рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Налоговое планирование на малых предприятиях

Одним из актуальных вопросов, связанных с применением упрощенной системы налогообложения, является вопрос о необходимости восстановления сумм НДС по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным до перехода на упрощенную систему налогообложения.

До 01.01.2006 этот вопрос не был урегулирован законодательно. Представители налоговых органов требовали от организаций и индивидуальных предпринимателей, переходивших на упрощенную систему налогообложения, восстанавливать принятый к вычету НДС. Организации и предприниматели обращались в арбитражный суд. И арбитражная практика подтвердила, что НК РФ не предусматривает обязанности восстанавливать НДС в данной ситуации (см. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.03.2004 № 15511/03).

Однако Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ в Налоговый кодекс РФ были внесены существенные изменения, касающиеся порядка исчисления НДС. Эти изменения коснулись и организаций и предпринимателей, которые переходят с общего режима налогообложения на упрощенную систему. В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ в новой редакции суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ. А в пункте 2 ст. 170 НК РФ названы, в том числе, и операции, осуществляемые лицами, не являющимися плательщиками НДС. Лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщиками НДС не являются (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Таким образом, с 01.01.2006 при переходе на упрощенную систему налогообложения необходимо восстановить НДС, принятый к вычету, по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, которые будут использоваться при применении упрощенной системы налогообложения.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

При переходе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения суммы НДС, принятые к вычету, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

 

2.3 Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Глава введена Федеральным законом от 24.07.2002 № 104 –ФЗ. Так как эта система применяется для отдельных определенных видов деятельности и, соответственно имеет очень ограниченное применение, рассмотрим основные аспекты этой системы очень кратко.

В соответствии с главой 26.3 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям правительственных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

- оказание бытовых услуг;

-оказание ветеринарных услуг;

-оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию;

-оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;

-определенных видов розничной торговли;

- распространение и размещение рекламы и др.( подробнее можно ознакомиться в ст. 346.26 НК РФ).

Как видно из перечня услуг – сфера применения этой системы налогообложения очень ограничена.

Уплата ЕНВД предусматривает освобождение организаций от уплаты налога на прибыль организации, налога на имущество организации и единого социального налога, а индивидуальных предпринимателей - от налога на доход физических лиц (НДФЛ), налога на имущество физических лиц, единого социального налога. Организации и индивидуальные предприниматели, облагающиеся ЕНВД не являются так же плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Организации и индивидуальные предприниматели, облагающиеся ЕНВД, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Как и в случае с ЕСН, налогоплательщик при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежит обложению ЕНВД по каждому виду деятельности в отдельности. В этом случае он, должен вести раздельный учет имущества, обязательств и другие отчеты отдельно по каждому виду деятельности.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, облагаемой ЕНВД, другие виды деятельности, уплачивают налоги и сборы по данным видам в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными НК РФ.

Основой для исчисления данного вида налога является вмененный доход. Согласно ст. 346.27 НК РФ, вмененный доход –это потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога (ЕНВД), рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Налоговой базой для исчисления ЕНВД является величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Базовая доходность согласно ст.346.27 НК РФ – это условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода. Согласно этой же статье, существует два вида корректирующих показателей К1 и К2.

К1- устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары в РФ в предшествующем периоде (на 2007 год этот показатель составлял 1,096 (приказ Минэкономразвития РФ от 03.11.2006 № 359)).

К2- корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и другие аспекты (подробнее – ст. 346.27 НК РФ).

Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются определенные физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность согласно ст. 346.29 НК РФ.

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. Уплата налога производится не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. В случае, если за налоговый период у налогоплательщика происходит изменение физического, налогоплательщик учитывает это изменение с начала месяца , в котором произошли изменения, при расчете налога.

Налоговая ставка ЕНВД устанавливается равной 15% от величины вмененного дохода.

Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период в соответствии с законодательством РФ вознаграждений своим работникам, а так же на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных своим работникам пособий по временной нетрудоспособности. Но при этом сумма ЕНВД не может быть уменьшена более, чем на 50%.

Согласно ст. 346.33 НК РФ, суммы единого налога зачисляются на счет органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.


2.4 Сравнительный анализ систем налогообложения

Налог на прибыль (гл. 25 НК РФ) был введен Федеральным законом от 06.08.2001 № 110-ФЗ. Как известно, прибыль – это один из основных финансовых показателей любого предприятия на повышение или удержание которого на определенном уровне и направлена (косвенно или в явном виде) деятельность всего предприятия.

Менее чем через год Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ вводятся в ГК гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Нововведение направлено на снижение налоговой нагрузки на малые предприятия, но некоторые из них так и не спешат переходить на «упрощёнку». В чем же причина? Так ли действительно хороша УСНО? Давайте попытаемся сравнить основную и упрощенную системы налогообложения по основным, наиболее значимым отличиям этих систем.

Для этого выделим основные преимущества и недостатки каждого из этих режимов налогообложения.

При общем режиме налогообложения юридические лица обязаны вести бухгалтерский учет по традиционной системе учета; индивидуальные предприниматели - книгу учета доходов и расходов.

Достоинства общего режима:

·                    возможность освобождения от уплаты НДС при соблюдении критериев, установленных гл. 21 НК РФ;

·                    возможность применения общего режима налогообложения вне зависимости от показателей выручки, стоимости имущества и других показателей;

·                    возможность использования вне зависимости от вида деятельности, вида реализуемых товаров, работ, услуг;

·                    возможность учитывать специфику деятельности, создание филиалов, представительств и других обособленных подразделений;

·                    сокращенный объем бухгалтерской и статистической отчетности для малых предприятий;

·                    в зависимости от объема учетной информации возможность выбора форм ведения учета, в том числе упрощенных, для малых предприятий;

·                    возможность ведения учета в привычных для бухгалтера формах на протяжении всей деятельности предприятия;

·                    ведение учета в электронном виде в специализированных бухгалтерских программах, что значительно облегчает ведение учета и составление отчетности.

Недостатки:

·                    высокие затраты на ведение учета (в отличие от упрощенного режима налогообложения), большой объем налоговой отчетности;

·                    обязанность вести налоговый учет;

·                    возможность перехода на уплату единого налога на вмененный доход по всем или отдельным видам деятельности, как следствие, ведение раздельного учета доходов и расходов для разных систем налогообложения;

·                    увеличение себестоимости продукции (работ, услуг) за счет включения единого социального налога.

При упрощенном режиме налогообложения ведутся книга учета доходов и расходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и учет основных среств.

Достоинства упрощенного режима:

·                    возможное снижение налоговой нагрузки;

·                    самый маленький объем налоговой отчетности и низкие затраты на ее составление;

·                    самые низкие затраты на ведение учета доходов и расходов;

·                    отсутствие обязанности составлять бухгалтерскую отчетность;

·                    возможное снижение себестоимости продукции, работ, услуг за счет отсутствия налога на добавленную стоимость, единого социального налога;

·                    с 2004 г. - возможность совмещать упрощенный режим и уплату единого налога на вмененный доход, что обеспечивает идентичность освобождений от уплаты налогов и сокращение затрат на их расчет;

·                    система оптимальна для налогоплательщиков, осуществляющих реализацию товаров, работ, услуг для физических и юридических лиц, получивших освобождение от уплаты НДС;

·                    сокращенный объем статистической отчетности для малых предприятий.

Недостатки:

·                    отсутствие права добровольно уплачивать НДС и, как следствие, возможная утрата клиентского списка или потеря бизнеса в целом;

·                    необходимость отслеживать все нововведения в налоговом законодательстве, так как введение нового налога или изменение названия налога означает автоматическое включение в качестве его плательщиков налогоплательщиков упрощенного режима налогообложения;

·                    необходимость отслеживать соблюдение показателей по критериям, дающим право применять упрощенный режим;

·                    возможность утраты права работать по упрощенному режиму налогообложения и, как следствие, возможная обязанность доплаты налога на прибыль, уплата штрафных санкций, восстановление данных бухгалтерского учета за весь период применения упрощенного режима налогообложения, возможная дополнительная сдача налоговой и бухгалтерской отчетности;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.