рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации



Приложение 2


Классификация исторических этапов развития межбюджетных отношений в России [17]

1 ЭТАП - до Революции 1917 г., развитие бюджетных отношений. Включает три периода


1 период

До XVIII в. Зарождение бюджетных отношений. Налоги поступают в казну со всей территории государства. Государственные доходы не отделены от доходов государя. Нет единой системы финансовых органов.


2 период

XVIII в. Характеризуется двумя петровскими финансовыми преобразованиями. С 1703 г. доходная часть бюджета формируется за счет постоянных доходных источников, прежде всего, оброчных сборов, что направлено на обеспечение устойчивости бюджета. С 1715 г. начинаются изменения в управлении финансами. Формируются независимые самостоятельные централизованные учреждения - коллегии.


3 период

Начало XIX в. до революции 1917 г. Учреждено Министерство Финансов России, что свидетельствует о централизованном управлении финансами. Россия в экономическом развитии отстает от мировых стран. Первая мировая война приводит к росту расходов и бюджетному дефициту.

2 ЭТАП - с 1917 г. по 1990 г., советский этап развития межбюджетных отношений.

В целом сохраняется преемственность централизованного управления бюджетными отношениями. Можно выделить восемь периодов, обусловленных проводимой Правительством финансовой политикой


1 период

1917-1920 гг. Национализация банков, предприятий. Организация двухуровневой бюджетной системы: государственный и местные бюджеты. Значительная подчиненность местных бюджетов государственному.


2 период

1921 г. политика военного коммунизма. Нарушение товарно-денежного оборота, кризис финансовых отношений, по существу, ликвидация доходной части бюджета, переход к единому общегосударственному бюджету.


3 период

1921-1924 гг. Новая экономическая политика. В условиях бюджетного дефицита и сметно-бюджетного финансирования промышленности для обслуживания всего производственного потенциала не хватало сырьевых, топливных и финансовых ресурсов. Осуществлен возврат к двухуровневой бюджетной системе, разграничение доходов и расходов между бюджетами.


4 период

 С середины 20-х гг. до налоговой реформы 1930 г. В результате образования СССР организована трехуровневая бюджетная система.

До 1927 г. формировались ориентировочные бюджеты. Основной способ регулирования межбюджетных отношений - отчисления от государственных налогов и доходов. Для этого периода характерно интенсивное образование местных бюджетов с тенденцией их децентрализации.


5 период

1930-1940 гг. Влияние налоговой реформы 1930 г. на укрепление доходов местных бюджетов. Изменяется состав регулирующих доходов. Субвенции отменены, так как они не отвечают требованиям плановой экономики. С 1938 г. местные бюджеты утверждаются в составе государственного бюджета.


6 период

1941-1945 гг. Великая отечественная война. Все бюджетные средства используются согласно военному времени. Осуществляется их централизованное формирование и распределение.


7 период

1945-1965 гг. Восстановление бюджетных отношений. Самостоятельность местных бюджетов отсутствует, взаимоотношения с центром строятся на индивидуальной основе. Отсутствует долговременная бюджетная политика.

8 период

1965-1990 гг. Проводится политика самостоятельности регионов, но межбюджетные отношения по существу не менялись и носили централизованный характер.

3 ЭТАП - с 1990 г. по настоящее время, становление и развитие бюджетного федерализма. Включает два периода.


1 период

1990-1994 гг. Переходный период. Распад СССР. Формирование звеньев бюджетной системы России. Формирование доходов бюджетов на основании налоговых законов. Новые теоретические разработки в области совершенствования межбюджетных отношений на принципах федерализма.

2 период

С 1994 г. по настоящее время. Развитие бюджетного федерализма.

 


Приложение 3


Формы, используемые в системе межбюджетных отношений в Российской Федерации [32]

Характеристика

Фонд финансовой поддержки

регионов

Фонд компенсаций

Фонд

софинансирования

социальных расходов

Фонд регионального развития

Фонд реформирования региональных

и муниципальных

финансов

Бюджетные кредиты

Цель

Выравнивание бюджетной обеспеченности по текущим расходам

Финансирование мандатов, гарантированных федеральными законами (социальные пособия и льготы населению)

Финансирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере

Поддержка развития региональной инфраструктуры

Содействие проведению бюджетных реформ

Решение финансовых проблем

Принцип распределения

С учетом оценки налогового потенциала и нормативных расходов

На основе численности лиц, имеющих право на получение социальной помощи (льгот)

На основе нормативных расходов и их частичного возмещения (с оценкой хода реформ)

На основе конкурсного отбора инвестиционных проектов

Конкурс программ реформирования финансов с учетом результатов их проведения

По проектам

Тип финансовой помощи

Дотации (с выделением средств с особыми условиями перечисления и (или) использования)

Субвенция на финансирование федеральных обязательств

Субсидия (долевая) на определенную функциональную статью расходов (отрасль)

Субсидия (как правило, долевая) на финансирование инвестиционных проектов и программ

Субсидия (субвенция) на определенный тип (направление) расходов

Кредиты (возвратность, платность)

Условия предоставления

Для высокодотационных регионов - кассовое обслуживание бюджетов Федеральным Казначейством

Целевое использование средств

Уровень расходов не ниже нормативного и выполнение программ реформ

Софинансирование

Реализация программы реформ

Отсутствие просроченной задолженности по кредитам

Время введения

в действие

С 1994 г.

С 2001 г.

2003-2004 гг.

С 2000 г. Новый механизм введен в 2002-2004 гг.

С 2005 г. Фонд ориентирован также на муниципальный уровень

С 2001 г., с 2005 г. в конкурсах участвуют муниципальные образования

С 90-х гг.



Приложение 4


Дифференциация социально-экономического положения регионов России [26]

Субъекты РФ

Год

ВРП (с учетом уровня покупательной

способности)

на душу

населения,

тыс. руб.

Объем

внешне-торгового

оборота

на душу

населения,

тыс. долл. США

Финансовая

обеспеченность

региона

(с учетом

уровня покупательной

способности) на душу

населения,

тыс. руб.

Объем

инвестиций

в основной

капитал

на душу

населения,

тыс. руб.

Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых

в экономике,

% к общей численности занятых

в экономике

Основные

фонды отраслей экономики

(по полной балансовой стоимости, с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения, тыс. руб.

Уровень регистрируемой безработицы,% к экономически активному населению

Обеспеченность местами детей, находящимися в дошкольных учреждениях, детей дошкольного возраста на 100 мест

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Регионы с высоким уровнем социально-экономического развития

Москва

2004

194,79

7,83

26,65

30,57

30,26

407,89

0,8

70,4

2006

268, 19

4,22

34,17

22,76

31,78

514,60

0,64

69,0

Смоленская обл.

2004

65,48

0,72

10,74

10,04

4,79

195,28

0,9

73,0

2006

90,34

1,21

14,63

10,48

5,17

199,64

0,97

73,0

Регионы с уровнем социально-экономического развития выше среднего

Свердловская обл.

2004

88,05

1,41

12,41

11,77

11,04

237,06

2,00

80,0

2006

132,86

1,65

18,14

17,52

11.17

352,84

1,92

77,0

Челябинская обл.

2004

91,55

1,66

13,77

10,59

8,83

236,87

2,4

73,0

2006

135,56

2,4

19,71

14,63

10,03

329,32

1,79

71,0

Регионы со средним уровнем социально-экономического развития

Оренбургская обл.

2004

86,36

1,04

13,07

9,66

11,81

151,00

0,8

70,5

2006

114,46

1,15

16,57

13,74

11,8

163,64

1,11

70,5

Ростовская обл.

2004

61,4

0,74

9,58

7,69

9.29

111,26

1,7

63,0

2006

86,45

0,93

13,16

10,84

9,48

131,03

2,08

63,0

Регионы с уровнем социально-экономического развития ниже среднего

Архангельская обл.

2004

68,02

0,75

12,72

6,05

5,3

155,41

2,6

78,5

2006

85,75

0,66

15,27

8,26

5,41

239,3

3,11

79,5

Кировская обл.

2004

55,8

0,28

10,78

6,33

8,25

168,03

3,7

74,2

2006

71,15

0,31

13,16

8,95

9,36

167,5

3,23

73,7

Регионы с низким уровнем социально-экономического развития

Владимирская обл.

2004

58,89

0,28

10,48

8,02

7,86

187,86

2,4

96,0


2006

75,45

0,33

1,34

10,8

262,95

262,95

2,58

98,0

Эвенский

автономный округ

2004

64,45

0

155,95

24,84

2,11

58,79

5,1

85,0


2006

78,58

0

195,63

44,8

2,0

159,18

5,26

100,0

Регионы с крайне низким уровнем социально-экономического развития










Чеченская Республика

2004

11,59

н. д.

35,81

3,13

6,21

50,64

62,0

3,5


2006

35,8

н. д.

91,68

22,72

6,83

86,96

60,49

3,5

Примечания:

1. ВРП - валовой региональный продукт.

2. По приведенным регионам даны максимальные и минимальные значения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.