рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ системы бюджетирования на ООО "Тольяттикаучук"


Операционные бюджеты представляют собой совокупность бюджетов затрат и доходов, которые обеспечивают бюджетный отчет о прибыли, а финансовые свидетельствуют о величине и интенсивности денежных потоков и остатках на конец отчетного периода выраженных в бюджете денежных средств и в балансе. Следовательно, объектом рассмотрения операционного бюджета, является финансовый цикл предприятия [67, c. 19].

Назначение операционного бюджета – увязка натуральных показателей планирования со стоимостными; определение наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении основных бюджетов. Состав операционного бюджета определяет руководство организации (бюджетный комитет), прежде всего исходя из характера целей, стоящих перед организацией, специфики бизнеса, степени методической, организационной и технической готовности предприятия.

 В процессе разработки операционного бюджета определяются форматы бюджетных документов, разрабатывается аналитика и постатейный регламент бюджетов, устанавливаются процедуры подготовки и принятия бюджетов.

Финансовый бюджет – это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде. Финансовый бюджет включает в себя бюджет капитальных затрат, бюджет денежных средств предприятия и подготовленные на их основе совместно с бюджетным отчетом о прибылях и убытках бюджетные бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств [31, c. 106].

Основными бюджетами, составление которых обязательно для каждой организации, являются:

­         прогноз баланса;

­         бюджет доходов и расходов (или прогноз отчета о прибылях и убытках);

­         бюджет движения денежных средств [65, c.105].

Процесс формирования отдельного основного бюджета включает: разработку формата документов, определение перечня необходимых первичных документов, установление временного регламента составления бюджета, разработку схемы консолидации бюджета, определение ответственных лиц за составление бюджета, сбор и обработку информации.

Основные бюджеты – это консолидированные бюджеты. Они строятся по коммерческой организации в целом или по центрам прибыли, то есть по тем центрам финансовой ответственности, по которым может быть рассчитан финансовый результат. Основные бюджеты имеют стандартные форматы. Как правило, при составлении основных бюджетов применяют документы, по форме и содержанию соответствующие документам финансовой отчетности. Это значительно облегчит составление бюджетов и упростит анализ плановых и фактических показателей [67, c. 164].

Прогноз баланса является важнейшим инструментом управления активами и пассивами коммерческой организации.

Бюджет доходов и расходов необходим для оценки рентабельности текущей деятельности коммерческой организации. Именно наличие прибыли, отражающейся в данном документе, является залогом положительного сальдо бюджета денежных средств. Хотя бюджет доходов и расходов выражен в стоимостных показателях, этот документ характеризует не денежную часть сделок. Дело в том, что поставка товара (выполнение работ, оказание услуг) покупателю не всегда сопровождается немедленной их оплатой. Только когда покупатель полностью оплатит поставку, тогда отгруженная продукция превратится в выручку от продаж, тогда отгруженная продукция превратится в выручку от продаж, и поставка в натуральной форме станет денежными средствами.

В отличие от бюджета доходов и расходов бюджет движения денежных средств должен отражать не любые обязательства, а только денежные.

Для сводного бюджета организации характерна многоступенчатая иерархическая структура (Приложение 1).

Каждый из под бюджетов различных уровней занимает свою, строго определенную «нишу» и играет свою четкую роль в технологии составления сводного бюджета предприятия. Перед тем как приступить к организации процесса бюджетирования необходимо рассмотреть основные принципы построения системы бюджетов предприятий.

Бюджет продаж является основополагающим при определении ожидаемых денежных поступлений. В условиях рыночной экономики он должен быть предельно точным и обоснованным, максимально учитывать рекомендации службы маркетинга [46, c. 324].

Задача службы маркетинга - грамотно рассчитать цену на товар, которая принесет максимальный доход, и количество товаров, которые предполагается продать по этой цене.

Определяя возможный уровень цен, следует хорошо понимать взаимоотношения между ценой и покупками потребителей и их представлениями. С позиции экономической теории эта взаимосвязь определяется тем, что рыночная равновесная цена на товар достигается при соответствии спроса со стороны покупателя и предложения со стороны продавца. Первого интересует потребительная стоимость, определяющая, являются ли эти издержки общественно необходимыми (способен ли товар удовлетворять общественные потребности), второго - стоимость, обусловливаемая затратами коммерческой организации.

В результате анализа исследования рынка, потребителей и их сегментации, уровня спроса, мотивации потребителей, положения предприятия на рынке формируется рыночная цена на товары организации, которая будет использована при составлении бюджета продаж [31, c.111].

К факторам, влияющим на объем продаж, относятся:

­ объем продаж предпланового периода;

­ ценовая политика;

­ зависимость продаж от выбора секторов и сегментов рынка, выбора регионов продаж;

­ ассортимент производимой продукции;

­ спрос со стороны покупателей;

­ конкуренция;

­ сезонные колебания;

­ производственные мощности;

­ эффективности организации и технологии производства;

­ зависимость продаж от общеэкономических показателей - цен, уровня занятости, личных доходов и прочие [45, c. 92].

Бюджет продаж формируется на базе заключенных договоров организации, показателей бизнес-плана, анализа производственной деятельности предыдущих лет.

Бюджет продаж рассчитывается в натуральных единицах и в стоимостных показателях в разрезе основных видов продукции. Базовый алгоритм расчета при составлении бюджета продаж задается уравнением количество реализуемой продукции (натуральные единицы) умножить на прогнозные цены.

После того как сформирован бюджет продаж, следующий шаг — определение размера денежных поступлений от этих продаж.

Произведенная продукция может быть продана за наличный расчет (поступления денежных средств в кассу, расчетные и валютные счета) либо в кредит. Продажа в кредит влечет за собой дебиторскую задолженность, которая, в конечном счете, инкассируется, превращается в наличность.

Коэффициент инкассации (Кi) выражает процент ожидаемых денежных поступлений от продаж в соответствующем периоде времени от момента реализации продукции и рассчитывается как изменение дебиторской задолженности в период делится на продажи месяца.

Коэффициент инкассации показывает, какая часть отгруженной продукции будет оплачена сразу в месяц отгрузки, во второй месяц после отгрузки и т.д., с учетом безнадежных долгов, если таковые имеются. Определить значение коэффициентов инкассирования можно на основе анализа погашения дебиторской задолженности предыдущих периодов.

После того как необходимые формы бюджета продаж будут составлены, можно приступать к следующему этапу - составление бюджета производства. Однако следует помнить, что составленный бюджет продаж, возможно, придется корректировать после составления других операционных бюджетов либо всех трех основных бюджетов. Дело в том, что оптимизацию показателей бюджета продаж можно осуществить, только зная параметры основных бюджетов (состав и структуру себестоимости, ограничения по источникам финансирования, ликвидности и т.п.) [67, c.97].

Производственный бюджет - это план производства продукт. В нем конкретизируется бюджет продаж, а также для каждого периода планирования (месяца, квартала) устанавливается количество готовой продукции, которое необходимо произвести.

В зависимости от политики удовлетворения внешнего спроса организации (производство на склад, производство под заказ, сборка под заказ) производственный бюджет может формироваться не только на готовую продукцию, но и на детали и узлы, используемые для сборки изделий (промежуточные сборки) или даже сырье и материалы. В случае составления бюджета продаж с учетом конкретных моделей выпускаемых изделий производственный бюджет может формироваться также и на каждую отдельную модель. В обязательном порядке производственный бюджет должен формироваться на производимые организацией узлы и детали, которые могут не только входить в состав сборок, но и продаваться отдельно в виде запасных частей [60, c. 130].

При составлении производственного бюджета, прежде всего, необходимо установить доступные мощности, т.е. способность производственной системы выпускать определенное количество продукции в течение планового периода. Доступная мощность зависит от таких факторов, как спецификация изделий, график работы, наличие машин и оборудования, эффективность рабочего центра [13, c. 115].

Далее рассчитывается требуемая мощность, то есть мощность, необходимая для выполнения производственного бюджета. Определение требуемой мощности предусматривает два действия. Во-первых, определяется время, необходимое для изготовления каждого заказа в каждом рабочем центре. Во-вторых, требуемая мощность по всем заказам суммируется для получения загрузки.

Затем сопоставляются требуемые мощности с доступными, выявляется возможный дисбаланс и принимаются меры по обеспечению необходимого соответствия. Соответствие требуемой и доступной мощностей может быть достигнуто двумя путями - изменением загрузки оборудования либо наращиванием доступной мощности. Первый вариант означает перепланирование заказов, выходящих за пределы доступной мощности (эти заказы могут быть направлены в альтернативные рабочие центры либо перепланированы). Во втором случае могут быть приняты меры по увеличению производственных мощностей.

Информация о производственных мощностях устанавливается технологическими отделами организации.

После определения требуемой мощности рассчитывается необходимый объем выпуска готовой продукции, который составляется в натуральных единицах измерения и рассчитывается как Остатки нереализованной готовой продукции на конец планового периода + Остатки нереализованной готовой продукции на конец планового периода - Остатки нереализованной готовой продукции на конец планового периода.        

Назначение бюджета прямых затрат на материалы в том, чтобы определить затраты сырья, основных материалов, полуфабрикатов, комплектующих, необходимых для производства готовой продукции.

На отечественных предприятиях существуют два основных метода составления бюджета прямых затрат на материалы:

­         нормативный метод;

­         аналитический метод.

Нормативный метод является наиболее точным, обоснованным, но вместе с тем довольно трудоемким. Суть данного метода заключается в том, что затраты на материальные оборотные средства (сырье, материалы, комплектующие) определяются исходя из установленных норм расхода. Большинство крупных и средних промышленных предприятий составляют плановую калькуляцию на единицу продукции, в которой установлены удельные нормы расхода по видам сырья и материалов. Таким образом, на основе установленных норм (стандартов) расходов материалов и данных производственного бюджета рассчитывают потребность бюджетный период.

Практика показывает, что на малых предприятиях, как правило, отсутствует система нормирования материалов. В данном случае возможно использование аналитического метода. По сравнению с нормативным методом он гораздо проще в практическом применении, однако дает более грубую оценку потребности в материальных затратах. Суть данного метода заключается в том, что на основе фактических данных производства и сбыта продукции за базовый (отчетный) год и общих расходов материалов рассчитывается средневзвешенная, принимаемая за норму расхода на планируемый бюджетный период. Затем эти нормы расхода применяются к плановым объемам продаж и выпуска для определения потребностей в материалах [18, c. 59].

После определения количества сырья и материалов, требуемого для производства продукции, следующим этапом является расчет необходимого количества закупок (по видам сырья и материалов). Потребность в сырье и материалах в каждом периоде может быть определена как расход материалов за период + расход материалов за период - расход материалов за период

Запас сырья и материалов автоматически поступают из бюджета производственных запасов. Запас материалов на начало периода равен запасу в предшествующем периоде. В случае если изменяется бюджет продаж или бюджет производства, должен быть оперативно изменен и план закупок материалов.

Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается исходя из бюджета производства (количество единиц продукции, под лежащих изготовлению), данных производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала, занятого непосредственно изготовлением продукции [39, c. 263].

В бюджете заработной платы основного производственного персонала необходимо выделять две составные части:

­         фиксированную (постоянную) часть оплаты труда;

­         сдельную (переменную) часть оплаты труда.

В этом же документе определяются затраты труда в денежном выражении умножением необходимого рабочего времени на соответствующие часовые ставки оплаты труда. Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения.

Бюджет общехозяйственных расходов представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде.

Данный бюджет включает общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством.

Бюджет общехозяйственных расходов имеет две цели:

­         интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанных руководителями по производству и его обслуживанию и

­         аккумулируя эту информацию, вычислить нормативы этих расходов на предстоящий учетный период для распределения их в будущем периоде на отдельные виды продукции или другие объекты калькулирования затрат.

Бюджет производственных запасов необходим для формирования двух плановых документов:

­         бюджета доходов и расходов - в части подготовки данных о себестоимости реализованной продукции;

­         прогноза баланса - в части данных о состоянии запасов готовой продукции, незавершенного производства и материалов на конец планового периода. Бюджет производственных запасов составляется в денежном выражении и содержит плановые показатели по запасам готовой продукции, незавершенному производству и материалам.

Величина запаса собственных оборотных средств на конец периода определяется на основе следующих показателей:

­         объема производства и реализации продукции;

­         затрат на производство, хранение и реализацию продукции;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.