рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Формирование бюджета ОАО "Сибнефть-Тюментнефтепродукт"

Формирование бюджета ОАО "Сибнефть-Тюментнефтепродукт"

Содержание


Введение…………………………………………………………………………...3

 

1.     Система бюджетного управления и ее роль в эффективности хозяйственной деятельности………………………………………………………………………5

1.1.                  Целевые задачи бюджетного управления и организация их
выполнения………………………………………………………........10

1.2.                  Характеристика состава и содержания работ по формированию
бюджета ОАО «Сибнефть-Тюменьнефтепродукт» (подразделения)……………………………………………...………..16


2. Технология формирования бюджета ОАО «Сибнефть-Тюментнефтепродукт» (структурного подразделения)……………………….21

2.1.  Разработка бюджета ОАО «Сибнефть-Тюменьнефтепродукт»…...24

2.2. Контроль учета затрат при формировании бюджета структурного подразделения на ОАО «Сибнефть-Тюменьнефтепродукт»……………38


3.        Формирование планового бюджета предприятия (подразделения)…..48

3.1.       Оценка ресурсоемкости выполнения производственной
программы…………………………………………………………………...48

3.2.       Расчет операционного бюджета……………………………………53


Заключение……………………………………………………………………….60

 

Список использованной литературы…………………………………………...62




 

 

Введение


Как отследить затраты и доходы на ОАО «Сибнефть-Тюменьнефтепродукт»? Какой должна быть система учета, планирования, анализа и контроля, чтобы стать надежным инструментом для принятия верных управленческих решений? Как спрогнозировать сегодня, что будет с компанией завтра?…

Бюджетное управление - это система планирования, учета, контроля и анализа деятельности ОАО «Сибнефть-Тюменьнефтепродукт» в финансовом выражении. Это система, которая ведется в формате бюджетов по центрам ответственности. Бюджет - это точный расчет всех ресурсов ОАО «Сибнефть-Тюменьнефтепродукт» для достижения поставленных целей, мотивированный на их достижение персонал, оперативность и качество принимаемых управленческих решений.

Почему ОАО «Сибнефть-Тюменьнефтепродукт» переходят на бюджетное управление?

В условиях жесткой конкуренции, руководители компаний задумываются о завтрашнем дне. Какими финансами будет располагать их организация в определенный период времени? Как оптимальнее использовать ресурсы? Как спланировать и распределить прибыль? Как сократить издержки? Эти и другие вопросы, связанные с управлением финансами ОАО «Сибнефть-Тюменьнефтепродукт» решаются постановкой и автоматизацией системы бюджетного управления. 

 Для того чтобы построить на ОАО «Сибнефть-Тюменьнефтепродукт» систему бюджетного управления, необходимо заложить методологию управления финансами. Сначала прорабатываются и регламентируются структура центров финансового учета ОАО «Сибнефть-Тюменьнефтепродукт», структура бюджетов и другие важные методологические области. Далее наступает черед автоматизации, который заключается в выборе и внедрении программного решения, которое станет надежным инструментом поддержки построенной системы управления финансами ОАО «Сибнефть-Тюменьнефтепродукт». Первым шагом в нелегком пути построения системы формирование бюджета ОАО «Сибнефть-Тюменьнефтепродукт» может стать теоретическая и практическая подготовка специалистов ОАО«Сибнефть-Тюментнефтепродукт» по вопросам постановки и автоматизации формирование бюджета ОАО«Сибнефть-Тюментнефтепродукт». Для этих целей разработана специальная программа обучения.

Что же ОАО «Сибнефть-Тюменьнефтепродукт» получает в итоге?

Финансовые потоки ОАО «Сибнефть-Тюменьнефтепродукт» становятся для руководителя прозрачными. Вы имеете возможность определять приоритеты платежей; отслеживать и контролировать финансовые результаты деятельности ОАО «Сибнефть-Тюменьнефтепродукт» в целом и по отдельным центрам финансовой ответственности; планировать движение денежных средств и движение товарно-материальных ценностей; планировать доходы и расходы ОАО «Сибнефть-Тюменьнефтепродукт»; строить и оценивать внутренние показатели ликвидности и рентабельности ОАО «Сибнефть-Тюменьнефтепродукт» и отдельных ее бизнесов. ОАО «Сибнефть-Тюменьнефтепродукт» получает возможность осмысленно двигаться к поставленным целям.












1.     Система бюджетного управления и ее роль в эффективности хозяйственной деятельности.


Во всем мире финансовое управление в конечном счете описывается в формате трех основных отчетов, которые определяют собой систему координат для оценки финансовых результатов деятельности ОАО«Сибнефть-Тюментнефтепродукт» (Рис.1). На рисунке точка А характеризует текущее состояние ОАО«Сибнефть-Тюментнефтепродукт», а - В целевое желаемое состояние в конце планового периода. Формирование бюджета ОАО«Сибнефть-Тюментнефтепродукт», собственно, и представляет собой метод проектирования будущих значений финансовых отчетов, при котором каждая их статья получает своего хозяина.


Рис.1 - Как не заблудиться «в трех соснах» финансового менеджмента


Переход из точки А в точку В означает изменения прибыльности, платежеспособности и экономического потенциала ОАО«Сибнефть-Тюментнефтепродукт» (баланса). Поэтому предприятие должно четко позиционировать и «видеть себя» в этих финансовых координатах, планируя свои перемещения в будущем и их последствия, находя приемлемые соотношения между тремя указанными выше величинами. Прежде всего, надо видеть различия в целях построения каждого из бюджетов. Смешение принципов выбора бюджетных статей для различных видов бюджетов – типовая ошибка при построении бюджетных систем.

Бюджет доходов и расходов – определяет экономическую эффективность деятельности ОАО«Сибнефть-Тюментнефтепродукт». Данный бюджет формирует основной финансовый результат деятельности ОАО«Сибнефть-Тюментнефтепродукт», т.е. его прибыльность.

Однако надо иметь в виду, что на значения статей БДР и его итоговый результат непосредственным образом влияют положения внутренней учетной политики в части момента признания и правил соотнесения  доходов и  расходов.

Внутренняя учетная политика состоит из ряда «соглашений» о значимости тех или иных хозяйственных операций для оценки реальной эффективности деятельности ОАО«Сибнефть-Тюментнефтепродукт». Данная политика не всегда совпадает с одноименным обязательным бухгалтерским документом, создаваемым с целью представления информации в налоговые органы. Предприятие во внутренней учетной политике может само выбрать любое основание признания доходов и расходов, кажущееся ему разумным для отражения реальной картины. Критерием правильности этих допущений является управленческая полезность. Например, способность прогнозировать по результатам построения БДР будущие денежные потоки.

Бюджет движения денежных средств (БДДС) носит более очевидный характер, он непосредственно планирует и фиксирует реальные потоки денежных средств и сравнительно прост для составления. БДДС определяет «платежеспособность» ОАО«Сибнефть-Тюментнефтепродукт» как разницу поступлений и «выбытий» денежных средств за период. Многие ОАО«Сибнефть-Тюментнефтепродукт» начинают построение бюджетной системы именно с него и, впрочем, им же и заканчивают.

И, наконец, последний из финансовых бюджетов – Бюджет по балансовому листу (ББЛ), который определяет экономический потенциал и финансовое состояние ОАО«Сибнефть-Тюментнефтепродукт». ББЛ является результирующим бюджетом, при корректной модели финансового учета он формируется на основе БДР и БДДС.

[1]Интересно, что бартерные схемы расчетов не попадают в финансовые бюджеты: предприятие просто списывает в БДР расходы по ресурсам, полученным по бартеру, по которым не проводилось расчетов и, соответственно, не происходило реального движения денежных средств. Для учета бартерных операций нужны лишь операционные бюджеты движения материальных ценностей, стоимости запасов из которых отражаются в ББЛ.

При составлении БДР важен выбор способа группировки затрат, исходя из которого бюджет можно строить в двух возможных форматах – по функциональному и по ресурсному принципу. Это соответствует одному из возможных видов отчета о прибылях и убытках, предлагаемых стандартами ЕС, которые различаются между собой именно различной трактовкой затрат:

А) по функциям (или по процессам)

Б) по факторам производства (или по существу)

 Варианту (а) соответствует традиционное построение БДР по функциональному принципу (схема 1).

Доходы (выручка от реализации без НДС)

Операционные расходы (без НДС)

Прямые производственные затраты

Общепроизводственные расходы

Коммерческие расходы

Административно управленческие расходы

Прибыль

 Схема 1 - Традиционное построение БДР по функциональному принципу.


Варианту (б) – построение БДР по ресурсному принципу на основе вспомогательного «Ресурсного бюджета»(схема 2), где отражается общее плановое или фактическое потребление (использование) ресурсов на произведенную за период продукцию (в натуральном, ценовом и стоимостном выражении). Далее, в БДР производится уменьшение стоимости затраченных ресурсов пропорционально объему реализованной за период продукции.



Доходы (выручка от реализации без НДС)

Операционные расходы (без НДС)

Сырье и материалы

Вспомогательные материалы и МБП

Теплоэнергоресурсы

Оплата труда персонала

Услуги сторонних организаций

Амортизационные отчисления

Прибыль


Схема 2 - Построение БДР по ресурсному принципу


 Очевидно, что прибыль, подсчитанная этими способами, одинакова – отличается лишь способ группировки затрат.

Выбор разных вариантов построения БДР определяется тем, что для финансового планирования в краткосрочной и долгосрочной перспективе используются разные техники.

Краткосрочный БДР строится по функциональному принципу. В краткосрочном периоде ответственность за статьи затрат в БДР возлагается на центры финансовой ответственности – ЦФО. Подразделения, объединенные в ЦФО, ответственные за группу функций, берут на себя ответственность и за затраты, связанные с выполнением этих функций. Определив структуру статей расходов, т.е. принципы группировки, состав и степень их детализации, закрепив ответственность за них, ОАО«Сибнефть-Тюментнефтепродукт» в дальнейшем может четко определить, за счет каких конкретных статей складывается общая величина расходов, за счет чего происходят отклонения и кто за них отвечает.

В долгосрочной перспективе планируются не затраты на выполнение выделенных функций, а общее количество затрат на потребляемые предприятием ресурсы. Финансовая информация группируется и собирается не в разрезе реализуемых функций (бизнес-процессов) по центрам затрат и доходов, а по видам ресурсов.

Соответственно, в ресурсном бюджете данные группируются по факторам производства – сырье и материалы, труд, топливо – то есть ресурсам, которые имеют свою цену. В этом случае можно синхронно прогнозировать на длительную перспективу изменения как цен на продукцию ОАО«Сибнефть-Тюментнефтепродукт» и, соответственно, уровень сбыта, так и цен на необходимые для осуществление деятельности ресурсы.

Относительно каждого вида ресурсов требуется сделать свой прогноз. Ресурсный бюджет, помимо изучения ожидаемых макроэкономических условий в будущем (макросреды), опирается на данные отчетности за предыдущие периоды. Анализируя их, можно увидеть тенденции по всем составляющим.

Прогнозы относительно каждого вида ресурса составляются не только теми подразделениями, которые эти ресурсы используют, но и теми, кто может оценить будущие тенденции изменений в их объемах и цене, а также реально повлиять на эти изменения (например, путем анализа рынка поставщиков). В краткосрочном БДР за планирование величины прямых производственных затрат отвечает только ЦФО производства. В долгосрочной же перспективе за прогнозирование этой группы затрат, наряду с производством и технологическим отделом могут отвечать отдел снабжения и планово-экономический отдел. Поэтому в целях долгосрочного планирования обычно создается  специальный бюджетный комитет.


1.1.                        Целевые задачи бюджетного управления и организация их
выполнения.

[2]Планирование последовательно распространяется по оргструктуре. В начале отчетного периода каждый из бюджетов представляет собой план или стандарт. В конце он играет роль измерителя, позволяющего менеджеру сравнить полученные результаты с запланированными (сравнение «план/факт») с тем, чтобы улучшить дальнейшую деятельность. С помощью бюджетов осуществляется контроллинг (controlling) экономической системы - управление по отклонениям от запланированных (нормативных) показателей. В качестве показателей могут использоваться статьи затрат в бюджетах, значения чистой или маржинальной прибыли, рентабельность, себестоимость, объем выручки, производительность и др. Чтобы рассчитать отклонения, должны быть заданы нормативы расхода материалов, нормо–часы работы персонала, оборудования, квоты на продажу и т. д. При оперативном управлении, анализируя отклонения, можно ответить на вопросы, как каждое подразделение прожило очередной день: в «плюс» или в «минус», заработало прибыль или оказалось в убытке. Более того, анализируя отклонения, можно определить, какие факторы повлияли на результат (условия производства, конкурентоспособность, уровень риска, ограниченность производственных мощностей, ассортимент продукции, политика ценообразования, оборачиваемость активов, запасы на складе, тенденции положения на рынке, количество работающих и их профессиональный уровень, наличие и стоимость сырья, технологические особенности), и кто несет ответственность за неблагоприятные отклонения. Платформой для внедрения формирование бюджета ОАО«Сибнефть-Тюментнефтепродукт» на ОАО«Сибнефть-Тюментнефтепродукт» является управленческий учет - система учета фактических затрат и расчета экономических показателей.

Итак, ключевые слова при описании формирование бюджета ОАО«Сибнефть-Тюментнефтепродукт» - это планы, отклонения, нормативы, управленческий учет, управление по отклонениям. На социалистических ОАО«Сибнефть-Тюментнефтепродукт»х существовали планово–экономические отделы, которые занимались разработкой нормативов и составлением смет (кстати, в некоторых книгах budgeting переводится с английского как составление смет). Проблемой, было то, что планово–экономический отдел никак не был связан со сбытом, и вместе они - не были связаны со складом. Здесь кроется один из ответов на вопрос, что нового по сравнению с планово–экономическим планированием содержит технология формирование бюджета ОАО«Сибнефть-Тюментнефтепродукт». Если говорить коротко, то это системный подход и формулирования внешних целей ОАО«Сибнефть-Тюментнефтепродукт» с помощью маркетингового анализа. В результате формирование бюджета ОАО«Сибнефть-Тюментнефтепродукт» составляется комплексная система взаимоувязанных планов, обоснованная маркетинговыми прогнозами, - единая картина бизнес–процесса ОАО«Сибнефть-Тюментнефтепродукт», на которой выделены зоны ответственности менеджеров подразделений. Результатом работы планово–экономического отдела был план производства, практически не согласованный с работой других подразделений и подчиненный плану по сбыту, составленному «от достигнутого» без применения методик маркетингового анализа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.