-
приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
-
содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает
экономике гибкость, мобильность, маневренность;
-
привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в
малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей
заинтересованностью , чем в крупных;
-
создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
-
более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их
талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
-
вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа
на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки,
пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
-
формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий, фирм,
компаний;
-
активизация научно-технического прогресса;
-
освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных
производств;
-
содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки
комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих
производств;
-
освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет
их аренды и выкупа.
Основные
преимущества, характерные черты, присущие малому бизнесу:
а)
возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными
корпорациями в малом бизнесе упрощена структур принятия управленческих решений,
это дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в
том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на
другой.
б)
ориентация производителей преимущественно на региональный рынок. Малый бизнес
идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и
других характеристик местного рынка.
в)
поддержание занятости и создание новых рабочих мест. Эта проблема чрезвычайно
актуальна для нашей страны; процесс приватизации уберет балласт с предприятий и
мелкий бизнес мог бы сыграть роль амортизатора, вобрав в себя свободную рабочую
силу.
г)
выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям.
Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым
предприятиям на основе субкооператоров.
д)
небольшой первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки
строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться,
внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального
сочетания машинного и ручного труда.
е)
экономическая эффективность производства в малых предприятиях.
ж)
инновационный характер малых предприятий. Многие экономисты отстаивают идею об
исключительной роли малого бизнеса в развертывании НТР [10].
Мелкие
фирмы действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не все
способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых предприятий сопровождается
в то же время разорением многих из них. В большинстве случаев (около 90%) фирмы
разоряются не из-за нехватки капитала или неэффективной технологии, а из-за
отсутствия управленческих знаний.
Большое
преимущество малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более
приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды
для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на
какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике
правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран
помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мелкие предприятия стали
своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие
предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры,
падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики.
Углубление
специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях
небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в
неперспективных отраслях.
К
тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство.
Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно
важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и
услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью
наиболее быстрого удовлетворения вновь рожденного спроса.
Отношение
нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий
в 3-4 раза ниже, чем в крупных. Если проследить путь изобретения,
использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом
работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение
осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и
материальными ресурсами. Наиболее значительную активность в области
нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными,
добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического
прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и
разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее
используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем
самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление
производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях
конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления
ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они
занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам
капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения
научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким
отраслям, не располагая при этом большим капиталом [10].
Обобщая
все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое
предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных
отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка,
повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев
населения к системе предпринимательства.
Важность
малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за
выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям
рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит
быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
Одним
из самых главных преимуществ является то, что появление малого бизнеса
неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не
хватало экономике России на последних этапах развития. Так как это привело к
создание монополий и сосредоточению власти, как политической, так и
экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными
капиталами.
Особенностью
развития современной мировой экономики является все более возрастающую роль
малого бизнеса. Именно этот сектор экономики представляет наиболее эффективную
систему отбора талантливых и предприимчивых людей, позволяет создавать
необходимую атмосферу конкуренции, способствует быстрому решению целого ряда
проблем, которые не могут быть разрешены более крупными хозяйственными
структурами. Однако малые предприятия быстро создаются и быстро перестают
существовать. Одной из причин этого является незнание предпринимателями, как
работают рыночные механизмы, генерирующие ценовые сигналы, порождающие стимулы,
формирующие рыночное изобилие, разнообразие ассортимента и высокое качество
товаров и услуг.
Основное условие возможности
существования предпринимательства ученые и практики видят в создании
конкурентной среды и предоставления экономической свободы субъекту
хозяйствования. Уже такое понимание сути проблемы позволяет объяснить важную
особенность развития современной мировой экономики - все более возрастающую
роль малого бизнеса. В промышленно развитых странах малые предприятия дают
значительную долю совокупного валового продукта.
Жизнеспособность малых предприятий
определяют свобода и простота их создания, отсутствие административного
принуждения, льготная система налогообложения, рыночный механизм
ценообразования.
Малый
бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического
роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только
в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично
рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
Развитие
мелкого предпринимательства в России предполагает более внушительный процент
разорившихся предприятий, чем в странах с развитой управленческой
инфраструктурой.
Малые
предприятия объективно, по своей природе находятся в худших конкурентных
условиях на рынке по сравнению с крупным бизнесом. У них выше издержки
производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, более низкий
уровень научно-технической оснащенности, организации, квалификации кадров.
Сложнее обстоит дело с информационным обеспечением, им нередко не хватает
средств для проведения маркетинга. Однако, чаще всего компании умирают от
нерешенных управленческих проблем, нежели от нехватки капитала или инвестиций.
Том Нели, которому удалось участвовать в становлении многих компаний говорит:
«причиной банкротства является потеря контроля за состоянием дел и не
отвечающая потребностям производства система управления» [10].
Все
это ставит малые предприятия в невыгодное положение на рынке. Поэтому создание
развернутой и всесторонней системы государственной и общественной поддержки
малого бизнеса - важнейшее условие его развития.
Государственная
поддержка малого предпринимательства в РФ осуществляется по следующим
направлениям:
1)
формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства
2)
создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных
финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также
научно-технических разработок и технологий
3)
установление упрощенного порядка регистрации малого предпринимательства,
лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления
государственной статистической и бухгалтерской отчетности
4)
поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого
предпринимательства, включая содействие развитию их торговых,
научно-технических, производственных связей с зарубежными странами
5)
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для
малых предприятий.
Одним
из наиболее важных направлений государственной поддержки является оказание
финансовой поддержки малого (и среднего) предпринимательства.
Бизнесу
нужен приток средств. Крупным предприятиям - с именем, авторитетом, банк всегда
пойдет навстречу. А малому, особенно начинающему, вряд ли на обычных условиях
дадут кредит. Поэтому законом Российской Федерации «О развитии малого и
среднего предпринимательства в РФ» от 24 июля 2007 № 209-ФЗ года предусмотрено
предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных
гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства [3].
Кроме
финансовой поддержки предусматривается так же и льготное налогообложение.
Законами Российской Федерации устанавливаются льготы по налогообложению
субъектов малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний,
кредитных и страховых организаций.
Большую
роль в государственной поддержке малого бизнеса играют фонды, государственные и
муниципальные. Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить
льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции
залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения
товарного рынка.
Значительная
часть малых предприятий органически связана с работой крупных производственных
структур. Малые предприятия либо взаимодействуют с ними в режиме устойчивого
кооперирования, либо формируют инфраструктуру функционирования всех видов
предприятий, находящихся на одной территории. В этих условиях выбор направлений
развития и обоснования профиля малых предприятий в большей мере зависит от
сложившейся общей организационно-производственной структуры и в первую очередь
от крупных предприятий. Такая взаимосвязь крупного и мелкого бизнеса требует
создания прогрессивных организационных структур.
В
условиях нестабильности внешней среды - колебаний цен на сырье и энергию,
инфляции, скачков валютных курсов, изменений в экономической политике
государств - малые предприятия стараются использовать наряду с преимуществами
специализации возможности, предоставляемые производственной кооперацией,
расширением масштаба производства, проведением совместных научных исследований
и разработок, разделением финансового риска. Только объединяя усилия по целому
ряду направлений малые предприятия могут рассчитывать на стабильное положение в
структуре экономики, успешную конкуренцию и сотрудничество с крупными
предприятиями.
В мае 1921 г. в связи с переходом к новой экономической политике был установлен единый общегражданский
налог, к уплате которого привлекалось все трудоспособное население, поделенное
на разряды. И можно сказать, что это был первый аналог специального налогового
режима в России.
Результат опыта экономических
преобразований последних лет, начиная с 1985 г., закономерен, так же как и результат применения экономических нормативов и платежей за ресурсы, превратившихся
на практике в индивидуальные адресные задания. Они не могли реально изменить
взаимоотношения государства и предприятия, поскольку как само предприятие, так
и его доход являются государственной собственностью и объектом государственного
присвоения.
Однако преобладание крупных предприятий,
управление всеми другими предприятиями как крупными, отсутствие
дифференцированного подхода в определении места и роли различных предприятий в
экономике страны снижали эффективность деятельности существующих малых
предприятий. Фактическое отсутствие естественного конкурентного механизма
функционирования предприятий в экономике обедняло советский товарный рынок.
Принципиальное значение в эти годы для
развития малого предпринимательства имели принятые в 1986 г. Закон "Об индивидуальной трудовой деятельности", в 1987 г. Закон "О государственном предприятии" (распространенный на все предприятия с 1989 г.), Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании совместных предприятий с участием
иностранного капитала (1987 г.).
В ноябре 1986 г. и мае 1988 г. Закон легализует частную предпринимательскую деятельность в ряде
производственных областей и сфере услуг. Начался рост кооперативного движения,
получивший мощный стимул к развитию с принятием Закона "О кооперации"
(1988 г.). В этом Законе нашел законодательное воплощение новый подход к
экономической политике, так как Закон выражал и брал под защиту сердцевину
кооперативного строя - демократизм. С принятием этого Закона начинает
расширяться сфера частной инициативы в сельском хозяйстве, особенно с введением
аграрных договоров на землю (на срок до 50 лет), что заложило основу для
формирования фермерства, которое, однако, не получило широкого развития.
В июне 1990 г. был принят Закон "О предприятиях в СССР". В этом Законе предусматривалось
дальнейшее расширение самостоятельности предприятий и хозяйственного расчета,
перечислялись следующие виды предприятий: индивидуальные, кооперативные в форме
кооперативного или иного хозяйственного общества или товарищества. Закон давал
возможность создавать совместные предприятия, арендные и малые государственные
предприятия. Предприятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации,
концерны по отраслевому, территориальному и другим признакам. Государственные
предприятия делились на союзные, республиканские, областные, окружные и
коммунальные. Предприятие само могло устанавливать цены на свою продукцию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|