Согласно концепции
федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", проводимые изменения
территориальных основ местного самоуправления направлены на обеспечение
эффективности деятельности муниципальных образований в решении вопросов
местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий. В этой
связи изменились и требования к системе межбюджетных отношений, которые можно
обозначить следующим образом: формирование двух уровней местных бюджетов (районного
и поселенческого); определение перечня собственных полномочий органов власти; введение
субвенций на делегирование государственных полномочий; долгосрочное закрепление
доходов за бюджетами всех уровней; использование принципа объективности при
выравнивании бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов; введение
"отрицательных трансфертов"; установление института временной
финансовой администрации.
К основным
инструментам межбюджетного регулирования относятся:
установление нормативов
отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в вышестоящий бюджет
(бюджет субъекта РФ или муниципального района);
дотации местным бюджетам на
выравнивание их бюджетной обеспеченности через фонды финансовой поддержки и
другая финансовая помощь;
субвенции из бюджетов наиболее
обеспеченных доходами муниципальных образований в вышестоящие бюджеты ("отрицательные
трансферты").
Среди основных мер по повышению
эффективности межбюджетных отношений и качества управления общественными
финансами можно выделить следующие: совершенствование системы формирования и
распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и иных видов
финансовой помощи; развитие мониторинга и контроля реализации федеральных
полномочий, передаваемых региональным и муниципальным органам власти; повышение
значения стимулирующих видов финансовой помощи; предупреждение и ликвидация
последствий чрезвычайных ситуаций, влекущих увеличение бюджетных расходов; повышение
результативности бюджетных расходов и совершенствование среднесрочного
планирования; повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов; расширение
аудита сектора государственного управления на региональном и муниципальном
уровнях; совершенствование законодательства субъектов Федерации и др.
Проводимая реформа местного
самоуправления является одной из самых кардинальных за последнее время. Тем не
менее, предстоит решить еще ряд серьезных проблем в направлении
совершенствования межбюджетных отношений и повышении качества и эффективности
управления региональными и муниципальными финансами.
1.
Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник
/ И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2008. - 486 с.
2.
Богов, Х.М. Развитие межбюджетных отношений и предпосылок экономического
роста [Текст] / Х.М. Богов // Финансы и кредит. - 2007. - № 28. - С.2-10.
3.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 февраля 2007 г).
Особенности применения при формировании бюджетов на 2006-2008 гг. [Текст]. -
Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - 240 с.
4.
Бюджетная система России [Текст]: учебник / под ред.Г.Б. Поляка. - М.: Финансы
и статистика, 2009. - 540 с.
5.
Бюджетная система РФ [Текст]: учебник / О.В. Врублевская [и др.] ; под
ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - 838 с.
6.
Бюджетная система субъектов Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие
/ В.Ю. Наливайский, Н.К. Дворецкова, В.Ф. Костюченко [и др.]. - Ростов н/Д.: РГЭА,
2008.
7.
Вышегородцев, М.М. Управление бюджетом [Текст]: курс лекций / М.М. Вышегородцев.
- М.: Дело и сервис, 2007.
8.
Гвоздикова, А.В. Основные направления бюджетно-налоговой политики в
период реформирования бюджетного процесса в РФ [Текст] / А.В. Гвоздикова, Е.Г. Данченко
// Тенденции развития финансово-кредитного механизма в Российской Федерации: материалы
Юбилейной межвуз. науч.-практ. конференции; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и
сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2009. - С.17-19.
9.
Гвоздикова, А.В. Оценка и перспективы развития системы местного
налогообложения в России [Текст]: монография / А.В. Гвоздикова; Южно-Рос. гос. ун-т
экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2007. - 136 с.: ил.
10.
Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник / А.М.
Годин, Н.С. Максимова, И.В. Подпорина. - М.: Дашков и К, 2008. - 568 с.
11.
Данченко, Е.Г. Налоговая составляющая бюджетов разных уровней [Текст] /
Е.Г. Данченко, А.В. Гвоздикова // Тенденции развития финансово-кредитного
механизма в Российской Федерации: материалы Юбилейной межвуз. науч.-практ. конференции;
Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2009. - С.32-34.
12.
Данченко, Е.Г. Некоторые аспекты новых межбюджетных отношений [Текст] /
Е.Г. Данченко // Вестник гуманитарного института: науч. журнал. - 2008. - С.30-32.
13.
Данченко, Е.Г. Проблемы реализации принципов функционирования бюджетной
системы Российской Федерации [Текст] / Е.Г. Данченко // Тенденции развития
финансово-кредитного механизма в Российской Федерации: сб. науч. трудов; Южно-Рос.
гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2007. - С.48-50.
14.
Данченко, Е.Г. Развитие межбюджетных отношений на субфедеральном уровне
[Текст] / Е.Г. Данченко // Тенденции развития финансово-кредитного механизма в
Российской Федерации: сб. науч. трудов; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса.
- Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. - С.33-34.
15.
Данченко, Е.Г. Формирование местных бюджетов в Российской Федерации [Текст]:
монография / Е.Г. Данченко; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во
ЮРГУЭС, 2008. - 103 с.: ил.
16.
Данченко, Е.Г. Формирование местных бюджетов в условиях развития
бюджетного федерализма / Е.Г. Данченко // Тенденции развития
финансово-кредитного механизма в Российской Федерации: сб. науч. трудов; Южно-Рос.
гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2009. - С.24.
17.
Иванова, О.Б. Совершенствование межбюджетных отношений в условиях
становления бюджетного федерализма [Текст]: науч.-практ. пособие / О.Б. Иванова,
Л.В. Богославцева, Ю.Д. Джамурзаев. - Ростов н/Д., 2007.
18.
Игудин, А.Г. Почему не снижается острота противоречий в межбюджетных
отношениях [Текст] / А.Г. Игудин // Финансы. - 2008. - № 2.
19.
Кирпичников, В.А. Бюджетный федерализм и местное самоуправление [Текст] /
В.А. Кирпичников // Финансы. - 2009. - № 6.
20.
Ковалева, Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации [Текст]:
учеб. пособие / Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. - М.: КНОРУС, 2008. - 208 с.
21.
Костюченко, В.Ф. Реализация принципов межбюджетных отношений
региональными органами федерального казначейства [Текст] / В.Ф. Костюченко, Н.В.
Лазарева // Финансы. - 2009. - № 11.
22.
Лавров, А.М. Переход к новой системе межбюджетных отношений в субъектах
Российской Федерации [Текст] / А.М. Лавров // Финансы. - 2007. - № 9. - С.3-8.
23.
Лексин, В. Стереотипы и реалии бюджетного федерализма [Текст] / В. Лексин,
А. Швецов // Вопросы экономики. - 2009. - № 1.
24.
Россинская, М.В. Финансово-кредитный механизм рационального
природопользования [Текст]: монография / М.В. Россинская, Е.Г. Дан-ченко, Н.В. Адамова;
Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. - 64 с.:
ил.
25.
Сажина, М.А. Бюджетная политика государства [Текст] / М.А. Сажина // Финансы
и кредит. - 2008. - 27. - С.2-12.
26.
Селезнев, А.З. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие
/ А.З. Селезнев; под ред. проф. В.Ю. Катасонова. - М.: Магистр, 2007. - 383 с.
27.
Сомоев, Р.Г. Бюджетный федерализм и развитие межбюджетных отношений в
Российской Федерации [Текст] / Р.Г. Сомоев. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
28.
Сомоев, Р.Г. Дефицит бюджета: принципы, динамика, регулирование [Текст] /
Р.Г. Сомоев. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
29.
Силуанов, А.Г. Межбюджетные отношения: направления совершенствования [Текст]
/ А.Г. Силуанов // Финансы. - 2008. - № 6. - С.3-6.
30.
Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков [Текст] /
Моск. центр ин-та "Восток-Запад". - М.: Диалог-МГУ, 2009. - 235 с.
31.
Федоткин, В. Федерализм и местное самоуправление [Текст] / В. Федоткин
// Вопросы экономики. - 2008. - № 1.
32.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь [Текст] / под общ. ред.А.Г.
Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 1168 с.: ил.
33.
Финансы [Текст]: учебник / под ред.В.М. Родионовой. - М.: Финансы и
статистика, 2008.
34.
Экономическая теория [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений /
под ред.В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 640 с.: ил.
Приложение 1
Динамика основных показателей
бюджетной системы в 2000-2007 гг.
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
Расширенный бюджет
|
Доходы
|
2 727 001
|
3 349 983
|
4 021 786
|
4 836 536
|
6 301 163
|
8 579 637
|
10 625 812
|
13 250 675
|
Расходы
|
2 498 587
|
3 067 926
|
3 917 694
|
4 592 236
|
5 470 889
|
6 820 645
|
8 375 228
|
11 245 768
|
Баланс
|
228 414
|
282 057
|
104 092
|
244 300
|
830 275
|
1 758 992
|
2 250 584
|
2 004 907
|
Консолидированный бюджет
|
Доходы
|
2 091 448
|
2 683 673
|
3 519 228
|
4 138 750
|
5 430 766
|
7 611 586
|
9 459 570
|
11 763 256
|
Расходы
|
1 976 934
|
2 419 350
|
3 422 320
|
3 967 233
|
4 669 548
|
5 941 380
|
7 357 888
|
9 928 930
|
Баланс
|
114 514
|
264 323
|
96 908
|
171 517
|
761 218
|
1 670 207
|
2 101 681
|
1 834 326
|
Первичный баланс
|
391 229
|
508 755
|
340 635
|
412 331
|
970 895
|
1 909 480
|
2 304 235
|
2 009 526
|
Федеральный бюджет
|
Доходы
|
1 132 100
|
1 593 978
|
2 204 728
|
2 586 191
|
3 428 873
|
5 125 093
|
6 278 888
|
7 779 104
|
Расходы
|
1 029 200
|
1 321 903
|
2 012 151
|
2 358 546
|
2 698 867
|
3 512 183
|
4 284 803
|
5 983 036
|
Баланс
|
102 900
|
272 075
|
192 575
|
227 645
|
730 006
|
1 612 910
|
1 994 085
|
1 796 069
|
Первичный баланс
|
0
|
503 180
|
422 242
|
448 534
|
934 736
|
1 821 277
|
2 162 233
|
1 939 154
|
Консолидированные бюджеты регионов
|
Доходы
|
1 065 857
|
1 322 401
|
1 633 648
|
1 930 423
|
2 403 158
|
2 997 559
|
3 797 334
|
4 841 785
|
Расходы
|
1 330 153
|
1 330 153
|
1 687 140
|
1 984 252
|
2 371 947
|
2 940 427
|
3 657 755
|
4 803 308
|
Баланс
|
-264 296
|
-7 752
|
-53 493
|
-53 830
|
31 211
|
57 132
|
139 579
|
38 478
|
Внебюджетные фонды
|
Доходы
|
785 112
|
832 259
|
1 060 914
|
1 256 474
|
1 374 784
|
1 799 514
|
2 321 624
|
2 714 151
|
Расходы
|
665 881
|
820 920
|
1 057 352
|
1 183 691
|
1 305 727
|
1 712 274
|
2 205 194
|
2 543 859
|
Баланс
|
119 231
|
11 339
|
3 562
|
72 783
|
69 057
|
87 240
|
116 430
|
170 292
|
ВВП
|
7 302
|
9 039
|
10 863
|
13 285
|
17 048
|
21 625
|
26 781
|
32 987
|
% ВВП
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
Расширенный бюджет
|
Доходы
|
37,3%
|
37,1%
|
37,0%
|
36,4%
|
37,0%
|
39,7%
|
39,7%
|
40,2%
|
Расходы
|
34,2%
|
33,9%
|
36,1%
|
34,6%
|
32,1%
|
31,5%
|
31,3%
|
34,1%
|
Баланс
|
3,1%
|
3,1%
|
1,0%
|
1,8%
|
4,9%
|
8,1%
|
8,4%
|
6,1%
|
Консолидированный бюджет
|
Доходы
|
28,6%
|
29,7%
|
32,4%
|
31,2%
|
31,9%
|
35,2%
|
35,3%
|
35,7%
|
Расходы
|
27,1%
|
26,8%
|
31,5%
|
29,9%
|
27,4%
|
27,5%
|
27,5%
|
30,1%
|
Баланс
|
1,6%
|
2,9%
|
0,9%
|
1,3%
|
4,5%
|
7,7%
|
7,8%
|
5,6%
|
Первичный баланс
|
5,4%
|
5,6%
|
3,1%
|
3,1%
|
5,7%
|
8,8%
|
8,6%
|
6,1%
|
Федеральный бюджет
|
Доходы
|
15,5%
|
17,6%
|
20,3%
|
19,5%
|
20,1%
|
23,7%
|
23,4%
|
23,6%
|
Расходы
|
14,1%
|
14,6%
|
18,5%
|
17,8%
|
15,8%
|
16,2%
|
16,0%
|
18,1%
|
Баланс
|
1,4%
|
3,0%
|
1,8%
|
1,7%
|
4,3%
|
7,5%
|
7,4%
|
5,4%
|
Первичный баланс
|
0,0%
|
5,6%
|
3,9%
|
3,4%
|
5.5%
|
8,4%
|
8,1%
|
5,9%
|
Консолидированные бюджеты регионов
|
Доходы
|
14,6%
|
14,6%
|
15,0%
|
14,5%
|
14,1%
|
13,9%
|
14,2%
|
14,7%
|
Расходы
|
18,2%
|
14,7%
|
15,5%
|
14,9%
|
13,9%
|
13,6%
|
13,7%
|
14,6%
|
Баланс
|
-3,6%
|
-0,1%
|
-0,5%
|
-0,4%
|
0,2%
|
0,3%
|
0,5%
|
0,1%
|
Внебюджетные фонды
|
Доходы
|
10,8%
|
9,2%
|
9,8%
|
9,5%
|
8,1%
|
8,3%
|
8,7%
|
8,2%
|
Расходы
|
9,1%
|
9,1%
|
9,7%
|
8,9%
|
7,7%
|
7,9%
|
8,2%
|
7,7%
|
Баланс
|
1,6%
|
0,1%
|
0,0%
|
0,5%
|
0,4%
|
0,4%
|
0,4%
|
0,5%
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|