Как
показывают результаты табл. 5. если в 2002г. доля налоговых платежей была
наибольшей - 43,2 % соответственно, то в 2003г. уже большую долю в общей
структуре доходов города составляли безвозмездные поступления - 46,4 % (у
налоговых доходов -43,7) и в 2004г. – 47,8%. Наибольшими темпами росли при этом
доли доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности: на 0,7%
в 2002г. , 0,9% в 2003г. и 3,0% в 2004г. Рост составил 2,3% по отношению к
2001г.) и неналоговых доходов на 7,8% в 2002г. и на 9,0% в 2003г. , но затем
произошел спад в 2004г. неналоговые доходы занимали удельный вес уже 8,5%, что
на 0,5% меньше предыдущего года. Однако по отношению к 2002 г. рост составил
2,3%. Темпы роста налоговых доходов наоборот значительно снизились: налоговых
доходов на 43,7% в 2003г. и на 40,7% в 2004г., что на 8,2% меньше по отношению
к 2002г.
За счет
каких же ресурсов изменились доли доходов в местный бюджет в разных группах?
Выясним этот вопрос, проанализировав структуру каждой группы доходов, то есть
их подгруппы.
В табл. 6. и 7. представлены данные о структуре налоговых доходов в местном
бюджете г. Кемерово.
Таблица 6. Структура налоговых доходов местного бюджета г. Кемерово
Показатели
|
2002г.
|
2003г.
|
2004г.
|
Отклонения (+/-)
|
|
2004/2002
|
|
Тыс. руб.
|
%
|
Налоги на прибыль
|
968984,0
|
850967,0
|
1322039,0
|
+353055,0
|
+36,4
|
Налоги на товары и
услуги, лицензионные и регистрационные
|
88926,0
|
51961,0
|
61095,0
|
-27831,0
|
-31,3
|
Налоги на совокупный
доход
|
188468,0
|
84308,0
|
205700,0
|
+17232,0
|
+9,1
|
Налоги на имущество
|
200718,0
|
235089,0
|
204854,0
|
+4136,0
|
+2,0
|
Платежи за пользование
природными ресурсами
|
123108,0
|
190461,0
|
198011
|
+74903,0
|
+60,8
|
Прочие налоги, (пошлины
и сборы
|
31344,0
|
196912,0
|
53434,0
|
+22090,0
|
+70,5
|
Всего налоговых доходов
|
1601548,0
|
1609698,0
|
2045133,0
|
+443585,0
|
+27,7
|
Таблица
7. Доля отдельных видов доходов в структуре налоговых доходов г. Кемерово
Показатели
|
2002г.
|
2003г
|
2004г.
|
Отклонения 2004/2002
|
тыс. руб.
|
доля в%
|
тыс. руб.
|
доля в%
|
Тыс. руб.
|
доля в%
|
(%)
|
Налоги на прибыль
|
968984,0
|
60,5
|
850967,0
|
52,9
|
1322039,0
|
64,6
|
+4,1
|
Налоги на товары и
услуги, лицензионные и регистрационные сборы
|
88926,0
|
5,6
|
51961,0
|
3,2
|
61095,0
|
3,0
|
-2,6
|
Налоги на совокупный доход
|
188468,0
|
11,8
|
84308,0
|
5,2
|
205700,0
|
10,0
|
-1,8
|
Налоги на имущество
|
200718,0
|
12,5
|
235089,0
|
14,6
|
204854,0
|
10,0
|
-2,5
|
Платежи за пользование
природными ресурсами
|
123108,0
|
7,7
|
190461,0
|
11,9
|
198011
|
9,7
|
+2,0
|
Прочие налоги, пошлины
и сборы
|
31344,0
|
1,9
|
196912,0
|
12,2
|
53434,0
|
2,6
|
+0,7
|
Всего налоговых доходов
|
1601548,0
|
100
|
1609698,0
|
100
|
2045133,0
|
100
|
-
|
Как
показывают результаты таблиц 6 и 7 наибольшим удельным весом в структуре
налоговых платежей составляют налоги на прибыль: 60,5% - в 2002г., 52,9% - в
2003г. и 64,6% - в 2004г.
В
2002г. - 968984,0 тыс. руб., а в 2003г. доходы от налога на прибыль уменьшились
на 0,3% и составили 850967,0 тыс. руб.; в 2004г. доходы о налога составили
1322039,0 тыс. руб., что на 471072 тыс. руб. доля налога в общей структуре
дохода выросла на 4,1%. Уменьшение доходов от налога на прибыль в 2003г.
объясняется уменьшением налоговой ставки на прибыль.
Налоги
на прибыль складываются из налога на прибыль организаций, налога на доходы
физических лиц, налога на игорный бизнес. Наибольшие доходы в г. Кемерово - от
налога на доходы физических лиц. Поэтому следует предположить, что чем больше
будут доходы у жителей г. Кемерово, тем больше будет доходы в местный бюджет.
Но это проблема, конечно, не только местных органов самоуправления и местных
работодателей, но и экономической и социальной политики федеральных органов
власти.
К
сожалению, отметим, что управление формированием доходной части местных
бюджетов доходами от налоговых платежей в очень малой степени зависит от
органов местного самоуправления, так как налоговые ставки устанавливают
федеральные органы в законодательном порядке и изменить ее местным органам
невозможно.
На
втором месте по удельному весу в структуре доходов от налоговых платежей
занимают налоги на имущество: на имущество физических лиц и имущество
предприятий. Как показывают результаты табл. 6 и 7, доходы от налогов на
имущество в г. Кемерово и их доля в общей структуре налоговых доходов имеют
тенденцию к увеличению: если в 2002г. они составили 200718,0 тыс. руб. (12,5%),
то в 2003г. платежи от налогов на имущество увеличились - они составили
235089,0 тыс. руб., на 17,1% больше, чем в 2002г. Однако в 2004 г. доходы от
налогов на имущество сократились и составили 204854,0 тыс. руб., что на 14,8%
меньше по сравнению с предыдущим годом. Доля в общем числе налоговых доходов
составила 10,0%. Прослеживается динамика увеличения и платежей за пользование
природными ресурсами. Если в 2002г. они составляли 123108,0 тыс. руб., то в
2003 г. они составили 190461,0 тыс. руб. В 2004 г. их удельный вес составил 10,0%.
При этом темп прироста доли платежей за пользование природными ресурсами в
общей структуре налоговых платежей значительно выше. Сюда входят платежи за
пользование недрами: платежи и налог на добычу полезных ископаемых; палата за
пользование водными объектами и земельный налог. Конечно, рост доходов по этим
платежам не в последнюю очередь связан с увеличением ставки земельного налога. Уменьшились
доходы от налогов на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы. К
этим налогам и сборам относятся акцизы, лицензионные и регистрационные сборы и
налог с продаж. Как показывают результаты табл. 6 и 7, если в 2002г. они
составили 88926,0 тыс. руб., то в 2003г. всего 51961,0 тыс. руб. В 2004 г.
произошло некоторое увеличение и данные вид доходов составил 61095,0 тыс. руб.
В
недостаточной мере используются возможности получения доходов в местный бюджет
от налогов на совокупный доход, он имеет тенденцию к уменьшению. Если в 2002г.
доход от данных налогов составлял 188468,0 тыс. руб., то в 2003г. - всего
84308,0 тыс. руб., что на 3,8% меньше. Местным органам самоуправления следует
больше проводить разъяснительную работу среди предпринимателей, шире развивать
возможности для малого бизнеса, которому этот налог выгоден. Это видимо и было
сделано в 2004 г., когда налоги на совокупный доход составили 205700,0 тыс.
руб.
К
доходам от прочих налогов и сборов относятся доходы от взимания Госпошлины и
исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции,
госпошлина за совершение нотариальных действий, за государственную регистрацию
актов гражданского состояния и т.п., а также доходы от местных налогов и
сборов. В 2002г. они составляли 31344,0 тыс. руб. В 2003г. - 196912,0 тыс.
руб., что в 5 раз больше, чем в 2002г. Уменьшение и увеличение прочих налоговых
доходов происходило за счет уменьшения или увеличения доходов от местных
налогов и сборов.
Помимо
налоговых доходов в структуре местного бюджета определенное место занимают и
неналоговые платежи. Их структура представлена в таблице 8.
Таблица
8. Структура неналоговых доходов местного бюджета г. Кемерово
Показатели
|
2002г.
|
2003г.
|
2004г.
|
Отклонения (+/-)
|
2004/2002
|
тыс.руб.
|
%
|
Доходы от имущества, находящегося
в государственной и муниципальной собственности или от деятельности
Государственных и муниципальных организаций
|
138723,0
|
29704,0
|
366769,0
|
+228046,0
|
+164,4
|
Доходы от продажи земли
и нематериальных активов
|
87113,0
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Административные платежи
и сборы
|
3262,0
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Штрафные санкции, возмещение
ущерба
|
22977,0
|
22039,0
|
40560
|
+17583,0
|
+76,5
|
Прочие неналоговые
доходы
|
4874,0
|
11041,0
|
20140
|
+15266,0
|
+313,2
|
Всего неналоговых
доходов
|
256949,0
|
330129,0
|
427469
|
+170520,0
|
+66,4
|
Результаты
табл. 8. показывают положительную динамику роста данной группы дохода. В 2002г.
доходы от имущества, находящегося в Государственной и муниципальной
собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций
составляли 138723,0 тыс. руб., а в 2003г. - 297049,0 тыс. руб. В свою очередь,
в 2004 г. данный вид доходов составил 366769,0 тыс. руб., что больше того же
показателя 2002 г. на 164,4%.
Как уже отмечалось выше, наибольший удельный вес в структуре общих
доходов местного бюджета г. Кемерово составляют безвозмездные перечисления. К
ним, главным образом, относятся дотации, субвенции, субсидии от бюджетов других
уровней; так, например, субвенции на реализацию Закона РФ «О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей и т.п.
Структура
безвозмездных платежей представлена в таблице 9.
Таблица
9. Структура безвозмездных перечислений местного бюджета г. Кемерово
Показатели
|
2002г.
|
2003г.
|
2004г.
|
Отклонения (+/-)
|
2004/2002
|
тыс. руб.
|
%
|
Дотации от других
бюджетов бюджетной системы
|
1012272,0
|
1117011,0
|
1278941
|
+266669,0
|
+26,3
|
Субвенции от других
бюджетов бюджетной системы
|
230045,0
|
131786,0
|
186618,0
|
-43427,0
|
-18,9
|
Субсидии
|
63596,0
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Средства, получаемые по
взаимным расчетам
|
84678,0
|
442420,0
|
915337,0
|
+830659,0
|
+98,1
|
Прочие безвозмездные
перечисления
|
3689,0
|
20203,0
|
12500,0
|
+8811,0
|
+238,8
|
Всего безвозмездных перечислений
|
1394280,0
|
1711420,0
|
2398396
|
+1004116
|
+72,0
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|