Принципами финансового анализа являются: непрерывность (регулярность)
наблюдения за состоянием и развитием финансовых процессов; преемственность;
объективность; научность; динамичность; комплексность; системность;
практическая значимость; существенность; надежность; согласованность и
взаимоувязка данных форм бухгалтерской отчетности; ясность в интерпретации результатов
финансового анализа; обоснованность и оперативность в принятии управленческих
решений /15/.
Для выявления принципиальных особенностей в содержании и
организации финансового анализа используются такие классификационные признаки
как: цель и задачи анализа; объект анализа; субъект анализа; организация
анализа; информационная база; доступность информации; пользователи информации;
системы учета; измерите ли информации; использование методов; направленность
анализа; свобода выбора в проведении анализа; формы обобщения; вид анализа;
степень надежности; место принятия решений по результатам анализа, таблица 1.1.
Таблица 1.1 Принципиальные особенности в содержании и организации
финансового анализа
Классификационные признаки
|
Финансовый анализ
|
1. Цель анализа
|
Оценка состава и структуры
имущества предприятия, интенсивности использования капитала,
платежеспособности и финансовой устойчивости, рентабельности и использования
прибыли; прогнозирование доходов и потоков денежных средств; выявление
дивидендной политики, осуществляемой собственниками
|
2. Объект анализа
|
Хозяйствующий субъект в
целом, его финансовое положение
|
3. Субъекты анализа
(исполнители)
|
Лица и организации,
находящиеся за пределами этого предприятия (менеджеры и аналитики
заинтересованных фирм; специальные компании, занимающиеся анализом отчетов по
общепринятой методологии; кредитные агентства и др.)
|
4. Организация анализа (периодичность
проведения)
|
Проводятся периодически не
реже одного раза в год, а также по мере представления отчетности в
соответствующие инстанции (в налоговую инспекцию – ежеквартально, в
статистическое управление – ежеквартально) и т.д.
|
5. Информационная база
анализа
|
Бухгалтерская отчетность
(ф. №1, 2, 4, 5,6)
|
6. Доступность информации
|
Открыта для всех
потребителей, формируется на базе публичной отчетности
|
7. Потребители информации
|
Акционеры, инвесторы,
банки, поставщики и покупатели, налоговые инспекции, эмитенты ЦБ, другие
юридические и физические лица, заинтересованные в финансовой устойчивости
предприятия, а также конкуренты, наемный персонал и профсоюзные объединения,
органы исполнительной власти, статистические управления, учреждения
социальной защиты населения
|
8. Использование систем
учета
|
Строго систематизированный
анализ на базе бухгалтерской отчетности
|
9. Измерители информации
|
Преимущественно стоимостные
измерители
|
10. Использование методов
анализа
|
Группировки, установление
влияния инфляционных факторов; сравнительный, структурный и коэффициентный
анализ; методы факторного анализа
|
11. Направленность анализа
|
Дать обоснованную оценку
финансового положения предприятия, квалифицированно интерпретировать
аналитические расчеты
|
12. Свобода выбора в
проведении анализа
|
Обязательное следование
общепринятым принципам его проведения по данным бухгалтерской отчетности
|
13. Формы обобщения
|
Табличный материал с
исходными и расчетно-аналитическими данными, сравниваемые с нормативными
коэффициентами. Письменная интерпретация аналитических данных
|
14. Вид анализа
|
Внешний, ретроспективный,
тематический
|
15. Степень надежности
|
Во многом субъективен,
схематичен, незначителен по числу аналитических показателей; не может быть
точен ввиду умышленного искажения бухгалтерской отчетности для сокрытия
прибыли и завуалирования механизма ее получения.
|
16. Место принятия решений по
результатам анализа
|
За пределами деятельности
анализируемого предприятия, чаще всего на базе завуалированных данных и даже
умышленно искаженных, фальсифицированных предприятиями, представляющими
отчетность для обнародования в целях избежания, например, чрезмерного
налогообложения и т.п.
|
В финансовом
анализе применяется широкий спектр его видов, методов и приемов: структурный,
структурно-динамический, трендовый (перспективный), межхозяйственный анализ;
коэффициентный анализ; факторный анализ с использованием методов цепных
подстановок, интегрального, корреляционного, регрессионного и экспоненциального
анализа, а также такие распространенные приемы, как абсолютное сравнение
достигнутых уровней, расчет абсолютных и относительных отклонений, долевого
участия, детализация показателей на составляющие; группировка, дисконтирование,
моделирование исходных факторных систем и др.
Различаются разные типы
моделей финансового анализа. Важнейшими типами являются дискриптивные,
предикативные и нормативные модели /19/.
Дискриптивные модели чаще всего носят описательный характер. Они
построены на использовании бухгалтерской отчетности и пояснительных записок к
ней. Для такой модели финансового анализа широко используется структурный,
структурно-динамический, коэффициентный анализ.
Предикативные модели, как правило, прогностического свойства. Их
используют для построения прогнозных оценок текущего и перспективного характера
о прибылях и доходах, платежеспособности, финансовой устойчивости; для расчета
точки критического объема продаж, прогнозной оценки финансовой состоятельности
предприятия на предстоящие три-четыре года и т.д.
Нормативные модели финансового анализа призваны сравнивать
фактические результаты и достижения с ожидаемыми результатами, нормативами,
сметами (бюджетами).
Таким образом, можно сделать вывод о связи финансового анализа с
другими фундаментальными и конкретно-экономическими науками, учебными
дисциплинами и прежде всего с такими, как экономическая теория, микроэкономика,
прикладная математика, финансы предприятий, статистика, финансовый учет, аудит,
ревизия и контроль, бизнес-планирование, налоги и налогообложение, финансовый
менеджмент и др.
Содержание финансового анализа во многом определяется тем, кто
является пользователем информации, и какова сфера его экономических интересов в
оценке различных сторон финансовой деятельности коммерческой организации.
Систематизированные данные об этих актуальных положениях финансового анализа
более подробно представлены в таблице 1.2.
Содержание финансового анализа обусловливается рядом обстоятельств (в
зависимости от востребованности его результатов внешними и внутренними
пользователями):
• запросами пользователей (инвесторов, партнеров и др.)
аналитической информации для оценки реального финансового состояния
организаций;
•
целесообразностью
наиболее полного раскрытия имеющейся информации о финансовой устойчивости
организации в стремлении сделать ее наиболее «открытой» («прозрачной»);
•
потребностью
практики в расчете новых показателей оценки финансового положения хозяйствующих
субъектов, адекватных современной системе экономических отношений и условиям
формирования информационной базы анализа;
•
производственно-финансовой
необходимостью в связи с продвижением товаров и услуг на внутренний и международный
рынок;
•
потребностью
в дополнительной информации о финансовом состоянии хозяйствующих субъектов (так
называемой «аналитической») по данным многофакторного анализа для выработки и обоснования
оптимальных управленческих решений внешними и внутренними ее пользователями.
Задачами финансового анализа являются:
•
обоснование
оперативных
и стратегических планов и программ укрепления и развития финансового положения организации;
•
прогнозирование
наращивания
финансовых потоков в предстоящем будущем;
• оптимизация затрат на производство и реализацию продукции,
услуг, работ;
•
увеличение
доходов,
капитала, активов и снижение расходов
и просроченных обязательств;
•
выявление
путей повышения
эффективности хозяйствования;
•
поиск
неиспользованных возможностей и средств для укрепления финансовой устойчивости
организации, ее платеже способности, финансовой независимости и финансовой состоятельности
во избежание банкротства;
•
смягчение
степени воздействия сопутствующих рисков по возвращению заемного капитала инвесторам,
банкам и кредиторам;
•
использование
результатов проведенного анализа для разработки новых обоснованных программ развития бизнеса
организаций и адекватных управленческих решений.
В заключении данного подраздела в сгруппированном виде сопоставим
и оценим взаимосвязь, с одной стороны, форм и средств участия всех
заинтересованных юридических и физических лиц в производственно-финансовой
деятельности организации и способов вознаграждения (компенсации) за их участие,
а с другой – выявим особенности обоснования цели и содержания финансового
анализа для каждого участника, таблица 1.2.
Таблица 1.2 Направление
и инструменты взаимодействия участников деятельности организации
№ п/п
|
Участники
производственно-финансовой деятельности КО
|
Формы
и средства участия
|
Вознаграждение и
компенсация за участие
|
Особенности цели и
содержания финансового анализа участников
|
1
|
Собственники: 1.1. Государство
1.2. Акционеры.
|
Приобретение пакета акций.
Часть собственного капитала
Приобретение пакета акций.
Часть собственного капитала
|
Дивиденды
Дивиденды
|
Анализ и оценка факторов роста
собственного капитала, чистых активов, финансовой устойчивости и
платежеспособности
|
2
|
Инвесторы и
кредиторы
|
Инвестиции.
Заемный
и привлеченный капитал
|
Проценты. Норма
рентабельности
|
Оценка ликвидности активов
для погашения срочных обязательств; кредитоспособности заемщика; структуры
чистых активов и наличия залоговых средств для обеспечения возвратности
кредитов
|
3
|
Поставщики
|
Поставка средств и
предметов труда.
Собственные средства
поставщиков
|
Своевременная оплата
поставленной продукции по договорным (рыночным) ценам, возмещающим затраты и
обеспечивающим получение прибыли
|
Оценка платежеспособности
покупателя, его финансовой устойчивости; соотношения кредиторской и
дебиторской задолженности; наличия чистых активов для покрытия обязательств
|
4
|
Покупатели (клиенты)
|
Приобретение продукции,
признание полезности выполненных работ и оказанных услуг. Оплата продукции,
работ и услуг по ценам, установленным в договорах
|
Своевременная оплата
приобретенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг
|
Анализ: состава покупателей
и их дебиторской задолженности по срокам ее возникновения; соотношения
дебиторской и кредиторской задолженности
|
5
|
Исполнительная дирекция
и менеджеры
|
Управление деятельностью
организации в соответствии с утвержденными функциями для достижения
определенных финансовых результатов
|
Оплата труда по
согласованным заранее ставкам; премии (бонусы) за счет экономии постоянных
расходов; частичное участие в прибылях организации (по усмотрению
собственников)
|
Анализ и оценка результатов
деятельности КО, факторов роста (снижения) прибыли, превышения притоков
денежных средств над их оттоком. Оптимизация дебиторской и кредиторской
задолженности
|
6
|
Персонал
|
Изготовление продукции,
выполнение работ, предоставление услуг. Оплата покупателями продукции,
выполненных работ и предоставленных услуг
|
Заработная плата, премии,
улучшение условий труда и быта работников
|
Анализ и оценка структуры
кадров, производительности труда и его оплаты, качества продукции, работ и
услуг
|
7
|
Общество (государство)
|
Правовое и налоговое
регулирование производственно-финансовой деятельности КО. Приобретение акций
предприятия
|
Налоги и сборы по
утвержденным ставкам (процентам). Дивиденды на приобретенные акции
|
Анализ и оценка роста
налогооблагаемой базы по всем видам налогов и сборов и своевременности их
уплаты; Мониторинг конечных результатов деятельности КО, состояния его
активов, обязательств, затрат на продукцию и др.
|
8
|
Внебюджетные фонды
|
Защита социальных прав
участников производственно-финансовой деятельности. Страховые взносы КО в ПФ,
ФЗ, ФОМС, ФСС по утвержденным ставкам от начисленной заработной платы
|
Оплата больничных листов;
частичная оплата путевок; накопление пенсионных средств; страхование
безработицы и т.п.
|
Оценка рациональности
использования взносов во внебюджетные фонды
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|