Приложение 2
Классификация
исторических этапов развития межбюджетных отношений в России [17]
1 ЭТАП - до Революции 1917 г., развитие бюджетных отношений. Включает
три периода
|
1 период
|
До XVIII в. Зарождение бюджетных
отношений. Налоги поступают в казну со всей территории государства. Государственные
доходы не отделены от доходов государя. Нет единой системы финансовых органов.
|
2 период
|
XVIII в. Характеризуется двумя
петровскими финансовыми преобразованиями. С 1703 г. доходная часть бюджета
формируется за счет постоянных доходных источников, прежде всего, оброчных
сборов, что направлено на обеспечение устойчивости бюджета. С 1715 г. начинаются
изменения в управлении финансами. Формируются независимые самостоятельные
централизованные учреждения - коллегии.
|
3 период
|
Начало XIX в. до революции 1917 г. Учреждено
Министерство Финансов России, что свидетельствует о централизованном
управлении финансами. Россия в экономическом развитии отстает от мировых
стран. Первая мировая война приводит к росту расходов и бюджетному дефициту.
|
2 ЭТАП - с 1917 г. по 1990 г., советский этап развития
межбюджетных отношений.
В целом сохраняется преемственность централизованного управления
бюджетными отношениями. Можно выделить восемь периодов, обусловленных
проводимой Правительством финансовой политикой
|
1 период
|
1917-1920 гг. Национализация банков, предприятий. Организация
двухуровневой бюджетной системы: государственный и местные бюджеты. Значительная
подчиненность местных бюджетов государственному.
|
2 период
|
1921 г. политика военного коммунизма. Нарушение
товарно-денежного оборота, кризис финансовых отношений, по существу,
ликвидация доходной части бюджета, переход к единому общегосударственному
бюджету.
|
3 период
|
1921-1924 гг. Новая экономическая политика. В условиях бюджетного
дефицита и сметно-бюджетного финансирования промышленности для обслуживания
всего производственного потенциала не хватало сырьевых, топливных и
финансовых ресурсов. Осуществлен возврат к двухуровневой бюджетной системе,
разграничение доходов и расходов между бюджетами.
|
4 период
|
С середины 20-х гг. до налоговой реформы 1930 г. В результате
образования СССР организована трехуровневая бюджетная система.
До 1927 г. формировались ориентировочные бюджеты. Основной
способ регулирования межбюджетных отношений - отчисления от государственных
налогов и доходов. Для этого периода характерно интенсивное образование
местных бюджетов с тенденцией их децентрализации.
|
5 период
|
1930-1940 гг. Влияние налоговой реформы 1930 г. на укрепление
доходов местных бюджетов. Изменяется состав регулирующих доходов. Субвенции
отменены, так как они не отвечают требованиям плановой экономики. С 1938 г. местные
бюджеты утверждаются в составе государственного бюджета.
|
6 период
|
1941-1945 гг. Великая отечественная война. Все бюджетные
средства используются согласно военному времени. Осуществляется их
централизованное формирование и распределение.
|
7 период
|
1945-1965 гг. Восстановление бюджетных отношений. Самостоятельность
местных бюджетов отсутствует, взаимоотношения с центром строятся на
индивидуальной основе. Отсутствует долговременная бюджетная политика.
|
8 период
|
1965-1990 гг. Проводится политика самостоятельности регионов, но
межбюджетные отношения по существу не менялись и носили централизованный
характер.
|
3 ЭТАП - с 1990 г. по настоящее время, становление и развитие
бюджетного федерализма. Включает два периода.
|
1 период
|
1990-1994 гг. Переходный период. Распад СССР. Формирование
звеньев бюджетной системы России. Формирование доходов бюджетов на основании
налоговых законов. Новые теоретические разработки в области совершенствования
межбюджетных отношений на принципах федерализма.
|
2 период
|
С 1994 г. по настоящее время. Развитие бюджетного федерализма.
|
Приложение 3
Формы, используемые
в системе межбюджетных отношений в Российской Федерации [32]
Характеристика
|
Фонд финансовой поддержки
регионов
|
Фонд компенсаций
|
Фонд
софинансирования
социальных расходов
|
Фонд регионального развития
|
Фонд реформирования региональных
и муниципальных
финансов
|
Бюджетные кредиты
|
Цель
|
Выравнивание бюджетной обеспеченности по текущим расходам
|
Финансирование мандатов, гарантированных федеральными законами (социальные
пособия и льготы населению)
|
Финансирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной
сфере
|
Поддержка развития региональной инфраструктуры
|
Содействие проведению бюджетных реформ
|
Решение финансовых проблем
|
Принцип распределения
|
С учетом оценки налогового потенциала и нормативных расходов
|
На основе численности лиц, имеющих право на получение социальной
помощи (льгот)
|
На основе нормативных расходов и их частичного возмещения (с
оценкой хода реформ)
|
На основе конкурсного отбора инвестиционных проектов
|
Конкурс программ реформирования финансов с учетом результатов их
проведения
|
По проектам
|
Тип финансовой помощи
|
Дотации (с выделением средств с особыми условиями перечисления и
(или) использования)
|
Субвенция на финансирование федеральных обязательств
|
Субсидия (долевая) на определенную функциональную статью
расходов (отрасль)
|
Субсидия (как правило, долевая) на финансирование инвестиционных
проектов и программ
|
Субсидия (субвенция) на определенный тип (направление) расходов
|
Кредиты (возвратность, платность)
|
Условия предоставления
|
Для высокодотационных регионов - кассовое обслуживание бюджетов
Федеральным Казначейством
|
Целевое использование средств
|
Уровень расходов не ниже нормативного и выполнение программ
реформ
|
Софинансирование
|
Реализация программы реформ
|
Отсутствие просроченной задолженности по кредитам
|
Время введения
в действие
|
С 1994 г.
|
С 2001 г.
|
2003-2004 гг.
|
С 2000 г. Новый механизм введен в 2002-2004 гг.
С 2005 г. Фонд ориентирован также на муниципальный уровень
|
С 2001 г., с 2005 г. в конкурсах участвуют муниципальные
образования
|
С 90-х гг.
|
Приложение 4
Дифференциация социально-экономического
положения регионов России [26]
Субъекты РФ
|
Год
|
ВРП (с учетом уровня покупательной
способности)
на душу
населения,
тыс. руб.
|
Объем
внешне-торгового
оборота
на душу
населения,
тыс. долл. США
|
Финансовая
обеспеченность
региона
(с учетом
уровня покупательной
способности) на душу
населения,
тыс. руб.
|
Объем
инвестиций
в основной
капитал
на душу
населения,
тыс. руб.
|
Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых
в экономике,
% к общей численности занятых
в экономике
|
Основные
фонды отраслей экономики
(по полной балансовой стоимости, с учетом степени удорожания
капитальных затрат) на душу населения, тыс. руб.
|
Уровень регистрируемой безработицы,% к экономически активному
населению
|
Обеспеченность местами детей, находящимися в дошкольных
учреждениях, детей дошкольного возраста на 100 мест
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Регионы с высоким уровнем социально-экономического развития
|
Москва
|
2004
|
194,79
|
7,83
|
26,65
|
30,57
|
30,26
|
407,89
|
0,8
|
70,4
|
2006
|
268, 19
|
4,22
|
34,17
|
22,76
|
31,78
|
514,60
|
0,64
|
69,0
|
Смоленская обл.
|
2004
|
65,48
|
0,72
|
10,74
|
10,04
|
4,79
|
195,28
|
0,9
|
73,0
|
2006
|
90,34
|
1,21
|
14,63
|
10,48
|
5,17
|
199,64
|
0,97
|
73,0
|
Регионы с уровнем социально-экономического развития выше
среднего
|
Свердловская обл.
|
2004
|
88,05
|
1,41
|
12,41
|
11,77
|
11,04
|
237,06
|
2,00
|
80,0
|
2006
|
132,86
|
1,65
|
18,14
|
17,52
|
11.17
|
352,84
|
1,92
|
77,0
|
Челябинская обл.
|
2004
|
91,55
|
1,66
|
13,77
|
10,59
|
8,83
|
236,87
|
2,4
|
73,0
|
2006
|
135,56
|
2,4
|
19,71
|
14,63
|
10,03
|
329,32
|
1,79
|
71,0
|
Регионы со средним уровнем социально-экономического развития
|
Оренбургская обл.
|
2004
|
86,36
|
1,04
|
13,07
|
9,66
|
11,81
|
151,00
|
0,8
|
70,5
|
2006
|
114,46
|
1,15
|
16,57
|
13,74
|
11,8
|
163,64
|
1,11
|
70,5
|
Ростовская обл.
|
2004
|
61,4
|
0,74
|
9,58
|
7,69
|
9.29
|
111,26
|
1,7
|
63,0
|
2006
|
86,45
|
0,93
|
13,16
|
10,84
|
9,48
|
131,03
|
2,08
|
63,0
|
Регионы с уровнем социально-экономического развития ниже
среднего
|
Архангельская обл.
|
2004
|
68,02
|
0,75
|
12,72
|
6,05
|
5,3
|
155,41
|
2,6
|
78,5
|
2006
|
85,75
|
0,66
|
15,27
|
8,26
|
5,41
|
239,3
|
3,11
|
79,5
|
Кировская обл.
|
2004
|
55,8
|
0,28
|
10,78
|
6,33
|
8,25
|
168,03
|
3,7
|
74,2
|
2006
|
71,15
|
0,31
|
13,16
|
8,95
|
9,36
|
167,5
|
3,23
|
73,7
|
Регионы с низким уровнем социально-экономического развития
|
Владимирская обл.
|
2004
|
58,89
|
0,28
|
10,48
|
8,02
|
7,86
|
187,86
|
2,4
|
96,0
|
|
2006
|
75,45
|
0,33
|
1,34
|
10,8
|
262,95
|
262,95
|
2,58
|
98,0
|
Эвенский
автономный округ
|
2004
|
64,45
|
0
|
155,95
|
24,84
|
2,11
|
58,79
|
5,1
|
85,0
|
|
2006
|
78,58
|
0
|
195,63
|
44,8
|
2,0
|
159,18
|
5,26
|
100,0
|
Регионы с крайне низким уровнем социально-экономического
развития
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чеченская Республика
|
2004
|
11,59
|
н. д.
|
35,81
|
3,13
|
6,21
|
50,64
|
62,0
|
3,5
|
|
2006
|
35,8
|
н. д.
|
91,68
|
22,72
|
6,83
|
86,96
|
60,49
|
3,5
|
Примечания:
1. ВРП - валовой региональный продукт.
2. По приведенным регионам даны максимальные и минимальные
значения.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|