Динамика значений
показателей деловой активности свидетельствует о повышении эффективности
использования ресурсов, увеличении скорости их оборачиваемости:
- продолжительность
одного оборота активов сократилась на 27 дней в 2009 году в сравнении с 2007
годом;
- продолжительность
одного оборота внеоборотных активов сократилась на 19 дней за 2 года.
По приведенным расчетам
мы наблюдаем ускоряемость оборачиваемости оборотных средств. В результате
ускорения оборачиваемости оборотных средств, т. е. сокращения времени
прохождения оборотными средствами отдельных стадий и всего кругооборота,
снижается потребность в этих средствах, происходит их высвобождение из оборота,
что говорит о положительной тенденции.
Рентабельность – это один
из важнейших показателей, характеризующий эффективность работы предприятия.
Рентабельность более полно чем прибыль характеризует окончательные результаты
хозяйствования, так как ее величина показывает соотношение эффекта с
использованными ресурсами.
Основными задачами
анализа рентабельности являются:
- изучение динамики
уровня рентабельности;
- оценка выполнения плана
по уровню рентабельности;
- получение выводов по
результатам проведенного анализа [27, С. 122].
Рентабельность активов -
относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой
прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период.
Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности.
Показывает способность активов компании порождать прибыль. Рентабельность
активов отражает эффективность деятельности коммерческой организации, так как в
числителе представлены финансовые результаты, а в знаменателе – стоимость
имущества, которым располагает организация.
Рентабельность
собственного капитала - относительный показатель эффективности деятельности,
частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал
организации. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов
рентабельности. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения
учетной прибыли. Рентабельность собственного капитала отражает уровень
эффективности его использования.
Также необходимо
учитывать важность рентабельности продаж, так как по его результатам
принимаются следующие управленческие решения:
- увеличение объемов
продаж, для чего должны бать проведены маркетинговые исследования;
- изменения структуры продаж
в сторону повышения удельного веса высокорентабельных видов продукции, работ,
услуг;
- снижение себестоимости
продаж, управленческих и коммерческих расходов.
Также нами были проведены
расчеты следующих показателей рентабельности, которые представлены в таблице
2.9.
Проведенные расчеты показали
,что в отчетном периоде по сравнению с предшествующим годом наблюдается
заметное снижение роста следующих показателей рентабельности:
- рентабельность
собственного капитала за 2 года снизилась на 21,41%, что в 2009 году составила
1,26%;
- рентабельность активов
также уменьшилась на 2,08%, что в 2009 году составила -6,07% в сравнении с
предшествующим годом;
- рентабельность
оборотных активов имеет снижение в процентном соотношении на 6,56, что в 2009
году составила -18,19% в сравнении с предыдущим годом;
- рентабельность продаж
уменьшилась на 1,37%, что в 2009 году составила -2,48%.
Таблица 2.9 – Показатели
рентабельности
ОАО «НКШ» за 2007-2009
гг.
Показатели рентабельности
|
2007 год
|
2008 год
|
2009 год
|
Отклонение 2008 г. – 2007г.
|
Отклонение 2009г. – 2008г.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Рентабельность собственного капитала (по чистой прибыли),%
|
-3,37%
|
-20,15%
|
-1,26%
|
-16,78%
|
-21,41%
|
Рентабельность активов (по чистой прибыли),%
|
-0,78%
|
-3,99%
|
-2,08%
|
-3,21%
|
-6,07%
|
Рентабельность оборотных активов (по чистой прибыли),%
|
-2,36%
|
-11,63%
|
-6,56%
|
-9,27%
|
-18,19%
|
Рентабельность продаж (по чистой прибыли),%
|
-0,55%
|
-1,11%
|
-1,37%
|
-0,56%
|
-2,48%
|
По данным проведенных
расчетов можно сделать следующие выводы: порог рентабельности предприятия снизился.
Это говорит о том, что рассматриваемому предприятию нужно произвести меньшее
количество продукции для получения прибыли и характеризует деятельность
предприятия как эффективное.
Полученные данные
наглядно представим на рисунке 2.2.
Рис. 2.2 - Оценка
показателей рентабельности ОАО «Нефтекамскшина» за 2007-2009 гг.
Как видно по рисунку, все
показатели находятся в тенденции спада, что предоставляет ОАО «Нефтекамскшина»
обратить свое внимание на увеличение рентабельности собственного капитала,
активов, оборотных активов, продаж.
3 Перспективы развития
предприятия и пути улучшения его финансового положения
3.1 Перспективы
развития шинной промышленности и Нефтекамского завода по производству
цельнометаллокордных шин
Одной из крупнейших
отечественных шинных компаний является Татнефть. Компания владеет ОАО
«Нефтекамскшина», является акционером Казанского завода СК, Ефремовского завода
СК и ОАО «Нефтекамсктехуглерод».
ОАО «Нефтекамскшина»
давно ведет поставки шин в ряд стран Западной Европы. Основная же доля экспорта
Нефтекамской продукции - около 20% - приходится на страны Восточной Европы.
Эксклюзивный дистрибьютор Торгового дома «Кама» в Англии Д. Аллен отмечает
возросший интерес европейцев к Нефтекамской продукции. И это не только из-за
более доступной цены, но и повышения качества, а также сертификации продукции
ОАО «Нефтекамскшина» международным стандартом качества. Спрос на шины в
настоящее время превышает предложение. В значительной степени известности
«Камы» на Западе способствовало участие Торгового дома в международной выставке
шин, сопутствующих товаров и технологий REIFEN 2004,
проходившей в 2004 г. в Эссене (Германия). Главными задачами Нефтекамских
специалистов на этой выставке были налаживание новых деловых связей, обмен
опытом и поиск потенциальных рынков сбыта.
Практически все ведущие
мировые производители в шинной отрасли стремятся принять участие в этой
стратегически важной для бизнеса выставке. Среди более чем 400 предприятий
здесь была представлена и экспозиция «Камы» - 12 различных моделей шин.
Компания «Татнефть» выиграла в Сирийской Арабской Республике тендер на поставку
шин четырех типоразмеров производства ОАО «Нефтекамскшина». Общий объем
поставки - три тысячи шин.
Положительные сдвиги в
структуре отечественной шинной промышленности после 1995 г. не устранили
недостатки, сложившиеся за последние 20-25 лет, которые становятся особенно
нетерпимыми в условиях обострения конкуренции на внутреннем рынке со стороны
крупнейших транснациональных корпораций. К основным недостаткам производства
шин в России можно отнести следующие:
—
отставание от
зарубежных производителей по ряду показателей качества шин: надежности,
ресурсу, однородности, ремонтопригодности, массе, сопротивлению качению и шуму.
Отечественные шины уступают зарубежным также по стабильности качественных
показателей;
—
нестабильное
качество сырья и материалов для производства шин, выпускаемых отечественными
предприятиями, отставание в организации производства перспективных видов
каучуков, корда и химикатов-добавок;
—
производство шин
в значительной мере ведется на морально и физически устаревшем технологическом
оборудовании, объем оборудования, эксплуатирующегося более 25-30 лет,
составляет 70%.
При оценке стратегии
развития отрасли в
ближайшие годы определяющей является концепция развития автомобильной промышленности
России на период до 2010 г., принятая правительством страны 16 июля 2002 г. на
основе динамики объема производства шин, экспорта и импорта их. Таким образом,
можно прогнозировать емкость шинного рынка России, а следовательно, и
планируемые объемы производства основных категорий автомобильных шин.
Оценка развития
производства легковых шин в России в предстоящее десятилетие показывает, что
при имеющихся мощностях по радиальным шинам с металлокордным брекером в объеме
11,5 млн шт. в год и потребности производства указанных шин в 2005 г. в 18,9
млн шт., а в 2010 г. - 25,3 млн ш. требуется увеличить мощности на 7,5 млн шт.,
по сравнению с 2001 г., а к 2010 г. - еще на 7 млн шт.
В Российской Федерации,
по экспертным оценкам, объем шин, ежегодно выходящих из эксплуатации,
составляет около 800 тыс. т, а уровень переработки даже с учетом
восстановительного ремонта не превышает трех - пяти процентов. При этом
необходимо отметить, что в бывшем СССР объем выходящих из эксплуатации
изношенных шин достигал полтора миллиона тонн в год, а уровень их переработки в
1985-1990 гг. составлял 30-35%.
Падение объемов глубокой переработки изношенных шин с
получением резиновой крошки и регенерата объясняется отсутствием в стране
следующих факторов:
- регионального и федерального законодательства,
регламентирующего и стимулирующего сбор, складирование и переработку шин, не пригодных для использования по прямому назначению;
- организационных структур и системы сбора вышедших из
эксплуатации шин, призванных обеспечить шиноперерабатывающие предприятия сырьем
как для глубокой переработки, так и для восстановительного ремонта;
- сформировавшегося рынка продуктов переработки
изношенных шин и изделий на их основе, что в значительной мере одерживает
инвестиционную активность малого и среднего бизнеса.
Учитывая, что основное
технологическое оборудование для изготовления шин, производимое предприятиями
России в значительной мере морально устарело и не обеспечивает выпуска
радиальных высокопрецизионных легковых и тяжелых, целиком металлокордных (ЦМК)
шин с перспективными комплексами качества и требуемой стабильности, необходимо
следующее:
- ускоренными темпами
разработать и организовать производство как минимум равноценных аналогов
современного зарубежного оборудования;
- продолжить практику
привлечения к изготовлению оборудования высокотехнологичных предприятий отечественного
оборонного комплекса;
- продолжить работы по
созданию принципиально новой технологии изготовления шин с использованием
жестких разборных дорнов, позволяющей наряду с большим экономическим эффектом
существенно повысить качество и эксплуатационные параметры шин.
Для решения задач,
стоящих перед отраслью, помимо научно- технических разработок необходимо
развитие сырьевой базы, а также обеспечение современным технологическим
оборудованием.
Должны быть обеспечены
как основа стабильного качества изделий общепринятое в соответствии с
международными стандартного характера. Осуществляется интеграция с зарубежными
производителями шинной продукции, реализуется мировой технологический опыт в
практику работы российских предприятий. Значительную роль стали играть НИОКР,
маркетинг и логистика. Таким образом, шинная промышленность стремится сохранить
статус динамичной, развивающейся, ведущей отрасли нефтехимии.
Завод ЦМК шин - это
первое производство в России, полностью соответствующее европейским стандартам,
являясь примером эффективного международного сотрудничества в области передовых
технологий, которое вывело Нефтекамский завод в лидеры шинной отрасли страны.
Новый завод — детище
группы компании «Татнефть», которая является основным инвестором проекта
стоимостью 16,8 млрд руб. Мощность производства, на которую планируется выйти в
конце IV квартала 2011 г. составит 1,2 млн грузовых и автобусных шин в год.
Необходимость принятия
решения о строительстве нового предприятия была обусловлена возрастающим
спросом на цельнометаллокордные (ЦМК) шины в России и ужесточением
экологических требований к коммерческому транспорту за рубежом. Еще бы, ведь
грузоподъемность таких покрышек больше на 8%, они позволяют примерно на 10%
уменьшить расход топлива. Более того, благодаря возможности многократного
восстановления протектора ходимость этих шин увеличивается до 500 тыс. км и
соответственно сокращается количество требующих утилизации отходов. Понятно,
что причина этого главным образом связана с конструкцией: каркас ЦМК шины состоит
из одного слоя металлического корда, в то время как у традиционной
комбинированной он содержит до 6 слоев текстильного.
Импортные грузовики и
автобусы комплектуются шинами ЦМК свыше 10 лет. К сожалению, до недавнего
времени 85% шин ЦМК на российском рынке было представлено иностранными
производителями. Эту ситуацию и призван исправить Нефтекамский завод шин ЦМК.
Работы по организации
производства цельнометаллокордных шин на базе ОАО «Нефтекамскшина» были начаты
в феврале 2006 года. Вопрос был поднят на расширенном заседании коллегии
Минэкономразвития лично экс-президентом Республики Татарстан, а ныне
государственным советником, Минтимером Шариповичем Шаймиевым. Необходимость
принятия решения о строительстве нового завода была обусловлена возрастающим спросом
на ЦМК-шины в России и строгими экологическими требованиями при перевозке
грузов автотранспортом за рубежом.
По указанию Шафагата
Фахразовича Тахаутдинова для реализации проекта в январе 2007 года было создано
ООО «Нефтекамский завод шин ЦМК», генеральным инвестором проекта стало ОАО
«Татнефть». Предполагаемая мощность производства – до 1,2 миллиона шин в год.
Общая стоимость проекта составила более 500 миллионов долларов.
Новое производство
позволит создать почти 900 новых рабочих мест и 1 700 в смежных отраслях. По
экспертным оценкам, в 2010 году потребность в ЦМК-шинах достигнет в РФ около
1,7 миллионов штук в год. Именно Нефтекамский завод ЦМК призван утолить острый
голод автопредприятий и автопроизводителей в шинах новой конструкции. Кроме того,
это первое производство ЦМК-шин на территории России, полностью соответствующее
мировым стандартам, подобная масштабная стройка завода с нуля в России сегодня
также не имеет аналогов. Более того - Нефтекамский завод шин ЦМК – самый
крупный, оснащенный самым передовым оборудованием, самыми последними
технологиями производства в Европе и Азии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|