследования духовность связывали с внутренним опытом, извлекаемым из недр души
посредством воли. В древности наметились и основные направления исследования
духовности, обозначились средства, способствующие ее развитию, описаны явления,
связанные с духовностью. Идея духовности появилась в связи с попытками осознать
сущность человека, смысл его жизни, способы организации бытия, проблемы
самопознания и самосознания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
|