рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Бюджет муниципального образования


Как видно из результатов таблицы 11 наибольший удельный вес в структуре расходов местного бюджета г. Кемерово составляет в настоящее время образование, а затем ЖКХ. Доля расходов на образование в 2002г. составляла 31,5%, в 2003г. - 28,4%, а в 2004 г. уже 32,7%. Доля расходов на ЖКХ в 2002г. - 23,0%, в 2003г. - 24,1%, в 2004 г. – 26,9%.


3.4 Проблемы формирования бюджета и пути преодоления дефицита бюджета муниципального образования г. Кемерово


Проблемы бюджета муниципального образования г. Кемерово во многом схожи с общими проблемами местных финансов в Российской Федерации. Как уже отмечалось, в реально функционирующей бюджетной системе Российской Федерации, в настоящее время полномочия муниципальных органов власти во • многом не подкреплены реальными финансовыми ресурсами. Иными словами, происходит постоянное снижение уровня бюджетной обеспеченности местных муниципальных образований. Растут затраты на охрану общественного порядка, усиливается контроль за использованием земель, за социальной поддержкой и содействием занятости населения, необходимостью покрытия затрат на природоохранные мероприятия и т. д.

Остается проблемой взаимоотношений центра и территорий. Ведь формирование местного бюджета, во многом зависит от политики федеральных органов.

Процесс развития местных бюджетов напрямую связан с решением вопросов по разграничению государственных и муниципальных полномочий.

Выход из этой запутанной ситуации видится в четком разграничении различных полномочий и способов их финансирования. Во-первых, было бы целесообразным, думается, исключить из списка «вопросов местного значения» (по сути являющегося списком «собственных» полномочий органов местного самоуправления) все те функции, в отношении коих местные органы лишь применяют правила и нормы, установленные на федеральном или региональном уровнях: они должны быть приравнены к делегированным полномочиям (например, выплата зарплаты преподавателям, а также различных пособий).

Во-вторых, следовало бы признать недостаточным содержащееся в законодательстве требование, согласно которому финансирование «собственных» и «делегированных» полномочий (в отношении как поступлений, так и расходов) прописывалось в бюджете отдельно. Важно пойти дальше, добиваясь того, чтобы средства, предназначенные для финансирования «делегированных» полномочий (которых в перспективе, вероятно, будет больше, чем сейчас), вообще не включались в бюджет муниципального образования, а перечислялись на казначейский счет муниципалитета; распорядителем же этих средств должен стать глава местной администрации, работающий под контролем как местного представительного органа, так и администрации субъекта Федерации.

Подобная схема уже применяется, в частности, в Московской области в отношении финансирования семейных пособий, выплата которых по-прежнему осуществляется органами местного самоуправления, подобную схему, по моему мнению, можно применить и в г. Кемерово.

Процесс развития местных бюджетов также будет постоянно зависеть и от решения проблемы налогообложения на муниципальном уровне. Отсутствие Федерального Закона о местных налогах, продолжающаяся тенденция сосредоточения основной массы налоговых доходов (более 60%) на федеральном уровне, постоянно меняющийся механизм распределения налогов по уровням бюджетной системы, проблемы взаимоотношений региональных и муниципальных законодательных и исполнительных органов власти, требуют реформирования системы бюджетного выравнивания. И это особенно актуально для формирования бюджета г. Кемерово

Ведь, как отмечалось выше, основу доходов местных бюджетов составляют регулируемые отчисления из вышестоящих бюджетов, которые как правило, не закреплены на постоянной основе, а меняются год от года.

Кроме того, в эти доходы входят отчисления от налога на прибыль

предприятий, от подоходного налога на физических лиц, а также акцизов, платежей за пользование природными ресурсами, налога с продаж, налога на вмененный доход и др. Практически все эти налоги являются федеральными или региональными. Естественно, это органы местного самоуправления не имеют реальной возможности влиять на изменения их ставки или долю отчисления в местный бюджет.

Как показал проведенный анализ доходов и расходов бюджета г. Кемерово вряд ли органы местного самоуправления в достаточной мере могут справиться самостоятельно с проблемой формирования доходов без помощи от центра. Анализ доходов бюджета г. Кемерово показал, что большую долю доходов составляют безвозмездные поступления (то есть регулируемые доходы) в виде дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета.

В тоже время общая направленность налоговой реформы в стране остается достаточно негативной для доходной базы местных органов власти. Так, следует заметить, что с 1 января 2004г. были отменены все местные налоги, удельный вес от поступления которых в городской бюджет составлял значительную часть. Поэтому местный бюджет в 2004г. будет испытывать определенный дефицит. Как считает О. Тышкевич, руководитель финансового управления г. Кемерово, в результате отмены этих налогов городская казна потеряет 166 млн. руб.

Выход видится в том, чтобы при формировании доходов увеличивать долю собственных доходов.

Собственные доходы - общепризнанный символ автономии местного самоуправления и мерилом его реальной финансовой самостоятельности. Эти доходы, как мы рассматривали выше складываются как из налоговых доходов, так и неналоговых доходов.

Как показал проведенный анализ, у муниципального образования г. Кемерово прослеживается тенденция увеличения собственных доходов- и есть для этого определенные ресурсы.

Конечно, самым четким выражением самостоятельности органов местного самоуправления и оптимальным видом собственных доходов местных бюджетов являются так называемые эксклюзивные налоги, которые могут взиматься только данным муниципальным образованием. Но даже в этом случае, законодательная база по налогообложения в данный момент не благоприятствует развитию получения доходов в этом направлении. Но и в данной ситуации, есть выход. Не могут муниципальные образования увеличить налоги на землю, но могут увеличить арендную плату за пользование природными ресурсами. Так, например, в г. Кемерово можно увеличить плату за аренду земли, взимать сбор за пользование автостоянками. Но при этом следует, конечно, подходить к этому вопросу дифференцировано, не затрагивая интересы малообеспеченных людей.

Эта проблема напрямую связана с развитием рыночной инфраструктуры муниципальной собственности - следует увеличивать количество предприятий муниципальной собственности. Ведь в данный момент доходы от организации тех же автостоянок, оптовых рынков получают различные предприниматели, а не муниципальные образования. Увеличение муниципальных предприятий именно в тех направлениях, которые в данный момент регулируются муниципальным образованием г. Кемерово - один из путей улучшения формирования доходной базы местного бюджета.

В какой-то мере может помочь увеличить расходы на решение актуальных для города социальных проблем секвестирование бюджета, урезание некоторых статей, в частности статей на содержание административного аппарата.

Не используется в г Кемерово такой эффективный метод получения дополнительных доходов и инвестиций как выпуск ценных муниципальных бумаг, в частности, можно было бы организовать муниципальный заем.

Таким образом, развитие финансовой базы муниципальных образований в России связано с целым рядом объективных и субъективных

противоречий. Некоторые из них носят скорее политический, нежели экономический характер. На протяжении последних лет, законодательная юридическая база не обеспечивает решение проблемы формирования эффективной экономической основы муниципальных финансов. Существующая финансовая база муниципального образования имеет много внутренних противоречий и не может полноценно функционировать как система обеспечивающая экономическую основу источников дохода, провозглашенных в Конституции Российской Федерации. Но при этом проблема может в какой-то мере решаться на местном уровне при обеспечении местного самоуправления большей самостоятельностью.

В рамках исследованной проблемы, можно сделать вывод, что законодательная база, регулирующая формирование и использование местного бюджета многообразна, но несовершенна как с точки зрения взаимоотношений центра и территорий, а также распределения налогов между центом и территорией.

Экономическая характеристика исследуемого объекта и его бюджета показала, что существует разрыв между доходами и расходами (дефицит бюджета).

С учетом вышесказанного, для решения проблемы формирования и использования бюджета г. Кемерово нами выдвигаются следующие предложения.

1. Роль местного бюджета в социальном и экономическом развитии г. Кемерово может еще больше возрасти при определенных условиях, решаемых, в первую очередь законодательно: наделить органы местного самоуправления дополнительными полномочиями по формированию доходов местного бюджетов и их использованию.

2. Как можно шире развивать предпринимательство. С моей точки Зрения, предпринимательство - это единственный способ увеличить местные Доходы путем увеличения не количества налогов, сколько за счет количества предпринимателей. Но для этого надо разработать действительно действенный механизм реализации предпринимательских идей каждого желающего.

3. Увеличить получение собственных доходов за счет следующих источников:

- одним из основных направлений использования финансовых ресурсов должно стать финансирование развития местной производственной базы (реального сектора экономики) как основы для получения в перспективе собственных доходов;

- развивать рыночную инфраструктуру муниципальной собственности, создать дополнительный комплекс собственных предприятий муниципальной собственности;

- передать полномочия по взиманию сборов за аренду мест на оптовых рынках, с автостоянок на муниципальный уровень;

- провести секвестирование бюджета: урезать статьи на содержание административного аппарата города и перенести затраты на проведение вышеизложенных мероприятий или другие необходимые нужды;

- организовать муниципальный заем.


Выводы и предложения


Таким образом, заканчивая рассмотрение проблем доходов и расходов местных бюджетов, констатируем следующее.

Муниципальные финансы представляют собой регулируемую государственным законодательством систему экономических отношений, связанных с аккумулированием определенной части стоимости национального дохода посредством ее перераспределения и соответствующего использования данных финансовых средств с учетом функций и полномочий, делегированных вышестоящим уровнем бюджетной системы, возложенных па муниципальные органы самоуправления.

Местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований - административно-территориальных образований (административных районов, поселков, городов).

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных; средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Формирование и исполнение местных бюджетов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов.

Доходы местного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления. Средства местного бюджета относятся к объектам муниципальной собственности. Это определяет собственника бюджетных средств, которым является не орган местной власти, а административно-территориальное образование. Органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью. Статья 72 Конституции Российской Федерации относит вопросы разграничения государственной собственности, куда входят и бюджетные средства, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Расходы местных бюджетов - расходы' денежных средств, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

По итогам проведенного анализа можно сделать следующие выводы и предложить некоторые рекомендации по совершенствованию формирования и расходования местного бюджета г. Кемерово.

Анализ доходов местного бюджета г. Кемерово показал, что общие доходы города Кемерово с каждым годом растут, если в 2002г. - 3274134,0 тыс. руб., а в 2003г. 3685641,0 тыс. руб. В 2004 г. эта сумма была равна 5020880,0 тыс. руб.

В общей структуре доходов наибольший удельный вес у налоговых доходов, но темпы роста выше у доходов от неналоговых доходов, что является положительным моментом при формировании доходов. Отметим, что данные статьи доходов местного бюджета г. Кемерово, в наибольшей степени могут управляться и формироваться местными органами. Если, органы местного самоуправления в малой степени могут влиять на управление формированием налоговых доходов, так как система налогов и их ставки утверждаются на федеральном уровне, то данная система доходов в наибольшей мере формируется за счет проводимой политики местного самоуправления.

Анализ расходов местного бюджета г. Кемерово показал, что в последние годы прослеживается динамика роста расходов на образование, правоохранительные органы, здравоохранение, культуру. Это вполне объяснимо, так как расходы на данные направления возложены законодательно на органы местного самоуправления. Другой вопрос, что вряд ли органы местного самоуправления в достаточной мере могут справиться самостоятельно с данной проблемой без помощи от центра. Не случайно анализ доходов бюджета г. Кемерово показал, что большую долю доходов составляют безвозмездные поступления в виде дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета.

В рамках исследованной проблемы, можно сделать вывод, что законодательная база, регулирующая формирование и использование местного бюджета многообразна, но несовершенна как с точки зрения взаимоотношений центра и территорий, а также распределения налогов между центом и территорией.

Экономическая характеристика исследуемого объекта и его бюджета показала, что существует разрыв между доходами и расходами (дефицит бюджета).

С учетом вышесказанного, для решения проблемы формирования и использования бюджета г. Кемерово нами выдвигаются следующие предложения.

1. Роль местного бюджета в социальном и экономическом развитии г. Кемерово может еще больше возрасти при определенных условиях, решаемых, в первую очередь законодательно: наделить органы местного самоуправления дополнительными полномочиями по формированию доходов местного бюджетов и их использованию.

2. Как можно шире развивать предпринимательство. С моей точки зрения, предпринимательство - это единственный способ увеличить местные доходы путем увеличения не количества налогов, сколько за счет количества предпринимателей. Но для этого надо разработать действительно действенный механизм реализации предпринимательских идей каждого желающего.

3. Увеличить получение собственных доходов за счет следующих

- одним из основных направлений использования финансовых ресурсов должно стать финансирование развития местной производственной базы (реального сектора экономики) как основы для получения в перспективе собственных доходов;

- развивать рыночную, инфраструктуру муниципальной собственности, создать дополнительный комплекс собственных предприятий муниципальной собственности;

- передать полномочия по взиманию сборов за аренду мест на оптовых рынках, с автостоянок на муниципальный уровень;

- провести секвестрование бюджета: урезать статьи на содержание административного аппарата города и перенести затраты на проведение вышеизложенных мероприятий или другие необходимые нужды;

-                     организовать муниципальный заем.


Список литературы


1. Конституция Российской Федерации: Принята 12. 12. 93г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М: Кодекс, 2003.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.: Кодекс, 2003.

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12. 08. 1995г. (с последующими изменениями и дополнениями) //

5. Федеральный закон от 25. 09. 1997г. «О финансовых основах местного самоуправления» // Российская газета. - 1997. - 15 октября.

6. Устав города Кемерово: Принят 17. 12. 1995г. // Кемерово. - 1995. - 27декабря.

7. Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов №103 от 30. 05.'2003г. «О положении «О бюджетном процессе в городе Кемерово»»: // Кемерово. - 2003. - 6 июня.

8. Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов №29 от 28.06.2002г. «Об исполнении бюджета города Кемерово за 2001г.» // Кемерово. - 2002. - 12 июля. - С. 3-4

9. Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов №102 от 30.05.2003г. «Об исполнении бюджета города Кемерово за 2002г.» // Кемерово. - 2003. - 20 июня. - С. 5-7.

10. Постановление Кемеровского городского Совета народных депутатов №176 от 28.05.2004г. «Об исполнении бюджета города Кемерово за 2003г.» // Кемерово. - 2004. - 25 июня. - С. 4-5.

П.Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 686с.

12. Баранникова К. Городской * бюджет // Деловой Кузбасс. - 2003. -№11.-С. 36-37.

13. Барский А. Финансовая база местного самоуправления // Вопросы экономики. - 2003. - №5. - С. 28-33.

14. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г. Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ,2003. -540с.

15. Васильев В. И. Местное самоуправление. - М., 1999. - 232с.

16. Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М: Дашков и К0, 2003. -344с.

17. Годин А. М., Максимова' Н. С, Подпорина И. В. Бюджетная система российской Федерации: Учебник. - М.: Дашков и К0, 2003. - 752с.

18. Городской бюджет: вопросы будут. - Кемерово. - 2003. - 14 ноября. -С. 2.

19. Динес И. Ю. К вопросу о формировании доходной базы местного самоуправления // Финансы. - 2003. - №7. - С. 26-28.

20. Игнатов В. Г., Рудой В. В. Местное самоуправление. - Ростов-на-Дону: Феникс. - 2003. - 379с.

21. Игудин А. Г. Некоторые проблемы межбюджетных отношений // Финансы. - 2003. - №5. - С. 8-12.

22. Кемерово - 2004 // Кузнецкий край. - 2004. - 13 января. - С. 3.

23. Лавренков И. Н. Кузбасский дефицит уперся в Бюджетный кодекс // Коммерсант. 2003. - 6 декабря. - С. 12.

24. Львов Н. В. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований. // Финансы. - 2002. - №11. - С. 22-26

25. Любушкин Н. П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ, 2001. -471с.

26. Панайотов А. Ф. О местных налогах, установленных федеральным законодательством // Финансы. - 2002. - №4. - С. 16-18.

27. Пансков В. Муниципальные бюджеты в системе межбюджетны* отношений // Российский экономический журнал. - 2002. - №10. - С. 11-15.

28. Швецов А. Потребности муниципальных образований i финансовых средствах и бюджетно-налоговые возможности го удовлетворения // Российский экономический журнал. - 2003. №7. -С. 17-39.

29. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. - М.: Инфра-М, 2002. - 333с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.