Между
тем, фактически число уровней бюджетно-налоговой системы оказывается больше
законодательно закрепленного. Эти «нестыковки» объясняются тем, что во многих
субъектах Российской Федерации используется «матрешечная» схема организации
местного самоуправления. Одни муниципальные образования входят в состав других
(как в случае с так называемыми сложносоставными субъектами Федерации).
Следовательно, можно говорить о существовании не одного, а двух и более уровней
местного самоуправления, соответственно двух уровней местных бюджетов. Причем
эти уровни не во всем равноценны. В одних субъектах Российской Федерации
полноценный статус муниципальных образований имеют только «города областного
подчинения». Административные же районы, входящие в последние более мелкие
территориально-административные единицы (бывшие "районные" города,
посёлки, сельские администрации) лишены важнейшей части своих муниципальных
полномочий, так как функционируют на основе местных смет расходов, утверждаемых
«вышестоящими» муниципальными образованиями. В других субъектах РФ, напротив,
статус, о котором идет речь, имеют сотни мелких населенных пунктов, над
которыми созданы административно-территориальные единицы (те же районы), но
тоже с местными квазибюджетами (сметами расходов).
В
Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
акцент, в частности, делается на неурегулированность вопросов формирования
местных бюджетов и межбюджетных отношений. При этом правомерно указывается на
необходимость согласованного изменения федерального закона «О финансовых
основах местного самоуправления», а также Бюджетного и Налогового кодексов.
Предлагаемые изменения увязываются с переходом на бюджетные технологии,
основанные на государственных социальных стандартах, расчете минимальных
местных бюджетов, расширении их собственной налоговой базы и упорядоченном
применении регулирующих налогов. Выше отмечалось, что в последние годы доходы
местных бюджетов стремительно падают. Это легко объясняется. Ведь основу
доходов местных бюджетов составляют отчисления, которые, как правило, не
закреплены на постоянной основе, а меняются год от года.
Изменения,
вносимые в Налоговый кодекс, также трактуются не однозначно. Можно с большой
долей вероятности предположить, что введение нового регионального налога на
недвижимость вместо местных налогов на имущество физических лиц и на землю еще
больше подорвет финансовую базу местных бюджетов. Отменяется местный налог на
содержание жилищно-социальной сферы. К сожалению, сохраняется ситуация, когда
финансовая самостоятельность органов местного самоуправления только
декларируется.
Решение этой важной проблемы зависит от разного рода факторов, но
основную роль играют взаимоотношения между регионами и федеральной властью.
Есть общее понимание направления движения в межбюджетном регулировании.
Например, все признают, что сфера «совместного» финансирования бюджетных
расходов должна быть предельно сокращена. Перечень расходов, подлежащих
финансированию из бюджетов разных уровней, должен быть конкретизирован в
привязке к бюджетной классификации на общегосударственном уровне. Необходимо
учитывать мнение и тех, кто считает, что нужно быстрее и максимально широко
применять принцип «один налог - один бюджет». Это позволит, практически
полностью избежать перекладывания на бюджеты субъектов Российской Федерации
(соответственно на местные бюджеты) нагрузки непрофинансированных в полной мере
расходов федерального уровня.
Существующий
опыт развитых стран с эффективно функционирующей рыночной экономикой, а также
разработки современных российских экономистов в области совершенствования
развития муниципальных финансов гораздо шире того, что здесь было представлено.
Кроме изложенных выше, можно предложить несколько основных направлений, по
которым следует продолжить реформирование рассматриваемой проблемы. Во-первых,
необходима выработка конкретных критериев определения зон Муниципальных
образований, с обязательными условиями оценки потенциальной финансовой базы.
Во-вторых, при формировании особых финансовых режимов (для депрессивных и
отсталых регионов) важно предоставлять право на установление местной надбавки к
налоговой ставке по ограниченному перечню налогов. В-третьих, финансовая помощь
должна рассматриваться не только на местном уровне, но доходить до конкретного
предприятия (групп предприятий). В-четвертых, необходимо максимальное
сокращение внешнего финансового управления и минимизации встречных бюджетных и
финансовых потоков.
Глава 2. Социально-экономическая характеристика
муниципального образования г. Кемерово
2.1 Общая характеристика г. Кемерово
Город
Кемерово - административный центр Кемеровской обл., расположен на берегах р.
Томь в северной части Кузбасса. Его территория в настоящее время - 28230 га.
Первые
сведения о д. Щеглово и д. Кемерово, на основе которых был основан город,
относятся к 1701-1734 годам. Численность населения на территории современного
города в 18-19 вв. росло медленно и в 1897г. составляло 3 тыс. чел. Рост
населения ускорился в 20 в. В настоящее время население - почти 500 тыс. чел.
В
1918г. постановлением Томского губисполкома был образован Щегловский уезд, с.
Щеглово преобразовано в г. Щегловск. Пост. ВЦИК от 6 мая 1925г. сибирские
губернии были преобразованы в округа. Щегловск переименован в 1932г. в г.
Кемерово, стал центром Кузнецкого округа. С января 1943 Кемерово -
административный центр Кемеровской обл.
За
несколько десятилетий на этой территории вырос крупный современный город. В
начале 20-х гг. 20в. в Щегловске преобладали усадьбы сельского типа - избы с
огородами. По мере притока населения росло число бараков, землянок, деревянных
домов. Начавшееся в 30-е строительство каменных жилых домов широко развернулось
в послевоенное время - с конца 50-х - нач. 60-х гг. Росли благоустроенные
многоэтажные дома в центре города. С 70-х гг. расширилось жилищное
строительство в новых восточных районах города, где появились первые высотные
12-16-этажные здания. Одновременно открываются магазины, столовые, школы,
больницы, библиотеки, кинотеатры, клубы, растет городской транспорт,
асфальтируются улицы, появляются бульвары и парки.
Рост
населения связан, прежде всего, с превращением Кемерова в крупный промышленный
центр. После гражданской войны с нач. 20-х гг. возобновили работу небольшие
шахты – «Центральная», «Южная» и др. За 1920 г. на Кемеровском руднике было добыто всего 101,6 тыс. т угля. В конце 20-х - нач. 30-х гг. на шахтах появились
отбойные молотки, врубовые машины, конвейеры. Открывались новые шахты: «Пионер»
(1931г.), «Северная» (1939г.), с 1923 по 1926 гг. шахты находились в ведении
Авт. индустриальной колонии «Кузбасс», с 1927г. - под управлением треста «Кузбассуголь».
Наличие коксующихся углей на Кемеровском месторождении способствовало
возникновению углехимии. Строительство коксохимзавода было объявлено ударной
стройкой. В 1924г. коксохимзавод вошел в строй. Одновременно в Кемерове
возникают новые направления углехимии. С 1938г. начал выпуск аммиачной селитры
новый азотнотуковый завод. Росли потребности в электроэнергии. С 1930г. стала
сооружаться, а в 1935г. выдавать ток Кемеровская ГРЭС.
В
годы войны в Кемерове появились новые предприятия, эвакуированные из западных
районов. В 1941г. из Орехово-Зуева прибыло оборудование завода «Карболит»,
ставшего впоследствии одним из основных предприятий Кемерова. Появились первые
машиностроительные заводы. В конце 1941г. в Кемерово было доставлено
оборудование Харьковского электромеханического завода, использованное на новом
заводе «Кузбассэлектромотор». Оснащению будущего Кемеровского электромеханического
завода способствовало эвакуированное оборудование подковного цеха
Ленинградского завода «Красный металлист». С 1944 в Кемерове действует завод «Строммашина».
Рост
промышленного потенциала Кемерова ускорился в послевоенные гг. Открывались
новые шахты «Ягуновская» (1947), им. Волкова (1950), крупный Кедровский разрез
(1955). По размерам угледобычи К. занимает 8-е место среди угольных городов
Кузбасса. В 1985 г. добыча угля на Кемеровских рудниках составляла 6,4 млн т. В
конце 80-х - нач. 90-х после шахтерских забастовок добыча угля в Кемерове., как
и во всей стране, заметно снижается. Основной отраслью Кемеровской промышленности
в послевоенные годы остается углехимия. Кемерово к концу 20в. стало также
крупнейшим культурным и научным центром.
Основные
показатели социально-экономического развития г. Кемерова в настоящее время
представлены в таблице 3.
Таблица
3. Основные показатели социально-экономического развития г.Кемерово
Показатели
|
Ед. изм
|
2003г.
|
2004г.
|
Отклонения (+/-)
|
|
|
2004/2003
|
|
В абс. ед.
|
В %
|
Объем продукции крупных
и средних предприятий
|
млн.руб
|
160132
|
17746
|
+17614
|
111
|
Производство важнейших видов
промышленной продукции:
|
|
|
|
|
|
- угля,
|
млн. т.
|
4,0
|
4,2
|
+0,2
|
104
|
-удобрения минеральные,
|
тыс. т.
|
453
|
453
|
-
|
100
|
- масло животное,
|
|
331
|
371
|
+40
|
112
|
Строительство по договорам
подряда
|
млн.руб.
|
2140
|
2376
|
+236
|
111
|
Строительство жилых домов
|
кв.м.
|
33435
|
44134
|
+10699
|
132
|
Инвестиции в основной
|
|
|
|
|
|
Капитал
|
млн.руб.
|
366
|
3614
|
+3248
|
168
|
Оборот розничной
торговли
|
млн.руб.
|
20155
|
23178
|
+3023
|
115
|
Финансовые результаты организаций:
|
|
|
|
|
|
- сальдо прибылей и
|
|
|
|
|
|
убытков,
|
млн.руб.
|
-
|
1253
|
|
-
|
- уд. вес убыточных
|
|
|
|
|
|
предприятий,
|
%
|
-
|
39,3
|
|
-
|
-кредиторская задолженность
|
млн.руб.
|
-
|
35810
|
|
-
|
-дебиторская
|
|
|
|
|
|
Задолженность
|
млн. руб
|
-
|
21201
|
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
Статус
города Кемерово, вопросы его территориального устройства, руг предметов ведения
городского сообщества, правовую основу и формы осуществления (как
непосредственно, так и через соответствующие органы) самоуправления в городе
определяет Устав г. Кемерово, принятый в декабре 1995г.
Местное
самоуправление в городе осуществляется членами городского сообщества как
непосредственно через городской референдум, городские выборы, народную
правотворческую инициативу, собрания (сходы) и конференции граждан, органы
территориального общественного самоуправления, индивидуальные и коллективные
обращения в органы и к должностным лицам городского самоуправления, так и через
органы городского самоуправления, к которым относятся:
- представительный
орган - Кемеровский городской Совет народных депутатов;
- глава
муниципального образования и высшее должностное лицо города - Глава города
Кемерово;
- исполнительно-распорядительный
орган - администрация города Кемерово.
Кемеровский
городской Совет народных депутатов является выборным, коллегиальным органом
городского самоуправления. Городской Совет состоит из депутатов, избираемых на
основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании
в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кемеровской области.
Численный состав городского Совета - 21 депутат. Срок полномочий депутатов -
два года.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|