Данные таблицы 2.9
свидетельствуют о том, что наиболее рентабельной является продукция Свая
С70.40-5. Но, не смотря на это, показатели свидетельствуют о снижении
рентабельности в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом как Сваи С70.40-5 так
и Плиты ПБ1-20.
Рассматривая расчет
рентабельности по отдельным видам продукции, следует сказать, что в 2009 г. по
сравнению с 2008 г. рентабельность Сваи С70.40-5 уменьшилась на 2,83% и
составила 19,14%. Рентабельность Плиты ПБ1-20 также уменьшилась на 5,14% и
составила 16,81%. Такое, хоть и незначительное, снижение рентабельности
произошло за счет роста цен и себестоимости на рассматриваемы продукты.
Что касается
рентабельности оборота (продаж) по анализируемым продуктам, то данные таблицы
2.9 показывают снижение рентабельности двух рассматриваемых продуктов в
отчетном периоде, по сравнению с базовым. Рентабельность Сваи С70.40-5 в 2009
г. уменьшилась на 1,99% и составила 16,07%, рентабельность Плиты ПБ1-20 также
уменьшилась на 3,62% и составила 14,39%. Причинами снижения оборота (продаж)
данных продуктов является рост издержек производства и падение
конкурентоспособности, что позволяет предположить сокращение спроса на
рассматриваемые продукты.
Следующим этапом анализа
является изучение факторов, влияющих на величину рентабельности. Для этого
необходимо провести факторный анализ рентабельности продукции и рентабельности
оборота (продаж).
Уровень рентабельности
продукции,
исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого
порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних
цен реализации [19, с. 44].
Проведем факторный анализ
рентабельности продукции в целом по ООО «Комэнергостройпром».
Расчет влияния факторов
первого уровня на изменение рентабельности в целом по ООО «Комэнергостройпром»
можно выполнить способом цепной подстановки, используя формулы, представленные
в первой главе третьего параграфа дипломной работы, и данные таблицы 2.5:
Р== 23,30%; Р==
23,30%;
Р== 23,33%; Р==
6,39%;
Р== 36,82%.
Для того
чтобы проанализировать рентабельность в целом по предприятию, рассчитаем общую
оценку изменения рентабельности:
Р= 36,82% – 23,30% = +13,52%.
Далее определим изменение
рентабельности за счет влияния следующих факторов:
¾
объема реализации
продукции: = 23,30%
– 23,33% = –0,03%;
¾
структуры
товарной продукции: =
23,33% – 23,30% = +0,03%;
¾
отпускных цен: = 6,36% – 23,33% = –16,97%;
¾
себестоимости
реализованной продукции: = 36,82% – 6,36% =
= +30,46%.
Полученные результаты
свидетельствуют о том, что уровень рентабельности, исчисленный в целом по
предприятию, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. повысился на 13,52%.
Положительное влияние на рост рентабельности также оказали такие факторы как:
структура товарной продукции и себестоимость реализованной продукции. За счет
снижения себестоимости реализованной продукции, рентабельность предприятия в
отчетном периоде увеличилась на 30,45%, а изменение структуры товарной
продукции способствовало росту рентабельности на 0,03%.
На снижение рентабельности
в 2009 г. на 0,03% повлияло увеличение объема реализации продукции. И рост
среднереализационных цен на 510 руб. вызвал сокращение уровня рентабельности на
16,97% [29, с. 15].
Проведем факторный
анализ рентабельности по отдельным видам продукции. В данном случае
анализируем Сваи С70.40-5 и Плиты ПБ1-20.
По данным таблицы 2.5
рассчитаем влияние факторов на изменение уровня рентабельности продукции Сваи
С70.40-5 способом цепной подстановки:
РС 2008 === 21,97%;
РС УСЛ = == 45,10%;
РС 2009 == = 19,14%.
Общее изменение
рентабельности продукции Сваи С70.40-5 составило:
РС= РС 2009 – РС 2008 = 19,14% – 21,97% = –2,83%,
в том числе за счет
изменения:
¾
среднего уровня
отпускных цен:
= Р– Р= 45,10% – 21,97% = +23,13%;
¾
уровня
себестоимости продукции:
= Р– Р= 19,14% – 45,10% = –25,96%.
Аналогичные расчеты
делаются и для продукции Плита ПБ1-20.
Для обобщения информации,
составим таблицу 2.10, в которой отразим результаты расчетов рентабельности по
отдельным видам продукции.
Таблица 2.10 – Факторный
анализ рентабельности по отдельным видам продукции ООО «Комэнергостройпром» за
2008-2009 гг.
Вид продукции
|
Рентабельность, %
|
Изменение рентабельности, %
|
2008 г.
|
2009 г.
|
Общее
|
в том числе за счет
|
цены
|
себестоимости
|
Сваи С70.40-5
|
21,97
|
19,14
|
–2,83
|
+23,13
|
–25,96
|
Плита ПБ1-20
|
21,95
|
16,81
|
–5,14
|
+11,68
|
–16,82
|
Из таблицы 2.10 видно,
что наиболее рентабельной из двух рассматриваемых видов продукции является
продукция Свая С70.40-5 – уровень рентабельности в 2008 г. и 2009 г. составил
21,97% и 19,14% соответственно. Но следует заметить, что уровень рентабельности
в 2009 г. уменьшился на 2,83% по сравнению с предыдущим годом, в том числе за
счет роста уровня себестоимости на 25,96% и роста среднереализованных цен на
23,13%.
Рентабельность Плиты
ПБ1-20 также уменьшилась на 5,14% и составила в 2009 г. 16,81%, в том числе за
счет роста уровня себестоимости на 16,82% и роста среднереализованных цен на
16,82%.
Примерно таким же образом
производится факторный анализ рентабельности оборота (продаж).
Зная, из-за каких
факторов изменилась прибыль и выручка от реализации продукции, можно узнать их
влияние на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базовый
уровень каждого фактора данной модели на фактический отчетного периода.
Р==3,29%; Р== = 18,92%;
Р = 18,92%; Р== 5,18%;
Р 2009 =7,59%.
Далее необходимо
определить изменение уровня рентабельности за счет влияния факторов.
= Р– Р = 18,92% – 3,29% = +15,63%;
= Р– Р= 18,92% – 18,92% = 0%;
= Р– Р= 5,18% – 18,92%= –13,74%;
= Р– Р= 7,59% – 5,18% = +2,41%;
Р= Р – Р= 7,59% – 15,63% = – 8,04%.
По рассчитанным
показателям можно сделать вывод о том, что рентабельность оборота (продаж)
снизилась в 2009 г. по сравнению с прошлым годом на 8,04%. Это связано с ростом
себестоимости товарной продукции и среднереализованных цен.
Уровень рентабельности
продаж отдельных видов продукции зависит
от среднего уровня цены и себестоимости продукции.
На основании данных
таблицы 2.6 произведем расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности
оборота продукции Свая С70.40-5:
РС= = 18,06%;
РС= = 31,08%;
РС= = 16,07%.
Общее изменение
рентабельности оборота продукции Свая С70.40-5:
РС= РС– РС= 16,07% – 18,06% = –1,99%,
в том числе за счет
изменения:
¾
среднего уровня отпускных
цен:
= РС – РС= 31,08% – 18,06% = +13,02%;
¾
уровня
себестоимости продукции:
= РС – РС= 16,07% –31,08% = –15,01%.
Аналогично осуществляется
факторный анализ рентабельности оборота по продукции Плита ПБ1-20.
Полученные данные по двум
видам продукции сводим в таблицу 2.11.
Таблица 2.11 – Факторный
анализ рентабельности оборота по видам продукции ООО «Комэнергостройпром» за
2008-2009 гг.
Вид продукции
|
Рентабельность, %
|
Изменение рентабельности, %
|
2008 г.
|
2009 г.
|
Общее
|
в том числе за счет
|
цены
|
себестоимости
|
Сваи С70.40-5
|
18,06
|
16,07
|
–1,99
|
+13,02
|
–15,01
|
Плита ПБ1-20
|
18,01
|
14,39
|
–3,62
|
+7,15
|
–10,77
|
По результатам таблицы
2.11 можно сделать вывод, что наибольший показатель рентабельности оборота у
Сваи С70.40-5, а наименьший – у Плиты ПБ1-20. В 2009 г. произошло сокращение
уровня рентабельности продукции Сваи С70.40-5 на 1,99%. Можно также отметить,
что рентабельность оборота двух видов продукции увеличивается благодаря росту
цен, а рост себестоимости продукции, наоборот, приводит к снижению уровня
рентабельности [7, с. 27].
Отразим наглядно данные
факторного анализа рентабельности по двум видам продукции (Сваи С70.40-5 и
Плиты ПБ1-20) на рисунке 2.4, а также представим графически на рисунке 2.5
динамику рентабельности оборота по двум видам продукции ООО
«Комэнергостройпром» за 2008-2009 гг. Рисунки представлены в Приложении Ж.
Исходя из рисунка 2.4
видно, что рентабельность ООО «КЭСП» по двум рассматриваемым видам продукции
имеет отрицательную динамику. На рисунке показано снижение рентабельности в
2009 г. как продукции Свая С.70.40-5 так и Плиты ПБ1-20.
Рисунок 2.5 показывает,
что рентабельность оборота по двум видам продукции в 2009 г. также уменьшилась
по сравнению с прошлым годом. Это говорит о том, что предприятию следует
сфокусировать свое внимание на увеличении объема продаж рассматриваемых видов
продукции [38].
Перейдем к анализу деловой
активности ООО «Комэнергостройпром».
Анализ деловой активности
позволяет охарактеризовать результаты и эффективность текущей основной
производственной деятельности. Для того чтобы определить деловую активность
предприятия необходимо обобщить все показатели в следующей таблице 2.12.
Таблица 2.12 – Показатели
для расчета деловой активности ООО «КЭСП»
Показатели
|
2008 г.
|
2009 г.
|
Отклонение
|
1 Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
|
2115362
|
2367382
|
+252020
|
2 Средняя стоимость совокупных активов, тыс. руб.
|
677792
|
702115
|
+24323
|
3 Средняя стоимость внеоборотных активов, тыс. руб.
|
224300
|
239492
|
+15192
|
4 Средняя стоимость оборотных активов, тыс. руб.
|
453493
|
497164
|
+43671
|
5 Средняя стоимость дебиторской задолжен-ности, тыс.
руб.
|
237456
|
254440
|
+16984
|
6 Средняя стоимость собственного капитала, тыс. руб.
|
323767
|
351523
|
+27756
|
7 Средний остаток кредиторской задолжен-ности, тыс.
руб.
|
238638
|
352620
|
+113982
|
На основе данных
показателей, произведем расчеты в соответствии с представленными формулами в
первой главе третьего параграфа.
Коэффициент
оборачиваемости активов:
2008 г. 2115362/677792 =
3,12 об.; 2009 г. 2367382/702115 = 3,37 об.;
Продолжительность
одного оборота активов (в днях):
2008 г. 365/3,12 = 117
дней; 2009 г. 365/3,37 = 108 дней;
Коэффициент
оборачиваемости внеоборотных активов:
2008 г. 2115362/224300 =
9,43 об.; 2009 г. 2367382/239492 = 9,89 об.;
Продолжительность
одного оборота внеоборотных активов:
2008 г. 365/9,43 = 39
дней; 2009 г. 365/9,89 = 37 дней;
Коэффициент
оборачиваемости оборотных активов:
2008 г. 2115362/453493 =
4,66 об.; 2009 г. 2367382/497164 = 4,76 об.;
Продолжительность
одного оборота оборотных активов:
2008 г. 365/4,66 = 78
дней; 2009 г. 365/4,76 = 77 дней.
Коэффициент
оборачиваемости дебиторской задолженности:
2008 г. 2115362/237456 =
8,91 об.; 2009 г. 2367382/254440 = 9,30 об.;
Продолжительность
одного оборота дебиторской задолженности:
2008 г. 365/8,91 = 41
день; 2009 г. 365/9,3 = 39 дней;
Коэффициент оборачиваемости
собственного капитала:
2008 г. 2115362/323767 =
6,53 об.; 2009 г. 2367382/351523 = 6,73 об.;
Продолжительность
одного оборота собственного капитала:
2008 г. 365/6,53 = 56
дней; 2009 г. 365/6,73 = 54 дня;
Коэффициент
оборачиваемости кредиторской задолженности:
2008 г. 2115362/238638 =
8,86 об.; 2009 г. 2367382/352620 = 6,71 об.;
Продолжительность
одного оборота кредиторской задолженности:
2008 г. 365/8,86 = 41
день; 2009 г. 365/6,71= 54 дня.
На основе произведенных
вычислений и данных таблицы видно, что оборачиваемость активов предприятия в
2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 0,25 оборота в год. На увеличение
оборачиваемости активов предприятия повлияло то, что выручка предприятия увеличилась
на 252020 тыс. руб. При этом продолжительность одного оборота снизилась на 9
дней.
Оборачиваемость
внеоборотных средств увеличилась на 0,46 оборота по сравнению с предыдущим
годом, при этом продолжительность одного оборота снизилась на 2 дня.
Оборачиваемость оборотных
активов в отчетном периоде увеличилась на 0,1 оборота в год, и составила 4,76
оборота. При этом продолжительность одного оборота снизилась на 1 день. На
увеличение оборачиваемости оборотных средств повлияло то что, выручка
предприятия увеличилась, а также возросла среднегодовая стоимость оборотных
средств предприятия.
Оборачиваемость
дебиторской задолженности увеличилась на 0,39 оборота, причем продолжительность
одного оборота снизилась на 2 дня.
Оборачиваемость
собственного капитала увеличилась на 0,2 оборота. При этом продолжительность
одного оборота снизилась на 2 дня.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|